Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 2. Приобретение права собственности




§ 2. Приобретение права собственности

на культурные ценности

 

В гражданском праве обычно проводится различие между первоначальными и производными способами приобретения права собственности. Одним из основных первоначальных способов возникновения права собственности является создание новой вещи. Применительно к культурным ценностям в случае создания художником или скульптором картины или статуи первоначально сам автор произведения становится собственником картины или скульптуры как вещи, затем у него сохраняется авторское право на произведение, а картина или скульптура может перейти к другому лицу, которое станет ее собственником на основе такого производного способа, как договор купли-продажи или дарения, а также в порядке наследования. К первоначальным способам возникновения права собственности согласно положениям ГК РФ относится обнаружение клада, однако в случае, если он содержит вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность.

Традиционным первоначальным способом приобретения права собственности, возникшим еще в римском праве и известным всем правовым системам, является приобретение права собственности на основе так называемой приобретательной давности < 1>. В СССР в отличие от законодательства других стран не существовало института приобретательной давности. Впервые он был установлен в России Законом РСФСР о собственности, введенным в действие с 1 января 1991 г. Затем этот институт стал регулироваться ст. 234 ГК РФ (часть первая). В соответствии с этой статьей гражданин или юридическое лицо должны владеть имуществом добросовестно, открыто и непрерывно в течение пяти лет, после чего они приобретают право собственности на это имущество.

--------------------------------

 

    КонсультантПлюс: примечание. Учебник " Римское частное право" (под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского) включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.  

< 1> См.: Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. О. Н. Садиков. С. 441; Римское частное право: Учебник / Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского. С. 194 - 196.

 

В российской правовой литературе в качестве примера необходимости открытого владения чужим имуществом приводится соответствующее положение Постановления Конституционного Суда от 20 июля 1999 г. по делу о проверке конституционности Закона 1998 г. Конституционный Суд РФ признал, что в отношении имущества, которое не перешло в собственность Российской Федерации на основе компенсаторной реституции, действуют общие правовые нормы о защите права собственности.

В п. 7 Постановления говорится, что обязательным условием приобретения права собственности на бесхозяйные вещи по приобретательной давности является добросовестное открытое владение, без которого не могут быть гарантированы законные права и интересы собственника. Между тем находящиеся на территории РФ многие культурные ценности, в том числе и такие, государственная принадлежность которых не установлена, как правило, находились в закрытых фондах музеев и других учреждений культуры, что не отвечает требованиям закона о добросовестном открытом владении для приобретения права собственности на бесхозяйные вещи.

Первоначальный способ возникновения права собственности у какого-либо лица не связан с правом другого лица на это имущество. При производном способе права и обязанности нового собственника производны от прав и обязанностей прежнего собственника < 1>.

--------------------------------

 

    КонсультантПлюс: примечание. Учебник " Российское гражданское право: В 2 т. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права" (том 1) (отв. ред. Е. А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).  

< 1> См.: Черепахин Б. Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву. М., 1962; Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е. А. Суханов. Т. 1. С. 493; Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Т. 1. С. 352.

 

Еще в римском праве действовал принцип, согласно которому " никто не может перенести на другого больше прав, чем имел бы сам" (nemo plus juris ad alium transferre potest quam ibse habet) < 1>.

 

    КонсультантПлюс: примечание. Учебник " Римское частное право" (под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского) включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.  

--------------------------------

< 1> См.: Римское частное право: Учебник / Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского. С. 186.

 

Применительно к культурным ценностям к первоначальным способам возникновения права собственности относят обычно следующие: 1) создание новой вещи; 2) приобретение собственности на бесхозяйные вещи, под которыми понимаются вещи, не имеющие собственника, или вещи, от которых собственник отказался (в частности, так возникает право собственности на клады); 3) приобретение права собственности на результаты археологических раскопок (см. об этом в гл. 1); 4) приобретение права собственности по давности владения, в силу так называемой приобретательной давности; 5) приобретение права собственности в результате национализации.

Последним двум способам следует уделить особое внимание. В отношении приобретательной давности в литературе отмечается, что она относится к первоначальным способам приобретения права собственности, независимо от того, какой критерий был положен в основу разграничения первоначальных и производных способов: воли или правопреемства. Право собственности на стороне давностного владельца возникает помимо воли и независимо от прав предшествующего собственника < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. 2-е изд. Общим категориям и прежде всего понятию добросовестного приобретения посвящена ст. 234 ГК РФ. Специально о приобретательной давности в отношении культурных ценностей говорится в ст. 43 Закона 1993 г.

 

Что касается национализации культурных ценностей, то в нашей стране национализация происходила в 1918 - 1920 и в 1940 - 1941 гг. Первоначально национализация проводилась в отношении отдельных наиболее ценных культурных объектов (музеев, галерей) < 1>, а также произведений искусства, собранных такими известными меценатами и коллекционерами, как С. И. Щукин, И. А. Морозов, И. С. Остроухов и др. < 2>.

