Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Сценарий музейного занятия «Была Весна-Весна Победы». (Ответы ребят.)




ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Сценарий музейного занятия «Была Весна-Весна Победы»

При входе в зал звучит песня «Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай». (В зале на подиуме чемодан: газеты, пакет с морковью для чая, тетради, письма, хлеб, паренки, пряник. Рядом на подиуме поднос с чаем, весы, мозаика, тетрадь. )

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас в нашем музее. Приближается один из главных праздников нашей страны – День Победы, поэтому, сегодня я пригласила вас на занятие «Была весна – весна Победы! »

Представьте себе, что у нас есть машина времени, кто из вас желает перенестись во времена Великой Отечественной войны, поднимите руки?

Что вы будете делать на войне?

Мы будем защищать свою Родину, чтобы приблизить победу.

Вопрос к тем, кто не поднял руки. Почему вы не хотите перенестись во времена войны? (Ответы детей. )

Война - это ужас, смерть, голод, слезы, горе. Война – это самое страшное, что может случиться в жизни каждого человека.

Весна 1945 года принесла нам победу в Великой Отечественной войне. Война Великая, значит, и победа тоже

- Великая!

И так же, как мозаика (показать) складывается из отдельных звеньев, так и Великая победа состоит из маленьких достижений и побед каждого человека. Солдаты совершали подвиги на фронте. Но не сможет солдат воевать, если не будет автоматов, танков, пушек, самолётов. Не будет силы у бойца сражаться с врагом, если он будет голодный. Всё это фронт получал из тыла. Далеко от фронта, в тылу, находился рабочий посёлок Вятские Поляны. И здесь старики, женщины, подростки совершали великие подвиги у заводских станков, когда четыре года работали без выходных на сборке автоматов, шили одежду и отправляли посылки с теплыми вещами фронтовикам, ухаживали за ранеными.

А дети, которым было три, четыре или пять, шесть лет, они тоже совершали подвиги? Какие?

Перед нами чемодан военного времени. В нём находятся предметы, которые были настоящим сокровищем для детей в годы Великой Отечественной войны. Эти предметы помогут нам ответить на вопрос о подвигах. Открываем чемодан. Сколько здесь всего необычного! Вот интересный пакет. (Проносим по рядам, чтобы дети могли рассмотреть. ) Как вы думаете, что это может быть? (Ответы ребят. )

Подсказка: из этого заваривали очень вкусный и полезный чай. И такой чай я сегодня приготовила для вас. Вы получаете по одному стаканчику на несколько человек. Пробуете по глоточку и определяете вкус.

Какой чай вы пили?

Вы сейчас попробовали настоящий морковный чай. Только вода и сушёная морковь. Такая морковь находится в этом пакете. Кому понравился чай из моркови, поднимите руки?

Ребята, а вы смогли бы сейчас отказаться от всех напитков, любимых соков, и пить только морковный и травяной чай?

Согласиться сейчас на такое сложно, хотя было бы полезно. Дети военного времени с большим удовольствием наслаждались бы какао, соками и напитками, но их не было. Зато был чай из сушёных листьев малины, смородины, разных трав, из листьев свёклы. Но самый вкусный был чай из моркови. Поэтому и ценили его. Другого выбора у детей не было. Я думаю, что это уже подвиг, вы согласны?

Убираем пакет. Здесь целая стопка газет. Сейчас я раздам вам эти газеты. По одной на каждую группу. Обращаться с этими газетами нужно очень осторожно. (Одна тетрадь на две лавочки. )

У вас есть одна минута, чтобы посовещаться и определить, как их использовали?

(Ответы ребят. )

Это школьная тетрадь, сделанная из газет, сшитых обыкновенными нитками. В войну настоящие тетради были большой редкостью. Если их и выдавали первого сентября, то очень мало. Потому писали ученики в газетных тетрадях или в журналах. Откройте тетради. Представьте себе, что вам нужно написать предложение «Я люблю свою Родину». Где будете писать?

Можно писать на полях или между строк. А газетные строчки можно даже использовать как тетрадные линейки, чтобы буквы и цифры не прыгали, а писались ровно. Но даже такие тетради были для ребят настоящей ценностью. Поэтому писали мало, старались больше учить наизусть.

В Вятских Полянах, так же, как и в других городах, школы были заняты под эвакогоспиталь. Учеников размещали в других небольших зданиях. Сколько смен в вашей школе?

А тогда занимались в три смены. В классах было холодно. Ученики сидели в фуфайках, в варежках. В чернильницах замерзали чернила. Чтобы спасти школу от холода и дать возможность ребятам учиться, учителя обратились к родителям и ученикам с просьбой приносить в школу по одному или два полена. Это спасло школу, и дети продолжали учиться. Можем ли мы сказать, что учёба в таких тяжёлых условиях была

настоящим подвигом и учеников, и учителей?

Давайте соберём тетради.

А я беру следующий предмет. Мы не забываем, что в этом чемодане находятся очень ценные для детей военного времени предметы. У меня в руках бумажный треугольник. Каждая группа получает точно такой же треугольник. Рассмотрите его внимательно.

 У вас в руках военные треугольники – это письма, долгожданные весточки с фронта. Писем было очень много, поэтому отправляли без конвертов, их не хватало. Готовое к отправке письмо не заклеивалось: его всё равно должна была прочитать цензура. На одной стороне треугольника мы видим отметку «Просмотрено Военной Цензурой». Это делалось для того, чтобы не дать возможности врагу по содержанию личной переписки получить сведения о месторасположении частей, их вооружении и т. д.

Бумагу сворачивали так, что письмо оказывалось внутри, адрес - снаружи.

Давайте аккуратно развернём этот треугольник.

Как вы думаете, чем написано это письмо?

Письмо написано химическим карандашом, ни чернил, ни ручки в окопах не было. Химический карандаш очень похож на простой, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила. Поэтому буквы словно выделены.

Послушайте, как ласково обращались бойцы к своим жёнам и детям.

Минусовка «В землянке». (Очень тихо. )

- Здравствуйте, мои дорогие и ни на минуту не забываемые. Шлю я свой горячий привет с горячим поцелуем своей любимой и незабываемой

жене Оле и желаю от души тебе доброго здоровья и скорого успеха в делах твоей жизни. Ещё кланяюсь своим дорогим сыночкам Сане и Лёне. Посылаю им свой горячий привет и от души желаю доброго здоровья и счастья.

А чуть пониже строгий отцовский наказ:

Я хочу предупредить Саню и Лёню, чтобы вы не огорчали свою мать. Вы должны понять, что она теперь одна, ей и так очень горько без меня, поэтому ещё раз подчёркиваю, не забывайте свою мать и делайте так, как она вам велит.

Пропускаем несколько строчек и читаем:

Милые мои, без вас жить очень тоскливо, не могу забыть вас ни днём, ни ночью. Всё время, моя милая Оля, вы в моём сердце. Милая моя Оля, я хочу написать о том, чтобы как можно берегла своё здоровье. Обо мне не плачь, хотя и трудно, но ничего не поделаешь.

А дальше вопросы:

- Пропишите мне, как у вас дела с хлебом? Выкопали картошку? Как с дровами? Есть ли обувь ребятишкам на зиму? Подшиты ли валенки? Дальше мне хочется очень узнать, как дела обстоят с яблоней и вишней?

И ещё множество вопросов и поклонов родным, знакомым, соседям.

В каждой семье встречали эти «треугольники» с огромной радостью! Они говорили о том, что их родные и близкие живы! Вот почему треугольники были настоящим сокровищем и для детей, и для взрослых.

Давайте соберём письма.

Но страшным сокровищем стало для девочки Зои другое письмо - извещение о смерти отца - похоронка. Зоя не раз видела и слышала, как плакали женщины всей гурьбой, когда кто-то получал такое письмо. Жутко было слышать эти крики и причитания. Волосы становились дыбом. Зоя очень боялась за здоровье своей мамы, и поэтому скрыла от неё похоронку. И только когда закончилась война, Зоя призналась матери. Не знала тогда Зоя о том, что лишила семью пособия по потере кормильца. Правильно ли поступила Зоя или нет, судить не нам. Но это был её подвиг, вы согласны?

