Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о детском церебральном параличе




Оглавление

 

Введение

Глава 1. Обзор литературы

1.1 Понятие о детском церебральном параличе

1.2 Особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма у детей с ДЦП

1.3 Особенности сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма у здоровых детей

Глава 2. Объект и методы исследования

2.1 Организация исследования

2.2 Методики исследования

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

3.1 Физическое развитие у мальчиков и девочек 14 лет ОГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VI вида №1 "Улыбка" г. Ульяновска

Заключение

Выводы:

Список использованных источников

 


Введение

 

Негативные тенденции в состоянии здоровья детей за последнее десятилетие приобрели устойчивый характер. Сохраняется рост заболеваемости, увеличивается распространенность хронической патологии, снижается число абсолютно здоровых детей во всех возрастно-половых группах. Доля здоровых детей к окончанию школы не превышает 20-25%, а по данным некоторых авторов 4% (Макаров A. A., Знаменская Е.И., 1980). Во всех возрастных группах детей чаще всего это нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, заболевания органов пищеварения. Многие специалисты рассматривают состояние опорно-двигательного аппарата (ОДА) как критерий показателя здоровья в целом, поскольку эта патология оказывает воздействие на органы и системы всего.

В настоящее время отмечается дальнейший рост числа детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, при этом одним из наиболее распространенных заболеваний является детский церебральный паралич (ДЦП) (Вейн A.M., Соловьева А.Д., Колосова O.A., 1980). Современные исследователи рассматривают ДЦП в совокупности с двигательными, психическими, речевыми и другими нарушениями. Особую группу представляют дети и подростки с ДЦП. Данная категория детей находится в пограничном состоянии между нормой и патологией. Как правило, эти дети способны самостоятельно передвигаться и полностью себя обслуживать, однако при этом в связи с неправильным перераспределением мышечного тонуса могут формироваться двигательные дефекты, порочные позы, деформации и контрактуры (Макаров A. A., Знаменская Е.И. 1980).

Нарушения моторных функций предполагают изменения со стороны висцеральных систем, состояние которых зависит от физической активности детей с ограниченными возможностями. В этой связи несомненный интерес представляет исследование особенностей функциональных систем организма детей с ДЦП, определяющих уровень общей физической работоспособности, что является одной из актуальных задач возрастной физиологии и медицины. При этом актуальной прикладной задачей является профилактика нарушений внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы, определяющих функциональные возможности организма.

Цель работы: Изучить особенности кардиореспираторной системы у детей среднего школьного возраста с ДЦП средней тяжести.

Задачи исследования:

. Исследовать показатели антропометрии мальчиков и девочек 14 лет с ДЦП средней степени тяжести.

. Изучить особенности кардиореспираторной системы у мальчиков 14 лет с ДЦП средней тяжести.

. Изучить особенности кардиореспираторной системы у девочек 14 лет с ДЦП средней тяжести.

детский церебральный паралич школьный


Глава 1. Обзор литературы

 

Понятие о детском церебральном параличе

 

В настоящее время причиной детской инвалидности, считается детский церебральный паралич (ДЦП). Число детей с диагнозом ДЦП, церебральная энцефалопатия неуклонно возрастает. По данным разных авторов, частота заболеваний составляет от 1,8 до 9 % на 1000 детского населения (Вейн A. M., Соловьева А.Д., Колосова O. A., 1980).

ДЦП - патология, связанная с нарушением прохождения фаз онтогенетического развития (Евсеев С.П., Зеленцова Т.И., 2002). Стартовым моментом нарушения онтогенетического развития и общим знаменателем действия различных факторов риска развития ДЦП, является неспособность проявления в ранний постнатальный период антигравитационной локомоторной активности (Булекбаева Ш.А., 2002).

Уильям Джон Литтль, британский хирург-ортопед в 1862 году первым установил причинную связь между осложнениями во время родов и нарушением умственного и физического развития детей после рождения. Свои выводы им были изложены в статье "О влиянии патологических и трудных родов, недоношенности и асфиксии новорождённых на умственное и физическое состояние детей, в особенности относительно деформаций". Хотя ещё в конце XIX века с этой концепцией не согласился Фрейд, заявив, что патология в родах является лишь симптомом более ранних нарушений плода. Фрейд обратил внимание, что многие дети, которые пострадали от гипоксии продолжали нормально развиваться без появления ДЦП. Фрейд, будучи неврологом, заметил связь между ДЦП и другими нарушениями: умственной отсталостью и эпилепсией. В 1893 году им был введён термин "детский церебральный паралич" ("infantiler zerebrallaehmung"), а в 1897 году он высказывал предположения, что данные поражения связанны больше с нарушением развития мозга ещё во внутриутробном периоде. На практике выводы Фрейда подтвердились в 1980-х. Именно Фрейд, на основании своих работ в 1890-х объединил различные нарушения, вызванные ненормальным развитием головного мозга под одним термином и создал первую классификацию детского церебрального паралича. Классификация ДЦП по Фрейду:

) гемиплегия,

) церебральная диплегия (двусторонний церебральный паралич): генерализованная ригидность (болезнь Литтла), параплегическая ригидность, двусторонняя гемиплегия, генерализованная хорея и двойной атетоз. На основании этой классификации были составлены все последующие. "Параплегическая ригидность" сейчас к ДЦП не относится. ДЦП представляет собой объединение групп различных по клиническим проявлениям синдромов, которые возникают в результате недоразвития мозга и его повреждений на различных этапах онтогенеза, ведущим к неспособности сохранения нормальной позы и выполнения произвольных движений (Дмитриев В.С., Сомаева Г.Н., Киселева Е.В., 1993)

Основными нарушениями при ДЦП являются множественные двигательные расстройства: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и другие, вызванные тяжелыми заболеваниями ЦНС (Булекбаева Ш.А., 2002). Снижение объема и интенсивности двигательной деятельности детей с последствиями церебрального паралича приводит к снижению всех проявлений жизнедеятельности, неэкономичности функционирования различных систем организма, и прежде всего сердечно - сосудистой системы.

В последние годы в целях повышения эффективности процесса реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата все большее значение придают использованию систематических занятий физической культурой в системе реабилитационных мероприятий, привлечению инвалидов к активной спортивной деятельности, что заметно расширяет сферы инвалидов в общественной жизни (Булекбаева Ш.А., 2002).

В связи с этим особый интерес представляет изучение у детей и подростков с ограниченной двигательной активностью адаптационно-приспособительных возможностей ССС, которую рассматривают в качестве индикатора адаптационной деятельности организма.

В работах по изучению гемодинамики у детей с последствиями ДЦП приводятся данные о состоянии системы кровообращения лишь в покое, что не отражает возможностей сердца в условиях двигательной деятельности. (Ванюшин Ю.С., Ситдиков Ф.Г., Хаматова P. M. 2003).

Малоизученными являются также вопросы, освещающие особенности физического развития указанного контингента детей. Кроме того, остаются неисследованными особенности процессов полового созревания подростков с церебральным параличом.

Знание морфологических особенностей физического развития, возрастной динамики основных антропометрических показателей, оценка особенностей адаптации сердечно-сосудистой системы к мышечной нагрузке у детей с последствиями церебрального паралича необходимы для выработки адекватных программ физической реабилитации, определения объема, интенсивности и характера нагрузок, для оценки эффективности реабилитационных мероприятий (Булекбаева Ш.А. 2002).

В настоящие время ясно, что термин "церебральные параличи" не отражает многообразия и сущности, имеющихся при этом заболеваний неврологических нарушений, однако, его широко используют в мировой литературе, поскольку другого понятия до настоящего времени не предложено. Объединение детских церебральных параличей в нозологическую группу позволяет планировать организационные мероприятия, направленные на их раннюю диагностику, лечение и профилактику.

Подразделяют церебральные параличи на следующие формы (Вейн A.M., Соловьева А.Д., Колосова O.A. 1980):

. Диплегия спастическая.

. Тетраплегия (тетрапарез):

Спастическая.

Атетоидная, в эту группу авторы относят и смешанные формы: спастичность с атетозом или хореоатетозом, спастичность с атаксией, атетоз с атаксией.

Дистоническая (по мере развития ребенка мышечная дистония в сочетании с атетозом или хореоатетозом становится ведущим синдромом; при тетраплегии одна сторона может быть поражена больше, чем другая).

. Гемиплегия спастическая. Иногда при этой форме у детей старшего возраста может появляться атетоз в дистальных отделах конечностей.

. Моноплегия спастическая (наблюдается редко). Когда дети становятся старше, отчетливо видно, что это, в действительности, легкая форма гемиплегии.

. Параплегия спастическая. В "чистом" виде практически не наблюдается. Как правило, это диплегия с легким поражением рук, которое в раннем возрасте не определяется.

