Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место антидемпинговых и компенсационных пошлин среди нетарифных ограничений, их особенности




 

Рассмотрим подробнее виды экономических нетарифных мер и особенности их применения.

К категории защитных мер относятся особые виды пошлин, а так же дополнительное таможенное обложение (НДС, акциз и другие специальные налоги).

Применение инструментов защиты внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции является важнейшим элементом регулирования внешней торговли. К таким инструментам относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, используемые в международной торговой практике для эффективной нейтрализации ущерба промышленности от демпингового, субсидируемого или возросшего импорта товаров из иностранных государств.

Статья XIX ГАТТ, которая содержит общие положения о применении защитных мер, позволяет членам ВТО прибегать к чрезвычайным действиям, необходимым для предотвращения или возмещения серьезного ущерба национальным производителям, который является или мог бы быть результатом возросшего импорта продуктов, составляющих прямую конкуренцию производимой ими продукции.

В рамках ВТО предусматривается возможность применения мер защиты рынка:

специальных защитных мер в случае резкого роста импорта,

-   антидемпинговых мер в случае импорта по демпинговым ценам,

    компенсационных мер в случае использования неразрешенных ВТО субсидий.

Принципы применения данных защитных мер:

- меры могут применяться только после расследования, которое носит квазисудебный характер,

-   все заинтересованные стороны (экспортеры, импортеры, правительства стран экспортеров и другие) должны иметь право изложить точку зрения по существу дела, и их точка зрения должна приниматься во внимание,

- меры могут применяться только в случае доказательства резкого роста импорта (демпинга, субсидируемого ввоза) и существенного ущерба или угрозы ущерба от такого импорта,

-   меры могут быть введены только в таком объеме и на такой срок, которые необходимы для устранения ущерба или его угрозы.

В Таможенном союзе основу правового регулирования применения данных защитных механизмов составляет Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» от 25 января 2008 г., с внесенными в него изменениями и дополнениями Протоколом от 18 октября 2011 г (далее - Соглашение)

В соответствии со ст. 3 Соглашения введению специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара предшествует расследование. Расследование в целях установления демпингового импорта и обусловленного этим материального ущерба, угрозы причинения такого ущерба или существенного замедления создания отрасли экономики государств - членов Таможенного союза проводится Департаментом защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (далее - Департамент) на основании заявления в письменной форме.

Защитные меры устанавливаются на таможенной территории Таможенного союза по единому механизму:

1) подача заявления от имени национальных производителей товара;

) проведение соответствующего расследования;

) установление мер.

Заявления о проведении расследований представляются в Департамент защиты внутреннего рынка от имени отрасли экономики государств - членов Таможенного союза в соответствии с требованиями Соглашения <http://www.tsouz.ru/db/spec_measures/Pages/comens.aspx>.

На всех этапах расследования (в зависимости от расследования и с различной степенью детализации) необходимо иметь:

- доказательство наличия демпинга, специфической, субсидии, резко возросшего импорта;

доказательство материального ущерба (или его угрозы), замедления создания отрасли национальной экономики/серьезного ущерба (или его угрозы);

доказательство причинно-следственной связи между демпингом/специфической субсидией/возросшим импортом и материальным ущербом (или его угрозой), замедлением создания отрасли/серьезным ущербом (или его угрозой).

Антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры, т.е. при противодействии демпинговому импорту.

Антидемпинговая пошлина применяется в отношении товара, который поставляется всеми экспортерами и является предметом демпингового импорта, причиняющего ущерб отрасли государства-члена ТС, за исключением товара, поставляемого теми экспортерами, обязательства которых были одобрены Правительством государства-члена ТС. Порядок введения антидемпинговых пошлин в Таможенном союзе регулируется ст. 9-18 Соглашения «О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» (далее - Соглашение).

Перечень сведений, подлежащих указанию в заявлении, обозначен в п. 4-5 ст. 29 Соглашения:

сведения о заявителе;

описание товара, являющегося объектом расследования;

сведения об известных иностранных производителях (экспортерах), импортерах в государствах - членах ТС;

данные внешнеторговой статистики;

доказательства наличия демпингового импорта;

доказательства наличия материального ущерба (угрозы причинения материального ущерба) отрасли экономики государств - членов Таможенного союза;

другие.

Остановимся подробнее на некоторых сведениях, подлежащих указанию в заявлении.

Заявитель:

Заявление может подаваться отдельным производителем товара, аналогичного тому, который является объектом расследования, в ТС, либо объединением производителей аналогичного товара в Таможенном союзе, если в число его участников входят производители существенной доли, но не менее 25% от общего объема производства аналогичного товара в ТС.

