Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели заболеваемости и её профилактика в ДОУ




Рассмотрим показатели здоровья детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение. В 2010-2012 г.г. эти показатели несколько стабилизировались (таблица 2)

Таблица 2

Показатели здоровья детей, посещающих ДОУ в 2010-2012 гг.

Год Заболеваемость острыми кишечными инфекциями Заболеваемость острыми вирусными инфекциями Группа часто болеющих детей Индекс здоровья Число пропущенных дней 1 ребенком
  3,1 125,0 7,7 19,7 12,9
  2,8 120,0 7,9 17,1 12,6
  2,2 111,0 7,5 22,0 12,3

 

Таблица 3

Показатели оздоровления детей посещающих ДОУ
от выявленной патологии в 2010-2012 гг. (в %)

Виды патологии 2010 год 2011 год 2012 год
Дети, отстающие в физическом развитии 5,0 4,47 3,49
Дети с нарушением остроты зрения 0,3 0,6 0,6
Дети с дефектами речи 6,3 7,9 9,8
Дети со сколиозом и нарушением осанки - - 1,9

 

Таблица 4

Показатели диспансерного учета детей, посещающих ДОУ в 2010-2012 гг. (в%)

Заболевания 2010 год 2011 год 2012 год
Сердечнососудистой системы 0,6 0,6 0,3
Желудочно-кишечного тракта 0,3 0,6 0,9
ЛОР – органов 0,3 0,3 -
Сколиозы, нарушения осанки 0,6 0,6 1,9
Нарушение остроты зрения 0,3 0,6 0,6
Нарушение речи 6,3 7,9 9,8
Детский церебральный паралич 0,6 0,95 0,95

 

В структуре врожденных аномалий у дошкольников занимает патология системы кровообращения (0,6%), в основном представленная малыми аномалиями сердца. Далее следуют аномалии костно-мышечной (0,95%), у дошкольников – это различные аномалии бедра, и пищеварительной систем (0,3%), представленные преимущественно аномалиями кишечника, зарегистрированы «болезни пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки».

В структуре болезней нервной системы 0,95% составляет группа «другие поражения нервной системы», – различные «уточненные поражения ЦНС и головного мозга», под этим шифром у дошкольников кодируются, в основном, дизартрии, паралитические синдромы.

 

Таблица 5

Заболевания часто встречающейся у детей,
посещающих ДОУ в 2010-2012 гг. (в %)

Заболевания 2010 год 2011 год 2012 год
Болезни органов дыхания 73,6 60,9 56,4
Инфекционные и паразитарные болезни 6,9 5,39 19,0
Желудочно-кишечного тракта 0,3 0,6 0,9

 

В таблице приведены основные классы, наиболее часто встречающейся патологии. Первое ранговое место по классам болезней у дошкольников во всех возрастных группах занимают «болезни органов дыхания», регистрируемый почти в десять раз чаще остальных классов, доля, которой в возрастной структуре уменьшается с 73,6% до 56,4%. Класс «инфекционные и паразитарные болезни» занимает второе место.. На третьем месте – «болезни органов пищеварения», доля которых к 6 годам увеличиваются более чем 3 раза.

При детальном изучении выявлено, что структура класса «болезни органов дыхания» в основном (около 80%) представлена ОРИ. Второе место в структуре занимают острые бронхиты, частота которых уменьшается к 6 годам. В возрастном диапазоне от 3 до 5 лет регистрируются пневмонии с частотой 10-20‰. С 4-х летнего возраста диагностируются аллергический ринит с частотой 5-10 ‰ и бронхиальная астма – 7-9 ‰, доля которых в структуре болезней органов дыхания увеличивается к 6 годам в 2 раза.

В возрастной структуре класса «инфекционные и паразитарные болезни» от 30 до 50% приходится на ветряную оспу. Острые кишечные инфекции у 3-х-4-х летних регистрируются с частотой 33-56‰ и значительно снижаются к 6 годам. С 4-6 лет в структуре класса значимая доля приходится на гельминтозы (до 32%).

