Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Понятие движимых культурных ценностей и




Глава 1. ПОНЯТИЕ ДВИЖИМЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И

МЕТОДЫ ИХ ЗАЩИТЫ

 

§ 1. Понятие культурной ценности

 

1. Обычно в международных соглашениях, в национальном законодательстве и в научной доктрине понятие " культурная ценность" применяется наряду с понятиями " культурное наследие", " культурное достояние".

Понятие " культурное наследие", которое фигурирует в отдельных документах ЮНЕСКО, как правило, соответствует понятию " культурные ценности". Так же как понятие " культурные ценности", оно применяется к недвижимым и к движимым объектам. Предметом настоящей работы является рассмотрение правовых вопросов, касающихся движимых культурных ценностей.

Однако и недвижимые культурные ценности не только в области археологии, но в целом ряде других случаев могут стать объектом международного оборота, иными словами, перейти из категории недвижимых в категорию движимых вещей. Достаточно вспомнить такие классические примеры, как вывоз скульптур Парфенона из Греции в Англию < 1>, продажа фресок < 2> и кража мозаик < 3>.

--------------------------------

< 1> См. § 2 настоящей главы.

< 2> Один из первых судебных споров о фресках рассматривался в швейцарских судах.

< 3> Дело о мозаиках из греческой православной церкви на острове Кипр.

 

Деление вещей на две категории, а именно на недвижимые и движимые, было известно еще в римском праве и в эпоху Средневековья. В отношении движимости применялась известная формула " движимость следует за лицом" (mobilia personam sequuntur). Эти категории приняты в законодательстве большинства стран. В нашей стране с начала 1920-х гг. это деление не признавалось и было восстановлено после длительного перерыва в начале 1990-х гг. Однако первостепенное значение было придано этому делению в ГК РФ.

Культурные ценности и культурное наследие могут состоять из предметов как материального, так и нематериального характера. Так, Рекомендация ЮНЕСКО о сохранении фольклора 1989 г. исходит из того, что фольклор представляет собой неотъемлемую часть культурного наследия и живой культуры.

Понятие " культурная ценность" имеет наиболее широкий характер < 1>. Однако в каждой международной конвенции применяется свое определение, поскольку оно формулируется обычно для целей данной конвенции или данного правового акта (например, рекомендации ЮНЕСКО).

--------------------------------

< 1> См.: Молчанов С. Н. К вопросу о правовом режиме культурных ценностей (опыт универсального подхода) // Охранные археологические исследования на Среднем Урале: Сб. статей. Екатеринбург, 2001. Вып. 4. С. 4 - 13.

 

Точно так же, на что обращалось внимание в литературе, в каждом государстве имеется свое национальное определение этого понятия < 1>. К этому следует добавить, что в одной и той же стране в различных отраслях права могут применяться разные определения.

--------------------------------

< 1> См.: Reichelt G. Internationaler  - rechtliche und kulturpolitische Aspekte. , 1988. S. 12.

 

Впервые определение понятия " культурная ценность" было сформулировано в Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. Включение такого определения в текст Конвенции рассматривается как одно из ее достоинств < 1>. Благодаря данной Конвенции это понятие было введено в международную терминологию. В ст. 1 Конвенции дается следующее определение: " Согласно настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются независимо от их происхождения и владельца:

--------------------------------

< 1> См.: Nahlik S. La protection internationale des biens culturels en cas de conflit  // Rec. des cours. Vol. 120 (1967-II). P. 121.

 

(a) ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

(b) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте (a), такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте (a);

(c) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах (a) и (b), так называемые центры сосредоточения культурных ценностей".

Наряду с Конвенцией 1954 г. широкое определение понятия " культурная ценность" было дано в Рекомендации ЮНЕСКО 1964 г. о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности. С точки зрения этой Рекомендации " культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы".

В этой Рекомендации впервые указывается на деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые.

