Культура и искусство Древней Греции
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Культура и искусство Древней Греции 1. Культура периода архаики. Особенности культуры архаической Греции Архаическим периодом в истории культуры Греции обычно называют VIII—V I вв. до н. э. Это время стало наиболее интенсивным периодом развития древнегреческого общества и было определено некоторыми исследователями как архаическая революция. Действительно, в течение трех столетий окончательно сформировались и развились многие важнейшие черты, которые придали греческой культуре самобытый и неповторимый характер. Тогда возникло и классическое рабство, система денежного обращения, полис как основная форма политической организации, демократическая форма правления. Кроме того, были разработаны главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура и т. д. Решающее значение на культурное развитие этого периода оказала колонизация. Рост населения и недостаток плодородных земель на гористом полуострове заставили греков организованно расселяться по всему Средиземноморскому и Черноморскому побережью, создавая земледельческие колонии, которые появились по всей береговой линии этих регионов. Получая из метрополии товары в обмен на зерно и часть из них продавая местному населению, колонии стали еще и торговыми центрами, выступая посредниками между Грецией и другими странами. В активные торговые связи оказались втянуты все страны Средиземноморья. В результате колонизации греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором находился в гомеровском периоде своего развития. Интенсивные торговые отношения греков с другими народами способствовали усвоению греками культурных достижений этих народов: у мидийцев греки научились чеканке монет, у финикийцев — алфавитному письму, у древних египтян — основам астрономии и геометрии. На греческую художественную культуру оказали сильное воздействие египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие продукты чужих культур были творчески переработаны и органично вошли в греческую культуру. Если еще учесть то обстоятельство, что в процессе колонизации мигрантами (переселенцами) выступала наиболее активная и деятельная часть метрополии, то становится понятно, почему колонии очень скоро стали опережать метрополию по уровню своего культурного развития.
Основные достижения культуры и искусства архаического периода были созданы в колониях и позднее получили распространение на Балканском полуострове. Там же начинается борьба за демократическое переустройство полисов, появляются первые философские и научные школы, свидетельствующие о высоком уровне развития колоний. Стремительное развитие земледелия, торговли, ремесла, мореходства требовало все более активного использования труда рабов, который освобождал свободных греков от необходимости заниматься ежедневным физическим трудом ради куска хлеба. Благодаря труду рабов свободные греки получали возможность заниматься политикой, а также творчеством в любой избранной области. Это, естественно, также способствовало расцвету художественной культуры архаики. Новые социальноэкономические условия вызвали к жизни изменения в религиозном мироощущении греков. Греческая религия сохранила свой политеизм и попрежнему выполняла консолидирующую роль в объединении сил внутри полисов либо в межполисных объединениях, но при этом она утратила свой отвлеченный характер и благодаря мифологии приобрела художественно-образную условность.
Эта новая ее черта оказалась очень плодотворной для создания художественных образов. Мифологические персонажи очеловечивались, все абстрактные силы природы воплощались в человеческом образе бога, богоравного героя и властителя, наделенного сверхчеловеческими качествами. Боги становились покровителями ремесел и искусств. Их культ требовал роскошных, художественно оформленных храмов, скульптур и дорогих жертвоприношений. Созданная греками чрезвычайно богатая мифология стала на многие столетия источником вдохновения для поэтов, писателей, художников, скульпторов. Эпос, лирика, музыка. Первыми величайшими творениями эпохи архаики стали приписываемые Гомеру поэмы «Илиада» и «Одиссея», написанные гекзаметром. Главная тема «Илиады» — человек на войне. Сказание отнесено к десятому году осады Трои. Гомер представил целую галерею полнокровных образов — героев, простых людей, стариков и детей. Среди них — Ахиллес, герой, воин без страха и упрека, мужественный Гектор, вождь троянцев, хитроумный Одиссей, царь Микен Агамеменон. Образы многих героев Гомер рисует лишь несколькими строками или даже словами, но гений автора делает их для нас живыми и узнаваемыми, одним жестом, одной чертой он показывает основу человеческого характера. Главный герой «Одиссеи» — не только царь Одиссей, возвращающийся со спутниками домой по окончании Троянской войны. Это поэма о людях, поставленных лицом к лицу с судьбой, о торжестве человеческого разума, побеждающего как природную стихию, так и любое препятствие, встающее на его пути (встречи с циклопом Полифеем, волшебницей Церцеей, богом Эолом и др. ). Так складывается греческий эпос, повлиявший не только на формирование местных религиозных и этических понятий, но и на всю европейскую культуру. В Греции наследием Гомера жила как эпика, так и трагедия, а в некоторой степени и все прочие литературные жанры. Гомеровские традиции сохранялись в языке греческой поэзии до самого конца античной эпохи. Гомер стал творцом эпической техники, которой пользовалась вся без исключения европейская литература. У него было много подражателей и последователей. Среди них самым знаменитым был Гесиод, автор «Теогонии» (поэмы о происхождении мира, богов и людей) и «Трудов и дней» (советы и наставления земледельцам). Но времена Гомера, эпоха героев уходили в прошлое. И в новой бурной обстановке междоусобиц, внутренней смуты, распада традиционных родовых связей отразить попытки человека обрести свое место в этом мире могла лирика, а не эпос. Лирика в античности понималась ка к поэзия, созданная для пения.
Сегодня мы называем лирикой поэзию, передающую переживания поэта. Эти два значения связаны между собой. Существовало два вида лирических произведений: декламационная песня (элегия и ямб), сопровождаемая музыкальной инсценировкой, и мелика — стихи под музыку. Песенная лирика подразделялась на сольную и хоровую. Создателем воинственно-патриотических элегий был Тиртей, прославляющий Спарту, воинские доблести, «добрые порядки» и описывающий жалкую участь труда (VII в. до н. э. ). Один из семи мудрецов Древней Греции — Солон (640/635 — ок. 559 до н. э. ) был не только афинским политическим деятелем и реформатором, но и поэтом, писавшим элегии и ямбы. Величайшим лирическим поэтом греки считали ионийца Архилоха, впервые обратившегося к ямбу. Сольная лирика «девятой музы» Сапфо воспевала чувственную любовь между женщинами. Основой лирической темой у Анакреонта (570 — ок. 485 до н. э. ), введшего в поэзию метафору, были пиры, любовь, веселье. Элегии Мимнерма (расцвет 650-600 до н. э. ) передавали радости и разочарования о любви, грусть, меланхолию по поводу краткости юности и горестей старости. Эпоха архаики знала также хоровую лирику, в которой стихи были лишь один из трех элементов — поэзии, музыки и танца. Своего наивысшего расцвета хоровая лирика достигла в конце VI в. до н. э., когда творили Симонид с острова Касс, Пиндар из Фив. Они использовали все разработанные формы хоровой поэзии: дифирамб (песнь в честь бога Диониса), просодию (песнь, исполнявшаяся под аккомпанемент флейты), пеан (благодарственная песнь Аполлону, Артемиде или иным богам), гимн (песнь, исполнявшаяс я у жертвенников под звуки кифары), гипорхему (песнь, связанная с танцем), эпиникии — в честь победителей на состязаниях, пиршественные сколии, свадебные эпиталамии, трены (погребальные плачи). Начало греческой музыки скрыто во тьме веков, мифы приписывают ее соз дание Орфею. Музыке, пению уделяли огромное внимание во всех греческих полисах. Но ни полифонии, ни гармонии в нашем понимании греки не создали: их музыка была в основном монодической, то есть одноголосной. Если певец аккомпанировал себе на какомлибо инструменте, то сопровождение шло в унисон с пением. Сами инструменты (это были струнные лира и кифара, а также духовые — флейты) звучали слабо, а звуковой диапазон был очень ограничен. Но зато поразительной чертой греческой музыки было необычайное соответствие музыкальной формы форме словесной, а также прекрасно развитая ритмика. Греки знали музыкальную запись, но, к сожалению, до наших дней дошло лишь несколько ее фрагментов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|