Типология греческих храмов и архитектурные ордера.
Греческая архитектура периода архаики носила явный культовый характер. Исторически ее возникновение совпадает с формированием городовгосударств (полисов), с переходом от патриархального быта к общинному. В полисе человек осознавал себя полноценным гражданином лишь в той мере, в которой он являлся членом коллектива. Для него была только одна альтернатива: раб или свободный член полиса. Поэтому для древнего грека главной была его общественная деятельность, которая представляла собой органическую форму его существования, отличала его от раба и делала, следовательно, полноценным человеком. А центром политической, религиозной и экономической жизни каждого полиса был храм. Он был также тем местом, где хранилась казна полиса и его художественные сокровища. Поэтому отношение греков к храмам было особенным. Греческие храмы посвящались обычно божеству — покровителю города и представляли собой жилище этого бога, во всем похожего на человека. Храмы периода архаики были небольшими по размеру, поскольку своими размерами они выражали мироощущение греков, в основе которого лежала идея о соразмерности сил человека и природы, ставшая важнейшей характерной чертой всей художественной культуры Греции. Пропорции колонн, размеры капителей и баз рассчитывались исходя из пропорций человеческого тела: три ступени, проем между колоннами, сами колонны по своим пропорциям соответствовали его фигуре и длине шагов. Но было очевидно, что для реального человека они явно велики. Храм всетаки предназначался для героя, титана. Поэтому такая архитектура поднимала человека до уровня героя, приобщала его к миру более высоких и могучих явлений.
Развитие и совершенствование архаической архитектуры привели к возникновению в VII в. до н. э. архитектурных ордеров (лат. ordo — порядок), в которых выражались технические особенности сооружений и художественные идеалы. В техническом отношении ордер определял соотношения и размерность несущих и несомых частей сооружения, а также особенности его украшения. Храмовые постройки в зависимости от ордера отличались двумя особенностями: первая воплощала в себе мощь нижних несущих частей сооружения, вторая выражена в мощности верхних элементов — несомых, которые давят на первые. Варьированием несущих и несомых частей зодчие вызывали различные художественные впечатления. Один храм поражал взгляд высотой, другой — своей приземисто третий отличался фасадом и двойной колоннадой, а четвертый — только своей ординарностью. Соразмерность, гармоничность ордера, его ясность и стройность стали совершенно новым художественным явлением по сравнению с примитивной и грубой архитектурой более ранних периодов греческой культуры. Новая архитектура стала свидетельством победы разума над хаосом и стихией. Ордерная архитектура отличалась двумя основными особенностями: абсолютной завершенностью своих форм, пропорций, наполненностью смыслом и человеческим содержанием. В архитектуре периода архаики сложилось два типа ордеров — дорический и ионический, получившие свое название по основным племенам — дорийцам и ионийцам, населявшим Древнюю Грецию наряду с ахейцами. Формирование ордеров шло довольно долгое время, пока наконец не сформировались все их детали, отличительные черты и особенности. Храмы периода архаики строились в основном в дорическом стиле. Причем храмы в разных городах, несмотря на их различие по высоте, количеству колонн, разнохарактерности колоннад, были очень похожи друг на друга. Роднили эти постройки размеры и тяжесть антаблемента (перекрытия), сильно давившего на колонны, а также наличие у колонн энтазиса, небольшого утолщения на одной трети ее высоты, что делало ствол колонны словно разбухшим от тяжести лежащего на нем перекрытия. Греческие храмы архаического периода подкрашивались.
Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок — красной, голубой, синей, золотой, зеленой. Краска подчеркивала архитектонику здания, усиливала праздничность образа. Белый с цветными деталями храм, для которого греческие зодчие всегда умели найти удачное расположение на холме, на возвышении, легко «читался» силуэтом на фоне неба. Скульптура и вазопись. Не менее важное значение в художественной культуре периода архаики имела скульптура, которая не только украшала храмы, но и была важной составной частью религиозных культов. Она ориентировала человека архаической эпохи на героические идеалы и формировала религиозные чувства греков. В обнаженной фигуре аристократа — победителя спортивных состязаний (к участию в спортивных играх допускались лишь аристократы), в физической красоте грек видел божественное проявление. Физическое совершенство в общественном сознании олицетворяло и благородство, и непременный успех, так как в войнах того времени именно знатные воины (обученные и вооруженные лучше остальных) были решающей силой. Можно сказать, что греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|