Предметом регулирования Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. < 1> являются исключительно движимые культурные ценности, причем в ней перечислены 11 категорий таких ценностей (см. ниже). Согласно ст. 1 " для целей настоящей Конвенции культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки" (выделено мной. - М. Б. ) и которые относятся к перечисленным в ней категориям.

--------------------------------

< 1> Содержание этой Конвенции рассматривается в гл. 5.

 

Обратим внимание: в этом международно-правовом документе оговаривается, что значение этого определения для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки отнесено к компетенции государства - участника Конвенции. Отсюда следует, что именно к компетенции каждого государства отнесено и определение перечня категорий культурных ценностей. Как видно из приведенного ниже перечня, за основу принят характер предмета, а не его возраст.

Несомненный интерес для формирования категорий движимых культурных ценностей имеет Рекомендация ЮНЕСКО об охране движимых культурных ценностей, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее 20-й сессии 28 ноября 1978 г. < 1>.

--------------------------------

< 1> О содержании Рекомендации см. в гл. 5.

 

Во-первых, Рекомендация исходит из того, что движимые культурные ценности, характерные для различных культур, являются частью общего достояния человечества, и в силу этого каждое государство несет моральную ответственность за их охрану и сохранение перед всем международным сообществом.

Во-вторых, в Рекомендации дается наиболее широкое определение понятия " движимые культурные ценности". Это определение сочетается с перечнем, который в отличие от перечня Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. не носит исчерпывающего, замкнутого характера.

В-третьих, в этой Рекомендации так же, как и в Конвенции ЮНЕСКО 1970 г., к компетенции каждого государства - члена ЮНЕСКО отнесено составление критериев для определения ценностей, находящихся на его территории, которые должны пользоваться охраной " в силу их археологической, художественной, научной или технической ценности".

Конвенцию ЮНЕСКО 1970 г. в определенной степени дополняет Конвенция УНИДРУА 1995 г., в ст. 2 которой повторяется определение понятия культурных ценностей, сформулированное в Конвенции ЮНЕСКО, а именно: " Для целей настоящей Конвенции культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые представляют значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства или науки и относятся к одной из категорий, перечисленных в приложении < 1> к настоящей Конвенции". Различие по содержанию состоит в том, что в Конвенции УНИДРУА 1995 г. нет выделенных нами в определении ст. 1 Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. слов, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, и т. д.

--------------------------------

< 1> В этом приложении повторен список, приводимый в Конвенции ЮНЕСКО 1970 г.

 

Представление о различиях определения категорий ценностей в Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. и Рекомендации ЮНЕСКО 1978 г. может дать табл. 1.

 

Таблица 1

 

Категории предметов < 1>

 

--------------------------------

< 1> Расположение категорий дается в последовательности, установленной Конвенцией ЮНЕСКО 1970 г.

 

