Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада
Стр 1 из 6Следующая ⇒ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СОЛНЫШКО» СЕЛА БУРИБАЙ ХАЙБУЛЛИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Дипломник Д.И. Тугузбаева
Руководитель к.б.н., доцент Г.А. Ягафарова
Дипломная работа допущена к защите в ГАК ««________ 2014 Зав. кафедрой к.б.н., доцент С.И. Янтурин
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3 ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. 6 1. Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада. 6 2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка. 8 3.Организация и условия развития ребенка в ДОУ.. 13 4. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях. 16 Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении. 21 Закаливающие процедуры.. 22 ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ИССЛЕДОВАНИЯ 24 1. Географическое расположение Хайбуллинского района. 24 2. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко» села Бурибай Хайбуллинский район Республика Башкортостан. 26 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 29 Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ.. 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 45
ВВЕДЕНИЕ
Проблема человеческого здоровья актуальна на всех этапах онтогенеза – от рождения и до последних дней жизни. Вопросы здоровья детского населения особенно актуальны в силу возрастных особенностей развития ребенка. Именно в период дошкольного возраста значительно меняется доминирующая роль генотипа в совершенствовании функциональных возможностей организма и возрастает роль двигательной активности.
Развивающийся организм испытывает биологическую потребность в двигательной активности, так как, в соответствии с концепцией И.А. Аршавского, «энергетическое правило скелетных мышц», уровень обменных процессов и формирование функциональных систем определяется объемом двигательной активности. Таким образом, двигательная активность ребенка является фактором биологической стимуляции, совершенствования механизмов адаптации, физической подготовленности и, как следствие всего этого, – одним из показателей здоровья. Совершенно очевидно, что одним из основных путей улучшения здоровья детей является создание адекватной современным условиям системы медицинского обеспечения в дошкольном образовательном учреждении. Разработка и реализация эффективных, научно обоснованных оздоровительных программ в дошкольном образовательном учреждении являются емким резервом значительного улучшения профилактической и оздоровительной работы. Профилактическая работа ограничена вакцинопрофилактикой и санитарно-эпидемиологической работой. Ухудшение состояния здоровья детей во многом обусловлено переносом акцентов в системе охраны здоровья на лечение больных. В то же время восстановление здоровья детей дошкольного возраста создает фундамент для сохранения его в последующие периоды детства. Все вышеизложенное определяет актуальность изучения структуры реальной заболеваемости дошкольников и разработки методов оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении. Цель исследования: научное обоснование и разработка технологий оздоровления детей с нарушениями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях. Задачи исследования: 1. Изучить динамику уровня и структуры заболеваемости детей дошкольного возраста (по данным учетной и отчетной документации). 2. Оценить состояние здоровья детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (по данным медицинских осмотров, анкетирования родителей).
Научная новизна. Впервые проведено изучение повозрастной заболеваемости детей дошкольного возраста по обращаемости в амбулаторно-поликлинические учреждения и по данным медицинской документации дошкольном образовательном учреждении. На основании клинического обследования проведена комплексная оценка состояния здоровья дошкольников, посещающих детский сад. Обосновано техническое задание для разработки компьютерной программы, позволяющей сократить время оформления и анализа документации медицинских осмотров. Выполнен сравнительный анализ статистических отчетных данных по заболеваемости, результатов анкетирования родителей и воспитателей детского сада, собственных осмотров детей в дошкольном образовательном учреждении. Практическая значимость проведенныхисследований заключается в выявлении нарушений здоровья у современных дошкольников, обусловленных возрастными анатомо-физиологическими особенностями. Внедрена компьютерная программа учёта и обработки результатов профилактических медицинских осмотров детей. Разработаны, апробированы и внедрены оздоровительные программы для проведения в дошкольном образовательном учреждении, способствующие снижению вирусных заболеваний и предупреждению развития хронических болезней органов дыхания. Внедрение полученных результатов позволило повысить эффективность здоровьесберегающей деятельности воспитателей и улучшить качество оказания профилактической помощи в детском саду. Основные положения работы могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе и разработке оздоровительных технологий.
ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Проблемы, педагогические и психологические аспекты посещения ребенком детского сада
Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений. Вне всякого сомнения, принятие родительского решения во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, в посещении детского сада существуют некие совершенно определенные плюсы и минусы – определенные не с точки зрения конкретных папы и мамы, а с точки зрения науки, точнее наук – педагогики, медицины, психологии, социологии.
Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом, детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласится – человек, с незапамятных времен «животное» коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь – начиная от знакомства с лицами противоположного пола с последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями (трудоустройство, карьера, контакты с начальством и т.п.). Итак, главный минус посещения детского сада – ребенок чаще болеет. С этим не может никто спорить, это подтверждают и родители и медицинские работники, и этот факт совершенно очевиден. Большинство болезней – острые инфекции, чаще всего респираторные. Вероятность заболеть инфекционной болезнью теснейшим образом связана с кругом общения – чем он шире, тем заболеть легче. Понятно, что «домашний» ребенок меньше общается с другими людьми. Очевидный факт увеличения частоты болезней вовсе не является отрицательным, как может показаться на первый взгляд. Начнем с того, что целый ряд инфекционных болезней, исключительно легко протекающих в детском возрасте (ветряная оспа, краснуха), представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни взрослого человека. И этими болезнями в обязательном порядке следует «болеть» своевременно. «Найти» краснуху или ветрянку вне детского коллектива очень сложно. Что же касается простуд и ОРЗ, то частота болезней не имеет определяющего значения. Дело в том, что количество циркулирующих вирусов, а именно с вирусами связаны 99% респираторных инфекций, не бесконечно. Каждое перенесенное ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания. Эпидемии, например, гриппа и вероятность заболеть с самим понятием «детский сад» не очень связаны – не «подхватим» болезнь от детей, так папа «принесет» грипп с работы. Вирусные инфекции, которыми ребенок «недоболеет» в детском саду, обязательно дадут о себе знать в школе. Трудно спорить с тем, что не ходить неделю в детский сад совсем не то же самое, что пропустить неделю школьных занятий.
Принципиально как раз совсем другое – не частота, с которой ребенок болеет вирусными инфекциями, а то, как они протекают. Если течение ОРЗ постоянно сопровождается возникновением осложнений, то детский сад здесь совершенно не при чем. Иммунитет самого ребенка, бытовые условия, тактика лечения – это важно, но вероятность того, возникнет или не возникнет на фоне простуды воспаление легких, абсолютно не связана с тем, посещает ребенок детский сад или нет. Многие родители склонны связывать болезни собственных детей с тем, что в детском саду нарушаются «важнейшие» правила ухода за детьми – не так одели, ребенок сидел на холодном полу, в комнате был сквозняк и т.п. С подобной точки зрения детский сад очень удобная штука – на него всегда можно списать собственную несостоятельность, как воспитателя. Создание ребенку тепличных условий – норма, поддерживаемая многочисленными инструкциями о том, как правильно одевать, купать, кормить и гулять. В результате – сквозняк, хождение босиком, холодная вода, отсутствие шапочки и т.п. – «недопустимые явления». Но неужели, родители, надеялись, что со всем этим ребенок никогда в жизни не встретится? Выводы очевидны – во-первых, «нечего на зеркало пенять...», во-вторых: готовить ребенка к детскому саду следует заранее – адекватным воспитанием с момента рождения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|