Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки развития инклюзивного образования в Красноярском крае




 

Предпосылками перехода системы образования Красноярского края
к инклюзивной модели образования детей ОВЗ являются результаты ее (системы) целенаправленного развития по обеспечению прав детей с ОВЗ на доступное и качественное образование.

В Красноярском крае в последней трети XX века получило развитие дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII вида и интернатах. С началом XXI века при сохранении сети специальных учреждений в муниципальных общеобразовательных школах в специальных (коррекционных) классах и группах развивается интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями.

В крае последовательно реализованы две концепции развития специального образования детей с ОВЗ, основными задачами которых являлись на этапе:

2003 – 2008 годов (Концепция развития специального образования детей
с ОВЗ, утвержденная постановлением Совета администрации Красноярского края от 17.11.2003 № 322-П) – объединение ресурсов государственных и муниципальных учреждений в создании условий для обучения обучающихся с ОВЗ, определение приоритетности интегрированного образования, признание наиболее эффективным периодом для предоставления коррекционной помощи периода раннего детства;

2009 – 2011 годов (Концепция развития специального образования детей
с ОВЗ в Красноярском крае, утвержденная распоряжением Правительства Красноярского края от 16.02.2009 № 105-р) – усиление роли психолого-медико-педагогических комиссий в обеспечении сопровождения детей с ОВЗ, развитие вариативных форм образования.

Реализация в 2003 – 2011 годах концептуально обоснованных задач обеспечения в крае образования детей с ОВЗ достигнута за счет:

оптимизации сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в результате которой образовательная деятельность для детей с ОВЗ осуществляется в безопасных условиях, соответствующих требованиям надзорных органов и требованиям предъявляемым, к современному образовательному процессу;

создания и расширения в муниципальных образованиях края сети территориальных психолого-медико-педагогических комиссий (далее – ПМПК), количество которых к 2011 году возросло с 37 до 56, в том числе осуществляющих свою деятельность на постоянной основе с 24 до 39;

разработки модели служб ранней помощи, которая реализована на базе психолого-медико-педагогических центров, созданных в отдельных территориях края. Практики реализации службами программ помощи детям раннего возраста и сопровождения семей, в которых воспитываются дети, требующие ранней помощи, имели большое значение для апробации технологий работы с детьми и родителями, однако не могли использоваться всеми территориями края в связи с отсутствием в них психолого-медико-педагогических центров;

реализации комплекса мероприятий краевого и муниципального уровней в сегменте дополнительного образования и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ, направленных на успешную социализацию названной категории детей в обществе (краевой фестиваль самодеятельного творчества «Поверь в себя», конкурс декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Золотой и серебряный росток», конкурс на владение социальными компетенциями – олимпиада по социально-бытовой ориентировке «Мир вокруг нас», ежегодный конкурс профессионального мастерства детей с нарушением интеллекта «Лучший по профессии» и др.);

совершенствования системы повышения профессиональной компетентности педагогических работников через проведение конкурсов специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение
и обучение обучающихся с ОВЗ, организацию стажировочных площадок в рамках федеральных программ, региональных проектов по реализации интегрированного образования, использование специальных (коррекционных) школ как базовых площадок для формирования практических навыков работы с обучающимися.

В течение последнего десятилетия движению краевой системы образования в направлении инклюзивного образования способствует инновационно-экспериментальная деятельность научно-педагогического сообщества, разворачивающаяся в рамках развития интегрированной модели образования.

Так, в целях создания устойчивого развития региональной вариативной сети интегрированного образования, направленной на решение задач доступности, качества и эффективности образования, комплексной безопасности обучающихся и воспитанников образовательных организаций,
а также организации многоуровневой подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов Краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (далее – Институт повышения квалификации) становится экспериментальной площадкой Российской академии образования (РАО) по теме «Создание муниципальных моделей интегрированного образования в Красноярском крае 2009–2014 гг.».

