Тезаурус (специальная терминология)
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В настоящей Концепции при раскрытии механизмов реализации задач, направленных на развитие инклюзивного образования в крае, использованы следующие определения, понятия и термины. Группы кратковременного пребывания – группыв дошкольных образовательных организациях, в составе которых ребенок с ОВЗ получает комплексную социальную и коррекционно-педагогическую поддержку. Для детей группы кратковременного пребываниясоздаются и реализуются индивидуальные и групповые развивающие занятия при активном участии семьи, направленные на социальную интеграцию семьи, воспитывающую ребенка с ОВЗ. Комбинированные группы – группы в дошкольных образовательных организациях, осуществляющие психолого-педагогическую деятельность, направленную на обеспечение оптимальных условий для повышения доступности и качества совместного обучения и воспитания детей с различными стартовыми возможностями (как детей дошкольного возраста, не имеющих нарушений в развитии, так и детей дошкольного возраста с ОВЗ). Консультационный пункт – форма муниципальной услуги в области дошкольного образования, позволяющая оказывать в соответствии с действующим законодательством методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, дети которых не посещают детский сад. Лекотека – служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития, предполагающая использование игры и игрушек для приобретения опыта общения, налаживания социальных контактов семей, имеющих детей с особыми потребностями. Модели инклюзивного образования в зависимости от степени интеграции:
временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже одного-двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера (праздники, соревнования, экскурсии и др.); частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии еще не способны на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы и классы лишь на часть дня (во вторую половину, на отдельные занятия) по 1–2 человека; комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, близким к возрастной норме, по 1–2 человека на равных воспитываются в массовых группах и классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-деффектолога специальной группы (класса); полная интеграция, при которой дети по уровню психофизического и речевого развития близки к возрастной норме и психологически подготовлены к совместному обучению со здоровыми детьми по 1–2 человека включаются в обычные группы и классы детских садов и школ, близких к дому. Общеобразовательные классы – классы в краевых государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, созданные с целью формирования целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Особые образовательные потребности – потребности детей с ОВЗ, различающиеся у детей разных категорий в связи со спецификой нарушения психического развития, определяющие особую логику построения учебного процесса и отражающиеся в структуре и содержании образования.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (центральная, территориальная) – коллегиальный орган, который создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. ПМПК устанавливает статус «ребенок с ОВЗ» и определяет для него специальные образовательные условия (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии"). Психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации – постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения как включенного ребенка с ОВЗ, так и инклюзивной образовательной среды в целом. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ – профессиональная согласованная деятельность педагогов и специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога и др.), направленная на создание социально-психологических условий, в которых ребенок с высокой вероятностью становится успешным в образовательной деятельности. Ранняя помощь – семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, лечение и развивающее обучение, проводимые при активном участии семьи. Служба ранней помощи – организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии. Технология домашнего визитирования детей с тяжелыми нарушениями здоровья – технология, предусматривающаяорганизацию домашнего визитирования в семьи детей раннего возраста, которые закрепляются за дошкольными образовательным организациями либо центрами психолого-медико-педагогического сопровождения, на основе договора с родителями (законными представителями) о получении образования на дому.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|