Система физического воспитания в дошкольных учреждениях
Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его развития является очень важным. Условия воспитания в детских садах сегодня таковы, что создается высокий риск не только соматических, но и психических нарушений. На каждого ребенка 3-6 лет приходится в среднем 54 дня пропусков посещений детского сада, четвертая часть которых связана с заболеваниями, остальные три четверти – с карантином. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1% ежегодно. По данным прогнозов, 85% этих детей – потенциальные больные сердечнососудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению их жизни на 5-20 лет. Около 50% нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество инфекционных и простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия, с которым практически не справляются ни педиатры, ни родители. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и не закаленностью. Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. В связи с этим возникает необходимость научно обоснованного определения оптимального соотношения обучения и самостоятельных тренировок детей в процессе подвижных и спортивных игр с применением специального оборудования и тренажеров.
Существенное место в решении многогранных задач физического воспитания принадлежит гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового образа жизни, как среди детей, так и среди взрослых – педагогов и родителей. Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей. Нельзя лишать ребенка естественной двигательной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. В режим детского сада обязательно вводятся ежедневные занятия физической культурой, игры и развлечения на воздухе, проводимые с учетом экологической обстановки региональных и климатических условий в районе детского учреждения. При возможности, следует обеспечить дошкольные учреждения бассейнами, современным физкультурным оборудованием на участке. От особенностей стимулирования или организации деятельности детей взрослыми, зависит успех в психическом и физическом развитии ребенка, и, таким образом, наряду с восходящей линией (собственное развитие) может быть и иная «кривая» личностных изменений (выражающая регрессивные или застойные тенденции); каждому шагу развития сопутствует возможность проявления и закрепления негативных новообразований, о сути которых должны знать взрослые.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что у младших дошкольников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. Двигательная активность дошкольников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает. Дошкольникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или столом. Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма дошкольника, особенно сердечнососудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Отрицательные последствие гипокинезии сказываются на сопротивляемости молодого организма «простудным и инфекционным заболеваниям», создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечнососудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. Двигательный режим дошкольника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни. При систематических занятиях физической культурой происходит непрерывное совершенствование органов и всего организма ребенка. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Итак, важнейшей качественной характеристикой системы дошкольного образования является состояние здоровья воспитанников. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество детей абсолютно здоровых и увеличилось число детей имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей выделяет следующие группы здоровья:
1) здоровые дети с нормальным уровнем пульса, нормальным развитием; 2) здоровые дети, но имеющие функциональные и морфологические отклонения, а также низкую сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям; 3) больные дети и подростки, имеющие хронические заболевания; 4) больные дети и подростки с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации; 5) больные дети и подростки с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями. Задачи развития ребенка в деятельности представлены по четырем основным линиям: социального, познавательного, эстетического и физического развития. По этим же линиям в каждом возрасте представлены содержание и условия педагогической работы, конкретизируются ее особенности, приводятся показатели развития детей данного возраста в рассматриваемой сфере. Физическое развитие так же, как и все разделы, представлено по возрастным периодам. В младенческом возрасте ставятся задачи развивать сенсомоторную активность ребенка и движения, обеспечивающие перемещение в пространстве, способствовать формированию умения действовать с предметами. В раннем возрасте направлено на: – охрану и укрепление здоровья детей, психофизическое развитие и закаливание организма: – формирование двигательной активности, основных жизненно важных движений, сохранение устойчивого положения тела, развитие мелкой моторики; – воспитание умения самостоятельно действовать, ориентируясь в пространстве, соотносить свои движения с окружающими предметами. В младшем дошкольном возрасте направлено на: – охрану и укрепление здоровья, формирование правильной осанки, гармоничного телосложения, развитие мелкой моторики; – совершенствование функциональных возможностей детского организма; – обогащение двигательного опыта; – развитие произвольного выполнения двигательных действий; – умеренное стимулирование развития двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости, выносливости и др.). В старшем дошкольном возрасте направлено на: – знакомство детей с доступными способами укрепления здоровья; – формирование потребности в ежедневной двигательной активности; – повышение уровня произвольности двигательных действий; – развитие двигательных качеств и способностей (ловкость, быстроту, гибкость, выносливость, силу).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|