Конвенция ЮНЕСКО 1970 г.       Рекомендация ЮНЕСКО 1978 г.     
1. Редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и   предметы, представляющие интерес   для палеонтологии                  1. Зоологические, ботанические и     геологические образцы               
2. Ценности, касающиеся истории,    включая историю науки и техники,    историю войн и обществ, а также    связанные с жизнью национальных    деятелей, мыслителей, ученых и     артистов и с крупными национальными событиями                          2. Исторические ценности, в том числе связанные с историей естественных    наук и техники, военной и        общественной историей, а также с     жизнью народов и национальных        руководителей, мыслителей, ученых и  деятелей искусства и важными         национальными событиями             
3. Археологические находки (включая обычные и тайные) и археологические открытия                           3. Находки в результате наземных и  подводных археологических            исследований и раскопок             
4. Составные части расчлененных    художественных и исторических      памятников и археологических мест  4. Элементы исторических памятников, подвергшихся расчленению            
5. Старинные предметы более чем    100-летней давности, такие как     надписи, чеканные монеты и печати  5. Предметы древности, такие как     орудия, гончарные изделия, надписи,   монеты, печати, драгоценности, оружие и предметы из погребений, в частности мумии                               
6. Этнологические материалы        6. Антропологические и этнологические материалы                           
7. Художественные ценности, такие  как:                                1) полотна, картины и рисунки      целиком ручной работы на любой     основе и из любых материалов (за   исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки);       2) оригинальные произведения       скульптурного искусства из любых   материалов;                         3) оригинальные гравюры, эстампы и литографии;                         4) оригинальные художественные     подборки и монтажи из любых        материалов                         7. Художественные ценности, такие    как:                                  1) произведения живописи и рисунки   полностью ручной работы на любой     основе и из любых материалов (за     исключением чертежей и промышленных  изделий, украшенных вручную);         2) скульптурные произведения из любых материалов;                           3) оригинальные эстампы, афиши и     фотографии как виды оригинального    творчества;                       4) оригинальные художественные       подборки и монтажи из любых          материалов;                           5) произведения прикладного искусства из таких материалов, как стекло,      керамика, металл, дерево и т. п.      
8. Редкие рукописи и инкунабулы    < 1>, старинные книги, документы и  издания, представляющие особый     интерес (исторический,              художественный, научный,            литературный и т. д. ), отдельно или в коллекциях                       8. Манускрипты и инкунабулы, кодексы, книги, документы или издания,         представляющие особый интерес       
9. Почтовые марки, налоговые и     аналогичные им марки отдельно или  в коллекциях                       9. Предметы, представляющие интерес с точки зрения нумизматики (медали и   монеты) или филателии               
10. Архивы, включая фоно-, фото- и киноархивы                         10. Архивные документы, включая      записи текстов, карты и другие       картографические материалы,           фотографии, кинофильмы, звукозаписи и машиночитаемые документы            
11. Мебель более чем 100-летней    давности и старинные музыкальные   инструменты                        11. Мебель, гобелены, ковры, костюмы и музыкальные инструменты           

 

--------------------------------

< 1> Инкунабула (от лат. incunabula - колыбель) - печатные издания в Европе, вышедшие с момента изобретения книгопечатания (сер. XV в. ) до 1 января 1501 г.

 

В других правовых документах ЮНЕСКО применяется понятие " культурное наследие" < 1>. В качестве основного критерия отнесения культурных ценностей к охраняемым категориям в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 г. < 2> принят критерий " выдающаяся универсальная ценность с точки зрения истории, искусства или науки". Однако  понимается под этим критерием, в Конвенции не уточняется. В какой-то степени толкованию критерия " выдающаяся универсальная ценность" может способствовать содержащееся в преамбуле Конвенции указание на то, что речь идет о сохранении " уникальных и незаменимых ценностей независимо от того, какому народу они принадлежат". Вопрос отнесения ценностей к этим категориям входит в компетенцию государств-участников. Согласно ст. 3 " каждому государству - стороне настоящей Конвенции надлежит определить и разграничить различные ценности, расположенные на его территории... ".

--------------------------------

< 1> См. об этом: Roucounas E. Aspects juridiques de la protection du " patrimoine mondial culturel et naturel" // Revue hellenique de droit international. 1972. N 1 - 4. P. 51.

< 2> Текст Конвенции см.: Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия. М., 2002. С. 70 - 87. Особенностью этой Конвенции является то, что в ней проводится различие между культурным наследием и природным наследием. К культурному наследию отнесены не только памятники, созданные людьми, но и совместные творения человека и природы.

 

В литературе отмечалось, что в современных условиях список охраняемых культурных ценностей все время расширяется < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Siehr K. International Art Trade and the Law // Rec. des cours. Vol. 243 (1993-VI). P. 247.

 

Сравнительное рассмотрение законов многих государств говорит о том, что перечень категорий культурных ценностей в значительной степени совпадает. Однако в то же время имеются и различия, наличие которых отражает исторические особенности, традиции национальных культур, роль, которую в конкретной стране играет охрана культурных ценностей.

При регулировании этих вопросов существенное значение имеет временной фактор: по истечении определенного срока ряд категорий предметов переходит в разряд охраняемых культурных ценностей.

Обращает на себя внимание решение этой проблемы, найденное в одном из новейших законов в этой области - Федеральном законе Швейцарии от 20 июня 2003 г. о международном обороте культурных ценностей < 1>. В этом Законе говорится, что в качестве культурной рассматривается ценность, которая исходя из ее религиозного или светского характера представляет значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства или науки и относится к одной из категорий, предусмотренных ст. 1 Конвенции ЮНЕСКО 1970 г.

--------------------------------

< 1> Bundesblatt. N 25. 1 Juli 2003.

 

Нетрудно заметить, что швейцарский законодатель фактически воспроизвел определение культурных ценностей, данное в ст. 1 Конвенции ЮНЕСКО 1970 г., не повторив при этом сами категории предметов, а отсылая к перечню категорий, предусмотренному ею.

2. В специальной литературе отмечалось, что метод перечисления категорий не может способствовать выработке единого универсального критерия для определения понятия культурной ценности. По мнению Герты Рейхельт, такой критерий может быть найден, если исходить из наличия двух видов культурных ценностей: а) входящих в коммерческий оборот (res commercium); б) исключенных из коммерческого оборота (res extra commercium). Однако подобная классификация может быть осуществлена только в рамках национального правового порядка < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Rechtsfragen des internationalen  / Hrs. R. Dolzer, E. Jayme, R. Mussgnug. Heidelberg, 1994. S. 31 - 32.

 

Деление такого рода было характерно для римского права, которое понимало под res extra commercium (res extra nostrum patrionium) священные ценности, предметы религиозного назначения < 1>. Аналогичное деление было и в Древнем Египте, и в государствах античного периода.

--------------------------------

 

    КонсультантПлюс: примечание. Учебник " Римское частное право" (под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского) включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.  

< 1> См.: Римское частное право: Учебник / Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского. М., 2003. С. 155.

 

В современных условиях повальной коммерциализации деление такого рода признается далеко не во всех государствах < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Siehr K.  als res extra commercium im internationalen Rechtsverkehr // Lebendiges Recht - Von den Sumerern bis zur Gegenwart. Festschrift  Reinhold Trinkner zum 65. Geburtstag. Heidelberg, 1995. S. 703 - 722; см. также: Weber M. Unverkaufnes Kulturgut in nationalen und internationalen Rechtsverkehr. Berlin, 2002; Weidner A.  als res extra commercium im internationalen Sachenrecht. Berlin, 2001.

 

В итальянском праве определенные предметы публичного характера, представляющие особый интерес для общества в целом (domanio publico, patrimonio dello stato, domain public), отличаются от других вещей. В определенном отношении они исключаются из частноправового, коммерческого оборота. К ним относятся собрания (коллекции) культурных ценностей, которые не могут быть разрознены, отдельные предметы, такие как археологические находки, культурные ценности, находящиеся в собственности государства (ст. 822 Гражданского кодекса Италии), провинций, общин (ст. 824 Гражданского кодекса Италии) или других публично-правовых юридических лиц (прежде всего церквей). Культурная ценность, признанная как res extra commercium, не может свободно отчуждаться. К требованиям о возврате таких ценностей не может применяться исковая давность.

В качестве одного из известных итальянских судебных решений по вопросу о действии в Италии норм иностранного права можно привести решение по делу Дануссо, рассмотренному судом в Турине в 1982 г. < 1>. Суть этого дела сводится к следующему. Итальянский гражданин приобрел в Эквадоре артефакты < 2> и привез их в Италию. Эквадорское ведомство охраны культурных ценностей предъявило в Италии иск о возврате этих предметов. Иск был удовлетворен, поскольку по праву Эквадора приобретение таких предметов не признается действительным и поэтому нынешний владелец (ответчик) не приобрел права собственности на предмет.

--------------------------------

< 1> Tribunale di Torino 25 Mar. 1982 Casa della cultura ecuadoriana c. Danusso, Matta e altri.

< 2> Артефакт (от лат. artefakt) - предмет художественного характера, подвергшийся обработке человеком в доисторический период и в период ранней истории.

 

Иной подход типичен для права ФРГ < 1>, которое не знает категории неотчуждаемых движимых вещей. Характерным примером может служить дело о гамбургской городской печати, которая ставилась на документы города Гамбурга еще начиная с 1306 г. В 1944 г. печать вместе с другими историческими ценностями городского архива была вывезена из Гамбурга, и место ее нахождения не было известно. Много лет спустя она всплыла на рынке старья (Trodelmarkt) в Брауншвейге, затем попала в 1986 г. на аукцион, проводимый ответчиком по делу (собственником магазина антиквариата в Кельне). После того, как ответчик представил этот предмет для продажи на ярмарке антиквариата, город Гамбург предъявил иск о возвращении принадлежащей ему городской печати со ссылкой на то, что Свободный Ганзейский город Гамбург (субъект Федерации) является собственником этой печати. Дело рассматривалось в трех инстанциях, но иск удовлетворен не был. В решении по делу Федерального суда от 5 октября 1989 г. было указано, что на основании ч. 2 § 935 Германского гражданского уложения к вещам, которые были отчуждены путем публичных торгов, не применяются ограничения в отношении признания права собственности на украденные вещи, если они приобретены на аукционе добросовестным приобретателем. Другой суд (Административный суд в Кельне) удовлетворил иск города Гамбурга, исходя из того, что городская печать как предмет публично-правового характера служит общественным целям и поэтому не может быть отчуждена путем частноправовой сделки. Это решение не было подтверждено другими судами. Наконец, Федеральный административный суд ФРГ 12 августа 1993 г. не признал права собственности Гамбурга на печать.

--------------------------------

< 1> См.: Mussgnug R. Museums-und Archivgut als " res extra commercium"? // Wiener Symposium 18/19 Oktober 1990. Wien, 1992. S. 141 - 147.

 

В литературе на основе этой судебной баталии был сделан следующий вывод: архивные предметы, а также иные предметы, представляющие исторический или культурный интерес в частном праве, не могут рассматриваться иначе как любые иные движимые вещи < 1>. Для того чтобы ограничить оборот таких ценностей, они должны быть внесены в государственный реестр, но это не означает, что такое действие препятствует отчуждению предмета. Запрещается или ограничивается возможность вывоза предмета, поскольку требуется получение разрешения (абз. 4 ст. 1 германского Закона о защите немецкого культурного достояния от вывоза 1995 г. ) < 2>.

--------------------------------

< 1> См.: Siehr K.  als res extra commercium im internationalen Rechtsverkehr. S. 705 - 706.

< 2> BGBl. 1955. I. 501.

 

Таким образом, несмотря на определенные различия в национальном законодательстве и в практике его применения в различных странах, следует все же прийти к общему выводу о том, что культурная ценность - это особый объект правового регулирования, к которому неприменимы автоматически общие положения о правовом положении движимых вещей.

Если какие-либо отношения по поводу какой-либо вещи не укладываются в традиционные рамки, юристы прибегают обычно к понятию sui generis. В рассматриваемых в настоящей работе отношениях речь идет о культурных ценностях как об объекте sui generis в силу особого характера этого объекта и необходимости обеспечения его особой правовой защиты исходя из значения движимых культурных ценностей для развития и сохранения национальной культуры.

3. На региональном уровне наиболее полное регулирование, в том числе и в отношении классификации культурных ценностей, осуществлено в ЕС. Культурные ценности рассматриваются в документах ЕС в качестве товаров. Поскольку в рамках ЕС осуществляется свободный оборот товаров, ограничения, установленные в отношении культурных ценностей, рассматриваются как исключение из действия этого принципа. С отменой контроля внутри Сообщества возможности контроля за вывозом культурных ценностей из одной страны ЕС в другую были существенно ограничены, что сделало необходимым принятие специального регулирования в форме Постановления ЕЭС от 9 декабря 1992 г. N 3911/92 " О вывозе культурных ценностей" < 1>.

--------------------------------

< 1> ABl. EG. 1992. L 395/1; см. также: Постановление ЕС N 974/2001 // ABl. EG. 2001. N L 137/10. Категории культурных ценностей установлены в приложениях A и B к Постановлению ЕЭС N 3911/92 и 93 и Директиве 93/7/ЕЭС.

 

В преамбуле Постановления сказано, что в приложении к этому Постановлению однозначно определены категории культурных ценностей, которые нуждаются в особой защите при осуществлении торговли с третьими странами, однако за государствами - членами Сообщества остается право устанавливать, какие предметы в смысле ст. 36 Договора о создании ЕЭС могут рассматриваться в качестве национального культурного достояния. В ст. 36 этого Договора (от 25 марта 1957 г. ) говорится, в частности, о национальном культурном достоянии, представляющем художественную, историческую или археологическую ценность.

Для целей данного Постановления в приложении установлены следующие категории культурных ценностей < 1>:

--------------------------------

< 1> В настоящей работе список приводится с некоторыми уточнениями в переводе С. Н. Молчанова (URL: http: //www. patrimony. ru). См.: OJ EG. 1992. N L 395. На нем. яз.: ABl. EG. 1992. N L 395. P. 1. Постановление было дополнено Директивой 2469/96/EC от 16 декабря 1996 г. (1996. N L 335. P. 9). Текст на англ. яз. см. также: Int. J. of Cultural Property. 1997. Vol. 6. N 2. P. 379 - 386.

 

1) археологические предметы из раскопов и археологических раскопок на земле или под водой, археологических достопримечательных мест, археологических коллекций;

2) составные части памятников искусства и архитектуры или религиозных памятников, которые образовались в результате их разделения;

3) картины и полотна, которые не подпадают под категории 3a или 4 < 1>, изготовленные из любого материала и на любом носителе, полностью ручной работы (которые не принадлежат их авторам);

--------------------------------

< 1> В ред. Директивы ЕС 2469/96 от 16 декабря 1996 г.

 

3a) акварели, гуаши и пастели на любом носителе, полностью ручной работы (которые не принадлежат их авторам) < 1>;

--------------------------------

< 1> В ред. Директивы ЕС 2469/96.

 

4) мозаики, которые не подпадают под категории 1 или 2, из любого материала полностью ручной работы и рисунки из любого материала и на любом носителе полностью ручной работы (которые принадлежат их авторам);

5) оригинальные гравюры, офорты, оттиски, литографии и литографические матрицы, а также оригинальные плакаты (которые не принадлежат их авторам);

6) не подпадающие под категорию 1 оригинальные произведения скульптуры и копии, которые изготовлены таким же образом, как и оригинал (которые не принадлежат их авторам);

7) фотографии, фильмы и относящиеся к ним негативы (которые не принадлежат их авторам);

8) инкунабулы и рукописи, включая географические карты и партитуры, как отдельные экземпляры или коллекции (которые не принадлежат их авторам);

9) книги как отдельные экземпляры или коллекции;

10) напечатанные географические карты;

11) архивы любого рода с архивными данными на любых носителях;

12) a) коллекции (в смысле решения Суда ЕЭС по делу 252/84: " Коллекционные предметы в смысле тарифной классификации 97. 05 Закона о таможенном тарифе - предметы, которые подходят для того, чтобы быть включенными в коллекцию, то есть предметы, которые встречаются сравнительно редко, используются, как правило, не по своей первоначальной цели использования, являются предметом специальной торговли вне обычной торговли аналогичными предметами потребления и обладают высокой стоимостью" ) и отдельные экземпляры из зоологических, ботанических, минералогических или анатомических собраний;

b) коллекции (в смысле решения Суда ЕЭС по делу 252/84: " Коллекционные предметы в смысле тарифной классификации 97. 05 Закона о таможенном тарифе - предметы, которые подходят для того, чтобы быть включенными в коллекцию, то есть предметы, которые встречаются сравнительно редко, используются, как правило, не по своей первоначальной цели использования, являются предметом специальной торговли вне обычной торговли аналогичными предметами потребления и обладают высокой стоимостью" ), обладающие исторической, палеонтологической, этнографической или нумизматической ценностью;

13) транспортные средства;

14) прочие антикварные вещи, которые не подпадают под перечисленные выше категории:

a) антикварные вещи давностью от 50 до 100 лет:

игрушки, игры; предметы из стекла; ювелирные работы; мебель и предметы обстановки; оптические, фотографические и кинематографические инструменты; музыкальные инструменты; часы; различные виды часов и частей к ним; товары из дерева; керамические изделия; гобелены; ковры; обои; оружие;

b) антикварные вещи давностью более 100 лет.

Особенности критериев, согласно которым предметы относят к культурным ценностям в нормативных актах ЕС, наглядно показаны в табл. 2 < 1>.

--------------------------------

< 1> Таблица предложена К. Зиром в лекции для слушателей Академии международного права в Гааге (см.: Siehr K. International Art Trade and the Law. P. 228).

 

Таблица 2

 

Критерии культурной ценности предметов

 

Критерий  Независимо от     стоимости  Стоимость  более     15 тыс. евро Стоимость   более 50    50 тыс. евро  Стоимость   более      150 тыс. евро
Сроки       давности    и возраст не установлены -      -       Коллекции < *>, представляющие исторический   палеонтологи-  ческий,         этнографический или            нумизматический интерес          -      
более       50 лет < **> архивы,       инкунабулы,   рукописи     мозаики,       рисунки,       гравюры,       оттиски и т. д. фотографии    скульптуры     и копии < ***>   картины        и полотна     
более 75    лет         -        -      транспортные   средства         -      
более       100 лет     археологи-   ческие       предметы,     части        памятников     -      книги            -      
более       200 лет     напечатанные карты          -        -         -      

 

--------------------------------

< *> Коллекции в соответствии с решением Суда ЕЭС по делу 252/84 (см. выше п. 12a).

< **> Исключая архивы и другие носители.

< ***> Антикварные вещи согласно категории 14, не подпадающие под категории 1 - 13.

 

Таким образом, приведенные категории должны подпадать под определенные стоимостные группы, которые предусмотрены в Директиве ЕЭС < 1>.

--------------------------------

< 1> В первоначальном списке стоимость была определена в экю, а затем в соответствии со ст. 2 Постановления ЕС N 1103/97 заменена такой же стоимостью в евро. В первоначальном списке был применен термин " группы ценности 0 (ноль)". Это создавало впечатление, что культурные ценности этой группы вообще не имеют ценности, что вводило в заблуждение. Поэтому по предложению комиссии объекты этих категорий были обозначены словами " независимо от стоимости" (без лимита стоимости) (преамбула, абз. 4 и ст. 1 были изменены Постановлением ЕС N 974/2001).

 

В отношении вывоза в третьи страны (члены ЕС) всех предметов, которые относятся к этим категориям, требуется получение разрешения на экспорт (подробнее см. в гл. 6). Нормативные акты, принятые в ЕС, имеют значение не только для государств, уже входящих в ЕС, или для стран, меняющих свое законодательство в связи с предстоящим вхождением в состав ЕС, но и для других государств, в том числе и для России, поскольку отражают современное развитие правового регулирования в этой области.

