Информационные и аналитические жанры тележурналистики
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание
Введение . Особенности жанра информационно-аналитических программ Информационные и аналитические жанры тележурналистики Становление жанра информационно-аналитических программ . Особенности формирования образа ведущего информационно-аналитических программ социальной направленности «Времена» (Первый канал) с В. Познером Программа «Вести недели» (канал «Россия») Заключение Список используемой литературы
Введение
Современную систему средств массовой коммуникации, и телевидение в частности, отличает особая динамичность развития. Оно претерпело изменения по структуре и финансированию, расширилось его функциональное назначение. Эпоха «нового» телевидения началась в России в 1991 г., явившись результатом тех коренных преобразований, которые произошли в политике и экономике страны. Телевидение стало первым из всех средств массовой информации, перестроившим свою работу в соответствии с новыми требованиями. Новости из простого набора актуальных событий, произошедших за определенный промежуток времени, превратились в товар, требующий как конкурентоспособного уровня качества (новизны, оперативности, оригинальности и других факторов), так и яркой рекламы. Особым типом телепрограмм является информационно-аналитическая программа, в которой за определенный промежуток времени (неделя) представлена обобщенная, систематизированная информация и анализ произошедших событий, которые имеют общественно значимый интерес для зрительской аудитории. Подробно анализируя факты, выявляя причинно-следственные связи, информационно-аналитическая программа представляет зрителю событие таким, каким оно войдет в историю, составляет представление о мире сегодняшнем и о том, в какую сторону он может измениться завтра. Информационную политику канала зритель воспринимает через призму информационно-аналитических программ. Вопрос о том, кто имеет право обращаться к аудитории от своего имени, возник уже тогда, когда телевидение только начинало готовить своих собственных профессиональных творческих работников, ведь зрители сознательно или бессознательно отождествляют и персонифицируют воспринимаемую с телеэкрана информацию с тем человеком, который её передает. Тележурналист, выступающий перед обширной аудиторией, облекается огромной ответственностью: на него смотрит и его слушает почти вся страна, его слова могут оказать мощное воздействие на сознание людей, на их взгляды, понимание ими тех или иных явлений жизни. Следовательно, особое значение приобретают человеческие и профессиональные качества телеведущего, его способность вызвать полное доверие и уважение у зрителей, а также привлекать к конкретной информационно-аналитической программе.
В данной курсовой работе я попыталась рассмотреть образы ведущих информационно-аналитических программ, а так же особенности формирования образов. В первой части данной работы мы рассмотрим особенности жанра информационно-аналитических программ, а так же становление этого жанра на телевидении. Вторая часть курсовой посвящена двум федеральным каналам: «Вести недели» («Россия»), «Времени» (ОРТ).
Особенности жанра информационно-аналитических программ Информационные и аналитические жанры тележурналистики
Становление и развитие, возникновение новых и отмирание старых жанров - процесс исторически неизбежный. Практика развития отечественного телевидения убеждает в несостоятельности какой-либо раз навсегда данной, застывшей жанровой схемы. «Телевидение, - пишет Э.Г. Багиров, - по самой своей природе постоянно соотносит, соизмеряет, сопоставляет такие системы жанров, которые вне телевидения функционируют (и изучаются) порознь, изолированно» [3, с. 188]. Развитие жанров телевидения - это еще и процесс освоения специфических изобразительных возможностей, предоставляемых творчеству техникой. Новые технические возможности зачастую приводят к появлению новых для телевидения жанров. Так, например, в таких «фирменных блюдах» программы «Намедни» с Л. Парфеновым, как монти-пайтон, интервью-клип активно использовались возможности монтажа. Монти-пайтон - это «вживление» анимированных образов в документальные кадры. Интервью-клип - короткое аудиовизуальное произведение, рассчитанное, прежде всего, на эмоциональное восприятие. И хотя «Намедни» прекратили свое существование, влияние программы на отечественное телевидение продолжается, т.к. концепции и приемы, разработанные в ней, сегодня используются многими журналистами» [5, с. 33]. Своей главной задачей разработчики передачи «Намедни» объявили создание «панорамы главных новостей недели, их экспресс-анализ, обсуждение, выявление причинно-следственных связей и тенденций». В этой задаче нет ничего неожиданного или революционного. Нетипичными для российского телевидения были методы предъявления информации, положенные в основу концепции программы, такие как сокращение времени сюжета, метафорически-образная трактовка событий, «овеществление» новости, повышенный интерес к деталям, нетипичным героям и нетипическим обстоятельствам.
