Развитие натурфилософии и естественных наук в XVI - начале XVII в.
XVI – 1 ½ XVII в. – перелом в развитии науки. Новые методы исследования природы. Открытия, заложившие основы естествознания на многие века вперед.
Причины развития естествознания и натурфилософии.
развитие материальной культуры и общественного производства
строительство, транспорт и т.д. – все требует решения новых сложных задач
в к. XV в. изобретено и нарастание обменаÞраспространилось по многим странам Европы книгопечатание; импульс подъему научной мысли; издавались сочинения древних иÞинформацией современных ученых
развитие национальных языков, потеснивших латынь в естествознании
изменения в области общественных отношений и общественного сознания
гуманизм + новый тип человека с иными духовными запросами и вопрос о соотношении бога иÞидеалами; изначально натурфилософские тенденции мир = связь материи иÞ преодоление дуализма средневекового мышления Þприроды духа; представление об одушевленности вселенной поставило под сомнение существование потустороннего и сверхнатурального: все чудесное естественно, идеологический переворот = разрыв с церковной догмойÞприродно
ВГО расширили кругозор европейцев; знакомство с неведомыми морями, материками, океанами
Астрономия
Эпохально гелиоцентрическое учение Коперника. Начало новой астрономии. Продолжили труды Тихо Браге и Иоганна Кеплера = законы движения планет.
Джордано Бруно. Попытка продолжить Коперника, доказав, что не солнце вокруг земли, а земля вокруг солнца + догадка о множественности систем, подобных солнечной.
Исследования Галилея. Математически решил рассчитать гелиоцентрич. систему. Принудили отречься, но он все равно продолжал исследования.
1616 официально осуждение идей гелиоцентризма.
Физика
Леонардо да Винчи, Стевен (принципы гидростатики и равновесия), Уильям Гильберт (магнетизм), 1 ½ XVII в. – Галилей (инициатор новой физики: взаимодействие математики и физики).
Декарт. Теоретическая оптика.
Торичелли. Гидродинамика. Автор водяного барометра.
Паскаль. Сконструировал ртутный барометр.
1603, Рим – объединение ученых-физиков “Академия зорких” (букв. “Академия рысей”) – физики-естествоиспытатели.
Математика
Основы современной алгебры. Математические символы для записи алгебраических выражений. Алгебраические уравнения. Развитие тригонометрии = раздел математики.
Декарт. Аналитическая геометрия.
Ферма, Торичелли, Кепплер. Анализ бесконечно малых величин.
Минералогия
Бауэр. Вошел в историю науки под именем Агриколы (латинизированный вариант фамилии). Систематизация минералов.
Картография
Меркатор. Автор самых подробных и правильных карт того времени.
Ботаника, биология
Первые ботанические сады. Первые гербарии. Первые музеи с чучелами животных.
Медицина
Парацельс. Биолог, химик. Новые принципы лечения болезней.
Андрей Визалий. “О строении человеческого тела”, теория кровообращения.
Мигель Серветт, Горвей. Продолжили разработки.
Изобретение микроскопа.
Натурфилософия
Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт.
Бэкон раскритиковал схоластику и доказал эффективности эмпирического метода познания – все на основе опыта.
Декарт. Индуктивный метод. От частного к общему. Против средневековой схоластики.
Гениальная догадка: звезды, Солнце, планеты образованы вихреобразным движением материи. При всем том верил в Бога.
Итальянская ренессансная натурфилософия
Джироламо Кордано. Бернардино Тилезио. Франческо Патрици. Джордано Бруно.
Пантеизм. Поиски нового метода познания. У природы свои законы. Надо ее изучать без оглядок на теологию.
Трактат Тилезио “О природе вещей согласно ее собственным началам”. Бог вынесен за пределы картины мира. Создал и самоустранился.
Патрици. “Новая философия Вселенной”. Пантеизм. Спорит с Аристотелем. Вселенная = слияние Бога и мира (Вселенная = Бог). Попал в “Индекс запрещенных книг”. Еле спасся.
Бруно. Критикует схоластику. Институты католической церкви. В 1576 покинул монастырь. Странствовал по городам Италии. Читал лекции в Сорбонне и Оксфорде. Университеты Германии. “Пир на пепле”. О бесконечности вселенной и мирах. “Изгнание торжествующего зверя”. Ниспровергатель устоев.
1591 арестован в Италии, куда ненадолго вернулся. Допросы и пытки – 9 лет.
1600 приговорен к сожжению.
Единство и бесконечность вселенной. Множественность миров. Гелиоцентризм. Материя активна, движется. У природы есть душа, которая и заставляет материю двигаться. Части материи – “монады”. Цель – постижение природы. Атеист.
Джулио Чезаре Ванини. Монах. Доктор права. Читал лекции в европейских университетах “О чудесных тайнах природы” и “Амфитеатр вечного провидения”. Усомнился в вечности души, божественности Иисуса. Бог = природа. Мир един и вечен. Религия – удобное средство держать в страхе народ. 1617 Сорбонна его осудила и вынесла решение о предании книг огню. Бежал в Тулузу, но там пойман инквизицией и сожжен.
Итоги развития натурфилософии и естествознания
Научные методы изучения природы, основанные на опыте.
Новые методы объяснения полученных результатов – индуктивный.
Расширение и уточнение знаний о человеке и о природе.
Новая эра в изучении природы, эпоха ускоряющихся научных и технических открытий
Кальвинизм.
Реформационное движение в Швейцарии – часть общего социально-политического и идеологического движения в Европе XVI в.
Родило два реформационных течения – цвинглианство и кальвинизм.
Цвинглианство порождено местными условиями и не вышло в основном за пределы кантонов. Кальвинизм вышел на широкую европейскую арену и получил быстрое распространение в странах, где развивались т-д отношения и формировалась буржуазия. Кальвинизм дал буржуазии те религиозно-философские и политические идеи, в которых она нуждалась в эпоху первоначального накопления.
Под знаменем кальвинизма совершилась позже Нидерландская буржуазная революция.
Жан Кальвин и его учение
После гибели в 1531 воплощение в жизнь в Швейцарии реформационных идей связано с именем Жана Кальвина (1509-1564).
Его учение оказало сильнейшее влияние на реформацию не только в Швейцарии, но и во Франции и в других странах Европы.
Родился в семье юриста. Образование – в Бурже и Орлеане. Поселился в Париже. Влияние Эразма Роттердамского и Ле Февра д’Этапля.
1534 порвал с католицизмом и покинул Францию.
1536 после гибели Цвингли издал труд “Наставление в христианской вере”, который потом много раз расширял. Систематизация идей реформации.
1536 Кальвин в Женеве. Город успел освободиться от власти господина-епископа и отстоял свободу в союзе с протестантским Берном. Кальвин возглавил сторонников реформации и активно проповедовал учение.
Учение Кальвина
Личная жизнь Кальвина очень трудная. От природы слабый; много поклонников, мало друзей. В 31 год женился, но все дети умирали, не дожив до месяца. Через 9 лет умерла жена. С этого момента жил замкнуто и аскетично.
Бог – творец и суверенный правитель мира.
Миссия Христа – миссия искупителя.
Учение о “двойном предопределении”: еще до сотворении мира Бог предначертал то, что должно совершиться, в т.ч. каждому человеку. Изменить этот приговор нельзя, но осознать можно. Т.е. существуют силы, не зависящие от желания человека.
Нужно смиренно принимать любую волю божью.
Чтобы соответствовать своему предназначению и предписанному свыше, нужно максимально полно реализовать свое “призвание” - дарования и возможности, заложенные богом. Бог дает каждому ориентир, знак, свидетельствующий о поддержке, поэтому нужно реализовывать себя во имя процветания.
Процветание приведет к накоплению богатства (его ни в коей мере нельзя обретать ценою крови и пота других людей, нарушать заповедь “не укради”, грабить во время военных походов; нельзя проматывать богатство; нужно уметь делиться с бедняками). Человек, не сумевший реализовать себя, испытывает беду.
Беду нужно сносить стойко, терпеливо. Нужно верить, что все равно знак бога над ним есть, можно выпутаться из беды и достичь процветания.
Итог: стимуляция активности личности. Волевой напор в решениях. Рациональный подход к делу. Забота об успехе дела и аскетичности желаний. Каждый должен быть уверен в собственной избранности.
Учение Кальвина о спасении и благочестии включало этику труда, умеренную аскезу светской жизни и прекрасно воспитывала внутреннюю дисциплину, собранность, житейские качества бойца и борца.
Евхаристия (причастие) у Кальвина – не более чем символ в память о тайной вечере.
Можно и не получать причастия, а все равно ощущать божью благодать.
Сам по себе обряд не отрицал. Видел духовный характер этого действия.
Церковный культ у Кальвина строгий, простой. Ни святых, ни мощей, ни реликвий, ни икон. Ни распятий, ни свечей, ни особых одежд у священников, ни органов.
Центральный момент – молитва, проповедь, совместное пение псалмов, причастие.
Новое церковное устройство, принципиально отличное от системы католической церкви. “Видимая церковь” = общины, в которых порядки республиканского типа, самоуправление.
Руководители общин избираемые и контролируемые членами.
4 вида служб: пасторы (читают проповедь), доктора (блюдут чистоту учения), пресвиторы (старейшины, контроль церковной дисциплины), диаконы (контроль над церковным имуществом, пожертвования, забота о бедных).
Дела общины – на Совете старейшин = Консистории. Догматические вопросы – на “конгрегациях” = собрания наставников. Общины автономны, но связь друг с другом для обмена опытом и согласованных действий.
Формальное юридическое равенство, но в действительности влияние богатых сильнее.
Политическое учение Кальвина
Государство правители должны служить обществу. Расходился с лютеранствомÞустановлено богом в отношении к тиранам: служение человеку, по Кальвину, не может быть поставлено если тиран-человек мешает делу веры – надо с ним бороться.Þвыше служения Богу, Бог же сам накажет тирана, поэтому сопротивление власти тирана возможно только пассивное, без применения силы. И тем не менее: борьба против тирании = религиозная обязанность. Законно избранные представительные органы могут призвать христиан к открытому неповиновению власти вплоть до свержения тирана. Монархи редко бывают добры и компетентны, поэтому лучшая форма правления – олигархическая республика. Церковь должна быть автономна от контроля властей.
Женева при Кальвине. Развитие Реформации в Швейцарии свершалось много местных особенностей.Þв рамках отдельных городов,
В Женеве, где Кальвин с 1541 оказывал влияние на политику магистрата, сложился режим теократического типа. Ни одно важное решения без него лично не принималось, хотя он не был даже гражданином Женевы. Строгая церковная дисциплина. Надзор за поведением и мыслями людей. Город разделен на кварталы, там – инспекции жилищ старейшинами общин. Запрет азартных игр, ругательств, чтения развлекательной литературы, танцы на пиршествах, музыка на процессиях, театр. Строго следили, чтобы все ходили на церковные службы. Ослушников – вон из города, даже казнили (58 казней за 6 лет присутствия в городе Кальвина, в том числе казнь эмигранта-врача Сервета, 76 изгнали). Нетерпимость Кальвина к инакомыслию = прозвище “женевский папа”.
Парадокс: несмотря на жестокость, пользовался поддержкой большинства горожан – сам искренне верил и был благочестив.
Город постоянно ожидал военного нападения со стороны католической Савойи. Сюда постоянно приезжали эмигранты из Италии. Женева казалась оазисом свободы. Никто не видел в Кальвине диктатора.
Вне Швейцарии Женева считалась оплотом праведной веры: 60 книгопечатен.
1559 – Академия. Преподавание оказало влияние на развитие кальвинизма в Англии, Шотландии, Франции, Нидерландах, Венгрии, Польше.
1549 соглашение Кальвина и цюрихского продолжателя Цвингли Буллингера. После него кальвинизм стал выразителем специфики швейцарской реформационной церкви.
Кальвинизм в других странах
Кальвинистские идеи особенно хорошо прижились во Франции, в городах.
Первые реформистские церкви во Франции – в 1540-е, сначала в Эльзасе, в 1557 в Париже. Гонения на протестантов ускорили оформление их церквей.
1559, Париж – Синод реформистских церквей. Единый символ веры.
Помимо Франции – в Венгрии, в горных районах Шотландии, слившись с цвинглианством, кальвинизм является основой реформатской церкви и распространен в США, Великобритании, Нидерландах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: