Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления совершенствования организации проведения камеральной налоговой проверки




 

Совершенствование процедур налоговых проверок последнее время находится в центре внимания всех ветвей власти и бизнеса. От эффективности проверок налоговых деклараций зависят дополнительные поступления денежных средств в государственную казну. В связи с этим вытекает необходимость совершенствования действующих процедур налоговых проверок.

В настоящее время главная задача контрольной работы налоговых органов, на решение которой направлены усилия МИФНС России, - это задача усиления аналитической составляющей работы налоговых органов, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного анализа финансово - хозяйственной деятельности проверяемых объектов. И основной акцент в решении данной проблемы МИФНС России делает на усилении роли и значимости камеральных проверок, чтобы в перспективе сделать данный вид проверок основной формой налогового контроля. Эта позиция обусловлена несколькими обстоятельствами: во-первых, камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля, а во-вторых, данными проверками охватываются все 100% налогоплательщиков (в то время как выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков).

Необходимым и перспективным направлением совершенствования процедуры камеральных проверок является внедрение в практику работы налоговых органов автоматизированных систем их сопровождения. В настоящее время разработки в этой области еще только начинаются, однако в ряде регионов уже накоплен значительный позитивный опыт в этой области.

Используемая в этих регионах программа позволяет на основе данных налоговой отчетности выявлять сферы возможных налоговых правонарушений, определять потенциальный размер доначислений и, следовательно, концентрировать внимание проверяющих на соответствующих направлениях проведения проверки.

Объем информации, которую налоговые органы изучают в ходе камеральной проверки, сравнительно небольшой. Но от этого камеральная проверка не теряет своей значимости. Регулярность, сплошной характер и в большинстве случаев автоматизированный режим ее проведения позволяют обнаружить скрытые объекты налогообложения и проверить правильность исчисления налоговой базы. Кроме того, в ходе камеральной проверки налоговые органы получают сведения о налогоплательщиках, в деятельности которых возможны налоговые правонарушения". Поэтому налоговые органы должны повышать эффективность проведения камерального анализа, с помощью автоматизированной обработке данных, поступающих от налогоплательщиков, а именно необходимо создать такой программный продукт, который позволил бы автоматически проверять налоговую отчетность. Осуществляемая сегодня модернизация налоговых органов по своей сути является модернизацией порядка осуществления именно камеральных налоговых проверок. Важную роль при проведении камеральной проверки играет процесс автоматизации заполнения или формирования налоговой отчетности. Предоставление налоговой отчетности в электронном виде заметно упрощает процедуру проверки и предоставления дополнительных материалов по телекоммуникационным каналам. Таким образом, развитие автоматизации в налоговой сфере является приоритетным направлением. Однако обзор бухгалтерских программ показывает, что их возможности далеко опережают возможности информационных систем налоговых органов, которые продолжают использовать устаревшие технологии. Сдача отчетности в электронном виде служит в основном выполнению двуединой задачи. Во-первых, экономии рабочего времени работников налоговых органов, занятых вводом информации с бумажных носителей в свои информационные сети. Во-вторых, повышению эффективности именно камеральных налоговых проверок. Сдача отчетности в электронном виде в едином формате позволит налоговым органам, создав соответствующие программные средства контроля, оперативно и, главное, практически безошибочно обнаруживать ошибки, допущенные налогоплательщиками при заполнении форм налоговой отчетности.

Основным направлением совершенствования контрольной работы налоговых органов в ближайшее время являются более тщательные камеральные проверки. Проверять отчетность в инспекции намного проще, чем на предприятии, кроме того, инспекторы не успевают выезжать на проверки во все организации. Для того чтобы повысить производительность, инспекторы должны автоматизировать свою работу. Камеральные проверки должны проводиться с помощью специальных программ. Существующие в настоящее время в налоговых органах программные продукты позволяют проводить камеральную проверку представленных налоговых деклараций (расчетов) в основном только арифметически, т.к. не содержат элементов углубленного камерального анализа. Отсутствуют и объективные критерии отбора налогоплательщиков для включения в план проведения выездных налоговых проверок, в связи с этим необходимо прежде всего разработать систему контрольных соотношений, в основу которых должно быть заложено проведение в автоматизированном режиме камеральной проверки:

1) соотношений и взаимоувязки показателей налоговой и бухгалтерской отчетности;

) логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями налоговой и бухгалтерской отчетности, необходимыми для исчисления налоговой базы;

) сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего налогового (отчетного) периода;

) оценки бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из внешних и внутренних источников.

Чтобы применять такую программу, налоговикам нужно получать от организаций электронную отчетность. Существенным фактором, сдерживающим возможности углубленного камерального контроля, является необходимость ручного ввода в базу данных значительного количества показателей налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщика, что влечет огромные трудозатраты инспекторского персонала. Поэтому главная задача налоговых органов - обеспечить приём как можно большего количества налоговых деклараций в электронном виде. Однако налогоплательщики не стремятся поддерживать инспекторов, поскольку техника, нужная для подготовки таких деклараций, далеко не дешевая, да и немногие доверяют новым технологиям. Поэтому чиновники предложили способ решения этих проблем. По их мнению, надо создать специальные фирмы, которые будут получать от бухгалтеров заполненные от руки документы, переводить их в электронный вид и отправлять в инспекцию.

Так, согласно законопроекту, разработанному Минфином России, предлагается реализовать меры, которые направлены на совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков.

Во-первых, планируется упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок. В частности, следует конкретизировать их цели и задачи, установить обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уведомление в случае выявления существенных расхождений между показателями текущей отчетности и показателями отчетности предыдущих периодов, определить, в каких случаях могут быть истребованы дополнительные документы, и установить закрытый перечень таких документов. Наконец, необходимо закрепить на законодательном уровне требование о том, что результаты камеральных проверок при обнаружении налоговых правонарушений должны оформляться актом.

Во-вторых, планируется усовершенствовать процедуры проведения выездных налоговых проверок. Предлагается установить предельные сроки проведения таких проверок, ограничить основания для проведения повторных проверок и уточнить процедуру взаимодействия налогового органа и налогоплательщика в случае несогласия последнего с результатами проверки.

Обобщая все вышесказанное, совершенствование системы налогового контроля необходимо проводить в первую очередь посредством повышения эффективности камеральных и выездных проверок налоговых деклараций, что может быть достигнуто следующими мероприятиями:

) создание единой информационной базы налоговых органов, включающей данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также другие сведения, отражающие деятельность хозяйствующих субъектов;

2) разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;

) разработка и внедрение автоматизированной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;

) разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности и косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций;

) совершенствование порядка определения очередности налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок и выявление приоритетных отраслей экономики, в отношении которых необходимо разработать методики камеральных проверок;

) создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках.

В целях обеспечения выполнения своей главной задачи - контроля за соблюдением налогового законодательства - налоговые инспекции целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля, а именно постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля. Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.

Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы. Совершенствование каждого из данных элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом.

Говоря конкретно о камеральных проверках, следует отметить, что одна из важнейших задач в этом вопросе - совершенствование действующего программного обеспечения процедуры таких проверок и отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Применяемые налоговыми органами программно-информационные комплексы позволяют проводить не только автоматизированную камеральную проверку и камеральный анализ, но и по их результатам - отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Вместе с тем, недостатком действующего программного обеспечения процедур камеральных проверок и камерального анализа является то, что оно предполагает полную автоматизацию только самой процедуры камеральной проверки, а отбор налогоплательщиков для выездных проверок осуществляется преимущественно в запросном режиме, т.е. критерии отбора вводятся налоговыми инспекторами самостоятельно. При этом весьма велика роль субъективного фактора.

Кроме того, действующее программное обеспечение разработано без учета отраслевой специфики налогоплательщиков и не ориентировано на сопоставление уровней отдельных показателей, содержащихся в отчетности, с предельными значениями этих показателей для соответствующей отрасли. Очевидно, что основной путь совершенствования системы налогового контроля - переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными отклонениями уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для организаций соответствующих отраслей экономики значений, оценить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика. Налоговые органы проводят работу по подготовке автоматизированной процедуры отбора на основе построения экономико-математической модели налогоплательщика с целью определения потенциальной суммы его налоговых обязательств. Далее исходя из размера отклонения потенциального размера налоговых обязательств от реальной суммы уплачиваемых в бюджет налогов будет определяться перечень объектов для проведения выездной проверки. Разработка и внедрение такой системы позволит поднять на качественно новый уровень эффективность системы налогового контроля.

Основной задачей совершенствования проведения камеральных проверок является повышение её эффективности. Но этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами. В этой связи, перспективным является скорейший перевод сотрудников налоговой инспекции в ранг государственных служащих. Такая мера значительно повысит заинтересованность налоговых инспекторов в результатах своей работы, и в частности, камеральных налоговых проверок.

В заключении хотелось бы отметить, что никакое совершенствование форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.


Заключение

 

Одной из форм налогового контроля являются налоговые проверки. В настоящее время они являются одной из самых популярных и вместе с тем эффективных мер, применяемых налоговыми органами в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками. Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Камеральная налоговая проверка - проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Предметом камеральной проверки является арифметический контроль предоставляемых налогоплательщиками данных, проводимый в процессе текущей деятельности налоговых органов по мере поступления к ним документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (как правило, налоговых деклараций). Правильность проведения и достоверность сведений при проведении камеральной налоговой проверки позволяет предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии. Кроме того для более эффективного проведения камеральной налоговой проверки необходимо: активная правотворческая деятельность компетентных законодательных органов, основанная на сложившейся правоприменительной практике, а также разработка и внедрение механизмов, позволяющих более эффективно выполнять задачи новых технологий налоговых проверок и органов по сбору налогов, обеспечивать оперативное проведение проверок с максимальным охватом налогоплательщиков, повышение объективности информации, содержащейся в информационных базах данных.

Одним из основных спорных вопросов, связанных с проведением камеральной налоговой проверки, является истребование соответствующих документов. Налоговый орган не вправе требовать дополнительные сведения и документы, за исключением тех случаев, когда документы (в соответствии с нормами НК РФ) должны представляться вместе с налоговой декларацией. Пункт 6 ст.88 НК РФ закрепляет право налоговых органов истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие правомерность их использования. Говоря конкретно о камеральных проверках, следует отметить, что одна из важнейших задач в этом вопросе - совершенствование действующего программного обеспечения процедуры таких проверок и отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок. Применяемые налоговыми органами программно-информационные комплексы позволяют проводить не только автоматизированную камеральную проверку и камеральный анализ, но и по их результатам - отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Вместе с тем, недостатком действующего программного обеспечения процедур камеральных проверок и камерального анализа является то, что оно предполагает полную автоматизацию только самой процедуры камеральной проверки, а отбор налогоплательщиков для выездных проверок осуществляется преимущественно в запросном режиме, т.е. критерии отбора вводятся налоговыми инспекторами самостоятельно. Очевидно, что основной путь совершенствования системы налогового контроля - переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными отклонениями уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для организаций соответствующих отраслей экономики значений, оценить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика. Никакое совершенствование форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.


Список используемой литературы

 

Нормативно-правовые источники

. Конституция Российской Федерации. М.: Кодекс, 2010.

. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Юрайт, 2013.

. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ "О внесение изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст.3672.

. Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 09.09.2003 № АС-4-05/27дсп "Об утверждении методических рекомендаций по проведению камеральных налоговых проверок расчетов по авансовым платежам (деклараций) по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, представляемых лицами, производящими выплаты физическим лицам: организациями; индивидуальными предпринимателями; физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями".

. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и третья. - Москва: Омега-Л, 2010. - 442с. - (Кодексы Российской Федерации);

Учебники, монографии, брошюры

. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоги и налоговое планирование. / Под. ред. А.В. Брызгалина. - Екб.: Издательство "Налоги и финансовое право", 2010.

. Бурцев Д.Г. Проблемы совершенствования налогового администрирования. // Правовая система Гарант.

. Дуканич JI. B: Налоги и налоговый менеджмент в России. Ростов н/Д, Феникс, 2008.

. Золотарева А.Б., Киреева A. B., Корниенко Н.Ю. Налоговое администрирование. Основные итоги реформы / под ред. Синельникова-Мурылева С.Г. и Трунина И.В. (в 3-х томах). М.: Ин-т экономики переход, периода, 2008.

. Латышев В.И. Налоговые правонарушения: поиск и выявление. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 96с.

. Мельник М.В., Пантелеев A. C., Звездин A. JI. Ревизия и контроль: Учебное пособие / Под ред. проф. М.В. Мельник. - М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2009. - 520 с.

. Налоговый контроль: учеб. пособие / Г.Г. Нестеров, H. A. Попонова, A. B. Терзиди. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009. - 384 с

. Налоговый контроль в Российской Федерации: учебное пособие / А.З. Дадашев, И.Р. Пайзулаев. - М.: КНОРУС, 2009. - 128 с.

. Налоговое администрирование: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 351200 "Налоги и налогообложение" / O. A. Миронова, Ф.Ф. Ханафеев. - М.: Изд-во Омега-Л, 2011. - 408 с

. Налоговое администрирование: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 351200 "Налоги и налогообложение" / O. A. Миронова, Ф.Ф. Ханафеев. - М.: Изд-во Омега-Л, 2008. - 408 с.

. Налоговый контроль: учеб. пособие / Г.Г. Нестеров, H. A. Попонова, A. B. Терзиди. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009. - 384 с.

. Пансков В. Г, Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник /., - 2011 г

. Поляк Г.Б., Суглобова А.Е. Налоги и налогообложение. М.: Юнити-Дана, 2010.

. Пономарев А.И., Игнатова Т.В., Богатырев М.А. Налоги и налоговое администрирование в Российской Федерации: М.: Финансы и статистика, 2009.

. Титов A. C. Налоговое администрирование и контроль. - M.: ВК, 2007. - 410 с.

. Толковый словарь юридических терминов / составители: А.Н. Голова - стикова, Л.Ю. Грудцына. - М.: Эксмо, 2008. - 448 с.

Периодические издания

. Адамов Н., Смирнова А. Тенденции совершенствования налогового администрирования и зарубежный опыт // Финансовая газета. 2012. № 23.

. Артемьева Ю.А. Международно-правовые основы борьбы с налоговыми преступлениями // Налоги. - 2011. - № 12.

. Архипцева JI. M. Анализ налоговых поступлений // Налоги и налогообложение. 2012. - № 5

. Борей М.Р. О некоторых актуальных проблемах совершенствования налогового администрирования // Налоги и налогообложение. 2009. - № 5

. Гарнов - И.А. Администрирование поступлений в бюджет // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложением 2009. № 1160: Грачев А.В. Налоговые риски и риски недобросовестного - ведения бизнеса // Финансы; - 2009. № 3.

. Дадашев А.З. Совершенствование налоговой политики при переходе к инновационному типу экономического развития // Финансы - 2009. № б

. Девятых Н.В. Налоговое администрирование как элемент налоговой политики // Налоги. 2008. - № 8.

. ЗыбинА.Я. Совершенствование системы налогового администрирования в России // Финансовое право. 2009. - № 4.

. Кувшинов Ю.П. - Камеральные налоговые проверки: понятие, значение, права и обязанности // 2008);

. Кудряшов С.Л. Камеральная налоговая проверка // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, N 22, ноябрь 2007 г.;

. Воробьева А.Ю. Камеральные налоговые проверки: понятие, значение, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов в процессе их проведения // Правовая система Гарант; Герасимова И, Р. Первичные документы и камеральная проверка // Правовая система Гарант;

. Гришин А.И. Камеральные налоговые проверки // Консультант бухгалтера, 2007. N 4. С.128 - 132;

. Исакина Е. H. О проведении камеральных налоговых проверок // Налоговый вестник. 2008. № 1. С.85-88.

. Садчиков М.Н. Практическое значение выявления различий между камеральной и выездной налоговыми проверками // Право и экономика, N10, ноябрь 2010 г. С.80 84.

. Смирнов Е.Е. Проблемы налогообложения в России и пути их решения // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке, N11, ноябрь 2011 г. // Правовая система Гарант.

. Тараканов С.А. Налоговый контроль: истребование необходимых документов и информации // Российский налоговый курьер, N 10, май 2011 г. С.44-45.

. Титов A. C. Понятие, сущность и основные направления развития налоговой политики Российской Федерации

. Титова Г. Привлечение организаций к налоговой ответственности // Финансовая газета. Региональный выпуск, N 31, август 2012 г. С.12

. Тулубенский Е.А. Налоговые проверки: опыт и перспективы правового регулирования // Арбитражные споры. 2010. N 1 (33). С.226 - 229

. Шилкина В. Камеральная проверка // Практическая бухгалтерия. N 6.2003. С.15-18.

. Юрген Н.В. Камеральные проверки по: оформление результатов и взаимодействие налоговых органов и МВД // Налоговая проверка, N 1, январь-февраль 2012 г. // Правовая система Гарант.

Электронные ресурсы

. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Электронный ресурс. URL: свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. - (Дата обращения: 20.02.2010).

. Приказ Министерства финансов РФ от 09.08.05. № 101 н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" Электронный ресурс. URL: http. V/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. - (Дата обращения: 20.02.2010).

. Приказ Министерства финансов РФ от 11.07.05. № 85 н "Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков" Электронный ресурс. URL:, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. - (Дата обращения: 20102.2010).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...