--------------------------------

< 1> См.: Декрет СНК РСФСР от 3 июня 1918 г. " О национализации Третьяковской галереи" // Декреты советской власти. М., 1959. Т. 2. С. 369 - 398. Согласно этому Декрету Московская городская художественная галерея была объявлена государственной собственностью.

< 2> См.: Декрет от 28 октября 1918 г. // Декреты советской власти. М., 1959. Т. 1. С. 851.

 

Под термином " национализация" понимается огосударствление, т. е. изъятие, имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. В результате национализации в собственность государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики. Национализацию как общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений следует отличать от экспроприации как меры по изъятию отдельных объектов в собственность государства и от конфискации как меры наказания индивидуального порядка.

Характер национализации зависит от того, кем и в каких целях она осуществляется. В 1917 - 1920 гг. Советским государством проводилась национализация земли, банков, промышленных и торговых предприятий, частных коллекций. Национализация в СССР происходила без какой-либо компенсации. Эти общие положения применяются в отношении национализированного имущества независимо от характера объектов, т. е. не может создаваться специальный режим для такой категории, как культурные ценности < 1>.

--------------------------------

< 1> Этот подход получил признание в ряде решений судов европейских государств еще в конце 20-х гг. XX в. (например, в решении английского суда по иску Ольги Палей (Princess Olga Paley v. Weisz (1929). King's of Bench Division 718 (1929). The all England Law Reports 513).

 

Следует обратить внимание на то, что в последние десятилетия Правительством нашей страны были заключены Соглашения о взаимной защите инвестиций с Правительствами Великобритании, ФРГ, Франции, Финляндии и других стран. В этих Соглашениях предусматривается, что при национализации иностранных капиталовложений, проведенной в случаях, когда этого требуют государственные или общественные интересы, будет выплачиваться компенсация. Она должна выплачиваться без необоснованной задержки, быть конвертируемой и свободно переводимой с территории одной страны на территорию другой.

Таким образом, Советский Союз, а затем Россия и другие страны СНГ признали в заключенных ими соглашениях принцип быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Естественно, что такое признание принципа компенсации не имеет обратной силы и не может быть распространено на национализацию, проведенную в нашей стране в период до заключения этих соглашений.

В решении французского суда от 16 июня 1993 г. по искам И. Щукиной и И. Коновалова к Российской Федерации, Государственному Эрмитажу и Музею им. А. С. Пушкина суд признал, что акт национализации - это акт государственной власти. И особенно важно, что факт проведения национализации без компенсации собственности не меняет природы акта национализации как акта осуществления суверенитета государства со всеми вытекающими отсюда последствиями (см. об этом в гл. 11).

Несколько иной подход по сравнению с иском дочери С. И. Щукина проявил его внук Андре-Марк Делок-Фурко, потребовавший в связи с выставкой картин французских художников в декабре 2002 г. в Хьюстоне из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина компенсацию за проведение экспозиции, так как, по его мнению, он является собственником некоторых работ, в частности картины " Пьеро и Арлекин" кисти Поля Сезанна. Аналогичный иск предъявлялся им и в июле 2003 г. в связи с выставкой в Лос-Анджелесе. Подробнее на этом деле мы остановимся в гл. 11. Здесь же отметим лишь, что в отношении культурных ценностей, национализированных после Октябрьской революции 1917 г., администрация США придерживается политики, разработанной еще при Президенте У. Дж. Клинтоне. " Невозможно переделать омлет, приготовленный в 1917 - 1918 годах", - заявил в декабре 2002 г. в связи с претензией внука С. И. Щукина Стюарт Айзенштайн, бывший заместитель госсекретаря США, курировавший при Клинтоне вопросы возвращения культурных ценностей < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Итоги. 2002. 24 дек. С. 26.

 

Как известно, Россия не пошла по пути Чехии или стран Балтии и не ввела возвращение собственникам национализированного имущества в натуре либо компенсацию за это имущество, в том числе и в отношении культурных ценностей. Такой путь, как совершенно правильно отмечал А. Л. Маковский, означал бы " практически еще одну революцию, еще один передел собственности. С 1917 г. сменились по меньшей мере четыре поколения в нашей стране. Добавьте к этому войну, репрессии, миграцию населения, распад Союза. И теперь попробуйте восстановить то, что было до 1917 г. Это будет страшно. Давно зарубцевавшиеся раны мы заменим свежими, враждой, ненавистью" < 1>. К этим словам трудно что-либо добавить.

--------------------------------

< 1> Маковский А. Л. Проблемы реституции и добросовестного приобретения культурных ценностей // Трудная судьба культурных ценностей. Берлин; М., 2002. С. 315.

 

В отличие от национализации действующее гражданское законодательство (ГК РФ) предусматривает обращение в государственную собственность имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц, на основании закона и только при условии возмещения собственнику стоимости этого имущества и других убытков. Согласно ст. 35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3).

Особо важное значение в отношении культурных ценностей имеют производные способы возникновения права собственности: 1) по договору купли-продажи; 2) по договору дарения; 3) в порядке наследования.