Поскольку информационно-аналитические телевизионные программы с точки зрения жанровой специфики представляют собой синтез различных жанров информационной и аналитической публицистики, то представляется вполне целесообразным рассмотреть некоторые их особенности, определяющие художественное своеобразие данного типа программ. Одним из традиционных и в то же время весьма активно развивающихся является жанр репортажа, цель которого оперативно, динамично и достоверно рассказать «историю события», причем репортер выступает как свидетель или участник этого события. В телерепортаже телекамеры как бы наблюдают саму жизнь; а репортер смотрит на событие глазами телезрителя, так же, как и он, переживая волнение первой встречи с событием. Понятно, что в данном случае описательная функция осуществляется камерами, репортер же становится комментатором, анализирующим развивающееся действие. Репортаж телевизионный - это, используя известное выражение уже не в переносном, а в прямом смысле слова - «жизнь в формах самой жизни». Наблюдая процессы реальной действительности в их возникновении, становлении и развитии, репортер создает особое состояние сопричастности, психологического и эмоционального соучастия аудитории. Это состояние называют «эффектом присутствия», и его также следует считать одним из основных признаков жанра. «Эффект присутствия» возникает у аудитории не только вследствие восприятия зрительного образа настоящего, но и в результате усилий журналиста, ведущего репортаж. За исключением трансляций, телерепортаж несет на себе печать активного отношения журналиста к происходящему. См.: Багиров Э. Г., Борецкий Р. А, Юровский А. Я. Основы телевизионной журналистики: Учебное пособие - М.: Изд-во МГУ, 1987. - С. 188. Это жанр персонифицированный, явление личностной журналистики. Камеры, несущие поток изображений, выполняют функцию собственно информационную, репортер обращен к оценке, разъяснению событий. Итак, телевизионный репортаж - это показ события, происходящий в реальном времени ипространстве. В период становления репортажа (50-е годы) к этому жанру пытались отнести и «выступление репортера» с рассказом об имевшем место событии, и «коллективную беседу» свидетелей события, и «дискуссию за круглым столом»; пытались даже определить и «репортаж-лекцию», «репортаж-очерк», «репортаж-композицию». «Подобный, неправомерно расширительный подход к репортажу мешает обозначить сущность жанра, определить главное. Заблуждение состоит в том, что смешиваются два различных явления - репортаж как жанр и репортажный метод, широко используемый в публицистике; он может быть обнаружен едва ли не в любом из ее жанров, включая художественную публицистику» [4, с. 217]. Объект репортажа - реальное событие, динамичный, относительно законченный отрезок жизни, наиболее актуальный и существенный в цепи сходных явлений. Но предметом внимания может быть не только событие: репортаж может использовать событие как повод, толчок к развитию действия, в дальнейшем направляемого, организуемого репортером. Следовательно, объектом репортажа может быть как событие в целом (митинг, футбольный матч и т. п.), так и его часть (например, спуск судна на воду как повод для показа научно-технических достижений). Но событийность остается одним из существенных признаков жанра. Будучи информационным жанром, газетный или радиорепортаж, не оставляют места для авторского анализа. Такая возможность появляется лишь у телевизионного репортера благодаря изобразительно-описательной работе камер. См.: Борецкий Р.А., Цвик В.Л. Жанры телевизионной публицистики // В кн.: Телевизионная журналистика: Учебник. Под ред. Г.В. Кузнецова.- М., 1994. - С. 177. Однако что касается комментированного репортажа, то здесь уже активно действующей фигурой наряду с операторами, режиссером, звуковиками становится репортер. И хотя, как правило, на протяжении всей передачи он остается за кадром, хотя само событие предстает перед ним на экране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер, как очевидец события, наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторону экрана. «Репортер - это «гид» телезрителя, своим живым, образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к явлениям и фактам действительности он помогает понять суть, смысл происходящего на экране» [2, с. 54]. «Главная творческая проблема в подготовке и проведении таких репортажей, - отмечают специалисты, - проблема сочетания изображения и слова. В передаче события по телевидению определяющим является само событие, последовательность его развития. Слово репортера, находящегося по другую сторону экрана, не организует, не ведет действие, а, наоборот, следует за ним. По сравнению с печатью или радиовещанием слово на экране меняет свою функцию, полностью отказываясь от описательности [3, с. 96]. Работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Он не может подобно газетчику размышлять над каждым словом, каждой фразой, затем перечитать свой материал, отредактировать, выправить его. Ведя передачу «по живому», он часто сталкивается с неожиданными ситуациями, находясь нередко в том же положении, что и зритель: так же изумляясь, так же волнуясь, так же «болея», как и сидящие у телевизоров. Вся подготовка к репортажу в подобных случаях сводится к сбору предварительных, но, по возможности, самых полных сведений о предстоящем событии. А задача - та же, что и у радиожурналиста или газетчика: искать и находить одно-единственное слово, сочетание слов, находить яркий запоминающийся образ, емкую, порой остроумную фразу. Проблемный репортаж возможен лишь при тщательной, всесторонней подготовке. Проблемный репортаж - явление отнюдь не однозначное, не одно плановое, которое можно было бы заключить в четко очерченные рамки формулы-определения. Да в этом и нет необходимости. Ведь стоит теоретическому анализу сойти с пути обогащения практики, как он неизбежно влечет к установлению канонов, которые есть не что иное, как кодификация ограничений. Как правило, проблемный репортаж посвящен сюжетам, не связанным с событием сегодняшнего дня. Немаловажным элементом рассматриваемых типов сюжетов является присутствие в них оценочного момента. Однако задача репортера состоит вовсе в том, чтобы донести до зрителя свою точку зрения на происходящее. Вместе с тем, отсутствие такого желания, установка лишь на изложение фактов - тоже неверна. В данном случае очень важна дозировка фактов и комментариев, а главное - форма преподнесения. Высшим пилотажем оценки происходящего можно считать «оценку через факт». Жанры телевизионной публицистики, в которых основным изобразительно-выразительным средством выступает слово, живая человеческая речь, а формой существования - диалог (общение), имеют очень большое значение для телевидения, поскольку коммуникативный процесс, выраженный преимущественно речью, представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы. Наиболее концентрированно и полно сущностные признаки процесса межличностного общения на телеэкране проявляются в жанре интервью. Телевизионное интервью ушло еще дальше от газетной разновидности жанра, поскольку обогатилось весьма существенным качеством - зрелищностью. В силу аудиовизуального характера телевизионной коммуникации источником информации становится уже не только звучащая речь, ее ритмика, ее интонационная, эмоциональная окраска (как на радио), но и мимика, жест, все поведение собеседников. Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и как следствие широкое распространение жанра интервью в телепрограммах.
