Особенности сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма у здоровых детей
Как известно, от рождения и до 16 лет сердце человека увеличивается более чем в 10 раз, причем рост размеров сердца идет неравномерно в разные периоды жизни. Наиболее интенсивный прирост наблюдается на первом году жизни и в период от 13 до 16 лет (Дворкин Л.С., 1982). Так, за время полового созревания объем сердца увеличивается более чем в 2 раза, в то время как масса тела за этот же период-в 1,5 раза. Быстрый рост размеров сердца приводит к тому, что его объем не соответствует просвету сосудов, не достигающих в подростковом периоде анатомической зрелости. Такое несоответствие служит одной из причин повышения кровяного давления в подростковом возрасте. Поэтому высокое кровяное давление у некоторых школьников 13-14-летнего возраста не обязательно является признаком неблагоприятного состояния сердечно-сосудистой системы. Объем сердца у 10-летнего мальчика составляет 130 см3, а у 13-летнего подростка-443 см3 (Башкиров П.Н., 1992). У подростков 13-14 лет нередко наблюдается юношеская гипертрофия сердца (т.е. увеличение объема сердца). Например, при гипертрофии поперечник сердца у подростков может достигнуть 12,4 см (в норме - 9,5-11,2 см). Как правило, юные спортсмены с такой формой сердца имеют хорошее физическое развитие. Процесс полового созревания у них не отличается от такового у сверстников с нормально развитым сердцем, а иногда обгоняет его. Такие подростки не предъявляют жалоб на работу сердца. Артериальное кровяное давление у них нормальное, но в отдельных случаях может наблюдаться подъем систолического давления до 130 - 140 мм рт. ст. Юношеская гипертрофия - обратимый процесс. При хорошей функциональной приспособляемости сердечно-сосудистой системы нет оснований для каких-либо ограничений в занятиях спорта (Абзалов P.A., 1986). Вместе с тем за подростками с гипертрофией сердца рекомендуется установить специальный врачебно-педагогический контроль.
Противоположностью юношеской гипертрофии сердца является малое сердце, нередко сочетающееся с астенической конституцией, т.е. высоким ростом, большим разрывом в показателях роста и веса тела, узкой грудной клеткой, длинными конечностями. Такое сердце отличается малым размером, срединным расположением в грудной клетке, уменьшенным поперечником (Башкиров П.Н., 1992). Подростки с малым сердцем нередко предъявляют жалобы на быструю утомляемость, головную боль, головокружение, сердцебиение, одышку при физической работе умеренной интенсивности. Такие подростки не допускаются к занятиям в секции тяжелой атлетики без специального разрешения врача детской поликлиники. При работе с юными спортсменами необходимо обращать внимание на ритм сердца. Частота сердцебиений менее 60 в 1 мин свидетельствует о том, что у подростка развивается брадикардия (снижение частоты пульса), которая не всегда зависит в этом возрасте от занятий спортом. Исследования брадикардии в подростковом возрасте показали, что она не обязательно является признаком отрицательной работы сердца. Обычно такие подростки занимаются спортом наравне со всеми под наблюдением врача. Противоположное брадикардии состояние сердца - так называемая синусовая тахикардия, т.е. учащение ритма сердца в состоянии покоя. На развитие тахикардии может указывать частота сердцебиений в покое, превышающая 80 ударов в 1 мин (уд/мин). В некоторых случаях она достигает у подростков в покое 100-120 уд/мин. Причиной тахикардии могут быть приобретенные и врожденные пороки сердца, малое сердце. Подростки с тахикардией должны находиться под специальным врачебным наблюдением (Абзалов P.A., 1986).
У нормально развитых 13-14-летних подростков частота пульса в покое составляет в среднем 70 - 78 уд/мин. Во время максимальной работы она достигает 200 уд/мин. Систолическое давление у них равно в среднем 107,5-110 мм рт. ст., а диастолическое - 58-67 мм рт. ст. Систолический объем крови в покое составляет у подростков в среднем 58-60 мл, а минутный объем - 3,2-3,8 л. Во время напряженной мышечной работы у 13-16-летних подростков систолический объем крови увеличивается до 112-116 мл, а минутный объем - до 21-22 л (Башкиров П.Н., 1992). При занятиях спортом большие требования предъявляются к дыхательной системе, которая обеспечивает повышенный приток кислорода к тканям и органам. Так, если жизненная емкость легких у нетренированных подростков составляет в среднем 2-2,5 л, то после годичной тренировки эта величина у 14-15-летних спортсменов достигает 3,5 л. (Абзалов P. A., 1986). Частота дыхания с возрастом уменьшается и в 14-15 лет составляет в среднем 18-20 в 1 мин. Глава 2. Объект и методы исследования
Организация исследования
Изучение кардиореспираторной системы у детей среднего школьного возраста проводилось в школе-интернате VI вида № 1 " Улыбка" г. Ульяновска. Для решения поставленных задач были изучены показатели 5 мальчиков 14 лет и 5 девочки 14 лет со средней степенью тяжести заболевания, основным диагнозом которых является ДЦП с левосторонней гемиплегией, у 2 мальчиков ДЦП с тетраплегией, у 2 девочек - спастическая диплегия и 1 девочка с органическим поражением ЦНС. Сопутствующим заболеванием у детей было косоглазие, дизартрия, сколиоз. Измерение показателей проводились у всех исследуемых в первой половине дня с 8.00-11.00 в зале ЛФК, при достаточном комбинированном освещении и температурном режиме. Методики исследования
В исследовании были использованы следующие методы: Оценка морфологических показателей: · рост и масса тела, см; · окружность грудной клетки, см; · кистевая динамометрия, кг; · экскурсия, см · АД, мм. рт. ст. · ЧСС, уд/мин · ЧД, дых/мин. · Форсированная жизненная ёмкость легких, л · минутный объём дыхания, л · измерение жизненной ёмкости лёгких, л. · максимальная вентиляция лёгких, л · Проба Штанге, с · Проба Генчи, с
Длина тела. Обследуемые измерялись на деревянном ростомере без обуви, выпрямившись, плотно прислоняли крестцовый, грудной отделы и затылок к ростомеру, затем опускалась планка и фиксировался результат. Норма роста мальчиков 14 лет 148-176 см, а девочек - 147-171 см. (Студеникина М.Я., 1969). Масса тела - определялась взвешиванием на бытовых электронных весах, без обуви и верхней одежды Норма веса тела мальчиков 35-73 кг, а норма девочек - 38 - 72 кг (Властовский В.Г., 1983). Окружность грудной клетки - дает представление о поперечных размерах тела ребенка. Измерение окружности грудной клетки производилось наложением ленты спереди по среднегрудным точкам, а сзади - под углами лопаток, причем обследуемый сначала поднимает руки в стороны на уровень плеч, затем руки опускаются, и лента соскальзывает и ложится на углы лопаток. Необходимо, чтобы лента плотно прилегала к телу, но не препятствовала глубокому вдоху. Сначала измерялась окружность груди в паузе, при этом рекомендуется громко посчитать до 5. Затем определялась окружность груди на максимальном вдохе, а затем - в момент максимального выдоха. Все три измерения проводят при одномоментном наложении сантиметровой ленты. Окружность груди (ОГ) в паузе для лиц нормостенического типа телосложения, не занимающихся спортом, может быть рассчитана также по предложенным нами уравнениям;
ОГ = 4,1 X возраст + 20 (для мальчиков 13-17 лет), т. е 77,4 ОГ = 2,2 X возраст + 45 (для девочек 13-18 лет), т.е.75,8
(Властовский В.Г., 1983). Кистевая динамометрия - метод измерения силы. Исследование проводилось в медицинском кабинете лицея № 38, во второй половине дня. Измерение силы кисти (кистевая динамометрия) производилась с помощью специального кистевого динамометра ДК-50. Обследуемые сжимали в руке динамометр с максимальной силой сначала одной, а затем и другой рукой. Предоставлялось 2-3 попытки для каждой руки. При сжимании рука была выпрямлена в локте и слегка отведена в сторону. Фиксировался лучший результат (Властовский В.Г., 1983). Жизненная ёмкость - максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха (Студеникина М.Я., 1969).
Исследование проводилось в медицинском кабинете интерната, во второй половине дня. Измерение жизненной ёмкости лёгких производила с помощью спирометра. Обследуемые делали глубокий максимальный вдох, а затем максимально полный выдох ртом в мундштук спирометра. При этом выход воздуха через нос был исключён. ФЖЕЛ Форсированная жизненная ёмкость легких - объём воздуха, выдыхаемый при максимально быстром и сильном выдохе. Дыхание осуществляется через загубник, на нос накладывается зажим. Пациент должен сидеть прямо, удобно, не сутулясь и не закидывая голову. По команде осуществляет максимально полный вдох и следом за ним он должен выполнить резкий и продолжительный выдох, настолько форсированно и полно, насколько это возможно. При этом начало форсированного выдоха должно быть быстрым и резким, без колебаний. Важным условием является достаточная продолжительность выдоха (не менее 6 секунд) и поддержание максимального экспираторного усилия в течение всего выдоха, до момента его полного завершения. Измерение проводилось с помощью спирографа (Дроздов Ю.А., 1983). МОД минутный объём дыхания - это объём воздуха, проходящий через лёгкие при обычном дыхании за одну минуту. Исследование МОД проводится при спокойном и ровном дыхании пациента в течение одной минуты на спирографе (Дроздов Ю.А., 1983). МВЛ максимальная вентиляция лёгких (предел вентиляции) - это максимальный объём воздуха, проходящий через лёгкие при форсированном дыхании за одну минут. Исследование проводилось с помощью спирометра (Дроздов Ю.А., 1983). Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге). Необходимое оборудование: секундомер, (носовой зажим). Порядок проведения обследования. Проба с задержкой дыхания на вдохе проводится следующим образом. До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном вдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями (Дембо А.Г., 1988). Порядок обработки результатов обследования. По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом: менее 39 сек - неудовлетворительно; -49 сек - удовлетворительно; свыше 50 сек - хорошо. ПР у здоровых людей не должен превышать 1.2 Более высокие его значения свидетельствуют о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода (Дембо А.Г., 1988).
Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генче). Необходимое оборудование: секундомер, (носовой зажим). Порядок проведения обследования. Проба с задержкой дыхания на выдохе проводится следующим образом. До проведения пробы у обследуемого дважды подсчитывается пульс за 30 сек в положении стоя. Дыхание задерживается на полном выдохе, который обследуемый делает после трех дыханий на 3/4 глубины полного вдоха. На нос одевается зажим или же обследуемый зажимает нос пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру. Тотчас после возобновления дыхания производится подсчет пульса. Проба может быть проведена дважды с интервалами в 3-5 мин между определениями (Дембо А.Г., 1988). Порядок обработки результатов обследования. По длительности задержки дыхания проба оценивается следующим образом: менее 34 сек - неудовлетворительно; -39 сек удовлетворительно; свыше 40 сек - хорошо. Метод математической статистики. Первичная обработка полученных экспериментальных данных произведена принятыми в педагогических исследованиях методами математической статистики. Средние величины (стандарты) антропометрических признаков определяются методом математической статистики. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М - mediana) и среднеквадратичное отклонение (5 - сигма), которое определяет границы однородной группы (нормы) и величину ошибки (т - ошибка). М (mediana) рассчитывается по формуле:
М=∑V/n, где (1)
∑V - сумма значений выборки; n - количество участников выборки. δ (сигма) рассчитывается по формуле;
δ = √/ (с/n-1), где (2)
с - промежуточный коэффициент Промежуточный коэффициент находиться по формуле:
С = ∑V 2- (∑V) 2/n, где (3)
∑V - сумма значений выборки; n - количество участников выборки. величина ошибки (m) находится по формуле:
m= δ /√ n (Ланда Г.Ф., 1991).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|