Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1 Прибыль предприятия и пути ее максимизации




Введение

Главной задачей предприятия в условиях рыночной экономики является всемирное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли. Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых и развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

Актуальность выбранной темы связана с тем, что прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. Прибыль выступает источником пополнения финансовых ресурсов организации. Увеличение прибыли формирует финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства компании и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и сотрудников. Посредством прибыли выполняются обязательства компании перед бюджетом, кредитными организациями, иными учреждениями.

Цель курсовой работы — определить сущность, роль прибыли предприятия и выявить  основные пути ее повышения.

Объектом исследования является прибыль предприятия как финансовый результат хозяйственной деятельности.

 

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 1. Исследовать виды доходов предприятия;

2. Определить прибыль предприятия;

3. Рассмотреть планирование прибыли.


 

Глава 1 Прибыль предприятия и пути ее максимизации

1. 1. Виды доходов предприятия

 В Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденном приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н, понятие доходов определено следующим образом: доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Точно так же, как и в случае с расходами, примерно ясно, о чем здесь идет речь, но экономически безупречному пониманию этого определения мешает неопределенность понятия «увеличение экономических выгод». Ясно, что в первом приближении доходы равны поступлению денег на предприятие, однако не любому, и Положение вынуждено ввести несколько исключений. С другой стороны, доходами предприятия признается и поступление прочих активов, например в результате бартерной сделки или дарения, прирост дебиторской задолженности, списание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

 Нет проблемы в том, что не удается вполне однозначно определить понятие «доходы предприятия». Это в первую очередь бухгалтерский показатель, и мы не будем им пользоваться. Дело в том, что деньги, поступающие на предприятие, с экономической точки зрения слишком разнородны. И эта разнородность заставляет пользоваться целой системой экономических показателей, определяющих соответствующую составную часть его доходов. Эти составные части представляют собой финансовые результаты предприятия различного уровня. Их мы и рассматриваем в этом параграфе.

Финансовые результаты предприятия можно подразделить на валовые, промежуточные и конечные, или чистые. Отличаются они друг от друга степенью «очищенности» от соответствующих расходов предприятия.

Наиболее полным валовым финансовым результатом является объем выручки, полученной предприятием. Этот результат является валовым, так как в нем не учтены затраты предприятия, связанные с получением этой выручки.

Чистым финансовым результатом предприятия является его чистая прибыль, т. е. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, сборов и других обязательных платежей.

К промежуточным финансовым результатам относятся такие показатели, как валовой доход, балансовая, валовая прибыль (или убыток), налогооблагаемая прибыль и ряд других. Эти показатели являются промежуточными, так как в них в той или иной мере учтены затраты, связанные с их получением, но в то же время для предприятия они не являются еще окончательными.

Современная российская хозяйственная практика признает два способа определения выручки за реализованную продукцию — по кассовому методу (по факту оплаты продукции) и методу начислений (по факту отгрузки продукции).

При кассовом методе определения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется по мере ее оплаты (при безналичных расчетах — по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, при расчетах наличными деньгами — по поступлении средств в кассу). Это означает, что продукция считается проданной в тот момент, когда за нее поступят деньги, независимо от того, когда она фактически будет передана покупателю.

При методе начислений выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется по моменту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг, предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов или иному моменту возникновения права собственности у приобретателя по договору. Сказанное означает, что продукция считается проданной, а выручка полученной в момент ее отгрузки (завершения работ, услуг) независимо от того, когда реально поступят за нее деньги, т. е. когда она будет реально оплачена.

 В начале 1990-х гг. у каждого предприятия была возможность выбора одного из указанных методов, однако сейчас выручка от реализации товаров (работ, услуг) для исчисления финансовых результатов определяется по моменту отгрузки продукции. В то же время, пока действовало Положение о составе затрат (т. е. до 2002 г. ), для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) могла определяться любым из указанных методов. Многие предприятия пользовались этой возможностью и для целей налогообложения определяли выручку кассовым методом.

Для предприятий такая возможность была очень важна, так как позволяла выплачивать налоги, исходя из реально полученных, а не начисленных денег, что неизбежно произошло бы, если бы выручка определялась методом начислений. С вступлением в действие гл. 25 НК РФ возможность для целей налогообложения учитывать выручку по кассовому методу осталась лишь у предприятий с объемом реализации не более 1 млн руб. в квартал.

Переход от одной «выручки» к другой может осуществляться по следующей схеме (Н и К обозначают показатель на начало и конец периода соответственно):

Выручка за период (по факту отгрузки) +

+ Стоимость остатковотгруженной, но не оплаченной продукции (Н) –

-Стоимость остатковотгруженной, но не оплаченной продукции (К) =

= Выручка за период(по факту оплаты).

Выручка, фактически получаемая предприятием за реализованную им продукцию, содержит в себе в общем случае налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы и другие подобные составляющие, которые не принадлежат предприятию и немедленно после получения должны быть переданы предприятием в бюджет. Ясно, что после их исключения выручка окажется существенно меньше. Поэтому различают выручку от реализации продукции в форме брутто-выручки и нетто-выручки. Для того чтобы от брутто-выручки перейти к неттовыручке (чистой выручке), из брутто-выручки надо вычесть НДС, акцизы и аналогичные обязательные платежи. Предприятию принадлежит только нетто-выручка, поэтому при расчете любых показателей, основанных на выручке и используемых для оценки предприятия, как правило, применяется нетто-выручка.

Говоря о выручке, следует различать выручку от реализации продукции, о которой речь шла выше, и валовую выручку, которая исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. Отметим, что здесь также можно говорить о нетто-выручке (чистой выручке).

Одним из показателей промежуточных финансовых результатов является валовой доход. В профессиональной речи (экономисты, бухгалтеры) часто используется словосочетание «валовой доход от реализации товаров», который определяется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров и используется главным образом в торговле. С экономической точки зрения валовой доход — это прирост стоимости, вновь созданная стоимость.

Очевидно, для того чтобы количественно определить величину валового дохода, надо из стоимости произведенной продукции вычесть стоимость израсходованных средств производства. В результате получим, что валовой доход предприятия может быть определен как разница между стоимостью произведенной продукции и материальными затратами на ее производство, включая амортизацию.

Произведенный валовой доход распадается на три части:

—заработная плата;

—прибыль предприятия;

—доход, централизуемый в госбюджет и государственные внебюджетные фонды.

Валовой доход — важный показатель, поскольку именно он отражает действительную продуктивность предприятия. Что же касается прибыли, чистой прибыли, то величина этих показателей в значительной степени является следствием распределительных отношений, и именно поэтому общую продуктивность предприятия они характеризуют хуже валового дохода. Но поскольку получение прибыли является целью предпринимательской деятельности, то именно поэтому окончательным, или чистым, финансовым результатом работы предприятия является прибыль, остающаяся в распоряжении предпринимателя.

В то же время существуют предприятия, для которых валовой доход играет не меньшую роль, чем прибыль. Это небольшие предприятия, основанные на личном труде предпринимателя: фермерские хозяйства, магазины, кафе и т. п. Дело в том, что переход от валового дохода к прибыли носит для них весьма условный характер: чтобы получить прибыль, надо из валового дохода вычесть личное потребление. Хочешь увеличить прибыль предприятия — меньше потребляй. Будешь меньше потреблять — получишь большие дивиденды.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...