В экспериментальных работах площадки участвовали 27 образовательных учреждений, расположенных в 6 муниципальных образованиях, имеющих статус «пилотных» территорий (города Ачинск, Канск, Балахтинский, Курагинский, Саянский и Шарыповский районы).

Деятельность в рамках вышеуказанной экспериментальной площадки позволила увеличить долю детей с ОВЗ, своевременно получивших коррекционную помощь в «пилотных» территориях; долю детей с ОВЗ, получивших образование в учреждениях общего типа по месту жительства; количество родителей, вовлеченных в процесс социализации детей с ОВЗ в «пилотных» территориях; долю педагогических работников, прошедших специальную подготовку, переподготовку и обладающих необходимой квалификацией для обучения детей с ОВЗ (2010 г. – 407 чел; 2011 г. – 796 чел, 2012 г. – 965 чел; 2013 г. –754 чел; 2014 г. – 848 чел). В результате деятельности экспериментальной площадки сформирована методическая платформа для деятельности специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях интегрированного образования.

С 2009 года в Институте повышения квалификации действовал Центр интегрированного образования. Основной целью деятельности Центра, в рамках реализации Программы экспериментальной площадки РАО, было организационно-методическое обеспечение интегрированного обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях края. За время деятельности Центра до 2013 года были разработаны и реализованы программы повышения квалификации, проведены серии обучающих, разработческих семинаров по повышению организационной и методической компетентности руководителей школ, педагогов, обучающих детей с ОВЗ, специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение. Разработаны организационно-методические материалы. В структуре Центра функционировали лаборатории, созданные на базе специальных (коррекционных) школ в Ачинске и Красноярске, кадровый, методический потенциал которых, использовался как ресурсные центры по введению интегрированного подхода к обучению детей с ОВЗ в условия массовых общеобразовательных школ.

По итогам реализации программы РАО «Создание муниципальных моделей интегрированного образования в Красноярском крае 2009 – 2014 гг.» решением Экспертного совета по работе экспериментальных площадок РАО принято решение продолжить экспериментальную работу по программе «Реализация муниципальных моделей интегрированного (инклюзивного) образования Красноярского края в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в 2015 – 2019 годах. В целях реализации вышеуказанной программы в марте 2015 года в Институте повышения квалификации создана лаборатория инклюзивного образования, реализуются проекты в четырех муниципалитетах края.

Рабочей группой по вопросам инклюзивного образования, созданной министерством образования края в 2012 году, осуществлена деятельность по подготовке нормативных правовых актов и документов, регламентирующих инклюзивное образование в крае (Закон об образовании в Красноярском крае, методические рекомендации по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детей с ОВЗ, методика расчета субвенций муниципальным образованиям края на реализацию адаптированных образовательных программ и обеспечение психолого-медико-педагогическим сопровождением образовательного процесса, порядок организации обучения детей на дому и в медицинских организациях, перечни учебного оборудования для детей-инвалидов, обучающихся на дому и др.), организована работа по подаче заявок края на участие в федеральных программах по созданию доступной среды в образовательных организациях.

В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие образования» (далее – ФЦПРО) в 2012 году по результатам конкурсного отбора организована деятельность стажировочной площадки по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации успешных моделей социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ» на базе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Заозерный. Данная школа с 2005 года реализует совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития. Успешные модели социализации также апробированы в базовых школах городских округов Красноярск, Ачинск, Канск, Назарово, пгт. Северо-Енисейск, сел Агинское Саянского района, Березовка Курагинского района, Абалаково Енисейского района. В общей сложности в разработке и апробации моделей участвовали 15 муниципальных образований.

С 2013 года Красноярский край является активным субъектом реализации мероприятий ФЦПРО по направлению «Распространение моделей развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся». В качестве стажировочной площадки выступает краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Краевой центр психолого-медико-педагогического сопровождения». Стажировочная площадка объединяет пять базовых образовательных организаций (МБОУ «Центр диагностики и консультирования» г. Канска, МБОУ «Центр диагностики и консультирования № 7» г. Красноярска, МКОУ «Курагинский центр диагностики и консультирования», МБОУДО детско-юношеский центр «Радуга» Каратузского района, МБОУ «Идринский центр диагностики и консультирования») (далее – базовые образовательные организации).

