Целевые ориентиры, принципы развития инклюзивного образования в крае, этапы и механизмы реализации Концепции
Региональная образовательная политика в части развития инклюзивного образования ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению качественного образования и создание необходимых условий для достижения успешности в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, психических и физических возможностей, места проживания. Данный приоритет закреплен в проекте Стратегии развития Красноярского края до 2030 года.
Система образования края должна соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе:
потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);
потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);
потребности в развитии у личности трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).
Создание в образовательных организациях возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей – основа построения краевой системы обучения и воспитания.
Принципы развития инклюзивного образования в крае:
признание ценности человека независимо от его возможностей и достижений;
признание права обучающихся на получение образования в учреждениях, расположенных по месту жительства;
признание роли образовательных организаций не только в повышении академических показателей обучающихся, но и в развитии общественных ценностей;
развитие отношений поддержки и сотрудничества между образовательными организациями и местными сообществами, признание, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе;
реструктуризация культуры образовательной организации, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять многообразие обучающихся, с их личными особенностями и потребностями;
различия между обучающимися – это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
устранение барьеров на пути получения образования и полноценного участия в жизни организации для всех обучающихся, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
индивидуализация целей и программ образования на основе учета индивидуальных образовательных способностей и личностных потребностей обучающихся, создания условий для их успешной социализации;
межведомственная интеграция при организации инклюзивного образования посредством координации действий различных ведомств, социальных институтов, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Развитие инклюзивного образования, принятие его идеологии всеми субъектами образовательных отношений, обществом в целом требуют постепенных, поэтапных шагов.
Концепция рассчитана на период, охватывающий 2017 – 2025 годы. В указанный период, безусловно, невозможно полностью реализовать инклюзивную модель образования в крае, поскольку данного исторического периода недостаточно с одной стороны, для восприятия и принятия всем российским обществом мировоззренческих оснований инклюзии, с другой стороны, для обеспечения доступной образовательной среды для каждого ребенка с ОВЗ по месту его проживания.
С учетом заделов, предпосылок и условий, существующих в краевой системе образования, временных и социально-экономических возможностей периода 2017 – 2025 годов реализация Концепции предусматривает три этапа реализации:
I этап – 2017 – 2019 годы;
II этап – 2020 – 2022 годы;
II этап – 2023 – 2025 годы.
Основанием для выделения этапов является степень готовности образовательных организаций и всей краевой системы образования к внедрению и развитию инклюзивной модели образования.
Первый этап – подготовительный. На данном этапе существующие в крае практики инклюзивного образования, развивающиеся в ходе инновационной деятельности пилотных территорий и базовых площадок, оформляются в модели реализации инклюзии как на муниципальном уровне, так и на уровне образовательных организаций. Описанные муниципальные модели и школьные модели инклюзивного образования после прохождения общественной и профессиональной экспертизы рекомендуются для использования в практике. На данном этапе происходит самоопределение муниципалитетов и образовательных организаций в выборе моделей развития инклюзивного образования, определяются базовые образовательные организации, в которых обеспечивается создание специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ. Этому способствуют создание и организация деятельности центра по информационно-методическому сопровождению образовательных организаций, реализующих инклюзивное образование, а также реализация мероприятий ГП «Доступная среда», муниципальных «дорожных карт» и паспортов доступности образовательных организаций.
Второй этап – основной. На этом этапе внедряются и реализуются модели инклюзивного образования исходя из специфических и уникальных для каждого муниципалитета и каждой образовательной организации условий развития. В деятельность по внедрению и реализации моделей инклюзивного образования включены различные субъекты, заинтересованные в реализации прав лиц с ОВЗ на доступное и качественное образование, включая ведомственные, межведомственные структуры, а также общественные организации и объединения. На данном этапе в муниципалитетах завершается формирование базовых образовательных организаций, в которых создана безбарьерная универсальная среда, что позволяет получать качественное общее образование большинству детей с ОВЗ по месту проживания.
Третий этап – рефлексивно-корректирующий. На данном этапе происходит оценка результатов и эффектов реализации муниципальных моделей инклюзивного образования, осуществляется корректировка и уточнение задач развития инклюзивной модели образования в крае, формируется краевая модель инклюзивного образования.
Каждый этап реализации Концепции сопровождается реализацией комплекса мер, включающего мероприятия, направленные на решение актуальных задач, характерных для конкретного этапа.