У меня в руках хлебушек - так ласково называют хлеб во все времена.

У войны был свой хлеб, отмеренный хлебной карточкой. Лучшее – фронту, а для себя в тылу пекли лепёшки с добавлением лебеды или мёрзлой прошлогодней картошки, отрубей, крапивы, желудей. Был такой хлеб горьким и чёрным, как сажа. Но ели его как лакомство, по крошечке. Сейчас мы положим этот кусочек хлеба на весы и узнаем, сколько хлеба на день получали рабочие нашего завода.

(Весы с уточками. ) Рабочие получали 700 грамм хлеба на целый день. На завтрак, обед и ужин. Хорошо, если дома есть картошка. Даже если в хозяйстве были курицы, яйца почти не ели. Яйца, шерсть, мясо, масло – всё надо было сдавать для отправки на фронт.

Взвесим следующий кусок и узнаем, сколько хлеба получали дети.

Дети на целый день получали 400 грамм хлеба.

Только сегодня и только в нашем музее у вас есть возможность попробовать крошечку военного хлеба. Я сейчас подойду к каждому из вас, кто желает, можете взять кусочек.

Поднимите руки, кому хлеб понравился?

А дети войны были бы рады получить такой хлеб, но его не было. Просыпаясь утром, ребятишки выпивали кружку воды, чтобы заглушить чувство голода. А кушать хотелось всегда. Ни хлеба настоящего, ни мяса, ни сладостей.

В сентябре, после уборки хлеба, дети ходили по полям, собирали оставшиеся колоски и складывали в сумки, потом сдавали взрослым. Очень хотелось ребятам пожевать эти зёрнышки, но нельзя. Тыл жил по закону: «Всё для фронта – всё для победы». Поэтому берегли каждое зёрнышко. Можно ли это назвать подвигом?

А вот пряник. Попробуйте его разломать. Станете вы кушать такой пряник?

Вот какую историю про пряник рассказал нам житель Вятских Полян. Ему в годы войны было восемь или девять лет.

«Однажды в чемодане мы нашли пряник. Это круглое лакомство пролежало здесь несколько лет. Мы пробовали его раскусить, ничего не получилось. Пытались разрезать ножом, тоже никакого результата. Потом взяли молоток, наставили нож и разрубили пряник. Мы сосали это чудо, наслаждались и мечтали, чтобы оно не кончалось. Наверное, это была самая вкусная конфета войны. Вкусней я ничего не пробовал».

Вот такая история. Раз уж мы заговорили про конфеты, то вот и следующее сокровище.

Каждая группа получает по одной баночке. Рассмотрите содержимое. Брать в руки не нужно. Пока только смотрим и думаем, что это такое?

Так что же за сокровище в ваших руках?

Это паренки – главная сладость для детей военного времени. Возьмите по кусочку, скушайте. Как вы думайте, из чего эти паренки?

Из свёклы. Свекольные паренки считались кулинарным изыском и полагались только малышне. Пустые баночки я забираю, а взамен вы получаете другие. Попробуйте эти паренки. Из чего они приготовлены? Какие паренки понравились больше?

Паренки были настоящим лакомством для ребятишек военного

времени. Вы согласны поменять шоколад и все другие сладости на эти

вкусные и очень полезные паренки?

Значит, это тоже подвиг?

Мы изучили содержимое военного чемодана и узнали, что было самым ценным для детишек военного времени. Эти предметы помогли нам понять, что четырёх-пяти летние дети стали маленькими героями Великой войны. Они страдали от голода и холода, они лишились счастливого детства, война забрала у них самых родных людей и сделала их сиротами. Но они выдержали всё, а значит, победили. Мы закрываем старый солдатский чемодан и отправляемся на солдатский привал. Там мы узнаем, что происходило весной 1945 года на фронте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...