Свойственная передачам этого жанра высокая степень импровизации (сохраняющаяся и в случае предварительной фиксации), а также невозможность что-либо переосмыслить, «отредактировать» живой диалог после его окончания предопределяет сложность создания телепередач в жанре интервью. Интервью - беседа, которую журналист с помощью системы вопросов стремится организовать так, чтобы интервьюируемый мог полно и логически последовательно раскрыть заданную тему. Поэтому именно в жанре интервью особое значение имеет определение композиции передачи. До выхода в эфир следует тщательно продумать и выстроить план основных вопросов, познакомив с ними (но в самых общих чертах) собеседника. Импровизация начнется в момент передачи. Но ее ход окажется закономерным, а не случайным лишь при условии тщательной доэфирной подготовки, не имеющей, однако, ничего общего с «запрограммированностью» поведения. По мнению, например, М. Максимовской, «жанр интервью - это вершина журналистики». «Каждый день в программу, - вспоминает она, - приходили не последние люди страны. Нужно обладать достаточной эрудицией, чтобы не выглядеть на их фоне идиотом, нужно уметь слушать. Нужно уметь задать правильные вопросы» [8, с. 2]. В определенном смысле интервьюер - представитель телезрителей; не опускаясь до уровня менее подготовленной их части, он всегда должен уметь в какой-то степени становиться на точку зрения тех зрителей, которым знаком предмет разговора, для более тесного контакта с ними. Ведь телезритель только видит и слышит, его участие в передаче - иллюзорное, пассивное: задать вопрос, вступить в беседу он не может. Поэтому от характера вопросов, от умелого их формулирования зависит успех интервью, зависит то, насколько глубоко постигнет зритель суть интервью, насколько оно удовлетворит его запросы, обогатит новым знанием. Характер вопросов, весь строй интервью, его композиция зависят не только от темы, но и от индивидуальных способностей участников передачи, от творческой манеры, «почерка» самого интервьюера, а также от вида интервью (информационное интервью, интервью-портрет, интервью-дискуссия). Опытный журналист всегда стремится обстоятельно познакомиться с теми, у кого ему придется брать интервью. Причем он старается узнать о своих собеседниках как можно больше: выясняет их интересы, наиболее яркие черты биографии, старается увидеть их в привычной обстановке - на работе, в окружении семьи, во время отдыха. Журналисту все это может подсказать конкретный ход, завязку интервью, поможет отыскать ключ к композиции всей передачи, а главное, путь к мыслям и сердцу человека, расположить его к себе. Наличие у журналиста своего языка, индивидуального стиля и характера ведения передачи не исключает необходимости определить некоторые общие закономерности, лежащие в основе всякого интервью, а именно общий характер вопросов, влияющий на композицию жанра. Телевизионное интервью - это, как правило, непринужденный, задушевный разговор, при котором вполне допустимы неожиданные, казалось бы, далекие от темы вопросы, различного рода лирические отступления, придающие беседе эмоциональную окраску. «Журналист всегда должен помнить, что в эфире, на глазах у миллионов зрителей, он работает с человеком, и если он - не объект для публичного разоблачения, то нельзя задевать личное достоинство человека, выставлять напоказ интимные стороны его жизни, используя положение «хозяина студии» [31. с. 32]. Особой разновидностью интервью является так называемое интервью-мнение, или проблемно-аналитическое интервью - диалог с целью всестороннего исследования важной проблемы, выявления мнения о ней авторитетного лица. Для этой формы экранного диалога характерно стремление к анализу и компетентной оценке социально значимых явлений. Эффект такой передачи, степень ее влияния на аудиторию прямо зависят, во-первых, от престижа лица, дающего интервью, и, во-вторых, от компетентности интервьюера, уровня его знаний, умения поставить проблему и разобраться в сути рассматриваемых вопросов. Интервью-мнение решает задачи, как правило, проблемные, исследовательские; значительная часть таких интервью выходит за границы информационной публицистики, переходя в публицистику аналитическую. В отличие от собственно информационных аналитические жанры, охватывая относительно большие отрезки времени, обобщают целые системы фактов. При этом основной объем сообщений аналитической публицистики составляет именно анализ, выводы, а не сообщения о самих фактах. Специфически аналитическим жанром телевизионный публицистики является беседа, представляющая собой диалогическую форму сообщения. По содержанию он очень часто носит характер дискуссии на темы, представляющие большой общественный интерес,- это темы политические, экономические, социальные, морально-этические, научные и т. п.Наличие конфликта, столкновения различных точек зрения; развитие мысли, движущейся, однако, по заранее намеченному в сценарии (или сценарном плане) руслу, и в результате - разрешение конфликта путем выбора наиболее убедительных аргументов; значительность проблематики; занимательность - все эти качества обусловливают действенность и популярность таких передач, а вместе с тем и сложность их осуществления. Отличаясь внешней статичностью, беседа обладает напряженной внутренней динамикой. В ней могут широко использоваться различные вспомогательные средства (пленка, фотографии, карты, рисунки, схемы и т. п.), но, конечно, только в качестве компонентов, дополняющих словесную аргументацию. Растущая распространенность жанра беседы-дискуссии вполне закономерна, ибо дискуссия - это процесс живой мысли, предполагающий ее рождение, развитие и движение к цели, к истине, на глазах у зрителя. Столкновение различных мнений, аргументаций включает зрителя в процесс исследования, активизируя интеллектуальную деятельность, преодолевая пассивность, характерную при восприятии готовых истин. Отсюда - и высокий познавательный потенциал жанра. Один из традиционных, устойчивых жанров аналитической публицистики - это обозрение, предметом которого являются общественные события, а целью - отыскание причинно-следственных связей, порой скрытых, трудноуловимых, выявление их значения и тенденций дальнейшего развития. Изобразительные средства, с помощью которых на экране решаются столь сложные задачи, весьма разнообразны. «Но поскольку в обозрении нередко прослеживаются процессы, развивающиеся на протяжении длительного отрезка времени, сталкиваются и сопоставляются в системе причинно-следственных отношений самые различные факты и явления, то зачастую становится необходимым использование не только оперативного материала информации, но и исторического, архивного (в том числе иконографического) материала, который компонуется в соответствии с логикой авторской мысли» [3, с. 153]. Считается, что обозрение меньше многих других жанров испытало влияние телевизионной специфики. Основная тому причина - словесно-логическая, вербальная, структура жанра, которая, по существу, сохраняется и на экране. Кроме того, решающее значение всегда имеет фигура обозревателя, как бы самим жанром выдвигаемая на передний план. Одним из распространенных аналитических жанров является комментарий, то есть компетентное, требующее специальных знаний толкование какого-либо актуального общественно-политического явления, важного события в культурной или научной жизни, технического изобретения, спортивного достижения и т. п. или группы фактов, событий, объединенных определенными тематическими или хронологическими рамками. Автором комментария, как правило, является максимально осведомленный в данной конкретной области авторитетный специалист, который высказывает не только свою точку зрения, но и выражает позицию авторов программы в целом. К тому же комментарию свойственна периодичность в рамках телевизионной программы; в качестве комментатора выступает обычно постоянный круг лиц, ведущих в программе данную тему. Комментарий локален по материалу, он касается единичного факта, события, новости, но иногда - представляет собой рассмотрение цепи взаимосвязанных событий. Комментарий относится к аналитической публицистике потому, что при широком охвате событий комментатор, следуя своей главной цели, освещает прежде всего фактическую сторону событий, прослеживает связи, имевшие место между ними. Таким образом, основу комментария как жанра составляет открытая авторская оценка, анализ. Подводя итог рассмотрению специфики информационных и аналитических жанров журналистики, следует отметить, во-первых, что развитие жанров тележурналистики - это живой, активный процесс. Его специфика для нашей страны во многом определяется традиционной ориентированностью журналиста на персонифицированную подачу материала, в то время как каноны западной журналистики требуют четкого отделения информации от мнения. Следовательно, стремление к синтезу информационных и аналитических жанров весьма типично для отечественных СМИ. Несомненно, большое влияние на эволюцию указанных жанров оказало как бурное развитие технических средств, совершенствующих изобразительные возможности телевидения, так и изменение потребностей и ожиданий зрительской аудитории. Наряду с тяготением к аналитическим жанрам, интересу к различным точкам зрения, у зрителей стали проявляться и ярко выраженные гедонистические тенденции: поиск разнообразной информации (не только социально-политического содержания), необычных и ярких форм ее преподнесения, подразумевающих не только не только информирование и анализ, но и развлечение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|