Достижение основных целей региональной образовательной политики в части развития инклюзивного образования обеспечивается через решение следующих «сквозных» задач, характерных для всех этапов реализации Концепции:
формирование инклюзивной культуры общества посредством создания благоприятной образовательной среды для развития детей с ОВЗ, детей-инвалидов совместно со своими сверстниками, реализации социальных проектов, расширения взаимодействия с родительскими организациями, со средствами массовой информации;
совершенствование нормативно-правового обеспечения развития инклюзивного образования с учетом региональных особенностей;
создание доступной (безбарьерной) среды посредством повышения архитектурной доступности, обеспечения специальным оборудованием образовательных организаций края;
обеспечение вариативности предоставления образования детям с ОВЗ, разнообразия структуры и содержания образовательной деятельности с применением адаптированных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных учебных планов;
обеспечение комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях инклюзивного образования;
развитие краевой системы ранней помощи как компонента образовательной и социальной интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников, который обеспечивает длительную семейно-ориентированную медико-социальную и психолого-педагогическую помощь детям младенческого и младшего возраста с нарушениями развития, а также детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте, и их семьям;
совершенствование системы профориентации и предпрофессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ, их социализации через реализацию комплексного подхода к организации трудового обучения, приобретению навыков самообслуживания, интеграцию общего и дополнительного образования, расширение спектра возможностей организаций среднего профессионального образования для образования лиц с ОВЗ;
совершенствование профессиональной компетентности руководителей и педагогических работников образовательных организаций края, специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в части создания условий обучения и воспитания, адекватных особенностям, возможностям, способностям обучающихся, обеспечение их технологиями коррекционно-развивающей деятельности, индивидуализации и дифференциации обучения;
формирование системы методического сопровождения инклюзивного образования в крае;
совершенствование межведомственного взаимодействия по организации сетевых форм сопровождения инклюзивного образования;
обеспечение поддержки гражданским инициативам, направленным на развитие инклюзивного образования, реализация совместных проектов и программ.
Вышеуказанные задачи достижимы при условии реализации следующих механизмов совершенствования краевой системы образования по пути развития инклюзивного образования:
№ п/п
| Задачи
| Механизмы реализации
|
| Формирование инклюзивной культуры общества
| – Организация мероприятий по разъяснению для общественности, в том числе родительской, действующих в крае нормативно-правовых оснований, регулирующих вопросы образования детей с ОВЗ, и просвещению в области инклюзивного образования;
– реализация социальных проектов, акций (в том числе межведомственного характера), направленных на включение детей с ОВЗ и их семей в культурно-образовательной пространство края;
– развитие волонтерского движения, включающего сверстников детей с ОВЗ, не имеющих таковых ограничений, при организации праздников, творческих мастерских, спортивных состязаний, конкурсов талантов, фестивалей и т.п.;
– развитие сотрудничества школы и семьи с целью оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи и поддержки родителям, повышения социальной ответственности семьи, воспитывающей ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ;
– расширение взаимодействия с общественными организациями, родительскими объединениями;
– межведомственная координация деятельности по комплексной психолого-педагогической и медико-социальной поддержке образования детей с ОВЗ;
– распространение опыта совместной деятельности участников образовательных отношений, включая лиц с ОВЗ;
– поддержка и тиражирование лучших практик инклюзивного образования;
– освещение в средствах массовой информации мероприятий инклюзивной направленности; информирование населения об образовательных услугах, предоставляемых детям с ОВЗ, о специфике инклюзивного образования и имеющихся ресурсах его реализации
|
| Совершенствование нормативно-правового обеспечения развития инклюзивной модели образования
| – Осуществление мониторинга правоприменения федеральных и краевых нормативно-правовых актов в сфере образования детей с ОВЗ;
– формирование нормативно-правовых основ развития инклюзивного образования в крае через разработку и принятие нормативных актов регионального уровня (порядков, регламентов, приказов, инструктивных писем) в целях определения следующих условий:
полномочий и ответственности органов и организаций системы образования всех уровней: регионального, муниципального и уровня образовательных организаций;
условий и вариативности сетевого взаимодействия, а также формирования общего информационного пространства;
критериев признания образовательной организации инклюзивной,показателей ее готовности к реализации эффективной и безопасной для всех субъектов образовательного процесса инклюзивной образовательной практики;
механизма и порядка финансового обеспечения инклюзивных образовательных организаций, в том числе через муниципальные задания;
согласования процедур контроля, мониторинга и экспертной оценки деятельности инклюзивных школ;
обеспечения преемственности инклюзивного образования, в том числе в системе профессионального обучения детей с ОВЗ
|
| Создание доступной (безбарьерной) среды
| – Создание и реализация муниципальных «дорожных карт» по созданию доступности зданий и услуг образовательных организаций для маломобильных групп населения;
– паспортизация доступности объектов и услуг образования для детей-инвалидов и лиц с инвалидностью;
– формирование краевого реестра универсальных специальных условий и оборудования, характеризующего достаточность показателя «доступная безбарьерная среда» применительно к определенному этапу развития Концепции;
– осуществление мониторинга доступности объектов и услуг образования для детей-инвалидов и лиц с инвалидностью;
– создание ресурсного обменного фонда оборудования для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на краевом и муниципальном уровнях;
– создание в муниципалитетах базовых образовательных организаций, в которых создана безбарьерная универсальная среда, с постепенным расширением их сети (количества)
|
| Обеспечение вариативности предоставления образования детям с ОВЗ, детям-инвалидам
| – Распространение вариативных моделей инклюзивного образования в зависимости от условий обеспечения доступности образовательной среды для детей с ОВЗ (временная, частичная, комбинированная, полная интеграция; модель «гибкого класса» и др.);
– разработка муниципальных моделей инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
– разработка и реализация вариативных моделей инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях (группы кратковременного пребывания, комбинированные группы);
– дальнейшее развитие дистанционных форм организации образования детей-инвалидов, в том числе дополнительного образования;
– совершенствование образовательного процесса детей с ОВЗ и детей-инвалидов, находящихся в учреждениях социальной защиты и здравоохранения;
– включение детей с ОВЗ в программы дополнительного образования
|
| Обеспечение комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов
| – Обеспечение деятельности территориальных ПМПК на постоянной основе при максимально эффективном составе специалистов;
– определение межведомственного механизма обеспечения территориальных ПМПК необходимыми специалистами;
– создание комплексной автоматической информационной системы, включающей данные о детях с ОВЗ, организация информационного обмена между центральной и территориальными ПМПК;
– расширение сети центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, психолого-медико-педагогического сопровождения через их открытие в муниципалитетах края;
– разработка и реализация межведомственного соглашения о комплексном психолого-медико-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ, детей-инвалидов на региональном и муниципальном уровнях;
– обеспечение эффективности межведомственного взаимодействия по реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации детей-инвалидов
|
| Развитие краевой системы ранней помощи
| – Разработка комплекса мер по реализации в Красноярском крае концепции развития ранней помощи в РФ;
– разработка муниципальных моделей оказания ранней помощи и их реализация;
– создание консультативных пунктов, лекотек, служб ранней помощи, психолого-медико-педагогических консилиумов на базе образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, органов управления образованием;
– распространение в крае технологий ранней помощи и обеспечения современной коррекционной помощью детей в возрасте от 0 до 3 лет, в том числе технологии организации домашнего визитирования детей с тяжелыми нарушениями здоровья;
– организация постоянно действующего семинара по вопросам диагностики, коррекции и реабилитации детей с особенностями развития в возрасте от 0 до 3-х лет;
– выпуск методических материалов для специалистов, осуществляющих раннюю помощь, и родителей детей с ОВЗ;
– создание банка методических материалов по вопросам раннего вмешательства.
|
| Совершенствование системы профориентации и предпрофессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ, их успешной социализации
| – Расширение в рамках развития в крае движения «Абилимпикс» спектра профессиональных компетенций с целью личностной реализации обучающихся с инвалидностью, их дальнейшего трудоустройства;
– реализация комплексного подхода к организации трудового обучения обучающихся с ОВЗ, приобретения ими навыков самообслуживания;
– расширение спектра возможностей организаций среднего профессионального образования для образования лиц с ОВЗ;
– интеграция общего и дополнительного образования, общего и профессионального образования;
– реализация сетевого взаимодействия образовательных организаций разных типов при организации предпрофессиональной подготовки, профессионального обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью
|
| Совершенствование профессиональной компетентности руководителей и педагогических работников образовательных организаций, специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов
| – Увеличение количества бюджетных мест при планировании набора абитуриентов по направлению «Педагогическое образование» в рамках подготовки бакалавров и магистров специального образования;
– разработка моделей подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников
образовательных организаций, специалистов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения по формированию их готовности к работе в условиях инклюзивного образования;
– включение в программы профессиональной подготовки педагогических кадров образовательных учреждений среднего и высшего профессионального педагогического образования курсов и дисциплин по вопросам инклюзивного образования (для обучающихся всех направлений и специальностей);
– формирование профессионального сообщества, способствующего росту профессиональной компетентности педагогических работников и поддержке социальных проектов, направленных на развитие инклюзивных образовательных практик в крае;
– повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических и руководящих работников по проблеме инклюзивного образования;
– создание площадок стажерских практик на базе инклюзивных образовательных;
– повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, обеспечение профессионального развития педагогических работников в системе внутришкольной методической работы, а также посредством организации профессиональной среды (конференции, форумы, конкурсы и иные региональные, окружные, муниципальные мероприятия)
|
| Формирование системы методического сопровождения инклюзивного образования
| – Создание ресурсного центра по сопровождению инклюзивного образования в крае;
– формирование банка данных об образовательных организациях, расположенных на территории края, имеющих условия и реализующих инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ;
– организация информационно-разъяснительной работы по вопросам инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ, в том числе в дистанционном формате (вебинары, видеоконференции и др.);
– организация мониторинга условий в образовательных организациях, расположенных на территории края, реализующих инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ;
– подготовка и распространение методических рекомендаций:
об организации образования детей с различной нозологией в условиях инклюзивного образования;
по созданию и реализации специальных образовательных условий, включая практику проектирования адаптированных образовательных программ, организации комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения социализации детей;
об организации урочной и внеурочной деятельности в условиях инклюзивного образования;
об организации трудового обучения и профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ;
о системе оценивания образовательных достижений детей в условиях инклюзивных классов и групп;
об организации взаимодействия с родителями обучающихся с ОВЗ с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и социальной ответственности семьи
|
| Обеспечение поддержки гражданским инициативам, направленным на развитие инклюзивного образования
| – Создание в образовательных организациях условий для развития государственно- общественного управления, демократизации школьного уклада;
– привлечение общественных организаций родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, к решению вопросов инклюзивного образования, в том числе к участию в общественной экспертизе специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ;
– привлечение общественности к участию в реализуемых в крае проектах и программах, направленных на повышение доступности и качества образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: