Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 2. Археологические находки как специфическая категория




§ 2. Археологические находки как специфическая категория

культурных ценностей

 

Общепризнано, что к движимым культурным ценностям относятся археологические находки.

Археологические находки обладают особой спецификой с различных точек зрения. Во-первых, потому что это были первые культурные ценности, которые нуждались в охране. Во-вторых, потому что происхождение одних из них известно, других - остается до сих пор неизвестным < 1>. В-третьих, потому что хотя археологические открытия имеют наибольшее значение для государств, на территории которых они были сделаны, тем не менее, как говорится в одной из Рекомендаций ЮНЕСКО, они обогащают все человечество в целом < 2>. Эти раскопки не только осуществляются с помощью других государств, но сохраняются и становятся известными широкому кругу людей именно потому, что находятся в музеях других стран.

--------------------------------

< 1> См.: Siehr K. International Art Trade and the Law. P. 242.

< 2> См.: Рекомендация, определяющая принципы международной регламентации археологических раскопок от 5 декабря 1956 г. // Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия. М., 2002. С. 115.

 

Внутреннее законодательство о культурных ценностях прежде всего создавалось и развивалось в странах, богатых археологическими памятниками. Так было в Италии и Греции, Иране и Турции, Египте и Сирии. Именно эти страны были озабочены обеспечением охраны археологических памятников.

Все это легко объяснимо. Достаточно вспомнить археологические планы Наполеона во время кампании в Египте, раскопки немецких археологов в Трое, Олимпии и Пергамоне, англичан в Спарте, американцев в Коринфе. Английский посол в Турции лорд Элджин в 1801 - 1803 гг., когда Греция находилась под турецким игом, вывез в Англию часть скульптур, украшавших храмы афинского Акрополя, и продал их Британскому музею. Скульптуры были выломаны из стен зданий, при этом разбиты десятки барельефов. Действия Элджина, которые сопровождались разрушением памятников Акрополя, вошли в историю как печальный пример варварского отношения к культурным ценностям. Греция продолжает ставить вопрос о возврате элджиновских мраморных скульптур < 1>.

--------------------------------

< 1> Из многочисленных публикаций по этой проблеме обратим внимание на следующие: Merriman J. H. Thinking about the Elgin Marbles; Critical Essays on Cultural Property. Hague; L.; Boston, 2000; Klair St. W. Lord Elgin and the Marbles. L.; Oxford; N. Y., 1998; Jenkins J. The Elgin Marbles: Questions of Accuracy and Reliability // Int. J. of Cultural Property. 2001. N 1. P. 55 - 69; Stamatoudi I. Legal Grounds for the Return of the Parthenon Marbles // Revue hellenique de droit international. 2002. N 2.

 

Байрон заклеймил Элджина своим гневным стихотворением " Проклятие Минервы", написанным в Афинах. Оскорбленная богиня, обращаясь к поэту, говорит:

Ведь меньше мне

причинили раны

Пожары, войны, варвары,

тираны, -

Грабителей турецких,

готских злей

Пришел грабитель

из земли твоей! < 1>

--------------------------------

< 1> Перевод М. Зенкевича (Байрон Дж. Избр. произведения / Сост. и ред., пер. Р. М. Самарин. М., 1953. С. 72).

 

Греческие скульптуры и иные сокровища искусства увозили многие иностранцы. Некоторые они скупали, другие выкапывали сами.

Немецкий археолог Людвиг Борхардт в 1912 г. среди руин древнего города Ахетатона в Египте обнаружил пролежавший три с половиной тысячи лет в песке бюст Нефертити. Обернув находку серебряной бумагой и покрыв гипсом, он под видом обрубка колонны вывез бесценное произведение древнего искусства в Германию.

Буквально все раскопки в средиземноморских странах, в Иране и Афганистане производились иностранными экспедициями, организованными как государственными, так и частными лицами. История этих раскопок тесно переплетается с борьбой за сохранение культурных ценностей, с историей международных соглашений и национального законодательства в этой области. В Италии первым нормативным актом, запретившим осуществлять раскопки без разрешения и обязавшим собственника земельного участка в течение 24 часов сообщать властям о сделанных находках, был Эдикт кардинала Альдобрандини от 5 октября 1624 г. Подробное регулирование вопросов археологических раскопок содержится в Законе 1909 г.

