Социально-политическое развитие Швейцарии в к. XV - первой половине XVI в. Реформация Цвингли.
В XVI в. Швейцария – одна из немногих европейских стран с республиканскими порядками. Города числятся за Священной Римской империей, но после победы в Швабской войне (1499) жили самостоятельной жизни.
XVI в. - + 3 кантона. 13 всего, 7 городских, 6 сельских.
До XVIII в. число кантонов не менялось в число “союзных” земель вошла Женева, получившая этот статус в 1584
В союз входили Берн, Фрейбур
Население в основном немецкоязычное, но целые области, где говорят по-французски или по-итальянски. В горах – на рето-романском.
1000000 чел. Городов мало, связаны с с/х. Крупнейшие – Базель, Женева, Цюрих, Берн.
Городское население < сельского.
По полит. устройству – конфедерация. Союз городских республик от самоуправляющихся сельских земель. Единого договора не было, но была сеть перекрестных между отдельными кантонами.
Нет органов центральной власти, постоянного войска, общей казны, общего суда.
Верховный орган самоуправления конфедерации = тагзатцун
Собрание делегатов всех кантонов. Твердо установленной компетенции не имел, как и места сбора, периодичности. Обсуждали: войну, мир, внутренние отношения, денежные взносы, вербовку войск, но никакой обязаловки нет.
Основная масса населения – лично свободные, в т.ч. в деревне. Все вопросы решаются на общинных сходах, открытым голосованием, в основном – мужчины.
В крупных городах Швейцарии – магистраты, большой и малый.
Выборные бургомистры, судьи. Часть мест заполнялись не за счет выборов, а за счет рекомендаций прошлого состава магистрата.
Число членов советов и служащих разнится по городам, но практически повсюду важнейшими делами ведают Малые светы и бургомистры.
Цюрих, Базель, Шаффгаузен – руководит цеховая верхушка;
Берн, Люцерна, Фрейберг – городская знать.
Хозяйственный строй
Различия в хозяйственных возможностях разных областей.
Хорошей земли в Швейцарии мало, бережно относятся к каждом клочку. Климат – хороший. Трехполье, виноградарство. Кантон Берна обеспечивал хлебом себя и экспортировал. Лесные кантоны – Шаффгаузен, Цуг, Аппенцель, Граубюнден.
Привозили зерно, зато продавали хлеб.
Крупнейшие центры торговли в Швейцарии – Базель и Цюрих.
Базель – точка соприкосновения с Германией, особенно – Эльзасом.
Цюрих – внутренние земли Швейцарии и некоторые другие города Европы.
В торговле зерном – запрет спекуляций, контроль за максимумом цен.
Феодальные формы зависимости развиты в Швейцарии слабо.
Многие крестьяне – полные собственники земли.
Если предки крестьян сделали подарок монастырю, то данная была неполной, т.к. последующие. Иногда скупаются у монастырейпоколения жили на ней. Денежные ренты не горожанами. Изменения в деревенской общине накапливаются медленно, имущественное расслоение наблюдается, но не жесткое.
Крестьяне за пользование общинным лесом должны делать взносы в пользу общины. У них на это $ не хватало, могли попасть в зависимость от более богатых крестьян.
Художники того времени изображали сцены изобильных деревенских трапез, но в действительности они были редки, иначе почему многие швейцарцы легко вербовались в зарубежные наемные войска? Способ быстро скопить деньги.
Пастбищное животноводство – в горных районах. Крупный рогатый скот.
На альпийских лугах – хорошие коровки.
Заготовленное на альпийских лугах сено использовалось и в зимнее время. Полностью покрывали потребности в мясных и молочных продуктах, экспортировали.
Сыр – во все страны, скот – в Северную Италию.
Предметами импорта, от которых Швейцария зависела – соль и пряности.
Солеварни появились в Швейцарии рано, но не покрывали потребности.
Кроме соли, Швейцария экспортировала вина из Франции, дорогое сукно, оружие (особенно – алебарды; свои не делали, хотя были рудники).
Сукно делали. Но оно удовлетворяло местный спрос, серо-белое, не очень популярное.
Продавали на ярмарках – в Женеве, Бургундии. Но Венеция покупала швейцарское сукно и, набив яркий рисунок, перепродавала на восток.