На базе стажировочной площадки и базовых образовательных организаций разработаны и апробированы модели эффективного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, в том числе в условиях инклюзивного образования. Реализация данного направления способствует созданию в крае единой системы сопровождения обучающихся с ОВЗ на всех уровнях образования, учитывающей их индивидуальные особенности
и потребности, а также подготовке обеспечивающих это сопровождение компетентных специалистов.

Система профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации специалистов в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на территории Красноярского края представлена федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» (далее – КГПУ им. В.П. Астафьева), Институтом повышения квалификации, федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», краевым государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького».

В целях повышения профессиональной компетентности специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, Институтом повышения квалификации сопровождаются проекты, направленные на реализацию муниципальных моделей инклюзивного (интегрированного) образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ОВЗ (работа над проектом ведется при научном руководстве РАО) и разработку эффективных моделей инклюзивного образования дошкольников. Кроме того, осуществляется научно-методическое сопровождение образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ.

В рамках развития региональных инновационных площадок пятью образовательными учреждениями осуществляется апробация новых практик работы с детьми с ОВЗ. Инновационными площадками рассматриваются такие вопросы, как образование детей с тяжелыми и множественными нарушениями, организация образовательного процесса детей, перенесшими кохлеарную имплантацию, реализация федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ, непрерывная система образования обучающихся с ментальными нарушениями от раннего возраста до трудоустройства, трудовая подготовка обучающихся с ОВЗ.

С целью обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в школах края в 2015 – 2016 годах реализован план-график, разработанный созданной министерством образования Красноярского края рабочей группой по вопросам введения на территории Красноярского края ФГОС. В апробацию введения ФГОС в результате конкурсного отбора вовлечены 20 краевых и муниципальных образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы. Опережающая деятельность этих школ создает алгоритмы движения по введению ФГОС для школ края.

Для координации вопросов введения ФГОС на базе краевого бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярская общеобразовательная школа № 5» создан Ресурсный центр. Информация о ходе работы по введению ФГОС представляется на специальном сайте www.fgosovz24.ru. С 1 сентября 2016 года школы края приступили к реализации ФГОС для детей с ОВЗ.

Красноярский край активно участвует в реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы (далее – ГП «Доступная среда»). Основная цель создание универсальной безбарьерной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных учреждениях. За период действия программы в край из федерального бюджета привлечено около 117 млн рублей, софинансирование краевого бюджета составило почти 53 млн рублей. На данные средства создана универсальная безбарьерная среда для лиц с ОВЗ в 362 муниципальных и краевых общеобразовательных учреждениях, что составляет 22,3 % от общего количества учреждений. В число школ с условиями для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, входят и 17 школ-новостроек, введенных в эксплуатацию за последние пять лет.

Особенностью 2016 года стало то, что создание безбарьерной образовательной среды осуществлялось в дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного образования. Объем субвенций на эти цели составил более 16 млн рублей. В 2017 году край продолжает участие в ГП «Доступная среда», предусматривающей финансирование еще 16 образовательных организаций.

Доступная (безбарьерная) среда – это не только архитектурная доступность учреждений для детей-инвалидов, но и обеспечение образовательного процесса учебниками, учебным оборудованием, компетентными педагогами, специалистами для обеспечения психолого-педагогического сопровождения. Так, из краевого бюджета в 2014 году для детей с ОВЗ приобретены учебники на сумму 8,9 млн рублей в количестве 21 577 экз., в 2015 году – на 11,3 млн рублей в количестве 25 211 экз. В этом же году в крае на сумму 10,82 млн закуплены учебники для слабовидящих обучающихся с укрупненным шрифтом и для слепых обучающихся со шрифтом Брайля. В 2016 году на приобретение учебников выделено 21,5 млн рублей.

