Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектура и скульптура эллинизма.




Взаимодействие художественных культур Греции и стран Ближнего Востока выразилось в архитектурной и скульптурной гигантомании. Зодчество теперь во многом связано со стремлением правителей прославить мощь своих монархий. В результате в период эллинизма было построено 176 городов, многие из которых носили имена своих основателей. Их планировка обычно отличалась строгой упорядоченностью. Города строились по гипподамовой системе, известной еще в Греции V в. до н. э.: улицы прокладывали под прямыми углами друг к другу, город делился на квадраты — жилые кварталы, выделялась главная площадь — административный и торговый центр. Однако по сравнению с классической архитектурой сущность нового сооружения состоит в том, что начал отодвигаться на второй план архитектурно­-художественный образ памятника.

Одним из грандиозных архитектурных сооружений эпохи эллинизма стал знаменитый гигантский Фаросский (Александрийский) маяк — одно из семи чудес света, построенный у входа в Александрийскую гавань на острове Фарос. Маяк достигал в высоту около 135 м и был увенчан бронзовой статуей бога моря Посейдона высотой около 7 м. Сам маяк представлял собой гигантское здание, состоявшее из прямоугольного основания и двухъярусной башни, увенчанной фонарем, где постоянно поддерживался огонь. Свет его был виден на расстоянии 60 км. Этот первый в мире маяк, сооруженный архитектором Состратом, простоял до XI V в. — 1500 лет.

Если в период классики архитектура выражала интересы, чувства, вкусы всех граждан полиса, то в архитектуре эллинизма вкусы диктовались царским двором и богатыми сановниками. Поэтому в архитектуре появились новые направления. В городах резко увеличилось количество общественных зданий: строились булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (школьные здания), стадионы, библиотеки и т. д.

Большое развитие в эллинистическом искусстве получила декоративная скульптура. Ею украшали сады и парки. В них обычно устанавливались статуи нагих Афродит в кокетливых, жеманных и стыдливых позах. У фронтонов же зданий, как правило, устанавливались скульптуры могучих старцев. Художественный эффект от такой расстановки скульптур заключался в том, что от чувства наслаждения, вызываемого созерцанием Афродиты, сознание человека переключалось на горькое по нимание могущества времени, превращавшего некогда прекрасного и сильного человека в слабого и некрасивого. В скульптуре эллинизма человек впервые был запечатлен не только молодым и красивым, но и дряхлым, непривлекательным. Однако новшество заключалось не только в этом, но и в стремлении выразить характер, конкретное состояние духа. В скульптурах такого типа важна не физическая мощь, а сила мудрости, твердости характера и убежденности духа. Эпоха эллинизма является временем рождения различных скульптурных школ (александрийской, родосской, аттической, пергамской), каждая из которых отличалась своими художественными особенностями.

Среди этих школ наиболее широкую известность получила родосская школа скульптуры, произведения которой отличались не только гигантскими размерами, но и натурализмом. При входе в гавань острова Родос мастером Харесом была возведена знаменитая статуя бога солнца Гелиоса высотой более 35 м, известная как «Колосс Родосский», еще одно из семи чудес света. Во время одного землетрясения скульптура была разрушена (отсюда выражение «колосс на глиняных ногах»). В портретной скульптуре первоочередное внимание уделяется выражению мира человеческих переживаний, возвышенного духовного состояния.

Во всех скульптурных памятниках эпохи эллинизма запечатлены эмоциональный порыв, момент крайнего напряжения воли, неудержимое стремление вперед. Величайший шедевр эллинистического искусства, передающий внутреннее напряжение, — статуя Ники Самофракийской, созданная в честь победы греков на море.

Художники эллинизма ценили экспрессивность движений и особенно остроту ситуаций. Ярким примером может служить скульптура «Лаокоон», созданная родосскими мастерами Агесандром, Полидором и Афинадором. По одному из вариантов мифа афинский жрец Лаокоон был наказан Афиной за то, что предостерегал беспечных троянцев от введения в город оставленного греками деревянного коня.

Хотя искусство эллинизма представляет собой динамическую художественную картину, выражающую динамизм самой эпохи, все же в нем встречаются, хотя и очень редко, произведения, в частности статуя Афродиты Венеры Милосской, в которых отражена жажда людей неспокойной эпохи к гармонии и любви. В этой величавой скульптуре автор воплотил мысль о том, что в человеке прекрасно не только физическое, но и дух.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...