Швейцарский лён – высокого качества. Растили вокруг Боденского озера. Вывозили через Санкт-Гален.
Льняное сырье частично обрабатывалось в сельской местности, а дорабатывалось и окрашивалось в городе, у опытных ремесленников.
Особенность цеховой системы – отсутствие дробления цехов по десяткам профессий. На новые отрасли производства в Швейцарии нет цеховых запретов, поэтому быстро появились книгопечатание (на централизованных мануфактурах), изготовление бумаги (крупнейшие книгоиздатели Базеля – Аммербах и Фробен; сотрудничали с гуманистами; высочайшая культура издания книг), шёлк, бархат, рубеж XVII-XVIII в. – часы. В Швейцарию переселялись многие иностранцы, гонимые за религиозные убеждения, и они делились со швейцарцами знаниями и навыками.
1504 первый банк в Базеле.
1568 первый банк в Женеве.
Крупных капиталов тогда не было, европейских мерок состояния не достигали. Но некоторые предводители наемных войск удачливы; скопили хорошее состояние.
Место в экономической жизни Европы – место международной транзитной торговли. Все пути – через Швейцарию. Кроме того, горный перевал Сен-Готард обладал не только народно-хозяйственным, но и военно-стратегическим значением.
Источник дохода многих швейцарцев – сопровождение груза, транспортные услуги.
Предпосылки Реформации
Кризис католической церкви – не менее четко, чем в Германии.
Швейцарские земли входили в диоцезы епископов Констанца, Базеля, Лозанны, Кура, на юге принадлежали итальянским епископам Милана и Комо.
Злоупротребления католических монахов, погоня за деньгами, невежество, безнравственность. Масса священников имели сожительниц (конкубин).
Епископы Констанца и Кура установили штрафы за конкубинат и детей, рожденных вне брака от священников. Священники откупались через индульгенции.
1508 Бернское дело. Богословский спор: дева Мария зачата непорочно или во грехе?
Послушник Доминиканского монастыря: во сне привиделась Мария, скорбящая о зачатии во грехе. Чтобы выглядеть более убедительным, послушнику стали выжигать раны как у Христа. Послушник не выдержал мук, сообщил властям. Скандал. Инквизиция приговорила “выжигателей” сожжению на костре.
Гневная критика состояния церкви – гуманисты. Центр – Базель. Университет – “республика ученых”, крупные типографии, сюда приехал Эразм Роттердамский.
Важнейшую роль в истории швейцарской реформации сыграли ее традиции наемной военной службы за рубежом. Маленькая Швейцария в военном деле – одна из крупных европейских сил. Швейцарцы все время воевали – то как наемники французского короля, то как союзники римского папы, часто бывали за пределами страны. Французы предпочитали гасить конфликты внутри страны, чтобы представители практически всех кантонов нанимались к ним в армию.
В самой Швейцарии к наемничеству относились по-разному. Способ заработка для бедноты, возможность посмотреть мир для молодежи. НО наемники привыкали к грабежу и отвыкали от мирного труда. Домой возвращались калеки. При выплате пенсий – злоупотребления, коррупция.
С резкий критики наемничества начал свою карьеру Ульрих Цвингли.
Ульрих Цвингли и его учение
Родился 1484 в семье сельского старосты. Окончил латинскую школу в Берне.
Вена, Базель. Влияние Э.Роттердамского.
1506 священник в Гларусе. Свидетель разгрома швейцарцев при Мариньяно (1515). Начал проповедовать против наемничества как греха.
Еще до выступлений Лютера Цвингли методично пропагандировал евангелическое учение, изо дня в день комментируя Священное Писание.
1521 Цюрих отказался вступить в соглашение с Францией о наемничестве.
1я победа Цвингли.
Сходства и отличия Цвингли и Лютера:
Общее:
опирался на Священное Писание
отвергал Священное Предание
критиковал схоластику
отстаивал принципы оправдания верой (церковь – не посредник для спасения)
идеал – раннехристианская церковь
отвергали церковную иерархию, монашество, поклонение святым, паломничество, безбрачие
Различия:
в критике обрядов – дальше Лютера
разная трактовка причастия: не таинство, а символ, напоминание об искупительной жертве Христа
разные политические позиции Л. и Ц.: Ц. – сторонник республики, обличитель монархов; Л. более консервативен
Л. четко разграничивал мирскую и духовную сферы, Ц. – божественная справедливость есть и в светской жизни
Евангелие побуждает и власть, и народ жить и действовать по-христиански, это их объединяет; правитель, который не может действовать по-христиански, должен быть смещен, причем не путем восстания народа, а просто по требованию народа;
покорность тиранам – грех!
