Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когнитивная модель депрессии




 

Несмотря на то, что депрессия относится к расстройствам аффективного спектра, считается, что ключевым компонентом в постановке диагноза и соответственно проведении лечения является наличие специфических когниций. Аарон Бек предлагает на основе экспериментальных и клинических данных когнитивную модель депрессии. Когнитивная модель содержит три специфичных понятия, объясняющих психологическую структуру депрессии:

) когнитивная триада,

) схемы и 3) когнитивные ошибки (неправильная обработка информации).

Когнитивная триада включает следующие компоненты: во-первых, негативное отношением пациента к собственной дефектной личности, никчемность собственной персоны, самообвинение; во-вторых, это склонность к негативной интерпретации своего текущего опыта, постоянные потери, поражения; в третьих, это негативное отношение к собственному будущему, которое видится как бесконечная череда неудач и страданий.

Второе ключевое понятие когнитивной теории заключается в том, что структура депрессивного мышления представляет собой некую схему. Схема - это своего рода форма для отсеивания информации в когнитивное образование (вербальное или образное представление). В соответствии с активированной схемой индивид дифференцирует, кодирует информацию, поступающую извне и категоризирует и оценивает происходящее, руководствуясь имеющейся у него матрицей схем. В психопатологических состояниях, подобных депрессии, у человека нарушается восприятие стимулов; он искажает факты или воспринимает только те из них, которые вписываются в доминирующие в его сознании дисфункциональные схемы. По мере нарастания депрессивного состояния, схемы начинают активироваться все большим количеством стимулов, даже теми, к которым они раньше были устойчивы. Пациент почти утрачивает контроль над своими мыслительными процессами и не в состоянии задействовать более адекватные схемы. Депрессивное когнитивное формирование может быть настолько независимым от внешней стимуляции, что индивид становится абсолютно нечувствительным к изменениям, происходящим в его непосредственном окружении. Когнитивные схемы обладают структурными свойствами - стабильностью и прочностью.

Третий компонент когнитивной теории - это систематические ошибки мышления депрессивного пациента, из-за которых сохраняется убежденность пациента в достоверности его негативных идей. К ним относятся:

. Произвольные умозаключения: пациент делает выводы и умозаключения при отсутствии фактов, поддерживающих эти заключения, или вопреки наличию противоположных фактов.

. Избирательное абстрагирование: пациент строит свои заключения, основываясь на каком-то одном, вырванном из контекста фрагменте ситуации, игнорируя ее более существенные аспекты.

. Генерализация: пациент выводит общее правило или делает глобальные выводы на основании одного или нескольких изолированных событий.

. Переоценивание и недооценивание: ошибки, допускаемые при оценке важности события, столь велики, что приводят к извращению фактов.

. Персонализация: пациент склонен соотносить внешние события с собственной персоной без каких-либо оснований.

6. Абсолютизм, дихотомизм мышления: пациент склонен мыслить крайностями, делить события, людей, поступки и т.д. на две противоположные категории. Говоря о себе, пациент обычно выбирает негативную категорию.

Все другие симптомы депрессивного синдрома (аффективные, психомоторные) рассматриваются в когнитивной модели как последствия активации вышеназванных негативных паттернов. Ошибочные суждения пациента вызывают столь же негативную эмоциональную реакцию, как и в случае реально существующей ситуации. [Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. 2003]

 

Психоаналитические теории

 

Применительно к психодинамическому пониманию эндогенных и невротических депрессиймногие вопросы рассматривались еще З. Фрейдом [1990; 1991; 1998], а позднее - Х. Кохутом [2002].

Психодинамическая модель депрессии З. Фрейда состоит в признании сложной реакции индивида на потерю (реальную или воображаемую) значимого объекта; сочетание агрессии к потерянному объекту и невозможности ее выразить, так как это приведет к обесцениванию значимого лица. Выходом из этой ситуации является формирование защитного механизма в виде "интроекции", что приводит к перенаправлению агрессии с объекта вовнутрь индивида. Неосознаваемый процесс перевода агрессии на себя на клиническом уровне соответствует проявлениям депрессии, самообвинению, самоуничижению, проявлению суицидальных тенденций.

Психодинамическая модель депрессии, основанная на концепции психологии самости Х. Кохута, постулирует, что психологическое равновесие основано на комбинации регуляторных возможностей как внутри самого индивида, так и возможностей, получаемых от важных межличностных отношений. При потере источника внешней поддержки может быть нарушена целостность "Я", что соотносится с возникновением депрессии. Цель лечения в данном случае - восстановление внешней поддержки, ведущее к восстановлению целостности "Я" и внутренней регуляции.

Однако внутренняя потеря регуляции может быть следствием нарциссической травмы, нарушения самоуважения с последующей фрагментацией, раздробленностью "Я", что также соотносится на клиническом уровне с депрессией. В данном случае цель лечения состоит в возвращении к предыдущему состоянию целостности "Я" - либо через развитие нового, либо реформирование измененного "Я".

Кросс-культурные аспекты

В последние годы проводится все больше работ по изучению кросс-культурных аспектов депрессии, особенно в областях сравнительной эпидемиологии. Согласно данным эпидемиологических исследований, депрессия в западных странах встречается чаще, чем в других странах мира. Однако точность получаемых при этом данных во многих случаях ставится под сомнение из-за различия в критериях постановки диагноза среди разных культур, например, чувство вины, экзистенциальное отчаяние и негативная самооценка не является критерием для постановки диагноза не в западных странах. В не западных странах депрессия чаще проявляется через соматизацию. Культура также играет важную роль в лечении депрессии, поскольку она оказывает влияние на процесс обследования и диагностики, а также на ожидания врача и больного, на стиль коммуникации и концепции здоровья и болезни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...