Детские церебральные параличи подразделяются на спастическую диплегию, двустороннюю гемиплегию, моноплегию, двойной атетоз, мозжечковую атаксию. Все перечисленные формы он объединил в группу "врожденные церебральные параличи и гиперкинезы". Болезнь Литтла представлена как отдельная форма, обусловленная родовой травмой. Такая трактовка представляется искусственной, поскольку в происхождении любой формы церебрального паралича могут играть роль как родовые, так и внутриутробные повреждения центральной нервной системы, а чаще всего они сочетаются (Вейн A. M., Соловьева А.Д., Колосова O. A., 1980).

В нашей стране используется классификация К.А. Семеновой. Классификация ДЦП по К.А. Семеновой: спастическая диплегия, двойная гемиплегия, гиперкинетическая форма, атонически-астатическая форма, гемиплегическая (Вейн A. M., Соловьева А.Д., Колосова O. A., 1980).

В настоящее время нет единой классификации ДЦП. В связи с тем, что в течение многих лет двигательные нарушения рассматривались как центральное, ведущее звено ДЦП, классификация его отдельных форм строилась по топографическому принципу: выделялись тетрапарез, гемипарез, парапарсз, монопорез, трипарез. Эта классификация не давала представления о характере психических и речевых расстройств, возникающих при заболеваниях мозга.

В основу представляемой ниже рабочей классификации положены наблюдения и классификации двигательных нарушений, предложенные К.А. Семеновой. У детей со спастической диплегией наблюдается чаще всего задержка психического развития (Абзалов P. A., 1986).

У 70% детей со спастической диплегией наблюдаются речевые расстройства. Прогностически спастическая диплегия - это благоприятная форма заболевания в отношении преодоления психических и речевых расстройств, менее благоприятная в отношении становления локомоции. Тонические рефлексы исчезают у детей к 2-4 годам, иногда не все. Установочные рефлексы развиваются поздно, после 1,5 - 2 лет с теми или иными ограничениями. При двойной гемиплегии всегда преобладает ригидность мышц, усиливающаяся под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет тонических рефлексов (Губарева В.В., Лятс З.И., Кулахметова Д.У., 1980).

Эти тонические рефлексы у здорового ребенка исчезают на протяжении первых недель жизни. При двойной гепимплегии, вследствие тяжелого поражения полушарий мозга, приобретают патологическую активность его нижележащие отделы. Наблюдается олигофрения - в степени тяжелой дебильности, имбецильности или даже идиотии.

Гиперкинетическая форма. Гиперкинезы различного характера наблюдаются при данной форме наряду с параличами и парезами. Наблюдается задержка редукции тонических рефлексов до 2-3-го года жизни и задержка развития установочных рефлексов в эти же сроки, затем установочные рефлексы и произвольная моторика начинают развиваться удовлетворительно при всех типах гиперкинезов. Этиологическим моментом является чаще всего билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или по группе крови и др., а также кровоизлияние в область подкорковых ядер, возникающее в результате родовой травмы (Калюжная P.A., Панавене В.В., Преснякова A.M., 1979).

Речевые нарушения наблюдаются у 90% больных чаще всего в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в большинстве случаев вполне удовлетворительно.

Атонически-астатическая форма. Речевые расстройства наблюдаются у 60-75% детей. В тех случаях, когда наблюдается выраженная незрелость мозга в целом и патологический процесс распространяется преимущественно на передние его отделы, обнаруживается олигофрения, чаще всего в степени дебильности, реже - имбецильности.

В 55% случаев, помимо тяжелых двигательных нарушений, у детей с этой формой заболевания имеет место олигофрения в степени дебильности или имбецильности.

Гемиплегическая или гемипаретическая форма ДЦП.

Развивается в 80% случаев в период новорожденности. В зависимости от интенсивности двигательных расстройств: классифицируется гемиплегия или гемипарез. Гемиплегия чаще всего наблюдается у детей самого раннего возраста, а затем, по мере развития мозга и под влиянием лечения, двигательные расстройства становятся значительно менее выраженными. Особенно в нижней конечности и проксимальных отделах верхней конечности, и могут расцениваться как явления гемипареза. У 25-35% детей наблюдается олигофрения в степени дебильности, реже ‑ имбецильности, у 45-50% - вторичная задержка психического развития, преодолима при своевременно начатой восстановительной терапии. Речевые расстройства наблюдаются у 25-35% детей (Евсеев С.П., Зеленцова Т.И. 2002).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...