Два диспута. Идеи получили поддержку. Сам городской совет стал проводить в городе реформацию. Из церквей выносят икону. Монастыри распущены. Имущество перешло городу.
Духовенство обязали следовать принципам Цвингли. Полиция нравов, которая должна следить за поведением духовенства.
Влияние Цвингли столь сильно, что полит. строй в Цюрихе приобрел теократическую окраску.
Социальная программа Цвингли: против ростовщичества, монополий, личной зависимости крестьян; но при этом ЧС священна! Осуждение всех покушений.
Считал, что сторонники уравнительности – нарушители заповеди “не укради”.
1523 в кантоне Цюриха нашлось, однако, немало несогласных с его взглядами и, в то же время, эти несогласные не были правоверными сторонниками старой церкви.
Несогласные образовали секту, члены которой называли себя “братьями” и “сестрами”. Противники секты прозвали их “анабаптистами”, т.е. перекрещенцами.
Секта сложилась в 1519 в Цюрихе. Выступала против крещения детей, считая, что креститься надо, будучи взрослым и ответственным. Против оружия. Идея ненасилия.
Отказывались занимать государственные должности. Отвергали и католичество, и лютеранство, и цвинглианство – все церковные организации.
Считали, что важнее внутреннее откровение святого духа в каждом священники не нужны.Þчеловеке
Вера в скорое пришествие Христа, уравнительные идеи, готовность к мученичеству.
Цвингли – против анабаптистов. Власти Цюриха – тоже. Жестоко преследовали.
Обвиняли в антигосударственной позиции.
Развитие Реформации в Швейцарии
Цвинглианство распространилось в 1523-1529 в Берне, Базеле, Шаффгаузене, Страсбурге, Ульме, Констанце и т.д.
1529 гр. Филипп Гессенгский, желавший объединить сторонников лютеранства и цвинглианства организовал в Марбурге встречу Лютера и Цвингли.
Резко разошлись во взглядах по политическим вопросам: республиканец Цвингли vs идеи князя как опоры реформации у Лютера.
Абсолютно не согласились в трактовке таинства причастия. Замысел провалился.
Лютер стал выступать за вытеснение цвинглианства, в т.ч. особенно после 1531 и гибели самого Цвингли.
Лютер выступил за то, чтобы блокировать подвоз зерна ряду кантонов, чтобы они отказались от цвинглианства.
Начало 30-х XVI в. – гражданская война между евангелистами и католиками. В одном из сражений убит Цвингли.
1536 Меланхтон, “Виттенбергское согласие” о том, что в городах Верхней Германии – Страсбург, Ульм и т.д. – лютеранская трактовка реформации. В других районах – хоть потоп.
Жан Кальвин и его учение
После гибели в 1531 воплощение в жизнь в Швейцарии реформационных идей связано с именем Жана Кальвина (1509-1564).
Его учение оказало сильнейшее влияние на реформацию не только в Швейцарии, но и во Франции и в других странах Европы.
Родился в семье юриста. Образование – в Бурже и Орлеане. Поселился в Париже. Влияние Эразма Роттердамского и Ле Февра д’Этапля.
1534 порвал с католицизмом и покинул Францию.
1536 после гибели Цвингли издал труд “Наставление в христианской вере”, который потом много раз расширял. Систематизация идей реформации.
1536 Кальвин в Женеве. Город успел освободиться от власти господина-епископа и отстоял свободу в союзе с протестантским Берном. Кальвин возглавил сторонников реформации и активно проповедовал учение.
Учение Кальвина
Бог – творец и суверенный правитель мира.
Миссия Христа – миссия искупителя.
Учение о “двойном предопределении”: еще до сотворении мира Бог предначертал то, что должно совершиться, в т.ч. каждому человеку. Изменить этот приговор нельзя, но осознать можно. Т.е. существуют силы, не зависящие от желания человека.
Нужно смиренно принимать любую волю божью.
Чтобы соответствовать своему предназначению и предписанному свыше, нужно максимально полно реализовать свое “призвание” - дарования и возможности, заложенные богом. Бог дает каждому ориентир, знак, свидетельствующий о поддержке, поэтому нужно реализовывать себя во имя процветания.
Процветание приведет к накоплению богатства (его ни в коей мере нельзя обретать ценою крови и пота других людей, нарушать заповедь “не укради”, грабить во время военных походов; нельзя проматывать богатство; нужно уметь делиться с бедняками). Человек, не сумевший реализовать себя, испытывает беду.
Беду нужно сносить стойко, терпеливо. Нужно верить, что все равно знак бога над ним есть, можно выпутаться из беды и достичь процветания.
Итог: стимуляция активности личности. Волевой напор в решениях. Рациональный подход к делу. Забота об успехе дела и аскетичности желаний. Каждый должен быть уверен в собственной избранности.
Учение Кальвина о спасении и благочестии включало этику труда, умеренную аскезу светской жизни и прекрасно воспитывала внутреннюю дисциплину, собранность, житейские качества бойца и борца.
Евхаристия (причастие) у Кальвина – не более чем символ в память о тайной вечере.
Можно и не получать причастия, а все равно ощущать божью благодать.
Сам по себе обряд не отрицал. Видел духовный характер этого действия.
Церковный культ у Кальвина строгий, простой. Ни святых, ни мощей, ни реликвий, ни икон. Ни распятий, ни свечей, ни особых одежд у священников, ни органов.
Центральный момент – молитва, проповедь, совместное пение псалмов, причастие.
Новое церковное устройство, принципиально отличное от системы католической церкви. “Видимая церковь” = общины, в которых порядки республиканского типа, самоуправление.
Руководители общин избираемые и контролируемые членами.
4 вида служб: пасторы (читают проповедь), доктора (блюдут чистоту учения), пресвиторы (старейшины, контроль церковной дисциплины), диаконы (контроль над церковным имуществом, пожертвования, забота о бедных).
Дела общины – на Совете старейшин = Консистории. Догматические вопросы – на “конгрегациях” = собрания наставников. Общины автономны, но связь друг с другом для обмена опытом и согласованных действий.
Формальное юридическое равенство, но в действительности влияние богатых сильнее.
Политическое учение Кальвина
ÞГосударство установлено богом правители должны служить обществу. Расходился с лютеранством в отношении к тиранам: служение человеку, по Кальвину, не может быть поставлено выше служения если тиран-человек мешает делу веры – надо с ним бороться. Бог же самÞБогу, накажет тирана, поэтому сопротивление власти тирана возможно только пассивное, без применения силы. И тем не менее: борьба против тирании = религиозная обязанность. Законно избранные представительные органы могут призвать христиан к открытому неповиновению власти вплоть до свержения тирана. Монархи редко бывают добры и компетентны, поэтому лучшая форма правления – олигархическая республика. Церковь должна быть автономна от контроля властей.
Женева при Кальвине. многоÞРазвитие Реформации в Швейцарии свершалось в рамках отдельных городов, местных особенностей.
В Женеве, где Кальвин с 1541 оказывал влияние на политику магистрата, сложился режим теократического типа. Ни одно важное решения без него лично не принималось, хотя он не был даже гражданином Женевы. Строгая церковная дисциплина. Надзор за поведением и мыслями людей. Город разделен на кварталы, там – инспекции жилищ старейшинами общин. Запрет азартных игр, ругательств, чтения развлекательной литературы, танцы на пиршествах, музыка на процессиях, театр. Строго следили, чтобы все ходили на церковные службы. Ослушников – вон из города, даже казнили (58 казней за 6 лет присутствия в городе Кальвина, в том числе казнь эмигранта-врача Сервета, 76 изгнали). Нетерпимость Кальвина к инакомыслию = прозвище “женевский папа”.
Парадокс: несмотря на жестокость, пользовался поддержкой большинства горожан – сам искренне верил и был благочестив.
Город постоянно ожидал военного нападения со стороны католической Савойи. Сюда постоянно приезжали эмигранты из Италии. Женева казалась оазисом свободы. Никто не видел в Кальвине диктатора.
Вне Швейцарии Женева считалась оплотом праведной веры: 60 книгопечатен.
1559 – Академия. Преподавание оказало влияние на развитие кальвинизма в Англии, Шотландии, Франции, Нидерландах, Венгрии, Польше.
1549 соглашение Кальвина и цюрихского продолжателя Цвингли Буллингера. После него кальвинизм стал выразителем специфики швейцарской реформационной церкви.
Контрреформация в Швейцарии
2 ½ XVI в. – контрнаступление католиков.
Особую роль сыграли кардинал Карло Борромео (архиепископ Милана, надзирал над Швейцарией) и Людвиг Пфиффер (стоял во главе руководства кантона Люцерны).
По предложению Борромео римский папа ввел в Швейцарии должность нунция, который передал иезуитам руководством образованием.
В Люцерне Пфиффер основал школу иезуитов – деньги дал папа, Филипп II Испанский, король Франции, герцог Савойский. 7 кантонов – Ури, Люцерн, Унтервальден, Швиц, Фрайбург, Золотурн, Цуг = “Золотой Договор” (первые буквы позолочены). Защиты католицизма силой оружия.
Параллельно 6 из 7 кантонов – договор с ФилII.
Межконфессиональные противоречия в Швейцарии настолько сильные, что могут привести к расколу конфедерации. Об этом предупреждали сторонники единства, например Эгидий Чуди.
Швейцария в 1 ½ XVII в.
1594 ум. Людовик Пфиффер.
Изменилась и обстановка во Франции: к власти пришел Генрих IV, издал Нантский эдикт 1598 о веротерпимости.
В том же году умер Фил2Исп.
1602 протестантские кантоны подписали союз с Францией.
С этого момента какие бы события не происходили в Европе, в Швейцарии утвердилась веротерпимость. События 30летней войны показали швейцарцам, к чему может привести религиозный фанатизм. Швейцария нейтральна и поняла все плюсы этой позиции. Государственной позицией нейтралитет еще не стал, но швейцарцы впервые о нем задумались.
Революция цен принесла швейцарцам выгоды, однако 30летняя война усилила процесс порчи денег и в Швейцарию хлынули деньги низкой пробы. Швейцарские банки в ужасе от этого потока.
В последние крупнейшаяÞ цен на товары ремесла цен на с/х товары, ¯годы 30летней войны - в швейцарской истории крестьянской войне – 1653
1653 начало крестьянской войны.
платежи за¯ чинш, ¯ налоги, ¯Началась в землях Люцерна. Требования: землю, разрешить свободную продажу зерна и соли. Во главе отрядов – свободные богатые крестьяне. Патриотическая символика (песни о В.Тэль).
Подавлено, участники казнены.
Итог – наступление городов на права общин.
При заключении Вестфальского мира было зафиксировано освобождение швейцарцев от любых обязанностей по отношению к Св. Римской империи.
1655 бургомистр Цюриха постарался кодифицировать эти решения и одновременно создать единое обще швейцарское соглашение о союзе. Попытка провалилась из-за вновь обострившихся меконфессиональных противоречий.
Культура Швейцарии
3 этапа: 1 – книгопечатание и гуманизм, 2 – до начала 1560-х воздействие на культуру реформации, 3 – влияние на культуру контрреформации, ее упадок и провинциализация.
Базель: немецкий гуманист Брандт, Эразм Роттердамский.
Музыкальный теоретик Глареан (музыка - мать наслаждений).
Иоахим Вадиан. Поэт. Труд “О поэтике и науке стихотворства”.
Родоначальник немецкий натурфилософии Теофраст Парацельс. Сблизил медицину и химию. Человек – микрокосм. Пантеист.
Конрад Гесснер. “Плиний Гельвеции”. Заложил ботанический сад. Написал историю животных.
Ганс Гольбейн – мл. Художник. Проиллюстрировал “Похвалу глупости” Роттердамского. Много портретов, в т.ч. Эразма и Томаса Мора.
44. Контрреформация и "католическая реформа" в Европе.
Реформация = потрясения для католицизма. Активная борьба.
создание Высшего инквизиционного трибунала
строгая цензура
вмешательство папства в гос. дела
привлечение монархов к борьбе с протестантизмом
Католическая реформа = обновление католической церкви и упорядочивание в духе времени отдельных сторон вероучения.
