Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. Понятие, структура и функции базовых убеждений личности




Базовые взгляды считаются одним с ключевых определений в когнитивно-эмпирической концепции С. Эпштейна. Согласно его словам, индивид механически создаст собственную определенную концепцию действительности, заключающуюся из концепции своего Я, концепции находящегося вокруг общества и репрезентацию взаимоотношений среди 2- мя данными доктринами. Подобным способом описываются 4 базовых убеждения, образующих внутреннюю концепцию действительности личности: позиция о доброжелательности находящегося вокруг общества, о правильности находящегося вокруг общества, позиция о том, что людям возможно верить, позиция в своей важности. Непосредственно через призму данных взглядов человек и принимает действия находящегося вокруг его общества, а потом в согласовании с сформировавшимися понятиями создает собственное действия [4].

В дальнейшем теория С. Эпштейна получила развитие в концепции психической травмы Р. Янофф-Бульман. По мнению Р. Янов-Бульман, чувство безопасности, как базовое ощущение нормального человека, состоит из трех категорий базовых убеждений, которые и составляют структуру субъективного мира личности.

Во-первых, - это вера в то, что мир, в целом, хорошее место, в нем больше добра, чем зла; во-вторых, мир полон смысла, т. е. события в нем подконтрольны и подчинены законам справедливости; втретьих, убежденность индивида в ценности своего Я (я - хороший человек, я правильно себя веду и оценка своей удачливости). По ее мнению, человеку свойственно толковать происходящие с ними события таким образом, чтобы поддерживать стабильность субъективной картины мира, которая обеспечивает необходимую ему опору в постоянно меняющейся реальности. Однако есть ситуации, например, экстремальный негативный опыт, которые резко противоречат этой концепции защищенности. Их понимание порождает тяжкие и продолжительные психические трудности, вследствие того как в один миг индивидуум встречается с страхом окружающего общества, а кроме того с собственной уязвимостью и беспомощностью; существовавшая прежде решительность в собственной безопасности и неуязвимости как оказалось иллюзией, то что приводит к разрушению сложившейся.

К настоящему времени накоплено большое количество экспериментальных академических сведений, а кроме того итогов психотерапевтической и совещательной практики, какие предоставляют основания расценивать базовые взгляды в свойстве внутренних обстоятельств актуализации этих, либо других страхов лица. Система базисных убеждений – это основа картины мира индивида, «мира допущений», того, что А. Н. Леонтьев называл «Образ Мира».

Выделяют ситуационные (т. е. касающиеся определенной жизненной ситуации) и базисные (относящиеся к себе и к миру в целом) убеждения. В них эффективно сконцентрирован опыт переживания определенных эмоциональных состояний. Базисные убеждения также характеризуются той, или иной степенью гибкости, абстрагированности и глобальности. Убеждения человека выступают в качестве своеобразного внутреннего средства структурирования опыта, моделирования психических состояний и формирования поведения. Они относительно постоянны на протяжении всей жизни, однако могут быть переструктурированы под влиянием психической травмы [7].

 Базовые взгляды личности создаются в раннем возрасте, согласно огромной доли под воздействием отца с матерью и находящейся вокруг детей среды, и позже имеют все шансы видоизмениться только лишь около воздействием весьма важных с целью личности происшествий. Важными мероприятиями могут являться переходные этапы (к примеру, поступление в высшее учебное заведение), какие сохраняют собственные отпечатки в личности индивидуума, считаются составляющей адаптационного этапа в жизни студента [9].

 Мы полагаем, что сформированные в преждевременном раннем возрасте положительные базовые взгляды считаются базой с целью формирования самодетерминации, целеустремленности личности, высочайшего уровня общественного интеллекта. Данные свойства личности считаются существенными элементами индивидуальной взрослости. Убеждение, являясь единицей мировоззрения, помимо отмеченных функций, способно также служить основой, критерием, эталоном при выполнении актов ценностного выбора (мотивов, целей, поступков). Отметим также, что присущая убеждению когнитивная функция служит отбору и оценке тех знаний, с помощью которых и «работает» механизм социальной ориентировки. Представляется, что эти соображения о роли убеждения в механизме социально ориентированной деятельности заслуживают самого серьезного внимания и должны учитываться при построении понятийного аппарата проблемы.

С развиваемых позиций считаем возможным предположить, что наряду с такими средствами регуляции, как смыслообразующие мотивы, ценностные ориентации, установки, должно участвовать и другое психологическое образование, которое по своему характеру является надситуативным и способным включать в акты внутреннего выбора в качестве эталонов систему личностных ценностей. Вместе с тем оно должно быть связано и с механизмом «значащих» переживаний. В случае отказа следовать в актах внутреннего выбора собственным эталонам, идеалам, принципам личность под воздействием внутренних санкций должна, очевидно, испытывать состояние психологического дискомфорта. Напротив, в случае их реализации субъект будет переживать состояние внутреннего комфорта, удовлетворенности.

Вывод: развитие настоящей личности, её индивидуализирование взаимосвязано с возможностью осознавать и высказывать собственные эмоции и чувства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...