В крае с 2010 года осуществляется образование детей-инвалидов, которым рекомендовано обучение на дому, в дистанционной форме. Краевая Школа дистанционного образования (далее – Школа) ежегодно оборудует до 340 обучающимся рабочие места на дому, обеспечивает им возможность получения дополнительного образования в соответствии с интересами и потребностями учащегося, оплачивает доступ к Сети Интернет по месту проживания учащегося. За пять лет работы Школу окончили 98 учащихся, из них итоговую аттестацию в форме ЕГЭ прошли 42 учащихся, 24 поступили в высшие учебные заведения, 50 − в учреждения СПО.

С целью определения специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в крае функционируют 1 центральная и 65 территориальных ПМПК на территории 59 муниципальных образований Красноярского края. Вместе с тем сохраняется потребность комплектования комиссий квалифицированными педагогическими и медицинскими кадрами и организации работы всех комиссий на постоянной основе.

Осуществляется межведомственное взаимодействие ПМПК и учреждений медико-социальной экспертизы. Совместные действия позволяют разрабатывать качественные рекомендации для определения специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ, организовать и сопровождать реализацию индивидуальных программ реабилитации или абилитации детей-инвалидов.

С целью обеспечения образовательного процесса детей с ОВЗ квалифицированными педагогическими кадрамиза 2015 – 2016 годы повышение квалификации прошли около 5 тыс. педагогических работников, из них 97 специалистов, которые овладели жестовой речью, 575 специалистов (дефектологи, логопеды, специальные психологи, тьюторы) прошли профессиональную переподготовку. Указанного количества подготовленных специалистов достаточно для реализации новых ФГОС для детей с ОВЗ и умственной отсталостью в 2016/2017 учебном году.

В крае созданы условия для введения вышеуказанных специалистов в штатное расписание образовательных учреждений. Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 29.05.2014 № 217-п с целью обеспечения образования детей с ОВЗ предусматриваются ставки тьютора в зависимости от характера нарушения (нозологии). Методика расчета норматива является модельной и образовательное учреждение, исходя из рекомендаций ПМПК, может в рамках выделенного финансирования самостоятельно увеличивать либо сокращать количество ставок штатного расписания учреждений.

Кроме того, в крае действует повышенный норматив финансирования образования ребенка с ОВЗ, который в несколько раз превышает норматив, обеспечивающий образование ребенка, не имеющего нарушений развития. Объем средств для образования школьников с ОВЗ рассчитывается с учетом имеющегося нарушения (нозологии), формы предоставления образования, уровня образования. Так, на ребенка с нарушением зрения предоставляются средства в объеме, превышающим норматив для обычного ребенка в 10 раз, на ребенка с нарушением слуха в 4 раза, на ребенка с опорно-двигательными нарушениями в 3 раза, на ребенка с расстройствами аутистического спектра норматив увеличен в 5 раз. Повышенный норматив финансирования обеспечивает реализацию индивидуального подхода к обучению детей с ОВЗ, гарантирует квалифицированное сопровождение специалистами процессов обучения и социализации каждого ребенка.

Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются социальными гарантиями. Так, школьники указанной категории получают двухразовое бесплатное питание. Дети с ОВЗ, проживающие в интернатах, обеспечиваются бесплатно одеждой и обувью. С 2016 года детям с ОВЗ, обучающимся на дому, выплачивается компенсация взамен горячих завтраков и обедов.

С целью обеспечения детям с ОВЗ и их родителям (законным представителям) права выбора на форму получения образования и форму обученияв крае предусмотрены различные варианты образования детей в соответствии с их психофизическими возможностями (образование в образовательной организации (в том числе обучение на дому) и в форме семейного образования; очное, очно-заочное и заочное обучение.

Некоторые результаты выбора родителей и обучающихся с ОВЗ в пользу той или иной формы выглядят так:

преобладающая часть детей с ОВЗ обучаются очно (98% от общего количества обучающихся с ОВЗ);

ежегодно количество детей, обучающихся на дому, сокращается, что свидетельствует о распространении подходов инклюзивного образования, создании условий в школах для обучения и социализации ребенка с ОВЗ в коллективе сверстников;

618 семей реализуют семейную форму образования. В основном это семьи, воспитывающие детей-инвалидов, которые ранее считались необучаемыми. В этом случае реализуется подход, основывающийся на убеждении в том, что любой ребенок способен развиваться в соответствии со своими возможностями.

В 2016 году сделаны значимые шаги по пути реализации в Красноярском крае права каждого ребенка на образование. Так, организовано обучение всех воспитанников краевых психоневрологических домов-интернатов (более 800 воспитанников), относящихся к системе социальной защиты населения, которые ранее не обучались. Школой дистанционного образования организовано дистанционное образование детей, находящихся на длительном лечении в онкогематологическом отделении Краевой детской больницы (ежемесячно до 20 учащихся). Образование данной категории детей осуществляется по гибкому расписанию, учитывающему состояния здоровья ребенка, посредством технических средств обучения. Все это стало возможным в результате межведомственного взаимодействия трех краевых министерств (образования, социальной защиты, здравоохранения) и соответствующих подведомственных учреждений.

Обеспечение права на образование детей с ОВЗ осуществляется в тесной взаимосвязис общественными организациями и общественными родительскими организациями. Так, в конце 2016 года в крае успешно завершена реализация пилотного проекта по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра, инициированного Фондом защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Этот проект реализован министерством образования края совместно с краевыми министерствами социальной политики и здравоохранения при сотрудничестве с родительской организацией «Свет надежды».

Региональные отделения Всероссийского общества глухих и Всероссийского общества слепых тесно сотрудничают с краевыми общеобразовательными организациями для детей с нарушением слуха и зрения.

В 2016 году общественным движением «Право на счастье» при активной поддержке министерства образования края проведен Форум инклюзивных практик. Совместно с общественным движением организуются летние инклюзивные смены в оздоровительном лагере. Успешность реализации проекта в течение двух лет позволяет говорить о его традиционном (ежегодном) формате проведения. В обеспечении права детей с ОВЗ на образование министерство образования края также взаимодействует с детским благотворительным фондом «Живое дыхание», общественной организацией «Открытые сердца» и др.

В решении вопросов, связанных с созданием в крае доступной среды для обучающихся с ОВЗ значима роль социально ориентированных некоммерческих организаций, которые обучают специалистов, ведут информационную кампанию в поддержку инклюзивного образования, содействуют формированию инклюзивной культуры населения. Благодаря активной позиции общественных организаций на территории края появляются новые доступные объекты для лиц с ОВЗ.

В 2017 году в Красноярском крае право на доступное и качественное образование реализуется для всех детей с ОВЗ, а это более 27 тыс. детей в возрасте от 0 до 18 лет, что составляет 4,3% от общей численности детского населения (в том числе около 9 тыс. дошкольников и более 18 тыс. школьников).

Особенностью краевой системы образования в настоящее время является сохранение сети краевых специальных школ. И это не противоречие, это особенность края.

С одной стороны, сохраняются специальные учреждения (детский сад, 38 школ, в том числе 3 школы для детей с нарушениями слуха, 2 – для детей с нарушениями зрения, Школа дистанционного образования детей-инвалидов), каждое из которых является информационно-методическим центром для конкретной территории края, работающим с детьми со сложными дефектами, с нозологиями, требующими специального сопровождения высокопрофессиональных специалистов. В данных образовательных учреждениях обучаются более 6 тыс. (6 119 – по состоянию на 01.09.2016) детей с ОВЗ. Кроме того, функционирует краевой центр психолого-медико-социального сопровождения с 4 филиалами (гг. Ачинск, Канск, Лесосибирск, Минусинск), в рамках деятельности которого осуществляется помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также предоставляется помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся.

С другой стороны, образование детей с ОВЗ по адаптированным общеобразовательным программам организовано в муниципальных детских садах и школах инклюзивно в обычных классах либо в отдельных классах или группах.

В 2016/2017 учебном году инклюзивное образование предоставляется более 6,5 тыс детей (6 544) с ОВЗ школьного возраста. По сравнению с 2015/2016 учебным годом количество детей с ОВЗ, обучающихся инклюзивно, возросло на 613 обучающихся (было 5 931). При этом сокращается число детей, обучающихся в муниципальных школах в отдельных (коррекционных) классах, группах: по сравнению с предыдущим учебным годом 523 ребенка из таких классов стали обучаться инклюзивно (2015/2016 учебный год – 4 860 детей, 2016/2017 учебный год – 4 337).

По состоянию на 1 сентября 2016 года образование детям с ОВЗ предоставляют 727 муниципальных школ. По сравнению с 2015/2016 учебным годом их стало на 98 школ больше (было 629).

В крае складываются условия для развития инклюзии средствами дополнительного образования. В 2016 году более 30 % детей с ОВЗ и детей-инвалидов имели возможность посещать занятия в организациях дополнительного образования детей (дома творчества, станции юных техников и юннатов, музыкальные, художественные и спортивные школы и др.), в школьных кружках и клубах.

В 2016 году Красноярский край включился в международное движение «Абилимпикс», приняв участие во II Национальном чемпионате конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью. Выступление команды края стало успешным в том числе потому, что в школах созданы условия для развития обучающихся с ОВЗ. Так, именно развивающая образовательная среда КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат», включающая студию мультимедийного творчества «Взгляд-М», способствовала победе на чемпионате «Абилимпикс» в Москве (золотая медаль) учащегося школы по компетенции «фотография».

 

Несмотря на значительное продвижение краевой системы образования в решении задач обеспечения доступного и качественного образования детей с ОВЗ очевидно наличие ряда объективных проблем и противоречий, связанных с переходным состоянием от одной к другой модели образования, без преодоления которых развитие в крае инклюзивного образования затруднено. К числу таких проблем и противоречий относятся:

недостаточный уровень инклюзивной культуры как населения края в целом, так и участников образовательных отношений – педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся, самих обучающихся, не имеющих ограничений по здоровью;

неоднородность созданных в образовательных организациях специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ, выражающаяся как в отсутствии условий в целом, так и в наличии специальных условий только для одного вида нарушения;

неоднозначность подходов в оценке «достаточности» уже созданной в образовательных учреждениях доступной среды (не только пандус, т.е. архитектурная доступность, но и наличие специального оборудования, готовность педагогических кадров, наличие адаптированных образовательных программ и др.);

отсутствие целостной системы ранней помощи детям дошкольного возраста как на краевом, так и на муниципальном уровнях;

отсутствие вариативности предоставления образования и системности консультационных и коррекционно-развивающих услуг дошкольникам с ОВЗ и детям-инвалидам дошкольного возраста;

непроработанность вопросов реализации комплексного подхода к организации трудового обучения, предпрофессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ, приобретению ими навыков самообслуживания для успешной социализации во взрослой жизни;

недостаточный уровень компетентности педагогов в определении образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ, отвечающих их потребностям;

отсутствие системы методического сопровождения инклюзивного образования на краевом, муниципальном уровнях и уровне образовательных организаций;

недостаток специалистов (особенно в сельских, отдаленных и труднодоступных местностях края), подготовленных для работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, обладающих специальными (дефектологическими) компетентностями в области образования детей данной категории;

недостаточная заинтересованность образовательных организаций в повышении качества образовательной среды в связи с отсутствием среди критериев оценки эффективности образовательного процесса таких критериев, как доступность и качество образования детей с ОВЗ;

недостаточная информированность населения о возможностях краевой системы образования в части обеспечения обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, о специфике инклюзивного образования и имеющихся ресурсах его реализации;

невысокая эффективность использования потенциала сотрудничества государственных и муниципальных структур, образовательных учреждений и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Имеющиеся в Красноярском крае предпосылки и условия развития инклюзивного образования, как и вышеобозначенные проблемы и противоречия, препятствующие этому процессу, свидетельствуют о своевременности и необходимости разработки настоящей Концепции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...