Новые монашеские ордена. Иезуиты
Обновление церкви началось раньше принятия контрреформационных мер.
Гуманистическое просветительство, расширение сети школ, книгопечатание = начало движения за реформы, т.е. и католическая реформа, и Реформация питались из одного источника.
Началось и обновление монашеской организации.
1527 появление новых орденов.
1-й – орден Театинцев. Основатель – Караффу, архиепископ Театы, будущий папа Павел IV. Идея – возвратиться к нормам апостольской жизни.
1526 из францисканского ордена выделился орден капуцинов. Капуцины предлагали вернуться к первоначальной строгости правил святого Франциска. Подражая ему – капюшон, отсюда название ордена (Kapuzzi).
В нищенствующем ордене Кармелитов выделилось крыло реформаторов, требовавших вернуться к начальному идеалу бедности. Во главе – св. Тереза Авилльская 1515-1582. Основательница ордена Босых Кармелиток.
1530, Милан – орден Барбанитов. Идея попечительства над бедными и больными.
1530 орден Св. Урсулы – религиозное воспитание и образование девушек.
Общее для всех:
вернуться к строгой аскезе
активная благотворительная деятельность
создание школ
культа богоматери как культа непорочности, благочестия. Заступница перед Богом для женщин. Строгости и простоте протестантских церквей противопоставляли эмоциональную сторону католической веры.
Орден Иезуитов. Создатель – испанский идальго Игнатий Лойола (1451-1556). Военный герой. Участник итальянских войн. Тяжело ранен. Посвятил жизнь служению Иисусу. Учился в Париже. В Сорбонне – степень доктора теологии.
1534 6 единомышленников дали клятву служить католической церкви.
1540 официальное учреждение Общества Иисуса (Jesus).
Папа Павел III санкционировал его своею буллой. Цель – укрепление катол. церкви. Своеобразная ор структура – в отличие от других орденов, иезуиты могут жить в миру Не было монастырей. Могли не быть нищенствующими. НО иезуиты обязывались исполнять любые распоряжения папы и отдавали себя в его полную власть.
Это четвертый обет, а первые три – смирение, целомудрие, нестяжательство.
Максимум централизации. Каждый член должен повиноваться духовному господину, “генералу”. Должность “генерала” пожизненная. Верховный орган иезуитов – Конгрегация. Она выбирала “генерала”. Первый “генерал” - сам Лойола.
Его преемник – Диего Лайнис. 4 ступени, чтобы стать членом ордена.
послушники = “новиции”. Монашеских обетов не дают, учатся в иезуитских колледжах. У кого есть способность к наукам – схоластике. Углубленно изучали риторику, философию, литературу, физику, математику. После курсов направляли преподавать в коллегии до 28 лет. Те, кто решил продолжить, постигал богословие, чтобы в 30 лет стать
духовный коадъютор. Если проявил себя хорошо и здесь, можешь дать присягу и быть
полноправный член
Обучение в иезуитском колледже бесплатно для представителей всех слоев об-ва, но требования очень высоки. Иезуиты удачно использовали новые методики преподавания, разработанные гуманистами, в т.ч. молодежь обучалась риторике, умению вести диалог, быть светским человеком, хорошо принимаемым в обществе. Широкая гуманитарная программа – языки, философия и т.д.
Иезуиты обучали учеников быть искусными защитниками Святого Престола.
Укрепляли авторитет учения Фомы Аквинского, хотевшего привести католическое вероучение в соответствие с опытным знанием.
Легализация ордена иезуитов во Франции, Испании, Португалии, Баварии, Австрии, Чехии, Венгрии вызвала опасение со стороны старых орденов.
Иезуиты легко проникли в Индию, Японию, Китай, Америку, а Парагвай стал самостоятельным иезуитским государством.
При всех королевских дворах иезуиты пользовались доверием и уважением, так как отличались образованностью, прекрасными манерами, умением выполнять деликатные дипломатические поручения.
Политика папства. Тридентский собор
1520-1530 действия пап по обновлению католической церкви. Малоэффективны.