В заявлении указываются сведения о заявителе и его объемах производства аналогичного товара в количественном и стоимостном выражении за последние три года, а также об объеме производства в количественном и стоимостном выражении аналогичного товара производителями в ТС, поддержавшими заявление, и об их доле в общем объеме производства аналогичного товара.

К заявлению прилагаются доказательства поддержки заявления производителями аналогичного товара в ТС.

Товар:

Заявителю необходимо определить товар, являющийся объектом расследования. Это товар, происходящий из иностранного государства и ввозимый на единую таможенную территорию ТС предположительно по демпинговым ценам. В этих целях целесообразно указать:

полное коммерческое наименование товара;

наименование и код товара по единой ТН ВЭД ТС;

описание технологии производства товара;

описание характеристик и разновидностей товара;

существующие для товара международные стандарты;

описание основных сфер применения товара и т.д.

Кроме того, необходимо показать в заявлении, что производимый товар является аналогичным импортируемому. Аналогичный товар определяется согласно ст. 2 Соглашения как полностью идентичный товару, который может стать объектом расследования, либо в отсутствие такового другой товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам товара, который может стать объектом расследования.

Данные внешнеторговой статистики:

В заявлении необходимо привести информацию об объемах и стоимости товара, происходящего из страны демпингового импорта и ввозимого на единую таможенную территорию ТС, а также объемах и стоимости экспорта товара из ТС. Как правило, период, за который представляются данные, составляет три календарных года, предшествующих году подачи заявления. В целях сопоставимости должны использоваться данные в единых денежных и количественных единицах.

Необходимо использовать официальные статистические данные, предоставляемые госорганами государств - членов ТС. Информацию о порядке предоставления данных таможенной статистики внешней торговли можно узнать на официальных сайтах таможенных органов государств - членов ТС в сети Интернет:

Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан (www.e.customs.kz);

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (www.customs.ru);

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (www.gtk.gov.by).

Наличие демпингового импорта:

В своем классическом значении демпинг - это поступление товара на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости в стране экспорта. Нормальная стоимость товара - это цена товара на внутреннем рынке, которая включает в себя стоимость издержек на его производство плюс разумную норму прибыли. Сам по себе демпинг не запрещен, но в том случае, когда демпинговые поставки наносят ущерб или существенно замедляют создание отрасли экономики, государство (в нашем случае - союз государств) имеет право применить антидемпинговую меру для восстановления справедливых условий конкуренции на рынке. Как правило, антидемпинговые меры применяются в виде пошлины, которая рассчитывается на основе демпинговой маржи. В ст. 2 Соглашения «демпинговая маржа» определена как выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене либо разница между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой, выраженная в абсолютных показателях. А «экспортная цена» - как цена, которая уплачена или должна быть уплачена покупателями, не являющимися связанными лицами с иностранными производителями или экспортерами, при импорте товара на единую таможенную территорию ТС.

В заявлении необходимо привести доказательства наличия демпингового импорта, а значит следует осуществить предварительный расчет нормальной стоимости товара, экспортной цены товара и демпинговой маржи.

Наличие материального ущерба:

Заявление должно содержать сведения и доказательства того, что демпинговый импорт товара наносит материальный ущерб отрасли экономики государств - членов ТС или создает угрозу причинения такого ущерба.

Доказательства нанесения материального ущерба (угрозы причинения такого ущерба) должны основываться на объективных факторах, которые характеризуют ухудшение экономического положения отрасли экономики государств - членов ТС, включая:

произошедшее или возможное в будущем сокращение производства товара, продажи товара, его доли на рынке ТС, прибыли, производительности, доходов от привлеченных инвестиций, использования производственных мощностей;

произошедшее или возможное в будущем негативное влияние на темпы роста производства товара, запасы товара, уровень занятости, заработную плату, возможность привлечения инвестиций и др.

Предложения по введению антидемпинговой меры:

Заявление должно содержать предложение о введении антидемпинговой меры с указанием ее размера и срока действия.

В соответствии с положениями ст. 16 и 17 Соглашения размер антидемпинговой пошлины должен быть достаточным для устранения ущерба отрасли экономики государств - членов ТС, но не выше размера рассчитанной демпинговой маржи. При этом срок действия антидемпинговой меры не должен превышать 5 лет с даты начала применения такой меры.

