Анализ опыта работы школы по организации физкультурно-оздоровительной работы в шестой школьный день
ГУО «Средняя школа №33 г. Минска» в шестой школьный день работает над проблемой «Формирование у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха». Это направление инновационной деятельности очень актуально, так как здоровье - ни с чем несравнимая ценность, каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Цель работы школы в данном направлении: формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества. Задачи: сформировать ценностные установки жизненных приоритетов на здоровый образ жизни; вооружить учащихся санитарно-гигиеническими знаниями, воспитать убеждённость школьников в выполнении требований и правил гигиенического поведения в труде и в быту; вооружить знаниями о пагубном влиянии на организм курения, алкоголизма и наркомании, нацелить на искоренение вредных привычек; о социальных, нравственных и медицинских аспектах взаимоотношений полов, о профилактике венерических заболеваний и СПИДа. помочь учащимся осознать необходимость постоянного поддержания достаточной физической активности, соблюдения норм рационального питания, сохранения устойчивого психоэмоционального состояния. Задачи: -4 классы: дать школьникам необходимый минимум знаний в области гигиены; познакомить учащихся со строением организма человека; раскрыть понятие «здоровья», «здоровый образ жизни», «режим дня»; научить школьников основным приёмам оказания первой медицинской помощи; приобщать к занятиям физкультурой и спортом. -9 классы: вооружение учащихся знаниями в области анатомии, гигиены человека, развитию гигиенических навыков, воспитанию санитарной культуры;
обобщение, расширение и дальнейшее формирование умений и навыков у детей здорового образа жизни, его составляющих (двигательной активности, здорового питания, отсутствия вредных привычек); широкое привлечение к занятиям физкультурой и спортом. осознанное участие в занятиях физкультурой и спортом. -11 классы: профилактика никотиновой, нарко- и алкогольной зависимости. широкое привлечение к занятиям физкультурой и спортом. Направления работы школы по формированию ЗОЖ следующие: общегигиенические; физкультрно-оздоровительное; культурно - просветительное; экологическое; профилактическое. В реализации программы принимают участие все члены педагогического коллектива в неразрывной связи с семьёй, воспитательными учреждениями, общественностью. Критерии, по которым определяется эффективность работы Педагоги: сформированность позитивного отношения к ЗОЖ; развитие произвольных и непроизвольных привычек ЗОЖ; повышение профессиональной компетенции, овладение активными методами обучения и воспитания ЗОЖ. Учащиеся: знания о строении собственного тела, основные элементы личной гигиены, признаки здоровья, правила заботы о своём здоровье, безопасного поведения дома и на улице; сформированность элементарных привычек ЗОЖ; пробуждение желания следовать ЗОЖ. Родители: усвоение знаний о ЗОЖ; формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье членов семьи. План физкультурно-оздоровительной работы школы №33 г. Минска на 2011-2012 учебный год см Приложение 1. Программа деятельности валеологической службы школы «Здоровье» Пояснительная записка Здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой, самим собой. Известно, что здоровье взрослого человека формируется с детства. До недавнего времени забота о здоровье детей и взрослых ограничивалась узкими рамками врачебных кабинетов. До сих пор в большинстве случаев вопросы здоровья решаются в плане стабилизации коррекции. Для этого создаются коррекционные классы, медицинские центры и т.д. Это тупиковый подход к проблеме, результат которого сегодня очевиден: низкая грамотность населения по вопросам здоровья, отсутствие культуры здорового образа жизни, понижение возрастных порогов «старческих болезней». Во всем мире считается, что именно здоровье должно быть главной «визитной карточкой» культуры и процветания государства, а индивидуальное здоровье - критерием личной ответственности и самопознания.
К основным направлениям деятельности в рамках программы как формирующим потребность в здоровом образе жизни, знания и навыки, непосредственно влияющие на здоровье у всех участников учебно-воспитательного процесса - детей, педагогов и родителей отнесены: организация педагогического процесса, направленного на воспитание и обучение потребности в здоровом образе жизни у детей; организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий; организация питания; оздоровительные мероприятия; физическая культура и элементы спорта; лечебно-профилактические мероприятия; экологизация жизненного пространства; валеологизация учебно-воспитательного процесса; сотворчество и сотрудничество с семьей по проблеме; внедрение новых здоровьесохраняющих технологий; повышение уровня компетентности педагогов по проблеме. Программа нацелена на обеспечение: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их физического развития; эмоционального благополучия каждого ребенка; интеллектуального развития ребенка; условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщения детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействий с семьей для полноценного развития ребенка. Программа предусматривает организацию школьной жизни в трех формах; Занятия как специально организованная форма обучения; Нерегламентированные виды деятельности;
Свободное время, предусмотренное для ребенка в школе в течение дня. Программа построена с учетом специфических для детей школьного возраста видов деятельности, предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку; учитывает их возрастные особенности. Цель программы: предупредить развитие и прогрессирование респираторных и основных хронических неинфекционных заболеваний (нарушение осанки, плоскостопие, неврозы, нарушение зрения, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем) среди детей школьного возраста путем внедрения здоровьесохраняющих методов, форм и средств, предусмотренных программой. Задачи программы: . Установить распространенность основных хронических неинфекционных заболеваний (ХНЗ), острых респираторных заболеваний (ОРЗ), факторы риска их развития. На основе обследования выделить группы здоровья. . Разработать и внедрить методики массовой профилактики заболеваний в условиях школы и индивидуальные схемы оздоровления для часто болеющих детей. . Внедрить систему дифференцированного диспансерного наблюдения. . Разработать и внедрить систему санитарного воспитания и пропаганды здорового образа жизни в ходе осуществления программы медицинской реабилитации (памятки для родителей, паспорта здоровья, лекции и беседы для родителей и детей). . Оценить эффективность программы реабилитации по результатам 3-летнего изучения заболеваемости. . Сформировать методическое сопровождение к программе. Соответственно первой задаче: провести общий осмотр детей. На основании данных осмотра и анкет, опросников для родителей сформулировать диагнозы, разработать программы дополнительного клинико-функционального обследования. По согласованию с родителями организовать углубленное дообследование часто и длительно болеющих детей с привлечением врачей-консультантов. По окончании этапа обследования сформировать группы риска по схеме:группа - здоровые;группа - малого риска (наличие 1-2 факторов риска основных хронических неинфекционных заболеваний; умеренно выраженные изменения со стороны опорно-двигательного аппарата - сколиотическая осанка, «крыловидные лопатки»; умеренные изменения функции внутренних органов, связанные с соматическим ростом);группа - высокого риска (наличие в анамнезе 2-3 хронических заболеваний - аллергические, ЛОР-органов, бронхолегочной системы, желудочно-кишечного тракта с редким обострением - 1-2 раза в год в сочетании с 2-3 факторами риска);группа - больные (наличие двух и более заболеваний, в том числе печени, почек, нервной системы с частыми обострениями - 4-5 раз в год, требующих постоянного врачебного контроля).
Соответственно второй задаче: в рамках проведения массовой профилактики: ввести в рацион питания детей витаминный стол - блюда из свежих овощей и фруктов; оснастить классы растениями - аэраторами воздуха; разработать и адаптировать к условиям школы комплексы дыхательной гимнастики и обучить педагогов методике их проведения; обучить педагогов методике проведения комплексов корригирующей гимнастики для профилактики близорукости. В рамках профилактики высокого риска: разработать индивидуальные схемы оздоровления для детей из группы часто болеющих; организовать диетические столы для детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и аллергозами (обогащение пищевых комплексов растительной грубоволокнистой клетчаткой, кисломолочными продуктами, ограничение экстрактивных веществ); для детей с заболеваниями ЛОР-органов организовать проведение процедур, направленных на орошение и полоскание горла настоями противовоспалительных трав в периоды вспышек ОРВИ и при обострениях основного заболевания; обучить педагогов-предметников методике корригирующей гимнастики у детей с нарушением осанки. Соответственно третьей задаче: разработать периодичность диспансерных осмотров групп различного риска; консультировать педагогов и родителей по вопросам, связанным со здоровьем детей; осуществлять контроль за проведением лечебно-оздоровительных мероприятий педагогами, медперсоналом, работниками столовой; анализировать каждый случай заболевания, потребовавшего активной медикаментозной терапии или госпитализации ребенка. Соответственно четвертой задаче: подготовить памятки для родителей по профилактике ОРВИ, кариеса зубов, факторов риска основных хронических неинфекционных заболеваний; разработать индивидуальный «паспорт здоровья» ребенка с регистрацией основных физиологических параметров в динамике наблюдения; проводить лекции, консультации, семинары и практические занятия с детьми по вопросам здоровья для родителей.
Соответственно пятой задаче: создать банк данных на каждого ребенка; проводить регулярное пополнение банка информации данными заболеваемости, диспансерных осмотров; проводить ежеквартальный расчет показателей общей заболеваемости и структуры заболеваний; в конце учебного года проводить оценку эффективности программы лечебно-оздоровительных мероприятий по динамике заболеваемости и составлять годовой отчет и анализ к нему. Соответственно шестой задаче: разработать методические рекомендации по работе по программе, организации лечебно-оздоровительных мероприятий в условиях школы. Этапы разработки программы, ее внедрения и коррекции по результатамэтап - информационно-аналитический. Содержание: Анализ условий (материально-технических, управленческих, методических, педагогических) для функционирования и дальнейшего развития с оздоровительным направлением. Анализ структуры жизненных ценностей, потребностей и притязаний педагогического коллектива. Анализ существующей системы воспитания, обучения и развития, выявления причин, мешающих оздоровлению личности. Анализ системы управления. Анализ механизма взаимодействия педагогического коллектива для формирования здоровой личности. Прогнозируемый результат: постановка цели, определение заказчика и возможных путей реализации качества, переподготовка кадров, реконструкция оценивания процесса оздоровления; создание необходимой схемы условий для реализации эксперимента, создание мотивационной сферы (системы поощрения); проектирование результатов, средств и содержания системы развития для формирования здорового образа жизни у ребенка; проектирование методов и форм взаимодействия педагогического коллектива для достижения поставленных целей и задач программы.этап - организационно-внедренческий Содержание: апробация смоделированной системы оздоровления через: предметное содержание; систему оздоровительных мероприятий; систему мероприятий оздоровительного оформления школы; организацию мониторинга качества оздоровления. Прогнозируемый результат: оформление положительного и отрицательного опыта в системе оздоровления и соответствующая коррекция, совершенствование системы оздоровления; оперативная коррекция и выработка путей достижения поставленных целей; выход на научно-методический уровень деятельности педагогического коллектива; выработка системы стимулирования по результатам работы; повышение эффективности диагностико-коррекционного направления в осуществление проекта; создание теоретических и практических основ для процесса реализации оздоровления; создание информационно-аналитической вертикали, совершенствование планирования мероприятий по охране и укреплению здоровья раннее выявление групп риска; обеспечение статистического учета, контроля и анализа, состояния здоровья детей; совершенствование системы взаимодействия педагогического коллектива для формирования здоровой личности; обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода воспитания и оздоровления; стимулирование повышения внимания детей и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности; повышение заинтересованности в укреплении здоровья детей; выработка единых требований и подходов в воспитании, оздоровлении, в рамках программы.этап - рефлексивно-коррекционный Содержание: Рефлексия ситуации по уровню и динамике заболеваемости и имеющихся средств эффективного диагностического изучения. Рефлексия условий (материально-технических, управленческих, методических, педагогических) школы. Рефлексия системы стимулирования педагогического коллектива. Прогнозируемый результат: оформление опыта мониторинга качества оздоровления; оформление опыта формирования субъекта в образовательной деятельности и коррекция путей формирования качества образования; оформление опыта по необходимым и достаточным условиям для функционирования и дальнейшего развития с оздоровительным направлением; коррекция мотивационной сферы; коррекция условий для самоопределения самосовершенствования достигнутых результатов и сохранение здорового интеллектуального, духовного физического резервов детей и педагогов; создание методических разработок и авторских программ по реализации механизма совершенствования учебно-воспитательного процесса, соответствующего оздоровительным, интеллектуальным и культурным задачам Критерии оценки эффективности работы школы по сохранению и укреплению здоровья детей см. Приложение 2. Структура здоровьесберегающего пространства представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Структура здоровьесберегающего пространства школы
План действий по реализации программы представлен в приложении 3. Ожидаемые результаты: предполагается снизить распространенность ОРЗ и основных ХНЗ и факторов риска, предупредить сезонный рост заболеваемости, повысить уровень здоровья детей и других участников учебно-воспитательного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|