Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ опыта работы школы по организации физкультурно-оздоровительной работы в шестой школьный день




 

ГУО «Средняя школа №33 г. Минска» в шестой школьный день работает над проблемой «Формирование у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха». Это направление инновационной деятельности очень актуально, так как здоровье - ни с чем несравнимая ценность, каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.

Цель работы школы в данном направлении: формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества.

Задачи:

сформировать ценностные установки жизненных приоритетов на здоровый образ жизни;

вооружить учащихся санитарно-гигиеническими знаниями, воспитать убеждённость школьников в выполнении требований и правил гигиенического поведения в труде и в быту;

вооружить знаниями о пагубном влиянии на организм курения, алкоголизма и наркомании, нацелить на искоренение вредных привычек; о социальных, нравственных и медицинских аспектах взаимоотношений полов, о профилактике венерических заболеваний и СПИДа.

помочь учащимся осознать необходимость постоянного поддержания достаточной физической активности, соблюдения норм рационального питания, сохранения устойчивого психоэмоционального состояния.


Задачи:

-4 классы:

дать школьникам необходимый минимум знаний в области гигиены;

познакомить учащихся со строением организма человека;

раскрыть понятие «здоровья», «здоровый образ жизни», «режим дня»;

научить школьников основным приёмам оказания первой медицинской помощи;

приобщать к занятиям физкультурой и спортом.

-9 классы:

вооружение учащихся знаниями в области анатомии, гигиены человека, развитию гигиенических навыков, воспитанию санитарной культуры;

обобщение, расширение и дальнейшее формирование умений и навыков у детей здорового образа жизни, его составляющих (двигательной активности, здорового питания, отсутствия вредных привычек);

широкое привлечение к занятиям физкультурой и спортом.

осознанное участие в занятиях физкультурой и спортом.

-11 классы:

профилактика никотиновой, нарко- и алкогольной зависимости.

широкое привлечение к занятиям физкультурой и спортом.

Направления работы школы по формированию ЗОЖ следующие:

общегигиенические;

физкультрно-оздоровительное;

культурно - просветительное;

экологическое;

профилактическое.

В реализации программы принимают участие все члены педагогического коллектива в неразрывной связи с семьёй, воспитательными учреждениями, общественностью.

Критерии, по которым определяется эффективность работы


Педагоги:

сформированность позитивного отношения к ЗОЖ;

развитие произвольных и непроизвольных привычек ЗОЖ;

повышение профессиональной компетенции, овладение активными методами обучения и воспитания ЗОЖ.

Учащиеся:

знания о строении собственного тела, основные элементы личной гигиены, признаки здоровья, правила заботы о своём здоровье, безопасного поведения дома и на улице;

сформированность элементарных привычек ЗОЖ;

пробуждение желания следовать ЗОЖ.

Родители:

усвоение знаний о ЗОЖ;

формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье членов семьи.

План физкультурно-оздоровительной работы школы №33 г. Минска на 2011-2012 учебный год см Приложение 1.

Программа деятельности валеологической службы школы «Здоровье»

Пояснительная записка

Здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой, самим собой. Известно, что здоровье взрослого человека формируется с детства. До недавнего времени забота о здоровье детей и взрослых ограничивалась узкими рамками врачебных кабинетов. До сих пор в большинстве случаев вопросы здоровья решаются в плане стабилизации коррекции. Для этого создаются коррекционные классы, медицинские центры и т.д. Это тупиковый подход к проблеме, результат которого сегодня очевиден: низкая грамотность населения по вопросам здоровья, отсутствие культуры здорового образа жизни, понижение возрастных порогов «старческих болезней». Во всем мире считается, что именно здоровье должно быть главной «визитной карточкой» культуры и процветания государства, а индивидуальное здоровье - критерием личной ответственности и самопознания.

К основным направлениям деятельности в рамках программы как формирующим потребность в здоровом образе жизни, знания и навыки, непосредственно влияющие на здоровье у всех участников учебно-воспитательного процесса - детей, педагогов и родителей отнесены:

организация педагогического процесса, направленного на воспитание и обучение потребности в здоровом образе жизни у детей;

организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;

организация питания;

оздоровительные мероприятия;

физическая культура и элементы спорта;

лечебно-профилактические мероприятия;

экологизация жизненного пространства;

валеологизация учебно-воспитательного процесса;

сотворчество и сотрудничество с семьей по проблеме;

внедрение новых здоровьесохраняющих технологий;

повышение уровня компетентности педагогов по проблеме.

Программа нацелена на обеспечение:

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их физического развития;

эмоционального благополучия каждого ребенка;

интеллектуального развития ребенка;

условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

приобщения детей к общечеловеческим ценностям;

взаимодействий с семьей для полноценного развития ребенка.

Программа предусматривает организацию школьной жизни в трех формах;

Занятия как специально организованная форма обучения;

Нерегламентированные виды деятельности;

Свободное время, предусмотренное для ребенка в школе в течение дня.

Программа построена с учетом специфических для детей школьного возраста видов деятельности, предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку; учитывает их возрастные особенности.

Цель программы: предупредить развитие и прогрессирование респираторных и основных хронических неинфекционных заболеваний (нарушение осанки, плоскостопие, неврозы, нарушение зрения, заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем) среди детей школьного возраста путем внедрения здоровьесохраняющих методов, форм и средств, предусмотренных программой.

Задачи программы:

. Установить распространенность основных хронических неинфекционных заболеваний (ХНЗ), острых респираторных заболеваний (ОРЗ), факторы риска их развития. На основе обследования выделить группы здоровья.

. Разработать и внедрить методики массовой профилактики заболеваний в условиях школы и индивидуальные схемы оздоровления для часто болеющих детей.

. Внедрить систему дифференцированного диспансерного наблюдения.

. Разработать и внедрить систему санитарного воспитания и пропаганды здорового образа жизни в ходе осуществления программы медицинской реабилитации (памятки для родителей, паспорта здоровья, лекции и беседы для родителей и детей).

. Оценить эффективность программы реабилитации по результатам 3-летнего изучения заболеваемости.

. Сформировать методическое сопровождение к программе.

Соответственно первой задаче: провести общий осмотр детей. На основании данных осмотра и анкет, опросников для родителей сформулировать диагнозы, разработать программы дополнительного клинико-функционального обследования. По согласованию с родителями организовать углубленное дообследование часто и длительно болеющих детей с привлечением врачей-консультантов.

По окончании этапа обследования сформировать группы риска по схеме:группа - здоровые;группа - малого риска (наличие 1-2 факторов риска основных хронических неинфекционных заболеваний; умеренно выраженные изменения со стороны опорно-двигательного аппарата - сколиотическая осанка, «крыловидные лопатки»; умеренные изменения функции внутренних органов, связанные с соматическим ростом);группа - высокого риска (наличие в анамнезе 2-3 хронических заболеваний - аллергические, ЛОР-органов, бронхолегочной системы, желудочно-кишечного тракта с редким обострением - 1-2 раза в год в сочетании с 2-3 факторами риска);группа - больные (наличие двух и более заболеваний, в том числе печени, почек, нервной системы с частыми обострениями - 4-5 раз в год, требующих постоянного врачебного контроля).

Соответственно второй задаче: в рамках проведения массовой профилактики:

ввести в рацион питания детей витаминный стол - блюда из свежих овощей и фруктов;

оснастить классы растениями - аэраторами воздуха;

разработать и адаптировать к условиям школы комплексы дыхательной гимнастики и обучить педагогов методике их проведения;

обучить педагогов методике проведения комплексов корригирующей гимнастики для профилактики близорукости.


В рамках профилактики высокого риска:

разработать индивидуальные схемы оздоровления для детей из группы часто болеющих;

организовать диетические столы для детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и аллергозами (обогащение пищевых комплексов растительной грубоволокнистой клетчаткой, кисломолочными продуктами, ограничение экстрактивных веществ);

для детей с заболеваниями ЛОР-органов организовать проведение процедур, направленных на орошение и полоскание горла настоями противовоспалительных трав в периоды вспышек ОРВИ и при обострениях основного заболевания;

обучить педагогов-предметников методике корригирующей гимнастики у детей с нарушением осанки.

Соответственно третьей задаче:

разработать периодичность диспансерных осмотров групп различного риска;

консультировать педагогов и родителей по вопросам, связанным со здоровьем детей;

осуществлять контроль за проведением лечебно-оздоровительных мероприятий педагогами, медперсоналом, работниками столовой;

анализировать каждый случай заболевания, потребовавшего активной медикаментозной терапии или госпитализации ребенка.

Соответственно четвертой задаче:

подготовить памятки для родителей по профилактике ОРВИ, кариеса зубов, факторов риска основных хронических неинфекционных заболеваний;

разработать индивидуальный «паспорт здоровья» ребенка с регистрацией основных физиологических параметров в динамике наблюдения;

проводить лекции, консультации, семинары и практические занятия с детьми по вопросам здоровья для родителей.


Соответственно пятой задаче:

создать банк данных на каждого ребенка;

проводить регулярное пополнение банка информации данными заболеваемости, диспансерных осмотров;

проводить ежеквартальный расчет показателей общей заболеваемости и структуры заболеваний;

в конце учебного года проводить оценку эффективности программы лечебно-оздоровительных мероприятий по динамике заболеваемости и составлять годовой отчет и анализ к нему.

Соответственно шестой задаче: разработать методические рекомендации по работе по программе, организации лечебно-оздоровительных мероприятий в условиях школы.

Этапы разработки программы, ее внедрения и коррекции по результатамэтап - информационно-аналитический.

Содержание:

Анализ условий (материально-технических, управленческих, методических, педагогических) для функционирования и дальнейшего развития с оздоровительным направлением.

Анализ структуры жизненных ценностей, потребностей и притязаний педагогического коллектива.

Анализ существующей системы воспитания, обучения и развития, выявления причин, мешающих оздоровлению личности.

Анализ системы управления.

Анализ механизма взаимодействия педагогического коллектива для формирования здоровой личности.

Прогнозируемый результат:

постановка цели, определение заказчика и возможных путей реализации качества, переподготовка кадров, реконструкция оценивания процесса оздоровления;

создание необходимой схемы условий для реализации эксперимента, создание мотивационной сферы (системы поощрения);

проектирование результатов, средств и содержания системы развития для формирования здорового образа жизни у ребенка;

проектирование методов и форм взаимодействия педагогического коллектива для достижения поставленных целей и задач программы.этап - организационно-внедренческий

Содержание: апробация смоделированной системы оздоровления через:

предметное содержание;

систему оздоровительных мероприятий;

систему мероприятий оздоровительного оформления школы;

организацию мониторинга качества оздоровления.

Прогнозируемый результат:

оформление положительного и отрицательного опыта в системе оздоровления и соответствующая коррекция, совершенствование системы оздоровления;

оперативная коррекция и выработка путей достижения поставленных целей;

выход на научно-методический уровень деятельности педагогического коллектива;

выработка системы стимулирования по результатам работы;

повышение эффективности диагностико-коррекционного направления в осуществление проекта;

создание теоретических и практических основ для процесса реализации оздоровления;

создание информационно-аналитической вертикали, совершенствование планирования мероприятий по охране и укреплению здоровья раннее выявление групп риска;

обеспечение статистического учета, контроля и анализа, состояния здоровья детей;

совершенствование системы взаимодействия педагогического коллектива для формирования здоровой личности;

обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода воспитания и оздоровления;

стимулирование повышения внимания детей и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности;

повышение заинтересованности в укреплении здоровья детей;

выработка единых требований и подходов в воспитании, оздоровлении, в рамках программы.этап - рефлексивно-коррекционный

Содержание:

Рефлексия ситуации по уровню и динамике заболеваемости и имеющихся средств эффективного диагностического изучения.

Рефлексия условий (материально-технических, управленческих, методических, педагогических) школы.

Рефлексия системы стимулирования педагогического коллектива.

Прогнозируемый результат:

оформление опыта мониторинга качества оздоровления;

оформление опыта формирования субъекта в образовательной деятельности и коррекция путей формирования качества образования;

оформление опыта по необходимым и достаточным условиям для функционирования и дальнейшего развития с оздоровительным направлением;

коррекция мотивационной сферы;

коррекция условий для самоопределения самосовершенствования достигнутых результатов и сохранение здорового интеллектуального, духовного физического резервов детей и педагогов;

создание методических разработок и авторских программ по реализации механизма совершенствования учебно-воспитательного процесса, соответствующего оздоровительным, интеллектуальным и культурным задачам

Критерии оценки эффективности работы школы по сохранению и укреплению здоровья детей см. Приложение 2.

Структура здоровьесберегающего пространства представлена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Структура здоровьесберегающего пространства школы

I ступень II ступень III ступень

Диагностика и мониторинг

Диагностика учащихся, начало корректировки Мониторинг изменений, корректировка Мониторинг изменений, формирование ценности здоровья как культурной нормы

Подходы и режимы

Внедрение режимов: двигательной активности, здорового питания Разработка программы действий по внедрению системы формирования ценности здоровья как культурной нормы Внедрение режимов творческого развития, развития человеческих отношений Разработка программы действий по внедрению системы формирования ценности здоровья как культурной нормы Внедрение режимов саморазвития и самовоспитания Принятие и перенос сформированных понятий на личную жизненную стратегию

Спецпредметы, спецкурсы

Занятия со специальными медицинскими группами. Правильное питание Информатика Общественная безопасность жизнедеятельности Основы психологии (тренинги), профориентация ОБЖ (этикет, лекарственные растения, физическое здоровье, профориентация). «Химия и пища»

Программы воспитания и развития

Мама, папа, я - здоровая семья! Нравственное, трудовое воспитание на основе школьных традиций. Шаг в будущее.

Учебные группы и общественные объединения

Группа здоровья Группа поддержки и коррекции учебных умений Физкультурно-оздоровительный клуб Группа коррекции и поддержки асоциального поведения Туристский клуб Волонтерское движение НЗП (Наше здоровое поколение) Группа углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла (биологии и физиологии), психологии и социологии Психологический клуб старшеклассников

 

План действий по реализации программы представлен в приложении 3.

Ожидаемые результаты: предполагается снизить распространенность ОРЗ и основных ХНЗ и факторов риска, предупредить сезонный рост заболеваемости, повысить уровень здоровья детей и других участников учебно-воспитательного процесса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...