Впоследствии Комиссия может принять решение о введении антидемпинговой пошлины в размере меньшем, чем размер рассчитанной демпинговой маржи, если такой размер является достаточным для устранения ущерба отрасли экономики государств - членов ТС. Также следует понимать, что расследование может быть приостановлено или прекращено Департаментом без введения предварительной антидемпинговой пошлины или антидемпинговой пошлины при получении от экспортера товара, являющегося объектом расследования, ценовых обязательств в письменной форме о пересмотре цен такого товара или прекращении экспорта такого товара на единую таможенную территорию ТС по ценам ниже его нормальной стоимости, если Департамент придет к заключению, что принятие таких обязательств устранит ущерб, причиненный демпинговым импортом, и Комиссия примет решение об их одобрении.

Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры или со дня завершения повторного расследования, которое проводилось в связи с изменившимися обстоятельствами и одновременно касалось анализа демпингового импорта и связанного с ним ущерба отрасли российской экономики или в связи с истечением срока действия антидемпинговой меры.

Компенсационные пошлины предназначены для компенсации экспортных субсидий, предоставляемых правительством страны-экспортера в целях стимулирования или содействия какой-либо деятельности. Предполагается, что компенсационные пошлины должны выравнивать условия международной конкуренции и смягчать искажения, вызванные субсидиями. Компенсационные пошлины не являются эффективным средством против предоставления экспортных субсидий. Скорее всего, они используются как косвенный способ защиты интересов отдельных групп.

Согласно Соглашению о субсидиях и компенсационных мерах, субсидия означает «финансовый вклад со стороны государства» в виде прямого трансферта денежных средств, решения отказаться от дохода, который «в противном случае» должен быть получен, в виде предоставления товаров и услуг или схемы поддержки дохода, или цены, если финансовый вклад дает «выгоду». Такое определение субсидии как финансового вклада показывает, что не все государственные программы являются субсидиями. ВТО рассматривает и регулирует как субсидии только те вклады, которые существенно искажают стимул для торговли. Соглашение предусматривает два вида субсидий - запрещенные и дающие основание для последующих действий. Запрещенные субсидии целенаправленно искажают условия международной торговли и вследствие этого запрещены. Субсидии, дающие основание для последующих действий, - это разрешенные меры. Однако они могут вызвать обсуждения или привести к введению компенсационных пошлин, если подавшая жалобу страна сможет доказать, что субсидия наносит ущерб ее интересам. От стран-членов ВТО, применяющих компенсационные пошлины, требуется сообщать о своем законодательстве и нормативно-правовом регулировании, обо всех принятых мерах, а также о компетентных органах и внутренних процедурах. Страны также должны представлять полугодовые отчеты о действиях, осуществленных в области введения компенсационных пошлин. Использование компенсационных мер более характерно для развитых стран: лидерами их введения являются США, ЕС, Канада, Австралия и др. Направлены они, чаще всего, против Индии и Китая. В год регистрируется до 15 случаев принятия компенсационных мер в сельском хозяйстве, металлургии и химической промышленности.

Проведение предварительного расследования, являющегося основанием для принятия решения о взимании специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, значительно удлиняет соответствующие процедуры, что неизбежно приводит к снижению эффективности самого нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Быстрые и порой даже стремительные изменения конъюнктуры мировых рынков отдельных товаров (прежде всего сельскохозяйственных и сырьевых) требуют применения в подобных случаях оперативного инструмента государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

В качестве такого инструмента мировая практика международной торговли предлагает так называемые временные меры внешнеторгового регулирования в форме платежей, вносимых на депозит таможенного или иного уполномоченного государственного органа на случай, если возникнет «необходимость для предотвращения ущерба, выявленного в период проверки». По правилам ГАТТ-ВТО такие временные меры могут использоваться только после того, как орган, осуществляющий расследование, предварительно подтвердит наличие демпинга или субсидирования и соответствующего ущерба национальной промышленности. Если принимается окончательное решение о введении защитной пошлины и ее сумма превышает размер денежных средств, предварительно внесенных на депозит, то в этом случае соответствующая разница с импортера не взимается.

Правила ГАТТ-ВТО, регламентирующие порядок применения временных защитных мер, были перенесены в российский механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В российском инструментарии нетарифного регулирования соответствующие меры представлены в форме предварительных специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. При этом процедура установления и применения каждой из перечисленных предварительных пошлин примерно одинакова и полностью соответствует стандартам ГАТТ-ВТО.

В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», в случае если до завершения расследования будет установлено, что задержка с применением защитной пошлины или иной защитной меры может причинить серьезный ущерб отрасли российской экономики, который трудно будет устранить впоследствии, Правительством РФ принимается решение о применении защитной меры посредством введения предварительной защитной (специальной, антидемпинговой или компенсационной) пошлины при условии одновременного продолжения расследования Минэкономразвития России в целях получения окончательного заключения. Такое решение Правительство РФ принимает на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, об установлении причинно-следственной связи между возросшим импортом на таможенную территорию РФ и серьезным ущербом отрасли российской экономики или угрозой причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики.

Минэкономразвития России в качестве органа, проводящего расследования в связи с применением защитных мер, одновременно с представлением в Правительство РФ доклада уведомляет в письменной форме уполномоченный орган иностранного государства (союза иностранных государств), из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, а также другие известные ему заинтересованные лица о возможном введении предварительной защитной пошлины. Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать 200 дней, а предварительной антидемпинговой и компенсационной пошлины - 120 дней, что в целом соответствует аналогичным нормам ГАТТ-ВТО. Предварительная защитная пошлина вносится в соответствии с положениями таможенного законодательства на депозит Федеральной таможенной службы. При этом ее суммы не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования Минэкономразвития России решения о применении защитной меры.

Если по результатам проведенного расследования будет установлено, что отсутствуют основания для введения специальных защитных мер, суммы предварительной специальной пошлины подлежат возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством для возврата таможенных платежей (ст. 355 - 357 Таможенного кодекса).

Если же по результатам проведенного Минэкономразвития расследования будет признано целесообразным введение более низкой ставки защитной пошлины, чем ставка предварительной пошлины, разница между ставкой предварительной защитной пошлины и ставкой «окончательной» защитной пошлины подлежит возврату плательщику. При этом в том случае, когда ставка защитной пошлины окажется выше ставки предварительной пошлины, разница между ставками «окончательной» и предварительной пошлин с плательщика не взимается.

В целях установления возросшего импорта, а также в целях установления демпингового или субсидируемого импорта компетентным органом на основании заявления в письменной форме либо по собственной инициативе компетентного органа проводятся соответствующие расследования.

Особенностью проведения антидемпингового расследования является то, что оно прекращается без введения антидемпинговой меры, если демпинговая маржа меньше минимально допустимой демпинговой маржи либо объем происшедшего или возможного демпингового импорта являются незначительными. Объем демпингового импорта из определенного экспортирующего иностранного государства является незначительным, если он составляет менее 3 процентов от общего объема импорта аналогичного товара на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза.

Особенностью проведения компенсационного расследования является то, что оно прекращается без введения компенсационной меры, если размер специфической субсидии экспортирующего иностранного государства является минимальным либо объем происшедшего или возможного субсидируемого импорта являются незначительными. Размер специфической субсидии признается минимальным, если составляет менее 1 процента от стоимости товара, являющегося объектом расследования. Объем субсидируемого импорта, как правило, признается незначительным, если он составляет менее 1 процента от общего объема импорта аналогичного товара на Единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза.

 

Таблица 1 Характеристика антидемпинговых и компенсационных пошлин

Наименование пошлины Размер (ставка) пошлины Срок действия пошлины Пересмотр, возможность продления пошлины
Антидемпинговая размер антидемпинговой пошлины должен быть достаточным для устранения ущерба отрасли экономики государств Сторон, но не выше размера рассчитанной демпинговой маржи. не должен превышать 5 лет с даты начала применения такой меры или с даты завершения повторного расследования. повторное расследование в связи с истечением срока действия антидемпинговой меры, а также в связи с изменившимися обстоятельствами должно быть завершено в течение двенадцати месяцев со дня его начала. До завершения такого повторного расследования продлевается применение антидемпинговой меры.
Компенсационная ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер специфической субсидии экспортирующего иностранного государства, рассчитанный на единицу субсидируемого и экспортируемого товара. не должен превышать 5 лет с даты начала применения такой меры или с даты завершения повторного расследования. повторное расследование в связи с истечением срока действия компенсационной меры, а также в связи с изменившимися обстоятельствами должно быть завершено в течение двенадцати месяцев со дня его начала. До завершения такого повторного расследования продлевается применение компенсационной меры.

 

Таким образом, можно сказать о том, что по своей природе антидемпинговые и компенсационные виды пошлин ближе к восстановительной штрафной санкции и тем отличаются от таможенной пошлины и иных видов косвенных налогов. Кроме того, именно применение инструментов защиты внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, к которым относятся специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, используемые в международной торговой практике для эффективной нейтрализации ущерба промышленности от демпингового, субсидируемого или возросшего импорта товаров из третьих стран - является важнейшим элементом регулирования внешней торговли Таможенного союза. В то же время применение данных инструментов торговой политики является технически сложным и требует значительного объема экспертной, информационной и методической работы.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...