Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Радикальные реформационные течения в Европейской Реформации.




В результате развития городского реформационного движения в борьбу идей постепенно втягивалось сельское население и городской плебс, т.е. расширялась социальная основа реформации. Поэтому в реформации как общественном течении стали выделяться радикальные течения. Некоторые из них были типичны именно для определенной страны, в других случаях – охватывали несколько стран.

“Цвикауские пророки”
В Германия переселившаяся в Виттенберг из Цвикау группа сектантов утверждала, что они получают от Святого Духа откровения, звучащие как внутренний голос. Не признавали привилегии духовенства, отвергали крещение детей, иконопочитание. Такое “плотское” истолкование свободы не понравилось Лютеру. Не согласен.

Томас Мюнцер
Помимо пророков, неутомимым оппонентом Лютера был Мюнцер (1489-1525).
1. Реформация = возможность всеобщего обновления церкви и мира.
начало – царство божие, т.к. нет власти, кроме как от Бога (к.пция близкого всеобщего переворота)
убежден в значении внутреннего голоса (похож на пророков)
любой может толковать писание, а потому разработал богослужение на немецком языке
учение о мече (власти) и о кресте: только тот может властвовать, кто прошел крестный путь страданий и скорби и отбросил все эгоистическое ради общего блага; такие люди – как золото, прошедшее через огонь = испытанные в вере.
“В народе я не сомневаюсь” - Мюнцер.
много толковал библейское пророчество Даниила о грядущей перемене – “вся власть будет дана простому народу”; “Он отнимет у безбожных тиранов меч власти”; право народа на сопротивление тирании вплоть до использования насилия
называл Лютера “доктор Лжец”. Чтобы не было насилия, предлагал господам самим не оказывать сопротивления, иначе бедные станут их врагами. Не внемлют – ответственность падет на них же.

Лютер объявил Мюнцера сторонником насилия, подстрекающим к мятежу.
Мюнцеровский вариант реформации – идея решительного социального переустройства.

Радикальное течение реформации. “Царство праведных” в Мюнстере
Террор властей. Контроль за церковной жизнью, школами, университетами.
Радикальное течение реформации дробится на множество групп.
Анабаптисты – проповедь ненасилия. Царство божие наступит благодаря вере самих праведных. Крещение только в сознательном возрасте
1534 выступление. Мюнстер – “евангелический город”. Изгнал князя-епископа. Стекаются анабаптисты. Булочник Ян Матисс из Харлема и портной Ян из Лейдена.
Мюнстер – новый Иерусалим.
Ян Лейденский – царь. Парадное одеяние. 12 советников. Деньги упразднили. Нат. обмен. Дра металлы – на общественные нужды. Продукты – из запасов монастырей. Конфискованы и раздаются на общественных трапезах. Руководство решает, что излишек имущество, а что – необходимость. Ростовщичество и спекуляция запрещены под страхом смерти. Узаконили многоженство. Теократия. Истребление икон и церковных украшений. Из книг – только Библия. При отказе от перекрещения – конфискация имущ. и изгнание.
Июнь 1535 осада (наемники епископа). Город пал.

Анабаптизм в Швейцарии
1523 в кантоне Цюриха нашлось, однако, немало несогласных с взглядами Цвингли и, в то же время, эти несогласные не были правоверными сторонниками старой церкви.
Несогласные образовали секту, члены которой называли себя “братьями” и “сестрами”. Противники секты прозвали их “анабаптистами”, т.е. перекрещенцами.
Секта сложилась в 1519 в Цюрихе. Выступала против крещения детей, считая, что креститься надо, будучи взрослым и ответственным. Против оружия. Идея ненасилия.
Отказывались занимать государственные должности. Отвергали и католичество, и лютеранство, и цвинглианство – все церковные организации.
Считали, что важнее внутреннее откровение святого духа в каждом священники не нужны.Þчеловеке
Вера в скорое пришествие Христа, уравнительные идеи, готовность к мученичеству.
Цвингли – против анабаптистов. Власти Цюриха – тоже. Жестоко преследовали.
Обвиняли в антигосударственной позиции.

Анабаптизм в Нидерландах
1523 сожгли двух монахов-августинцев, сторонников Лютера. Возмущение бюргеров. Во всех городах Нидерландов появляются анабаптисты и сакраментисты (трактовали евхаристию не как таинство, а как символическое действие, напоминающее о тайной вечере).
Лютеранство в итоге не получило распространения в Нидерландах XVI в.
Характерная черта Нидерландов –
множественность видов сектантства
эклектичность программ
нетерпимость к инакомыслию

Аугсбургский религиозный мир
1555 Аугсбургский религиозный мир. Расстановка политических сил в Германии. Равноправие католиков и лютеран. Не признаны цвинглианцы, кальвинисты, анабаптисты. За князьями – право определять религию подданных. Чья власть – того и вера.
Политика Карла V потерпела провал. Вместо централизации – раздробленность.
Карл отрекся. Земли его поделили его сын, Филипп II, король Испании, и другой сын, Фердинанд I, ставший императором Германии.
Аугсбургский религиозный = к. наступления реформации. Начало эпохи контрреформации.

Антитринитарии
Секта, существовавшая еще в Римской империи. Оформились в Реформацию. Против догмата о троице. Близки к анабаптистам.

Пуритане
Недовольство умеренным характером английской реформации → распространение в Англии пуританизма.

Пуританами (от лат. purus – чистый). Доктрина пуритан – почти кальвинизм. Сторонники – зажиточное бюргерство. Идеалы – набожность, трудолюбие, аскетизм. Пуритане верили, что Елизавета вовсе упразднит епископат и иерархию духовенства.
Но Елизавета против: “Сейчас они хотят убрать епископов, а потом захотят убрать меня”.
в 90-е XVI в. – кампания критики пуританами церкви в парламенте.
На рубеже XVI-XVII вв. в среде пуритан выделилось умеренное направление – пресвитерианское. Требовало подчинить церковь общенациональному Синоду. Другое, радикальное течение – индепенденты. Иначе – “браунисты”. Основатель – Браун. Отвергали всякую церковь считая, что она связана с государством. Отвергали единство церкви. За полную независимость общин верующих и от светских, и от церковных властей. Вольность толкования текстов и самоуправления.
Выборные старейшины. Заменить мессы проповедью. Упрощение обрядов.

Радикальная реформация в Италии
“Философская ересь”. Интерес к человеку. Христос-заступник. Свобода воли и разума. Перевод Библии на итальянский. Рационализм. Задачи обновления церкви на основе натурфилософских положений гуманистов. Для Италии типична связь радикальной реформации с социальной утопией. Единства нет. В четкое явление не оформилась.
Итальянские антитринитарии типа Бернардино Окино, Вальдеса и т.д.
1550 на Синоде в Венеции все антитринитарии и анабаптисты выработали общие принципы вероисповедания. Попытка объединения радикального течения итальянской реформации. Но запоздалая. Всех участников Синода выдали инквизиции и уничтожили.

Кальвинизм
См. спец. билет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...