Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности индивидуальной программы в реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната




социальный реабилитация психоневрологический интернат

Осуществление всех направлений социальной реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая даёт возможность учитывать физические и психофизиологические особенности клиента и связанный с ним реабилитационный потенциал.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Реабилитационная работа в психоневрологических интернатах строится таким образом, чтобы имеющийся у клиента дефект не отражался на результатах его деятельности. В индивидуальных программах реабилитации необходимо предусматривать такие виды труда, которые не ориентированы на память, внимание. Выполнение работ стереотипного характера, в которых участвует моторика, а действия совершаются в рамках привычных в жизни больного движений, поможет решить реабилитационную задачу.

Дифференцированный подход к реабилитации инвалидов с учетом их индивидуальных особенностей реализуется через индивидуальную программу реабилитации инвалидов (ИПР).

ИПР - это комплекс оптимальных для инвалида конкретных видов, форм, объёмов и сроков проведения реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, интеграцию инвалида в общество.

Индивидуальная программа реабилитации может разрабатываться психоневрологическими учреждениями непосредственно на местах. Она выражается в виде документа, в котором излагаются все необходимые сведения об инвалиде (анкетная часть) и непосредственно программа предстоящих мероприятий.

Реабилитация клиентов осуществляется комплексно, с проведением медицинских, социально-адаптационных и трудотерапевтических мероприятий.

Основные принципы формирования ИПР:

индивидуальность; непрерывность; последовательность; преемственность; комплексность.

Программа ИПР включает в себя три направления:

программа медицинской реабилитации;

программа профессиональной реабилитации;

программа социальной реабилитации.

Одна из составляющих ИПР - это программа трудовой реабилитации, трудотерапия. Целями и задачей профессиональной реабилитации являются профилактика обострения заболеваний, развитие активного образа жизни и сохранение интереса к жизни проживающих в психоневрологических интернатах.

Профессиональная реабилитация это - активный процесс восстановления и компенсации нарушенных функций при помощи различной работы, направленной на создание полезного продукта.

Благоприятное воздействие труда в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Занятие трудом раскрывает перед лицами, с ограниченными возможностями здоровья, перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых лиц преследует еще более широкие цели, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам и трудоустройство с последующей интеграцией в общество. При вовлечении в трудовую деятельность лиц, с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать в первую очередь их интересы, в том числе полезное воздействие труда на их состояние, а затем потребности учреждения.

Наиболее важная функция трудовой адаптации инвалидов в психоневрологических интернатах - это выявление трудовой ориентации. При олигофрении воздействие трудового процесса направлено на обучение лиц, с ограниченными возможностями здоровья, привитие им навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и производительного труда, формирование профессиональных навыков, накопление социального опыта с последующей интеграцией в социум. Трудовая реабилитация в психоневрологических интернатах носит специфический характер. Она не ставит целью овладение профессиональными навыками, хотя в отдельных случаях это не исключено. Главная задача трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями состоит в организации их трудовой занятости и общественно полезной деятельности.

Для осуществления трудовой терапии в психоневрологических интернатах имеется сложившаяся материально-техническая база. Она представлена лечебно-трудовыми мастерскими (ЛТМ), подсобным сельским хозяйством, спеццехами.

Лечебно-трудовые мастерские представляют собой основную базу для организации трудовой деятельности клиентов, где осуществляется производительный труд, где больной может убедиться в результатах труда, увидеть его «конечный» продукт. Наиболее распространенные профили ЛТМ в психоневрологических интернатах: швейный, столярный, картонажный, сапожный.

Подсобное хозяйство это - полеводство, огородничество, садоводство, цветоводство, животноводство, птицеводство и др.

Помимо ЛТМ и подсобного хозяйства трудовая деятельность больных психоневрологического интерната осуществляется по обслуживанию учреждения (хозяйственно-бытовая деятельность) и вне интерната на штатных должностях.

Разновидности профессиональной реабилитации:

. Общеукрепляющая (тонизирующая) - является средством повышения жизненного тонуса проживающего.

. Обучение самообслуживанию (социально-бытовая реабилитация)- её цель устранение беспомощности клиента.

. Восстановительная - функциональная, медицинская реабилитация (трудотерапия) - её целью является воздействие на поврежденную часть тела, орган или систему для восстановления нарушенных функций.

. Развлекательная (терапия занятостью) - её цель через досуговую, творческую деятельность развитие трудовых навыков.

. Профессиональная - направлена на восстановление производственных навыков или подготовку (обучение) новой профессии.

При назначении трудотерапии руководствуются правилами:

. Показания и противопоказания к трудотерапии определяются при индивидуальной оценке физического и психического состояния больного и степени функционального повреждения.

. Назначение трудотерапии осуществляется врачом, который определяет начало трудотерапии и характер - особенности (трудовой режим, дозировку, методику занятий, вид трудовых движений).

. Трудотерапия включается в систему единой реабилитационной и сочетается с другими используемыми методиками реабилитации.

. Предпочтительно более раннее начало, легкой и доступной трудотерапии, соответствующей возможностям клиента.

. Ведущими при её назначении являются медицинские показания, но эффект от нее гораздо больше, когда дополнительно учитываются особенности и пожелания клиента.

. Необходим медицинский контроль и оценка эффективности.

Основные составляющие процесса профессиональной реабилитации:

. Учет пожеланий и интересов самих клиентов.

. Требования к профессии.

. Возможности клиентов: медицинские показания к труду, самоорганизация и внутренние ресурсы.

.Мотивация к труду: заинтересованность и направленность на трудовой процесс.

.Материально-техническое обеспечение: координация основных и вспомогательных трудовых процессов.

. Поощрение или вознаграждение за труд.

. Рабочая обстановка (нормализация, улучшение условий труда).

. Межличностные отношения клиентов.

. Результаты труда: время выполнения работы, количественные и качественные единицы измерения труда.

Таким образом, одно из немало важных составляющих ИПР является программа социальной реабилитации. Индивидуальная программа социальной реабилитации должна включать в себя:

информирование и консультирование по вопросам социально- бытовой реабилитации инвалидов;

адаптационное обучение клиента (ознакомление с режимными моментами, поддержка взаимосвязи с родственниками);

обучение инвалида самообслуживанию, включая информирование о технических средствах реабилитации, обучение технике и методическим приёмам самообслуживания, обучение правилам личной гигиены, пользованию одеждой, одеванию, раздеванию, приёму пищи и др.

обучение персональной сохранности, которое включает овладение знаниями и навыками таких видов деятельности, как пользование газом, электричеством, туалетом, ванной, транспортом, лекарствами и др.;

обучение социальным навыкам, которое включает освоение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приготавливать пищу, убирать помещение, стирать бельё, осуществлять ремонт одежды, работать на приусадебном участке, пользоваться транспортом, посещать магазины, предприятия бытового обслуживания;

обучение социальному общению, которое включает обеспечение возможности клиента посещать кино, театры, друзей;

обучение социальной независимости, которое направлено на возможность распоряжаться денежными средствами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности;

оказание помощи в решении личных проблем;

консультирование по правовым вопросам;

обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний и навыков о различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, иппотерапию.

Основными формами и методами работы социальной реабилитации в индивидуальной программе являются:

индивидуальные и групповые теоретические занятия, беседы, практические работы, экскурсии, конкурсы. Обязательным условием реализации программы является использование наглядных материалов. Практические работы - практикумы применяются как один из ведущих методов реализации программы. Именно на практикумах обрабатываются и закрепляются необходимые навыки, используется большой объем наглядного материала. Экскурсии являются важным методом социальной реабилитации, так как знакомство с действительностью активизирует внутренний потенциал лиц с ограниченными возможностями здоровья. Конкурсы являются методом, призванным проверить, что и как восприняли проживающие психоневрологического интерната, над какими темами еще нужно поработать, какие знания и умения у них есть на сегодняшний день. Конкурсы способствуют повышению социальной активности лиц с ограниченными функциями.

Об эффективности социальной реабилитации можно судить по таким показателям, как приобретение навыков самообслуживания, расширение круга интересов, восстановление коммуникативных способностей, восстановление родственных контактов т.е эффективной социальной реабилитации.

 


Глава 2. Проектирование индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями как метод социальной реабилитации в условиях психоневрологического интерната (на примере Климковского психоневрологического интерната)

Исследование индивидуальных потребностей клиентов Климковского психоневрологического интерната в рамках индивидуальной программы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната

 

Исследование индивидуальных потребностей клиентов в рамках программы социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната

Целью практической части исследования является анализ особенностей реализации индивидуальной программы реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологических интернатах (на примере государственного учреждения Климковского психоневрологического интерната).

Этапы исследования:

. Знакомство с психоневрологическим интернатом.

. Изучение индивидуальных программ реабилитации лиц с ограниченными (психическими) возможностями.

. Проведение анкетирования среди сотрудников и клиентов интерната.

. Обработка и анализ полученных результатов.

. Определение направлений работы для дальнейшей адаптации и реабилитации клиентов на реабилитационном отделении.

Базой исследования является первое отделение Климковского психоневрологического интерната.

Климковский психоневрологический интернат - это медико-социальное учреждение для инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В интернате проживает 540 человек в возрасте от 18 до 60 лет и старше.

Направления деятельности - социальная поддержка людей с ограниченными умственными возможностями в условиях психоневрологического интерната.

Структурные подразделения - два отделения и изолятор.

В каждом отделении работают: врач-психиатр, фельдшер, старшая медсестра, дежурная медсестра, социальный работник, библиотекарь. На отделении существуют студии: изобразительного искусства, вышивки, аппликация, театральная, танцевальная, домоводство, вязание, обучение грамоте и спортивно-оздоровительная студии. Клиенты отделения принимают участие в культурно - массовых мероприятиях, посещают цирк в г. Кирове, ТЮЗ, музеи. Участвуют в областных и городских конкурсах художественного творчества, спортивных мероприятиях.

В практической части работы были использованы методы: анализ информации и анкетирование.

Были изучены и проанализированы индивидуальные реабилитационные программы с 2008 по 2011 года группы пациентов реабилитационных отделений проживающих на территории интерната в количестве 40 человек:

· 10 мужчин в возрасте от 23 до 34 лет

· 10 женщин в возрасте от 20 до 37 лет.

Для определения значимости и необходимости использования в работе ИПР были разработаны анкеты для сотрудников и клиентов Климковского психоневрологического интерната.

Анкета для сотрудников состоит из 17 вопросов. При составлении анкеты использовались:

· закрытые вопросы № 1 - 3, 6 - 8, 10,11, 13 - 14, 15 и 17;

· открытые вопросы № 9 и 12;

· полузакрытые вопросы № 4, 5, 16.

Все вопросы анкеты можно разделить на два блока. Первый блок вопросов анкеты посвящён выяснению личных отношений сотрудников к клиентам интерната. Это вопросы с № 2 по № 5 и с № 13 по № 17. Второй блок вопросов непосредственно относится к заполнению индивидуальной программы реабилитации. Это вопросы с № 6 по № 12. В анкетировании приняло участие 10 сотрудников - все женщины. Наибольшее количество респондентов 40% находятся в возрасте 30 - 45 лет, молодых в возрасте то 18 - 25 лет 10% респондентов. Большинство (50%) работает 5 и более лет, 10 и более лет работает 20% респондентов.

Для определения активности участия клиентов интерната в реабилитационных мероприятиях, была разработана специальная анкета. Анкета состоит из 20 вопросов. При составлении анкеты использовались:

· закрытые вопросы № 1 - 4, 8 - 12, 14, 18 и 20;

· открытые вопросы № 5. 13, 15 - 17 и 19;

· полузакрытые вопросы № 6 и 7.

Все вопросы анкеты можно разделить на три блока. Первый блок вопросов анкеты посвящён профессиональной ориентации. Это вопросы с № 2 по № 7. Второй блок вопросов относится к взаимоотношениям с обслуживающим персоналом. Это вопросы с № 8 по № 10. И третий блок вопросов посвящён участию клиентов в общественной жизни интерната. Это вопросы с № 11 по № 19. Выборку составляют клиенты реабилитационного отделения, проживающие на территории интерната и за её пределами 10 человек. Средний возраст респондентов 30 - 34 года. Большинство (50%) проживает в интернате 10 и более лет, менее года и больше одного года проживают в интернате по 20% респондентов, 5 лет и более это 10% респондентов.

Осуществление всех направлений социальной реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР), которая даёт возможность учитывать физические и психологические особенности инвалида и связанный с ним реабилитационный потенциал. Индивидуальная программа реабилитации - это четкий план, схема совместных действий клиента (инвалида) и специалистов, способствующих оздоровлению и социальной адаптации.

Разработка ИПР состоит из следующих этапов: проведение реабилитационно-экспертной диагностики, оценка реабилитационного потенциала, реабилитационный прогноз и определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить нарушенные или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

При разработке и реализации ИПР в психоневрологических учреждениях необходимо руководствоваться следующими соображениями:

· при вовлечении больных в трудовую реабилитацию основываться на интересах больных, а не учреждения;

· учитывать медицинские показания и противопоказания к труду;

· дозировать труд с учётом соматического состояния больного (время, кратность, интенсивность, сроки);

· объективно отражать все сведения о больном в соответствующей документации.

Программа социальной реабилитации в ИПР включает в себя:

· информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации;

· обучение инвалида самообслуживанию, включая информирование о технических средствах реабилитации, обучение техники и методическим приемам для самообслуживания, обучение правилам личной гигиены, пользованию одеждой, одеванию, раздеванию, приёму пищи и др.;

· организация жизни инвалида в быту, оснащение жилого помещения техническими средствами реабилитации;

· обучение персональной сохранности, которое включает овладение знаниями и навыками таких видов деятельности, как пользование газом, электричеством, туалетом, ванной, транспортом, лекарством и др.;

· обучение социальным навыкам, которое включает освоение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приготовлять пищу, убирать помещение, стирать бельё, осуществлять ремонт одежды, работать на приусадебном участке, посещать магазины и предприятия бытового обслуживания;

· обучение социальному общению, которое включает обеспечение возможности инвалида посещать друзей, кино, театры и др.;

· обучение социальной независимости, которое должно быть направлено на возможность самостоятельного проживания, возможность самостоятельно распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной жизни;

· обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом, которое включает в себя приобретение знаний и навыков о различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучению пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации.

При анализе индивидуальной программы реабилитации были определены:

· исполнитель;

· форма реабилитации (амбулаторная, стационарная);

· сроки выполнения;

· объём (содержание и количество реабилитационных мероприятий);

· прогнозируемый результат (возможность компенсации ограничений жизнедеятельности, достижение самостоятельного обслуживания, самостоятельного проживания, интеграции в общество).

Индивидуальная программа реабилитации, разработанная в Климковском психоневрологическом интернате, выражается в виде документа, в котором излагаются необходимые сведения о клиенте (анкетная часть), непосредственно программа предстоящих мероприятий и выводы по результатам проведения реабилитационных мероприятий за прошедший год Эта программа включает в себя три направления:

· программа медицинской реабилитации;

· программа профессиональной реабилитации;

· программа социальной реабилитации.

Данная индивидуальная программа реабилитации составлялась с участием медиков, психолога, юриста, специалиста по социальной работе, воспитателей, мастеров лечебно-трудовых мастерских для клиентов проживающих на реабилитационном отделении. Эта программа рассчитана на комплексное проведение медицинских, социально - адаптационных и трудотерапевтических мероприятий. Основными принципами формирования ИПР стали: индивидуальность; непрерывность; последовательность; преемственность; комплексность.

Индивидуальная программа в Климковском психоневрологическом интернате рассчитана на один календарный год в течение, которого проводятся намеченные в ней реабилитационные мероприятия. В конце года подводятся (письменно) итоги медицинской реабилитации, психологической и социальной реабилитации. Полученные результаты на медико-педагогической комиссии сравнивают с результатами реабилитации предыдущего года, после чего можно сделать вывод повысился уровень развития, остался на прежнем уровне или произошла деградация в развитии. Здесь же на комиссии намечают индивидуальные реабилитационные мероприятия на следующий год с учётом высказанных рекомендаций, последовательности, преемственности и комплексности проводимых мероприятий.

Характеристика контингента с учетом нозологических и возрастных критериев на реабилитационном отделении (данные за 2011 год)


Характеристика клиентов за 2011 год в первом отделении Климковского психоневрологического интерната. Нозологические формы заболевания.

Возраст респондентов шизофрения эпилепсия олигофрения Поражение ЦНС
18-44 лет 5 12 113 3
45-54года 4 6 48 3
всего 9 18 161 6

 

В первом отделении почти 90% больных с диагнозом олигофрения, поэтому главной задачей реабилитационного процесса является оказание медико-социальной и трудовой реабилитации с использованием ИПР.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...