Рассмотренные определения в отношении понятия культурных ценностей и категорий этих ценностей позволяют сделать некоторые выводы общего характера.

Во-первых, ценности должны быть, как правило, результатом творческой деятельности человека < 1>.

--------------------------------

< 1> В научной литературе обращалось внимание на то, что даже в отношении отдельных экземпляров из области флоры и фауны, минералогии, анатомии обычно речь идет о препарировании обработанных человеком предметов, поэтому не следует рассматривать их в качестве " чистых" природных объектов (см.:  Internationale Standards im  und ihre Bedeutung  das Sach- und Kollisionsrecht. Berlin, 1996. S. 142).

 

Во-вторых, для того чтобы соответствующие предметы были отнесены к культурным ценностям, они должны иметь определенное историческое, художественное или научное значение.

В-третьих, установлен временной критерий. Ценности в большинстве категорий должны быть созданы более чем 100 (50) лет тому назад.

В-четвертых, в отдельных правовых актах установлен стоимостной критерий. Этот критерий подвергается наибольшим сомнениям < 1>.

--------------------------------

< 1> В ряде государств, например в Австрии, этот критерий применяется при решении вопроса о выдаче разрешения на вывоз (см.: Spaun S. Der Herausgabeanspruch bei Diebstahl oder illegalen Export von. Frankfurt am Main, 2003. S. 53).

 

Главный недостаток этого критерия состоит в его непредсказуемости. В торговле антиквариатом, например, он может быть применен только после того, как определенная вещь будет продана на аукционе; как показывает практика, материальная ценность (продажная цена) постоянно меняется < 1>.

--------------------------------

< 1> См. об этом в гл. 12.

 

4. Философское понятие " культурные ценности" включает в себя как материальные объекты, так и продукты духовной деятельности < 1>. Иным является подход к культурным ценностям с юридической точки зрения. В праве и юридической науке культурными ценностями признаются лишь материальные ценности культуры. Это не значит, что духовные ценности не охватываются сферой правового регулирования. Они регулируются, но в ином плане - качестве произведений искусства или литературы, науки или техники. Например, никто не оспаривает, что картина " Танец" была создана французским художником Анри Матиссом. Художник, нарисовавший картину и впоследствии продавший ее известному российскому меценату и собирателю картин С. И. Щукину, сохраняет авторские права на нее. Авторское право на нее в течение соответствующего срока принадлежит художнику и его наследникам. Но сама картина " Танец" как вещь принадлежит в настоящее время собственнику - Российскому государству, хотя наследники Матисса пытались оспорить это право в судах Франции, США и Италии (см. об этом в § 2 гл. 4, § 2 гл. 11).

--------------------------------

< 1> См.: Сергеев А. П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. Л., 1990. С. 16.

 

Таким образом, правовое понятие " культурные ценности" охватывает лишь материальные объекты (вещи, имущество) < 1>.

--------------------------------

< 1> Там же. С. 18 - 19.

 

Нематериальные ценности культуры охраняются правом в иных юридических формах (путем применения норм авторского права, патентного права и т. п. ). В отношении этих объектов применяется термин " интеллектуальная собственность", но это не означает, что речь идет о собственности на материальные предметы.

Таким образом, право собственности и другие вещные права отличаются от исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности) < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд. М., 2000; Мэггс П. Б., Сергеев А. П. Интеллектуальная собственность. М., 2000; Schack H. Kunst und Recht: bildene Kunst, Architektur, Design und Fotografie im deutschen und internationalen Recht. , 2004.

 

В. А. Дозорцев отмечал, что для определенных объектов интеллектуальной собственности приоритетное значение имеет форма, в частности произведений изобразительного искусства. Опыт человечества, писал он, показывает, что повторное создание такого же произведения независимо от первоначального

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...