В структуре класса «болезни органов пищеварения» у детей 3-4 лет чаще регистрируются заболевания функционального характера, представленные в рубриках «другие уточненные болезни желчного пузыря» (0,3%) и «функциональные нарушения кишечника» (0,9%). У детей старше 4-х лет нарастает частота регистрации хронического гастродуоденита, который к 7 годам возрастает.

Таким образом, тенденция снижения заболеваемости детей в детском саду очевидна. Особое внимание в детском саду уделяется системе профилактики заболеваемости. Кроме естественных факторов физиотерапии активно используются искусственные: «соляная пещера», светолечение, УФО, ингаляции. Данные процедуры назначаются врачами для детей с ОРВИ, бронхитом, воспалением миндалин, носоглотки, голосовых связок, для профилактики ультрафиолетовой (солнечной) недостаточности в осенне-зимний период. Босохождение в сочетании с ЛФК является прекрасным средством закаливания, предупреждения плоскостопия.

Фитотерапия в ДОУ выбрана не как панацею от всех бед и болезней, а как равноправный и доступный компонент сложного комплекса терапии и профилактики.

Главная задача фитотерапии – коррекция психофизического состояния ребенка. Основной принцип – экологичность применение лекарственных растений с учетом особенностей конкретного организма без отрицательных последствий для его здоровья. Широко применяются поливитаминные напитки (чаи, настои, отвары, коктейли и сок) из шиповника, смородины, облепихи, клюквы и брусники, а также ягоды этих растений в свежем виде как общеукрепляющее и лечебное средство при авитаминозе (особенно в зимнее и весеннее время года), астеничных состояниях, заболеваниях носоглотки, воспалении миндалин, ОРВИ и др. Для терапии воспалительных процессов верхних дыхательных путей, бронхов, легких – используется теплый чай из душицы, липы, листьев смородины и малины. Для ингаляций, полосканий и смазываний – мята, мать-и-мачеха, эвкалипт. Лекарственные сборы, чаи, плоды и ягоды приобретаются в аптеках и применяются дозировано по назначению.

 

Таблица 6

Распределение детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение
в 2010-2012 гг. по группам здоровья (в %)

Группы здоровья 2010 год 2011 год 2012 год
Первая 53,4 53,67 50,47
Вторая 44,0 43,76 48,88
Третья 2,4 2,54 0,6

 

По результатам медицинского осмотра к I группе здоровья отнесено лишь около 50% всех осмотренных дошкольников, ко II – 44% и к Ш – 1,2%. Дети IV и V групп здоровья не посещают ДОУ общеразвивающего типа. Начиная с пятилетнего возраста, отмечается уменьшение числа здоровых детей и с функциональными отклонениями за счет увеличения II группы здоровья, которые к 6-ти годам уже составляют около 49%.

Рис. 2. Повозрастное распределение детей по группам здоровья.

 

Число детей, имеющих I группу здоровья, с возрастом уменьшалось (рис. 2). Наиболее значимое снижение (в 1,5-2 раза) наблюдалось в период с 2 до 3 и с 3 до 4 лет. Минимальное количество здоровых детей наблюдалось в 5 лет, а максимальное количество дошкольников, болеющих хроническими заболеваниями, было среди 6-летних. Более половины детей в каждой возрастной группировке имели II группу здоровья.

Таблица 7

Антропометрические показатели детей
детского сада «Солнышко» села Бурибай (рост/вес)

Кол-во детей 2010 год 2011 год 2012 год
Мальчики 3 года Девочки 3 года Мальчики 4 года Девочки 4 года Мальчики 5 лет Девочки 5 лет
  99/14,7 96/13,8 105/15,5 103/16,0 111/18,9 110/17,5
  101/15,8 99/14 107/17,9 105/16,5 110/18,5 109/17,8
  101/16 100/15 105/17,5 106/17,7 115/20 115/19,9
  102/16,2 100/17 105,5/18,3 103/16,8 118/22,9 110/19,8
  101,5/15 96,5/14,2 105/16,5 102/16,1 115/19 109/17,8
  102/16,7 101/16 110/18 107/17,8 115,5/19 111/18,9
  105/17 104/16 106/18,2 107/18,3 111/19,8 111/20
  106/17,2 106/17,9 110/19,1 110/18,5 111/20,9 117/21
  107/15,7 104/15,7 10/17,6 108/18,4 112/18 109/19,5
  99/15 97/13,9 106/16,2 102,5/17 110/19 111/18,3
  101/16,5 101/14,9 105/17,3 103/16,8 111/18 109/18,8
  100/15,7 98/14,6 105/17 102/16,1 109/18,9 109/17,5
  101/16 100/14,8 105/18 103/16,7 109/20 108/19,2
  110/17,9 100/18 111/18,3 103/21 115/21 109/23
  111/18,5 106/18,9 115/20,9 111/20 118/24 112/23

