История территориального устройства России
Многие особенности формирования административно-территориального устройства России отражены и проанализированы в книге Ю.Н. Гладкого «Россия в лабиринтах географической судьбы» (Спб, 2006) и статьях Тархова С.А. Изменение административно-территориального деления России за последние 300 лет. // География. – 2001. - №№ 15, 21, 28. По мере укрепления и централизации государственной власти все больше внимания уделяется оптимизации АТД. В истории России первая попытка упорядочения АТД была предпринята в 1708 году при Петре I накануне превращения Российского государства в Российскую империю. На тогдашней территории России было выделено 8 губерний (Московская, Ингерманландская, Киевская, Смоленская, Казанская, Азовская, Архангелогородская, Сибирская), позже добавилась Воронежская, а с 1719 г. губерний стало 11. Губернии не делились на уезды, а составлялись из городов и прилегающих к ним земель, а также разрядов и приказов. Хлынов относился первоначально к Сибирской губернии. Затем последовали ещё несколько изменений пока при Екатерине II не сложилась стабильная сетка АТД в 1775 г.. После подавления пугачевского восстания правительство Екатерины II с целью укрепления центральной власти проводит реформу территориального деления. В соответствии с реформой размеры губерний были уменьшены, ликвидированы провинции и изменена нарезка уездов. Новая сетка административно-территориального деления составлялась так, чтобы в губернии проживало 300-400 тыс. человек, в уезде – 20-30 тыс. человек. В 1785 году, после завершения реформы, Российская империя делилась на 38 наместничеств, 3 губернии и 1 область (Таврическую) на правах наместничества. Кроме того в состав империи входило Жилище Донских казаков, в котором было казачье самоуправление.
В 1780 году было учреждено Вятское наместничество, которое возглавлялось правителем. Территория региона заметно расширялась в юго-восточном направлении. В нём насчитывалось 13 уездов: Вятский, Слободский, Кайгородский, Котельнический, Орловский, Яранский, Царевосанчурский, Уржумский, Нолинский, Малмыжский, Глазовский, Сарапульский, Елабужский. В 1780 г. был переименован главный город региона. Вятская наместничество сначала стало составной частью Нижегородского генерал-губернаторства, а затем Казанского. В 1797 году наместничество было переименовано в Вятскую губернию. После революций 1917 года в 20-30-е гг. сетка территориального деления не отличалась стабильностью. Важным шагом развития административного деления было принятие Конституции СССР 1936 года. Эта конституция закрепила статус следующих видов национально-территориальных единиц в составе РСФСР: автономные советские социалистические республики (АССР), автономные области и национальные округа, которые с 1977 года стали называться автономные округами. Различия в статусе определялись вовсе не произвольно, а с учетом объективных соображений. Территории проживания самых многочисленных и компактно расселённых народов России получили статус АССР, они подчинялись непосредственно правительству страны. Территории народов с меньшей численностью и более низким уровнем экономического развития получили статус автономных областей, подчинявшихся краю, в состав которого они входили – например, Хакасская АО в составе Красноярского края. Наконец, территории малочисленных народов, в основном проживающих на севере страны и расселенных на огромных площадях при слабом уровне экономического развития, получили статус национальных округов – например, Чукотский национальный округ в составе Магаданской области, Ненецкий национальный округ в составе Архангельской области. Они подчинялись соответственно областям, в состав которых входили, или краям - как Эвенкийский округ Красноярскому краю. Количество автономных областей и национальных округов не было неизменным. Так, в предвоенные годы существовал в пределах тогдашней Калининской (ныне Тверской) области Карельский национальный округ с центром в Лихославле.
В годы Великой отечественной войны были ликвидированы некоторые автономные области на Северном Кавказе, а их титульное население (давшее название автономии) подверглось выселению (депортации). Коснулось это и некоторых других автономных республик – например, Немцев Поволжья. Продолжало меняться количество областей – по-прежнему в сторону разукрупнения. Часть из вновь образованных областей в 50-х гг. просуществовала недолго. Например, Арзамасская, Балашовская, Великолукская.
После распада СССР в 1991 году изменения АТД коснулись главным образом национальных территорий. Бывшие автономные области, кроме Еврейской, получили, как и АССР, статус республик в составе РФ. Все остальные области и края до недавнего времени сохраняли свой прежний статус, но бывшие АССР стали называться республиками в составе РФ. При этом они изменили свое официальное название. Так появились республика Северная Осетия – Алания, республика Саха (Якутия) и Ханты-Мансийский Югра автономный округ.
Современная Россия согласно ст. 65 Конституции является федеративным государством, объединяющим субъекты РФ. При этом федерацией наша страна стала в 1918 году (республика называлась РСФСР). Однако в условиях Советского Союза федеративное устройство страны было декларативным. Фактически наша страна стала федерацией после принятия Конституции 1993 г. Хорошо или плохо, что РФ закрепила (фактически стала) федерацией в 1993 году? Как Вы считаете наш регион выиграл от такого перехода? Важно отметить, что согласно Конституции все субъекты являются равноправными.
Таким образом, к началу XXI века в России существовало 89 субъектов федерации, в том числе двадцать одна республика, одна автономная область, десять автономных округов, шесть краев, сорок девять областей и два города федерального подчинения - Москва и Санкт-Петербург. В последние годы наметился процесс укрупнения единиц территориального устройства, главным образом за счет включения маломощных в экономическом отношении автономных округов в состав областей или краев. Эта судьба постигла Коми-Пермяцкий автономный округ, с вхождением которого в состав Пермской области образовался Пермский край (01.12.2005). С начала 2007 года утратили статус субъектов федерации также Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа, включенные в состав Красноярского края, в который они входили до 1991 года. Корякский автономный округ вошел в состав Камчатской области с образованием Камчатского края, а затем (01.01.2008) Усть-Ордынский и Агинский Бурятские автономные округа были включены в состав соответственно Иркутской и Читинской областей, что привело к образованию Иркутской области в новом составе и Забайкальского края. Упраздненные автономные округа стали называться муниципальными районами, а существовавшее раньше внутри них районное деление упразднено.
Какие Вы видите перспективы укрупнения регионов страны? Хорошо это или плохо?
Существует перспектива вхождения Ненецкого автономного округа в Архангельскую область. Объединения Москвы и Московской области. Однако эти и другие потенциальные укрупнения регионов не столь очевидны как уже свершившиеся. Меньшие по размеру потенциальные кандидаты для объединения (чаще всего это оставшиеся автономные округа) мало заинтересованы в таком укрупнении, т.к. уровень жизни в этих регионах достаточно высок.
Перечислить субъекты и столицы. Названия областей обычно даются по названию их центра. Однако имеются случаи несовпадения. Какие народы имеют не один субъект, а больше?
АТД в большинстве субъектов РФ совпадает с сеткой МО. Муниципа́льное образова́ние — населённая территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.
Местное самоуправление является формой реализации власти на местах, обеспечивает самостоятельное решение проживающим населением вопросов повседневной жизни. С возрастанием значения местного самоуправления растёт ответственность властей перед населением, что отвечает общим принципам демократизации общественного устройства.
В соответствии в ФЗ №131 в РФ с 2006 года создана двухуровневая сетка МО. В Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований:
В области было создано 403 сельских, 64 городских поселения, 39 муниципальных районов и 6 городских округов. В настоящее время в Кировской области насчитывается 448 муниципальных образований – в т. ч.: муниципальных районов – 39, городских округов – 6, городских поселений – 53, сельских поселений – 350 (на начало 2010г.). 1 уровень включает городские и сельские поселения, объединяющие соответственно либо город (или п.г.т.) с прилегающей территорией, либо один или несколько сельских населённых пунктов. сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; соответствует сельсоветам советских времён и волостям досоветского периода и в ряде современных регионов, например, в районах Псковской области. На начало 2010 г. 19 591 поселение. городское поселение — город или посёлок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; На начало 2010 г. 1739. В настоящее время большинство из них соответствует вновь созданным муниципальным поселениям (один из видов МО), преобразованным из сельских и поселковых округов, п.г.т., городов. Число вновь созданных муниципальных образований (т.е. городских и сельских поселений) по районам области заметно различалось. Больше всего их создано от 23 в Уржумском районе (сейчас 21), 22 в Котельничском (без Котельнича, т.к. он не входит в район) (сейчас 21) до 5 в Арбажском и Шабалинском. В Омутнинском районе было 6 городских поселений – в настоящее время из 3. Некоторые небольшие сельские округа в ходе реформы были укрупнены (часто путём объединения с городскими поселениями), в результате чего число МО со статусом сельского поселения составило 350. Однако если в России средняя численность жителей в сельской администрации в 2006 году составляла 1650 человек, то в Кировской области – лишь 1050 человек.
Существовали малонаселённые Пуринский сельский округ (Афан. район) – 194 человека и Аникинский сельский округ (Лузский район) – 174 чел. При этом в области существовало и другое МО «Город Киров», в которое включалось 130 населённых пунктов и население было почти 500 тыс. человек. Тогда как ФЗ-131 предусматривает, что «границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав …. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях». Целый ряд МО не соответствовал критерию доступности центра поселения. Наиболее яркие примеры характерны для Верхнекамского района. Так в состав Лесного городского поселения (Верхнекамский р-н) входят населённые пункты Бадья, Пелес, Чернореченский, удалённые от центра соответственно на 138, 105 и 115 км. В состав Кирсинского городского поселения входит посёлок Черниговский, удалённый от Кирса на 52 км. Лойнский сельский округ – включает дер. Лезиб (43 км), дер. Картасик (35 км), село Гидяево (34 км).
2 уровень включает муниципальные районы и городские округа. муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; На начало 2010 г 1829. Район – административно-территориальная единица, объединяющая в своих границах географически и экономически связанные между собой различные категории административно-территориальных единиц и населенных пунктов, имеющая единый административный центр Все муниципальные районы являются также районами в рамках административно-территориального деления Муниципальные районы – создавались в границах административных районов Кировской области. В состав муниципальных районов включаются муниципальные поселения. Также при определении границ муниципальных районов предусматривается, что границы муниципального района как правило, устанавливаются с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав». Понятно, что это положение не соблюдается, т.к. статусом муниципального района наделены образования, сформировавшиеся задолго до муниципальной реформы. В Кировской области существует 39 районов. Это довольно много. Но есть регионы, где районов больше (в Алтайском крае 60) или меньше (Ненецкий округ – 1 район, появился недавно, ранее округ не имел районного деления). Средняя людность составляет на начало 2011 г. 16,88 тыс. чел. (в РФ 28,8 тыс.). Самый малонаселённый – Богородский – 4999 чел. и Сунский 6,8 тыс. Больше всего жителей в Омутнинском районе – 44,7 тыс. чел. городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; На начало 2010 г. 512 Городские округа – это бывшие города областного значения. Их было 5: Киров, Кирово-Чепецк, Вятские Поляны, Слободской, Котельнич. 6-й городской округ в рамках АТД является ЗАТО Первомайский (Юрья-2). Закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) – административно-территориальная единица, имеющая органы местного самоуправления, в пределах которой расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Из регионов РФ больше всего городских округов в Московской области - 38. Выделяются также городские районы (в Кирове), но они муниципальными образованиями не являются. Все муниципальные образования состоят из населённых пунктов – городских и сельских.
По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. На начало 2010 г 236. Границы которых совпадают с границами административных районов. При этом сами муниципальные образования не являются объектами административного деления.
При этом городскому округу соответствует город республиканского, краевого, областного, окружного значения, городскому поселению — город или посёлок районного значения, сельскому поселению — сельсовет или сельский округ, но во многих регионах имеются расхождения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|