Функции социальной экспертизы
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Область практического использования социальной экспертизы (ситуации и этапы управленческого цикла), её прикладное значение хорошо иллюстрируются перечнем функций, которая она исполняет в процессе управления. Исходя из общей целевой направленности многочисленные и разнообразные функции социальной экспертизы можно объединить в три группы: . Информационные функции (восполняющие недостаток и / или генерирующие новую информацию о социальных процессах, подвергающихся регулированию управленческим воздействием): диагностическая функция - анализ и диагноз состояния объекта на момент проведения социальной экспертизы. Направлена на выявление проблемных областей, формируемых отклонениями фактических характеристик текущего состояния и вектора развития от желательных или нормативных на основе сопоставлений с социальными критериями или запланированными промежуточными и итоговыми социальными эффектами реализации управленческих действий (проектов); установления социальных сил и общностей, чьи интересы затрагиваются развитием социального объекта. Данная функция может выполняться как до принятия решения, так и во время, и после его реализации. информационно-контрольная функция - исследование достаточности и достоверности информации о социальном объекте и его окружении, а в случае её отсутствия или искажения - коррекция информации. прогностическая функция - выявление возможных состояний социального объекта в кратко-, средне- и долго-срочной перспективе, сценарии их достижения, учитывающие социальные издержки, в т. ч. связанные с нарушением интересов «внешних» по отношению к объекту социальных сил и общностей.
проектировочная функция - разработка рекомендаций по решению управленческой задачи: конструирование желаемого варианта решения социальной проблемы, исходя из намечаемых целей и с учётом доступных ресурсов, или развитие исследуемых управленческих проектов, основанное на выявлении дополнительно потенциальных возможностей и проблем, а также неиспользованных ресурсов. . Управленческие функции - обеспечивающие процесс принятия и реализации управленческого решения по разработанным проектам: оценочная функция - представляющая аргументы для принятия и корректировки управленческого решения по разработанным документам и промежуточным результатам их реализации на основе установления меры соответствия интересам людей, попадающих под их воздействие. арбитражная функция - обоснование лучшего выбора среди альтернативных решений или согласование позиций в случае возникновения конфликтных интересов в ходе разработки и реализации управленческих решений. . Поддерживающие функции - обеспечивающие благоприятное восприятие предпринимаемых управленческих усилий социальными силами и общностями, чьи интересы затрагиваются проектом: защитная функция - предоставляет аргументы (включая авторитет экспертов) в противостоянии давлению внешних сил (решениям или проектам решений выше- и нижестоящих органов, других участников социального управления). легитимная функция - создание условий для общественного или/и административного признания проекта, поддержки проекта и его дальнейшего распространения. Следует отметить, что названные функции можно разделить на простые и комплексные. Простые функции - те, которые могут использоваться автономно (например, диагностическая, информационно-контрольная). Сложные (комплексные) функции - те, которые включают в себя комплекс процедур, соответствующих реализации иных функций, например, выполнение прогностической функции имеет неотъемлемым внутренним моментом своей реализации проведение диагностики, а проектировочная, соответственно, осуществление прогностической и диагностической функций.
В настоящее время достаточно широко используется оценочная функция социальной экспертизы (по разработанным управленческим проектам). При этом актуальными направлениями развития практики социальной экспертизы становится её более активное использование как инструмента: социального проектирования (в государственной и негосударственной сфере), которое сегодня становится ведущей процедурой социального управления; конкурентного распределения ресурсов, в т. ч. государственных, для усиления целевой направленности их использования. Заключение В данной контрольной работе рассматривалась социальная экспертиза, которая в ряду прочих видов экспертиз занимает особое место. Связанная с социальными объектами и проблемами, она получает широкое применение ввиду широкого круга различных управленческих решений, имеющих явные и скрытые социальные последствия. Общая задача социальной экспертизы состоит в том, чтобы оценивать воздействие политических, технических, экономических, социальных новаций на положение населения в целом или его отдельных социальных групп. Несмотря на широкое применение и востребованность социальной экспертизы, ее методологическое и методическое оформление, а также нормативное и правовое обеспечение в нашей стране находятся все еще в стадии разработки. Организационные модели социальной экспертизы в работе рассмотрены как инструмент совершенствования управления социальной сферой. Показаны основные положения в организации и методическом обеспечении социальной экспертизы, выявлено её место в управлении, т.е. как с точки зрения её использования на отдельных этапах разработки, принятия и реализации управленческих решений, так и с точки зрения значимости применения социальной экспертизы для повышения обоснованности и результативности этих решений. Область практического использования социальной экспертизы её прикладное значение в контрольной работе иллюстрируются перечнем функций, которые она исполняет в процессе управления. Разнообразие используемых организационных моделей социальной экспертизы обусловлено различием задач, которые ставятся перед социальной экспертизой в каждом конкретном случае управленческой практики, а также различие её ресурсного обеспечения (финансового, материально-технического, информационного, кадрового и т.д.) и отражено в трёх основных организационных моделях описанных в данной контрольной работе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|