К производным способам, имеющим значение для международного оборота культурных ценностей, следует также отнести: продажу с публичных торгов бесхозяйственно содержимого имущества, выкуп культурных ценностей государством.

Согласно ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Это самое общее определение < 1>.

--------------------------------

< 1> О международной купле-продаже см.: Розенберг М. Г. Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключения. Разрешение споров. 4-е изд. М., 2003.

 

Купля-продажа культурных ценностей отличается от обычной купли-продажи (см. об этом в гл. 12). Особой формой, специфической именно для данной области, является продажа на аукционах.

С юридической точки зрения дарение - это договор, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность (ст. 572 ГК РФ). Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвования могут делаться, в частности, фондам, музеям и другим учреждениям культуры.

К договорам дарения с участием иностранных лиц или осложненным иностранным элементом согласно ст. 1211 ГК РФ применяется право страны, где находится место жительства или основное место деятельности дарителя. Дарение - один из старейших договоров в области гражданского права. Оно было известно как одно из оснований возникновения права собственности еще в римском праве периода республики (V - I вв. до н. э. ) < 1>.

 

    КонсультантПлюс: примечание. Учебник " Римское частное право" (под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского) включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.  

--------------------------------

< 1> См.: Римское частное право: Учебник / Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского. С. 499 - 501.

 

Главный принцип этого договора - его безвозмездность < 1>. Главная обязанность дарителя - передача дара. В международной практике принято одаривание лидеров иностранных государств, но такое дарение, хотя и выходит за рамки гражданского права, не может совершаться в нарушение положений внутреннего законодательства любого государства, устанавливающего особый порядок перемещения культурных ценностей в другую страну < 2>.

--------------------------------

< 1> О дарении см.: Гражданское право: Учебник / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. Т. 1. С. 112.

< 2> В качестве примера такого запрета можно привести введение моратория в отношении передачи культурных ценностей, перемещенных в результате Второй мировой войны в СССР. См.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 19. Ст. 1721. См. об этом в гл. 9.

 

Глубокие изменения, произошедшие в 1990-е гг. в нашей стране, переход к открытому обществу, дальнейшее развитие международного культурного сотрудничества - эти и другие факторы привели к тому, что участились случаи поступления ценных даров из-за рубежа < 1>. Далеко не последнюю роль в этом процессе возвращения культурных ценностей на их историческую родину сыграло изменение отношения так называемого русского зарубежья к культурному наследию России. Приведем в настоящей работе лишь несколько ярких примеров такого рода < 2>. В 1988 г. в Петродворце был открыт Музей семьи Бенуа, в экспозиции которого широко представлены экспонаты, поступившие туда, как сообщалось в печати, буквально со всех концов света. В Москве был открыт Музей личных коллекций, в котором экспонируются произведения живописи, переданные коллекционерами в дар Советскому фонду культуры.

--------------------------------

< 1> См.: Сергеев А. П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. С. 142 - 143.

< 2> См.: Поздняк Т. В старом " Фрейлинском доме" // Ленинградская правда. 1988. 28 сент.

 

Ценности передаются государству (в лице Министерства культуры РФ), фондам культуры (сначала Советскому фонду культуры, а затем Российскому), Русской православной церкви, непосредственно российским музеям. В Государственную Третьяковскую галерею был возвращен рисунок " Музыканты" Ивана Прянишникова, который перед началом Второй мировой войны временно был передан в Воронцовский дворец в Алуште, откуда он пропал во время войны.

В 2000 г. были возвращены предметы, связанные с историей русского императорского флота и судьбами моряков, попавших в эмиграцию в 20-е гг. XX в. Образцы обмундирования, судовые журналы, мемуары почти полвека собирал Исторический музей общества " Родина" города Лейквуда (штат Нью-Джерси, США). Американский музей передал все это Центральному музею вооруженных сил в Москве безвозмездно с единственным условием - открыть публике.

За несколько лет в музеи, библиотеки, архивы поступило более 70 тыс. предметов, разными путями возвращенных из-за границы < 1>. Из США был возвращен находившийся там долгие годы Смоленский архив, похищенный немецко-фашистскими захватчиками в годы Второй мировой войны из обкома ВКП(б) в Смоленске.

--------------------------------

< 1> См.: Маркина Т. Полтонны сокровищ вернули в Россию // Коммерсантъ. 2000. 6 сент.

 

В августе 2003 г. в Эрмитаже состоялась церемония передачи историко-художественных ценностей, возвращенных в Россию только в мае - июле 2003 г. Музею-заповеднику " Царское село" были переданы три украденные немецким офицером акварели Михая Зичи и Генриха Кумминга, Русскому музею - также утраченный в годы войны " Портрет великой княгини Александры Федоровны" Федора Богневского (1796), а Эрмитажу - вывезенное из Киева белыми офицерами георгиевское знамя лейб-гвардии гренадерского полка российской императорской армии.

 


{" Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты: Монография" (2-е издание, переработанное и дополненное) (Богуславский М. М. ) (" Норма", " Инфра-М", 2012) {КонсультантПлюс}}

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...