 

Таблица 8

Показатели отклонения от нормы по антропометрическим параметрам

  2010 год 2011 год 2012 год
Всего детей      

 

  3 года 4 года 5 лет
М Д М Д М Д
Всего            
Рост, норма            
Отклонение         - -
Вес, норма            
Отклонение         - -

Примечание: М – мальчики; Д – девочки.

 

Данные, приведенные в табл. 6,7, показывают, что у мальчиков и девочек в возрасте 3 лет рост и вес соответствуют средним антропометрическим показателям 12-13 детей, у 2-3 выявлено отклонение от нормы, так же в возрасте 4 года и 5 лет просматривается не большое отклонение 1-2 детей в физическом развитии.

При анализе формы № 026/у-2000 выявлено, что физическое развитие дошкольников оценено в 99% как гармоничное, из него 93% среднее и 7% низкое, к I группе здоровья отнесено 50% дошкольников, ко II – 44%, и III группу здоровья составили 2,5%. На диспансерном учете по поводу хронической патологии находятся 0,6 % дошкольников. Подробно заполнены данные о профилактических прививках и острой заболеваемости. Отмечено формальное заполнение разделов, посвященных плановым углубленным медицинским осмотрам, текущим медицинским наблюдениям, ежегодной оценки физического развития и комплексной оценки состояния здоровья.

Проведена антропометрия с последующей оценкой физического развития по центильным таблицам, в результате чего гармоничное физическое развитие определено у 88,3% всех обследованных детей, дисгармоничное – у 11,7%.

Рис. 3. Возрастная структура гармоничного физического развития.

 

При повозрастном анализе вариантов гармоничного физического развития выявлено, что среднее гармоничное физическое развитие является преобладающим в каждом возрастном периоде и определяется у 73-75% детей дошкольного возраста, но имеются возрастные отличия (рис. 3). В возрасте 4-х-6-ти лет, уменьшается число детей со средним гармоничным развитием за счет увеличения его вариантов: выше среднего, высокого и сверхвысокого.

Группа с дисгармоничным физическим развитием (рис.4) довольно разнообразна. У 3-4-х летних детей выявлено преимущественно преобладание роста над показателями массы. Начиная с 4-х летнего возраста, отмечается тенденция к увеличению числа детей с избытком массы тела, и уже к 6 годам около 3% из них это дети с ожирением III степени.

Рис. 4. Возрастная структура вариантов дисгармоничного развития.

 

На рисунке 5 представлена распространенность выявленной при клиническом осмотре патологии у детей, посещающих ДОУ. Как видно, преобладают болезни органов дыхания, составляющие в структуре всех выявленных нарушений здоровья 35,6%, представленные аденоидитами, гипертрофиями небных миндалин и аденоидов I-III степени (778‰), остаточными явлениями ОРИ (184‰).

Рис. 5. Распространенность нарушений здоровья у дошкольников
(по данным медицинских осмотров в ДОУ).

 

Патология костно-мышечной системы (КМС) в виде нарушения осанки, плоскостопия, деформации грудной клетки, сколиоза выявлялась с частотой 1,9 ‰. Увеличение размеров, количества пальпируемых групп периферических лимфатических узлов определялось с частотой 0,9‰. Частота кариеса и аномалии роста зубов составила 50 ‰.

Болезни органов пищеварения выявлены с частотой 0,9 ‰, структура которых в основном представлена функциональными расстройствами желчных путей и кишечника.

Повозрастной анализ выявленной патологии отмечает увеличение частоты с 4-х до 6 лет болезней костно-мышечной системы, органов пищеварения, нервной системы и аллергических болезней.

Оценивая состояние здоровья дошкольников по результатам социологического опроса выявлено, что дети чаще болеют после начала посещения детского сада, причем чаще болеют дети, начавшие посещать с 2-х летнего возраста. Группа часто болеющих детей, посещающих ДОУ составляет 2,87%.

Так, выявленные при профилактических осмотрах нарушение осанки и сколиоз по данным ф.31 от момента поступления в ДОУ к его окончанию увеличиваются в 2 и 8 раз, при собственных осмотрах – в 0,6 и 1,9 соответственно. При этом частота выявления указанной патологии при собственных осмотрах в 0,6 раз выше.

В ходе социологического опроса родителей и воспитателей было выяснено их отношение к организации оздоровительной работы в ДОУ и имеющиеся проблемы. Подавляющее большинство родителей (86,3-91,1%) считают, что в ДОУ должно вестись медицинское наблюдение за детьми, и положительно относятся к проведению оздоровительных мероприятий во время пребывания ребенка в ДОУ.

Наибольшее доверие из лечебно-оздоровительных мероприятий у родителей дошкольников вызывают закаливание, массаж, физиотерапевтические процедуры и фитотерапия.

При опросе сотрудников выявлено, что 80 % случаев оценку здоровья детей в ДОУ проводят воспитатели-педагоги, инструкторы ЛФК и в редких случаях – медицинская сестра ДОУ. Считают себя ответственными за здоровье воспитанников 86,5% сотрудников ДОУ, остальные уверены, что это обязанность медицинских работников. Ориентированы в вопросах оценки состояния здоровья 25% респондентов, 45% не имеют четкого представления по этим вопросам, 30% не владеют знаниями, но считают, что владеют этими знаниями 70,3% респондентов.

В структуре заболеваемости дошкольников, по данным всех изученных источников информации, первое место занимают болезни органов дыхания, представленные, в основном, гипертрофией небных миндалин и аденоидов и ОРИ (частота которых варьирует в возрастном диапазоне от 40 до 50‰). Далее следуют болезни костно-мышечной системы (1,9‰), выявляемые чаще у мальчиков. В дошкольном возрасте начинают дебютировать хронические болезни желудочно-кишечного тракта (0,9% в общей структуре заболеваемости). С 4-х летнего возраста, отмечаются тенденции увеличения группы детей с избытком массы тела, которая составляет более трети всех детей с дисгармоничным физическим развитием, а также снижения ОРИ и роста частоты аллергических болезней.

2. Медицинская документация дошкольных образовательных учреждений является малоинформативной. Анализ состояния здоровья детей (по данным выборочных медицинских осмотров) показывает, что к I группе здоровья отнесены 50% детей, к II группе – 48%, к ІІІ группе – 2,1% дошкольников; выявлена неблагоприятная возрастная динамика с 3-х до 6-ти лет: уменьшение числа детей, отнесенных к І и ІІ группам здоровья и увеличение числа детей ІІІ группы.

В ходе анализа фактического материала было установлено, что во всех обследованных группах отчетливо выделяются три явно выраженных пика заболеваемости. К первому пику можно отнести условно заболеваемость в сентябре. В этот период преобладают острые респираторные заболевания (ОРЗ). Очевидно, это связано с недостаточной подготовленностью детей к резкой смене климатических условий (рис. 1).

Рис. 6. Динамика заболеваемости детей дошкольного возраста

 

В летний период температура воздуха может подниматься выше 40°С, а в зимний период снижение температуры составляет до 20°С и более. Температурное колебание между крайними показателями составляет до 60°. Также часто наблюдается падение атмосферного давления. Открытость и равнинность местности в регионе Поволжья способствует частой смене межширотного воздухообмена. Все эти внешние факторы среды имеют неблагоприятное воздействие на ребенка в виде относительно стрессового влияния на работоспособность, состояние здоровье, физическое развитие. Климатические факторы имеют воздействие как прямого, так и косвенного характера. В этой связи у ребенка происходит непроизвольная перестройка основных систем организма.