Реформация распространяется по всем странам. Папское государство утратило политическое влияние. Английская, немецкая и скандинавские церкви разорвали отношения. Папы все чаще шли на политические союзы то с протестантами, то с турками-османами.
Решение реформировать церковь связано с именем папы Павла III, 1534-1549
Покровительствовал сторонникам обновления католицизма.
Его глашатые Контарини, Садолето и Караффу (отец испанской инквизиции, будущий Павел IV, основатель ордена Театинцев). Папа Павел III договорился с императором Карлом V о созыве Вселенского собора.
1542 Высший Инквизиционный трибунал в Риме – инициатива Караффы.
Начало контрнаступления на реформацию. Жертвы трибунала: Джордано Бруно, Ванини, Томазо Кампанелла, Галилео Галилей.
1543 запрет издавать любые книги без разрешения инквизиторов. Цензура.
1559 индекс запрещенных книг, обязательных для всей католической церкви.
Париж, Венеция, Флоренция – повсюду разослан.
В “Индексе запрещенных книг” работали так активно, что в списке оказался “Проект исправления церкви”, написанный самим Караффой.
Закон о цензуре имел в виду не только книготорговцев и книгоиздателей, но и частных лиц, которым запрещалось чтение и хранение запрещенных кни
1545-1563 Тридентский собор.
Если Инквизиция и цензура ставили целью пресечь свободомыслие, то задачей собора было укрепление католицизма. Систематизация, унификация католического учения.
Работа собора началась в 1545 в городке между Италией и Германией Триденте и продолжалась 18 лет.
Итоги:
церковь – посредник в достижении спасения
незыблемость традиций и таинств
Библия – источник веры
главенство папы в церкви
целибат
таинство исповеди
почитание святых
поклонение мощам
Вера – только врата, открывающие путь к спасению. Без активной религиозности не спасешься.
Рождение национальных государств оживило прособорные настроения. Критерием верности католической церкви стала выступать верность папству. Для осуществления реформы было решено
раз в год – епархиальные, раз в три года – провинциальные синоды
епископский надзор за подопечным духовенством
запрет торговли церковными должностями
только церковь имеет право толковать священное писание
соблюдать церковный порядок в таинстве отпущения грехов
запретить торговлю индульгенциями
увеличить роль исповеди
необходимость создать духовные семинарии в каждой епархии
Реализация решений Тридентского собора. Реставрация католицизма.
Решение принято, но не всеми странами исполнялось. Франция отказалась реализовывать их, Испания медлила.
Не хотели принимать право папы назначать и смещать прелатов национальных церквей.
Григорий XIII (1572-1585)
Вводит постоянные нунциатуры – дип. представительства папы при дворах государей.
1588 специальная Конгрегация по церковным обрядам проверяет единообразность.
1592 новое и исправленное издание Библии на латыни.
Система университетов для реализации реформы.
1552 Григорианский университет в Риме.
1552 Германская коллегия.
1577 Греческая коллегия.
1579 Английская коллегия.
При папе Григории XIII – реформа календаря.
Следующий за 4 октября 1582 день – не 5 октября, а 15 октября.
Ряд церквей не признала, в т.ч. и русская.
Работа над источниками, которые должны усилить веру.
Дени Пето. Разработал научную хронологию. “Де доктрина темпорум”.
1628 деяния житий святых, собранные Жаком Болландом.
Люк д’Ашери и Дом Мобильон – создатели палеографии (1й) и сфрагистики (2й) (наука о печатях) и труд о дипломатике (2й).
Влияние контрреформации на европейскую политику
Помогла Габсбургам. Англия, Франция – наоборот, поддерживала антиправительственную оппозицию. Испания, Португалия, Италия, Южная Германия – помогала государям.
Главная политическая и военная сила контрреформации – Габсбурги.
В XVI в. – испанские, в XVII в. – германские.
Филипп II вел наступление на протестантизм по всей Европе.
В Германии проводниками католицизма были герцоги Баварские – Альбрехт V и др.
Но Протестантская уния противопоставила свои силы силам католической церкви. Немецкие земли навсегда остались очагом противоборства двух религиозно-политических коалиций. Политика папства обостряла МО.
При заключении Вестфальского мира 1648 папе не отведено никакой роли, несмотря на его протесты. После 1648 папский престол навсегда перестал быть главным центром европейской политики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: