1.3. Феномен жизнестойкости в структуре индивидуальности
Взгляд на природу человека как на существо целостное развивался в работах таких отечественных психологов, как А. С. Выготский, В. М. Бехтерев, С. А. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. М. Ломов, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин. Личность человека социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. Индивидуальность разворачивает свою самостоятельность и активность в процессе построения собственной жизни в рамках определенных социальных условий [12]. Проявление феномена жизнестойкости в каждой ситуации и у каждого человека представлено определенным комплексом взаимодополняющих свойств индивидуальности, причем наиболее «главный, ведущий компонент обусловливает специфику функционирования всей иерархии» психических свойств [13]. Так В. Э. Чудновский, анализируя книгу Б. М. Теплова «Ум полководца», отмечает, что в целостной характеристике личности полководца ум как бы слит со стремлением, моральным мужеством, способностью брать на себя ответственность, смелостью и одновременно с осмотрительностью [13]. С 70-х гг. XX в. наиболее обсуждаемыми в гуманитарной науке стали проблемы, касающиеся сущности личности, ее структурных компонентов, их иерархии и взаимодействия, соотношения биологического и социального в развитии личности, необходимости определения детерминант развития психического склада личности. Биологические особенности были включены в структуры личности, предложенные Б. Г. Ананьевым, А. Г. Ковалевым, В. С. Мерлиным, В. Н. Мясищевым, К. К. Платоновым и другими. Еще раньше в психологию личности вошел термин «система». Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолировано, а во взаимосвязи, в развитии и движении.
Одним из принципов системного подхода в изучении психики человека по Б. М. Ломову, является необходимость рассмотрения при изучении психического явления совокупности свойств различного порядка. Общие характеристики системы: — целостность — несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого; — структурность — связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом; — взаимосвязь системы со средой; — иерархичность — каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы и включать в себя другую систему [11]. А. Г. Асмолов отмечает, что отличительной чертой системного подхода в отечественной науке является то, что объектом системного анализа являются развивающиеся системы. Статическое рассмотрение личности постепенно стало заменяться требованиями ее динамического понимания [15]. Для выявления и анализа психологических свойств, так или иначе связанных с жизнестойкостью оптимально рассматривать этот феномен с точки зрения системно-структурного подхода, который выявляет уровневое строение феномена жизнестойкости, иерархичность компонентов жизнестойкости, а также особенность представленности этого феномена в культуре, обусловленность его развития социальной средой. Анализ феномена жизнестойкости личности обращает нас к внимательному взгляду на индивидуальность человека, так как именно уникальность каждого человека разворачивает особенность проявления его жизнестойкости в каждый период его жизни. В психологии понятие индивидуальность отражает неповторимость, уникальность свойств человека и используется при анализе своеобразия психических свойств человека, проявляющихся в области темперамента, интеллекта, личностных структур; а также при анализе иерархической организации психологических свойств человека. Целостность индивидуальности определяется единством свойств, относящимся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства [15].
К научным разработкам С. Л. Рубинштейна восходит понятие интегральной индивидуальности или «совокупности внутренних условий». Он рассматривал совокупность внутренних условий как синтез низших и высших специфических свойств, выполняющих в деятельности определенную приспособительную функцию. В работах С. Л. Рубинштейна, так же как и Б. Г. Ананьева, индивидуальность трактуется как совокупность, набор или симтомокомплекс свойств. Интегральная индивидуальность отражает особый, своеобразный характер разнообразных связей между свойствами человека как организма и как личности. В концепции Б. Г. Ананьева в качестве целостного единства всех уровней организации человека рассматривается индивидуальность как результат интеграции натурального и культурного развития человека. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а индивидуальность — «глубиной» личности. В. С. Мерлин рассматривал интегральную индивидуальность, исходя их принципа общей теории систем применительно к индивидуальности человека. В свете этой теории интегральная индивидуальность есть частный случай саморазвивающейся и самоорганизуемой системы, состоящей из относительно замкнутых подсистем или уровней целостной большой системы «человек — общество», начиная от биохимических особенностей и кончая социальным статусом личности в обществе [16]. В работах этих исследователей принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, дополнялся генетическим принципом, принципом развития. Подход к феномену жизнестойкости как к проявлению интегральной индивидуальности дает возможность более широкого, целостного и многогранного взгляда на понимание человеческой природы.
Взгляд на природу человека как на систему тесно взаимосвязанных между собой индивидуальных свойств, относящихся к различным уровням его организации, осознавался и использовался выдающимися мыслителями, религиозными деятелями, философами, медиками, психологами. И. Гете в художественной форме выразил целостный подход к изучению жизненных объектов и явлений: «Кто хочет что-нибудь живое изучить, сперва его он убивает, потом на части разлагает, но связи жизненной ему там не найти». В центре внимания философской мысли на протяжении различных эпох оказывались следующие стороны жизни человека — жизнь телесная и стремление к ее сохранению, материальному поддержанию; жизнь нравственная как стремление к благу и счастью, жизнь духовная как возвышающаяся над обыденной жизнью. В медицине проблема здоровья человека связана с рассмотрением человека как биоэнергоинформационной системы, характеризующейся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент. Понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы, нарушение на любом уровне отражается на устойчивости всей системы [11]. Представления об уровнях психического здоровья имеет давнюю историю. Это трехчленное деление на «телесное», «душевное», «духовное». Разделение понятий «индивид-личность» (А. Н. Леонтьев), «субъект-личность» (П. Я. Гальперин), «индивид-личность-индивидуальность» (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов), «организм-индивид-личность» (М. Г. Ярошевский). Многообразие подходов к изучению человека есть отражение многообразия самих феноменов человека, выступающего как вид Homo sapiens и индивид, как человечество в его историческом существовании и личность, как субъект и индивидуальность, — отмечал в своих работах Б. Г. Ананьев [8]. Подчеркивая взаимосвязь всех уровней психики человека, Б. Г. Ананьев писал, что «в каждом из психических процессов, как можно думать, представлены проекции всех основных характеристик человека как индивида, личности и субъекта» [8].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|