По существу, формируется новое функциональное состояние, адекватно функционирующее в этой среде. Это – строго индивидуальное функционально-динамическое состояние, возникающее вследствие специфических условий, направленное на поддержание оптимальной деятельности основных систем организма в рамках определенного гомеостаза. В этих условиях существенно меняется основной обмен. Влияние средовых факторов существенно сказывается и на потенциальных возможностях энергообеспечения. Поэтому вся деятельность организма детей дошкольного возраста осуществляется за счет высокой степени напряжения адаптивных механизмов.

Анализ фактического материала исследований динамики заболеваемости показывает, что для одного условно взятого ребенка в сентябре в средней группе составляет 3,5 дня, в младшей – 3,0, в старшей – 2,8, а в подготовительной – 2,3 (рис. 6). В октябре в старшей группе у детей дошкольного возраста заболеваемость на одного условно взятого ребенка снижается до 1,5 дня, а в подготовительной, средней и младшей группах – увеличивается, соответственно, на 2, 5, 4 и 8 дней. Как видно из рисунка 6, ноябрь характеризуется дальнейшим увеличением заболеваемости: в подготовительной группе – 5,4, в старшей – 5,0, в младшей – 6,0 дней. Незначительный спад заболеваемости наблюдается в средней группе – до 6,6 дня. Использование медикаментозной терапии позволяет значительно снизить заболеваемость во всех наблюдаемых группах достаточно оперативно и в кратчайшие сроки. Анализ историй болезни показывает, что в лечебной практике доминирует тактика подавления острых респираторных заболеваний антибиотиками. Вместе с тем, из литературы известен побочный эффект антибиотиков в плане угнетения иммунной системы, особенно у детей дошкольного возраста. Таким образом, в процессе лечебной терапии острых респираторных заболеваний происходит значительное снижение потенциала иммунной системы: в первом случае – вследствие воздействия острых респираторных заболеваний, во втором случае – в процессе действия побочного эффекта антибиотиков.

Продолжительность болезни в среднем составляет от 7 до 12 дней, осложнений не отмечается. Характерными симптомами являются высокая температура тела (38°С), наблюдается насморк, кашель.

Достоверное снижение заболеваемости наблюдается в декабре во всех группах, только в младшей группе заболеваемость увеличивается до 9,2 дней. Но ослабленный организм не в состоянии длительно противостоять неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды, и в феврале снова увеличивается заболеваемость. Как видно из рисунка 1, заболеваемость увеличивается во всех возрастных группах и к марту достигает своего пика. В ходе анализа было выявлено, что на динамику заболеваемости в основном влияют дети группы «риска» (дети, которые болеют в течение года до трех раз) и группы ЧБД (болеют более четырех раз в год). Условное завершение второго пика заболеваемости наступает в апреле. Общая продолжительность заболеваемости составляет в среднем три месяца.

Второй пик заболеваемости труднее переносится дошкольниками. Так, например, температура тела удерживается в течение 5-6 дней на уровне 39°С, катаральные явления наблюдаются от 6 до 15 дней, продолжительность болезни в среднем составляет от 15 до 20 дней. Худшая переносимость заболеваемости в период второго пика, очевидно, связана действием различных стресс-факторов, снижением общего объема двигательной активности, её интенсивности, появлением различных эпидемий, ухудшением состояния иммунной системы и т.д. Специфической особенностью данного периода является доминирующее преобладание острых респираторно-инфекционных заболеваний на фоне общего снижения защитных свойств организма. Парадоксальный «всплеск» заболеваний наблюдается в мае. Наиболее высокая заболеваемость в мае наблюдается в младшей группе, что составляет 9 дней. Внешней причиной заболеваемости является недостаточная адапти рованность детей к температурным перепадам воздушной среды в мае в регионе Нижнего Поволжья. Внутренней причиной является ослабленность функций иммунной системы.

Третий пик заболеваний наблюдается в период летних месяцев, когда преобладает травматизм. Очевидно, основной причиной являются недостаточная двигательная координированность дошкольников на фоне слабого владения жизненно важными двигательными навыками. Нарушение техники безопасности при организации физкультурно-оздоровительных мероприятий также существенно влияет на травматизм. Этот период характеризуется также распространенностью среди детей дошкольного возраста инфекционно-кишечных заболеваний.

Но, вместе с тем, как показывает анализ научно-методической литературы, основной причиной первичных заболеваний является недостаточная адаптированность детей к неблагоприятным факторам внешней среды сезонно-климатического характера, а причиной повторных заболеваний – неспецифическая резистентность организма.

Рис. 7. Схема оздоровительных мероприятий


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Формирование здоровья ребенка в детских дошкольных учреждениях. Методические рекомендации для медработников дошкольных учреждений /Привалова Т.Е. Шадрина Э.М. и соавт. под ред. проф. Шадрина С.А., Краснодар, 2005. – 32 с.

2. Привалова Т.Е., Шадрин С.А., Осадчая Е.И. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста г. Краснодара//Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Краснодар, 5-6 сентября 2007. «Актуальные вопросы лечения и современные технологии в педиатрии». – С. 104-106

3. Осадчая Е.И., Привалова Т.Е. Актуальные проблемы оценки состояния здоровья детей, посещающих образовательные учреждения// Невролог. вестник, том XXXIX. – выпуск 3. Материалы IV Региональной научно-практической конференции «Педиатрия и детская хирургия в Приволжском Федеральном округе», Казань, «Медицина».2007.– С. 149

4. Шадрин С.А., Привалова Т.Е. Некоторые проблемы оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста и пути их решения /»Медико-социальные аспекты лечебно-диагностической помощи в современных условиях: сб.ст./под общ. ред. В.В. Колесникова. – Краснодар: Совет.Кубань, 2008. с. 319-325

5. Привалова Т.Е., Шадрин С.А., Швец Е.Н. Медико-социальные аспекты неэффективности профилактической помощи детям дошкольного возраста //Педиатрическая фармакология», том 5/№4/2008. – С. 65-69

6. Привалова Т.Е. Шадрин С.А., Васильева С.Р. Лечебно-профилактическое применение современных фитопрепаратов при функциональной патологии лимфоглоточного кольца у дошкольников. //Куб. науч. медицинский вестник» № 4 (109) Краснодар. 2009.– С.41-46

7. Привалова Т.Е. Шадрин С.А., Васильева С.Р. Современные фитопрепараты в комплексном лечении дошкольников с патологией лимфоглоточного кольца. // Вопр. совр. педиатрии. том 8/№ 5 – М.: Союз педиатров России. 2009. – С.88-92

8. Привалова Т.Е, Шадрин С.А. Показатели физического развития и состояния здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения города Краснодара//Сборник материалов XV конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии». М. – 14-17 февраля 2011. – С. 698.

9. Привалова Т.Е, Шадрин С.А. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях//Сборник материалов XV конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии», М., 14-17 февраля 2011. – С. 699.

10. Привалова Т.Е., Шадрин С.А., Шабаева Н.А. Опыт применения бактериального топического лизата в дошкольных образовательных учреждениях //Пед. фарм. – 2011. – Т.8, №3. – С. 31-37.

11. Намазова-Баранова Л.С., Привалова Т.Е., Шадрин С.А. Топические иммуномодуляторы: от лечения ринита до коллективной профилактики острой и хронической респираторной патологии// Вопр.совр. педиатрии. – 2011. – Т.10, № 5. – С. 32-38.

12. Шадрин С.А., Привалова Т.Е., Клещенко Е.И., Трубилина М.М.Заболеваемость дошкольников Краснодарского края//Сборник материалов XVI конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии», М., 24-27 февраля 2012. – С. 839.

13. Седых, Н.В. Педагогическая система формирования основ здорового образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04 / Седых Н.В.; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. – Волгоград, 2006. – 45 с.

14. Фомина, Н.А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на осно ве системы сюжетно-ролевой гимнастики: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04 / Фомина Н.А.; Майкопский гос. пед. ун-т. – Майкоп, 2004. – 43 с.

15. Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основы инновационных направ лений в физическом воспитании детей дошкольного возраста: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04 / Чернышенко Ю.К.; Кубанская акад. физ. культуры. – Краснодар, 1998. – 50 с.

16. Humphrey, J.K. Integration of Physical Education in the Elementary School Curriculum / J.K. Humphrey. – Springfield, I.L.: Charles C. Thomas Publishers, 1990. – 110 p. Контактная информация: [email protected]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...