Анализ эффективности контрольной деятельности налоговых органов России за 2012-2013 гг.
Современные социально-экономические условия в стране вынуждают налогоплательщиков скрывать свои доходы, что способствует ускоренному совершенствованию налоговой системы, так как в основном именно страх последующей юридической ответственности является самым значимым обстоятельством, заставляющим платить налоги. Одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы России является обеспечение устойчивого сбора налогов. Мобилизуемые средства в бюджет РФ в виде налогов и других обязательных платежей во многом зависят от четкого исполнения юридическими и физическими лицами налогового законодательства и других нормативных актов. Вследствие неуплаты налогов образуется диссонанс в бюджете, в результате чего не выполняются различные программы государства, нарушается финансирование обороноспособности страны, не выплачиваются пенсии, заработная плата государственных предприятий, страдает медицинская сфера. Эти факторы являются наиболее значимыми при оценке стабильности и финансовой самостоятельности государства. И это далеко не все проблемы, которые возникают из-за несовершенства налоговой системы. В этой связи в настоящее время уделяется много внимания реформированию налогового администрирования с целью повышения эффективности работы налоговых органов. Обычно, рассматривая вопрос об эффективности какой-либо контрольной деятельности, прежде всего, имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом произведенных затрат. Для всесторонней оценки эффективности осуществления налогового контроля в России за отчетный период первоначально следует проанализировать показатели результативности.
Таблица 2.1. Результативность налогового контроля в РФ за 2012-2013 гг.
Согласно данным ФНС России за 2012 год органами ФНС было проведено 34974228 проверок, общая сумма дополнительных начислений, включая налоговые санкции и пени составляют 369 429 788 000 рублей, следует отметить, что в 2013 году было проведено 34244473 налоговых проверок, из них 34204702-камеральных и 39771-выездных, это говорит о том, что за 2013 год было проведено меньше выездных и камеральных проверок на 729755 проверки, выясним, пострадали ли результативность одной налоговой проверки от сокращения общего числа налоговых проверок. Используя данные таблицы 2.1 мы можем рассчитать значение показателя П. рез, характеризующего результативность одной проверки:
П. рез = Д / К, где
Д - дополнительно начисленные платежи, руб.; К - количество камеральных и выездных проверок всего, единицы. Из данного анализа следует, что результативность одной налоговой проверки на 2013 г ниже на 728 рублей сравнительно с 2012 годом.
Таблица 2.2. Результативность камерального налогового контроля в РФ за 2012-2013 гг.
Как видно из таблицы результативность камерального контроля, резко снизилась в 2013 году, впоследствии незначительно снижается и получает свое закрепление на уровне 1 633 тысяч рублей, до начисленных по результатам 1 проверки, следует подчеркнуть, что количество камеральных проверок сократилось за 2013 на 713586 проверки, что повлияло на результативность контрольной деятельности налоговых органов. Такие показатели деятельности в 2012-2013 годах говорят о снижении качества работы налоговых органов.
Далее рассмотрено соотношение итогов выездного налогового контроля за период 2012-2013 гг. Следует заметить, что именно выездные налоговые проверки вносят основную лепту в процесс формирования результата налогового контроля, так как главной целью осуществления камерального контроля служит охват как можно большего количества налогоплательщиков и отбор недобросовестных из них для их последующего выездного контроля.
Таблица 2.3 Результативность выездного налогового контроля в РФ за 2012-2013 гг.
Повышение результативности выездных налоговых проверок в 2012-2013 годах обусловлено улучшением качества аналитической работы, что в результате позволило сократить количество выездных налоговых проверок в 2013 году на 16169 проверок, при этом их эффективность возросла. Как видно из представленных данных, существенный рост значений показателя результативности не зависит от увеличения количества проводимых выездных налоговых проверок. Следует повышать качество деятельности органов, в области регистрации вновь создаваемых юридических лиц. Таким образом, проведенный анализ по результатам проведенной количественной оценки осуществления деятельности ФНС России по контролю в области соблюдения налогового законодательства в РФ были использованы статистические данные о деятельности ФНС за период 2012-2013 гг. Анализ полученных результатов показал, что в России за рассматриваемый период значительно возросла результативность налогового контроля (как камерального, так и выездного). В то же время наблюдается снижение количества проводимых мероприятий выездного контроля, уровень взыскания до начисленных платежей повысился.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|