Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада




СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СОЛНЫШКО»

СЕЛА БУРИБАЙ ХАЙБУЛЛИНСКОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Дипломник Д.И. Тугузбаева

 

Руководитель

к.б.н., доцент Г.А. Ягафарова

 

 

Дипломная работа допущена к защите в ГАК

««________ 2014

Зав. кафедрой к.б.н., доцент С.И. Янтурин

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. 6

1. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада. 6

2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка. 8

3.Организация и условия развития ребенка в ДОУ.. 13

4. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях. 16

Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении. 21

Закаливающие процедуры.. 22

ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ 24

1. Географическое расположение Хайбуллинского района. 24

2. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко» села Бурибай Хайбуллинский район Республика Башкортостан. 26

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 29

Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ.. 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 45

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема человеческого здоровья актуальна на всех этапах онтогенеза – от рождения и до последних дней жизни. Вопросы здоровья детского населения особенно актуальны в силу возрастных особенностей развития ребенка. Именно в период дошкольного возраста значительно меняется доминирующая роль генотипа в совершенствовании функциональных возможностей организма и возрастает роль двигательной активности.

Развивающийся организм испытывает биологическую потребность в двигательной активности, так как, в соответствии с концепцией И.А. Аршавского, «энергетическое правило скелетных мышц», уровень обменных процессов и формирование функциональных систем определяется объемом двигательной активности. Таким образом, двигательная активность ребенка является фактором биологической стимуляции, совершенствования механизмов адаптации, физической подготовленности и, как следствие всего этого, – одним из показателей здоровья.

Совершенно очевидно, что одним из основных путей улучшения здоровья детей является создание адекватной современным условиям системы медицинского обеспечения в дошкольном образовательном учреждении. Разработка и реализация эффективных, научно обоснованных оздоровительных программ в дошкольном образовательном учреждении являются емким резервом значительного улучшения профилактической и оздоровительной работы. Профилактическая работа ограничена вакцинопрофилактикой и санитарно-эпидемиологической работой. Ухудшение состояния здоровья детей во многом обусловлено переносом акцентов в системе охраны здоровья на лечение больных.

В то же время восстановление здоровья детей дошкольного возраста создает фундамент для сохранения его в последующие периоды детства. Все вышеизложенное определяет актуальность изучения структуры реальной заболеваемости дошкольников и разработки методов оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении.

Цель исследования: научное обоснование и разработка технологий оздоровления детей с нарушениями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях.

Задачи исследования:

1. Изучить динамику уровня и структуры заболеваемости детей дошкольного возраста (по данным учетной и отчетной документации).

2. Оценить состояние здоровья детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (по данным медицинских осмотров, анкетирования родителей).

Научная новизна. Впервые проведено изучение повозрастной заболеваемости детей дошкольного возраста по обращаемости в амбулаторно-поликлинические учреждения и по данным медицинской документации дошкольном образовательном учреждении. На основании клинического обследования проведена комплексная оценка состояния здоровья дошкольников, посещающих детский сад. Обосновано техническое задание для разработки компьютерной программы, позволяющей сократить время оформления и анализа документации медицинских осмотров. Выполнен сравнительный анализ статистических отчетных данных по заболеваемости, результатов анкетирования родителей и воспитателей детского сада, собственных осмотров детей в дошкольном образовательном учреждении.

Практическая значимость проведенныхисследований заключается в выявлении нарушений здоровья у современных дошкольников, обусловленных возрастными анатомо-физиологическими особенностями. Внедрена компьютерная программа учёта и обработки результатов профилактических медицинских осмотров детей. Разработаны, апробированы и внедрены оздоровительные программы для проведения в дошкольном образовательном учреждении, способствующие снижению вирусных заболеваний и предупреждению развития хронических болезней органов дыхания. Внедрение полученных результатов позволило повысить эффективность здоровьесберегающей деятельности воспитателей и улучшить качество оказания профилактической помощи в детском саду. Основные положения работы могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе и разработке оздоровительных технологий.

 


ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада

 

Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений. Вне всякого сомнения, принятие родительского решения во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, в посещении детского сада существуют некие совершенно определенные плюсы и минусы – определенные не с точки зрения конкретных папы и мамы, а с точки зрения науки, точнее наук – педагогики, медицины, психологии, социологии.

Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом, детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласится – человек, с незапамятных времен «животное» коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь – начиная от знакомства с лицами противоположного пола с последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями (трудоустройство, карьера, контакты с начальством и т.п.).

Итак, главный минус посещения детского сада – ребенок чаще болеет. С этим не может никто спорить, это подтверждают и родители и медицинские работники, и этот факт совершенно очевиден. Большинство болезней – острые инфекции, чаще всего респираторные. Вероятность заболеть инфекционной болезнью теснейшим образом связана с кругом общения – чем он шире, тем заболеть легче. Понятно, что «домашний» ребенок меньше общается с другими людьми.

Очевидный факт увеличения частоты болезней вовсе не является отрицательным, как может показаться на первый взгляд. Начнем с того, что целый ряд инфекционных болезней, исключительно легко протекающих в детском возрасте (ветряная оспа, краснуха), представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни взрослого человека. И этими болезнями в обязательном порядке следует «болеть» своевременно. «Найти» краснуху или ветрянку вне детского коллектива очень сложно. Что же касается простуд и ОРЗ, то частота болезней не имеет определяющего значения. Дело в том, что количество циркулирующих вирусов, а именно с вирусами связаны 99% респираторных инфекций, не бесконечно. Каждое перенесенное ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания. Эпидемии, например, гриппа и вероятность заболеть с самим понятием «детский сад» не очень связаны – не «подхватим» болезнь от детей, так папа «принесет» грипп с работы. Вирусные инфекции, которыми ребенок «недоболеет» в детском саду, обязательно дадут о себе знать в школе. Трудно спорить с тем, что не ходить неделю в детский сад совсем не то же самое, что пропустить неделю школьных занятий.

Принципиально как раз совсем другое – не частота, с которой ребенок болеет вирусными инфекциями, а то, как они протекают. Если течение ОРЗ постоянно сопровождается возникновением осложнений, то детский сад здесь совершенно не при чем. Иммунитет самого ребенка, бытовые условия, тактика лечения – это важно, но вероятность того, возникнет или не возникнет на фоне простуды воспаление легких, абсолютно не связана с тем, посещает ребенок детский сад или нет.

Многие родители склонны связывать болезни собственных детей с тем, что в детском саду нарушаются «важнейшие» правила ухода за детьми – не так одели, ребенок сидел на холодном полу, в комнате был сквозняк и т.п. С подобной точки зрения детский сад очень удобная штука – на него всегда можно списать собственную несостоятельность, как воспитателя. Создание ребенку тепличных условий – норма, поддерживаемая многочисленными инструкциями о том, как правильно одевать, купать, кормить и гулять. В результате – сквозняк, хождение босиком, холодная вода, отсутствие шапочки и т.п. – «недопустимые явления». Но неужели, родители, надеялись, что со всем этим ребенок никогда в жизни не встретится?

Выводы очевидны – во-первых, «нечего на зеркало пенять...», во-вторых: готовить ребенка к детскому саду следует заранее – адекватным воспитанием с момента рождения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...