Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические аспекты осуществления социальной реабилитации в психоневрологическом интернате




 

Психоневрологический интернат (сокращённо ПНИ) - стационарное учреждение для социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию психического, а нередко и физического здоровья, в постоянном уходе и наблюдении. Психоневрологические интернаты входят в общую систему психиатрической помощи в Российской Федерации и одновременно являются учреждениями социальной защиты населения. По данным 2003 года в России насчитывалось 442 психоневрологических интерната, в которых было размещено 124,6 тысяч психиатрических коек. Согласно данным, более половины всех пациентов психоневрологических интернатов (68,9 %) составляли лица со снижением интеллекта: умственной отсталостью и различного вида деменциями. В 43 % случаев больные умственной отсталостью поступают в психоневрологические интернаты из детских домов-интернатов для детей с умственными дефектами развития; в 25 % случаев - из семей, в 20,76 % случаев - из психиатрических больниц. При этом умственная отсталость у лиц, переведённых из детских домов-интернатов, нередко бывает связана не столько с реальным снижением интеллектуальных возможностей, сколько с педагогической запущенностью, отсутствием должного обучения и воспитания, недостаточностью реабилитационных программ и отсутствием реабилитационных центров постинтернатного обучения. В Кировской области, как и в Российской Федерации, отмечается ежегодное увеличение количества инвалидов. Так, по состоянию на 01.01.2008 года на территории Кировской области проживало 144 297 инвалидов, а на 01.01.2011 года численность инвалидов составила 154 886 человек.

Основными целями работы интернатных учреждений являются:

осуществление социальной защиты проживающих в учреждении престарелых и инвалидов, путем стабильного материально-бытового обеспечения и создание наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности;

осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского, социального и лечебно-трудового характера;

организация ухода и надзора за проживающими, их отдыха и досуга, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;

обучение доступным профессиональным навыкам, восстановление личностного и социального статуса;

апробация, обобщение и внедрение в практику передового отечественного и зарубежного опыта, разработок по вопросам реабилитации лиц, страдающих психическими хроническими заболеваниями, оптимизации медико-социального обслуживания.

Организация быта, трудовой и учебной деятельности.

Фактически основная функция, выполняемая на настоящий момент психоневрологическими интернатами,-обеспечение возможности проживания пациентов, их социально-бытового устройства. Обычно человек пребывает в ПНИ 15-20 лет или более, понятие выписки практически отсутствует. Такая ситуация обусловливает особую организацию быта пациентов, сочетающую в себе элементы больничного учреждения и общежития, а также вовлечение пациента в трудовую деятельность т.е социальная реабилитация. Для успешной социальной реабилитации необходимо вовлекать клиентов психоневрологических интернатов в следующие виды деятельности:

трудовая деятельность. Для организации трудовой терапии в ПНИ традиционно существует материально-техническая база, представленная лечебно-трудовыми мастерскими (ЛТМ), подсобным сельским хозяйством и спеццехами. Наиболее распространённые виды работ в ЛТМ - швейные, столярные и картонажные; также встречаются сборочные, сапожные виды работ, плетение корзин и др. После 1992 года изменение социально-экономической ситуации в стране привело к тому, что ЛТМ перестали получать заказы и сырьё от местной промышленности, следствием чего явилось нарушение права на труд многих проживающих. Кроме того, трудовая деятельность пациентов ПНИ нередко осуществляется в таких формах:

) хозяйственно-бытовая деятельность по обслуживанию учреждения (поддержание чистоты и порядка в помещениях, уход за тяжело больными, разгрузка продуктов и т. п. - этот труд не оплачивается и часто оказывается принудительным, в нарушение прав трудящихся);

) деятельность в составе выездных бригад на полевые работы и строительные объекты; 3) деятельность на штатных должностях в интернате и за его пределами;

учебная деятельность в ПНИ должна осуществляться по специально разработанным программам обучения социально значимым профессиям с учётом степени интеллектуального дефекта. Чаще всего возникает необходимость обучения молодых пациентов ПНИ профессиональным навыкам штукатура-маляра, столяра, сапожника, швеи и др., поскольку в учреждениях системы социальной защиты существует потребность в осуществлении ремонта зданий, мебели, кухонной утвари, белья, обуви. Условия проживания в ПНИ обычно характеризуются однообразием обстановки, монотонностью быта, отсутствием интересной занятости, дефицитом общения со здоровым окружением, зависимостью от персонала. Во многих интернатах пациенты проживают по восемь-десять человек в комнате; санитарная площадь, приходящаяся на каждого пациента, часто составляет 4-5 м², вопреки нормативам (7 м²).

Психоневрологический интернат организуется в специально построенных или приспособленных зданиях с необходимыми помещениями, отвечающими санитарно - гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности, и должен располагать всеми видами коммунального благоустройства. Психоневрологический интернат организуется раздельно для мужчин и женщин (в тех случаях, когда не представляется возможным организовать раздельно интернаты для мужчин и женщин, допускается содержание женщин и мужчин в одном интернате, но раздельно по корпусам), также с учетом возраста (18 - 40 лет и свыше 40 лет).

С целью улучшения организации медицинского обслуживания, ухода и осуществления мероприятий по социально-трудовой реабилитации, проживающие в интернате лица, размещаются по отделениям и комнатам в соответствии с режимами содержания (постельным, наблюдения, свободным), состояния здоровья, возраста и личного желания. Для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии в интернате создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские; а в случае, если интернат расположен в сельской местности, кроме того, и подсобное сельское хозяйство с необходимым инвентарем, оборудованием и транспортом.

В целях укрепления материальной базы лечебно-производственных (трудовых) мастерских в доме - интернате могут создаваться цехи и участки в качестве структурных подразделений предприятий; деятельность таких цехов и участков регламентируется соответствующим положением. Контроль за качеством медицинского обслуживания психически больных, проживающих в интернате, соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов и оказание специализированной медицинской помощи осуществляют органы здравоохранения в установленном порядке.

Особенностью реабилитационных мероприятий в интернатах является их многоаспектность, которая в свою очередь связана с многообразием патологии инвалидов и лиц пожилого возраста, проживающих в них. Даже в рамках профильного учреждения реабилитационные мероприятия отличаются достаточным разнообразием с учётом наличия множественной патологии у каждого конкретного больного. В отличие от учреждений здравоохранения реабилитация лиц находящихся в условиях психоневрологических интернатов, выступает и как система деятельности работников этих учреждений, направленная на создание обстановки комфортных условий проживания, организацию досуга, активизацию проживающих инвалидов и лиц пожилого возраста в плане самообслуживания, бытового приспособления.

Психоневрологические интернаты в отличие от психиатрических больниц имеют существенные особенности: стабильный состав больных, пожизненное пребывание в этих учреждениях, преобладание лиц с выраженной умственной отсталостью, необходимость создания «домашней обстановки» в связи с многолетним пребыванием больных в однообразных условиях и ограниченным выбором видов занятий и досуга. В связи с этим существенная роль отводится их бытовому устройству, созданию комфортных условий проживания, обеспечению возможностей межличностных контактов на основе общности интересов.

Таким образом, психоневрологический интернат - это государственное специализированное медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного проживания и обслуживания граждан пожилого и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном уходе. В состав интерната могут входить структурные подразделения, обеспечивающие основную задачу по приёму и размещению клиентов, предоставлению им всех видов социальных услуг, лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в интернатах, расположенных в сельской местности, кроме того, подсобные сельские хозяйства, необходимые для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии. Задачей дома-интерната является в первую очередь успешная социальная реабилитация пациентов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...