В Греции Законами от 22 мая 1834 г. и от 24 июля 1899 г. все найденные в стране археологические находки объявлялись собственностью государства, а проведение раскопок - государственной монополией. Согласно Закону 1834 г. все места раскопок были объявлены национальным достоянием. Разрешение на производство раскопок могло даваться и иностранцам, но при условии, что находки поступят в греческие музеи.

По так называемому Олимпийскому договору 1874 г. между Грецией и Германией немецкие археологические экспедиции получили право проводить раскопки в местах Олимпийских игр. По условиям договора археологические находки поступали в собственность Греции. Германии же в течение пяти лет предоставлялось право изготовления копий с найденных предметов (ст. 6). Право на научные публикации принадлежало совместно Германии и Греции (ст. 7). Вопрос о дублетах найденных предметов решался Грецией. На основе этого договора проводились раскопки в 1875 - 1881 гг., причем Германии был передан ряд дублетов.

По договору, заключенному между Грецией и Францией в 1887 г. о раскопках в Дельфах, Франции предоставлялось право только на научное использование результатов раскопок, но не на найденные предметы.

Определенную эволюцию претерпели и условия раскопок знаменитого Пергамона на территории Турции. Раскопки были начаты германскими археологами в 1878 г. Турция предоставила разрешение на проведение раскопок на один год при условии, что 1/3 найденных предметов останется в Турции. Однако при продлении разрешения до конца 1880 г. было предусмотрено, что вообще все находки перейдут в собственность Германии. Затем, когда в 1900 г. раскопки возобновились, было установлено, что, как правило, находки поступают в турецкие музеи и только отдельные предметы будут отправлены в Германию. По Регламенту, принятому в Турции 10 апреля 1907 г., все находки должны были поступать в собственность турецкого государства; за участниками раскопок закреплялось лишь право на научные публикации.

Ряд договоров, заключенных Египтом, предусматривал передачу археологам тех находок, которые в достаточной степени были представлены в музеях страны.

По Регламенту о древностях, принятому в Сирии 26 марта 1926 г., все предметы, найденные в земле, признаются в принципе собственностью государства, однако для отдельных находок предусматривается право преимущественной покупки. Тем самым стало возможным приобретение их для музеев страны, осуществляющей раскопки. Таким образом, постепенно шел процесс перехода от принципа свободного производства раскопок иностранцами и признания за ними права собственности на находки к системе ограничений и разрешений, а затем и к утверждению полного и неотъемлемого права собственности государства на культурные ценности, находящиеся на его территории. Эта тенденция нашла отражение и в документах многостороннего характера.

Первым документом такого рода были Рекомендации международной конференции по раскопкам, проходившей в марте 1937 г. в Каире.

Наиболее существенным положением принятых на конференции принципов было то, что найденные в ходе раскопок объекты предназначались прежде всего для комплектования коллекций в музеях страны, где производятся раскопки. Иностранным участникам раскопок находки могли предоставляться только в том случае, если подобные предметы уже имелись в национальных музеях (§ 13 Рекомендаций). Следует обратить внимание на то, что предметы, передаваемые иностранным археологам, должны были помещаться ими в публичные коллекции. Тем самым обеспечивалась доступность их для всеобщего изучения. В противном случае такие предметы подлежали возврату в страну происхождения. Рекомендации признавали в то же время право участников раскопок на научное использование находок < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Revue de droit international et de legislation comparee. 1937. N 4.

 

Таким образом, каирские рекомендации исходили из того принципа, что археологические находки неразрывно связаны со страной происхождения. В основу этого принципа положены интересы истории, искусства и культуры страны происхождения.

После окончания Второй мировой войны была возобновлена разработка международных принципов проведения археологических раскопок. 5 декабря 1956 г. на 9-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в Нью-Дели была принята Рекомендация ЮНЕСКО, определяющая принципы международной регламентации археологических раскопок < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия. С. 115 - 125.

 

Понятие " археологические раскопки" относится ко всем поискам археологических остатков, независимо от того, проводятся ли эти поиски в процессе земляных работ, путем систематического обследования поверхности или же во время обследования дна или надпочвенных слоев внутренних или территориальных вод.

Положения Рекомендации касаются всех вещественных остатков, имеющих какое-либо историческое или художественное значение, причем за каждым государством - членом ЮНЕСКО остается право определять общественное значение находящихся на его территории остатков на основе им самим установленных критериев. Предусматриваемые в Рекомендации правила должны, в частности, применяться к памятникам и предметам старины, представляющим археологический интерес в самом широком смысле этого слова.

В отношении рассматриваемого в настоящей работе вопроса о правовом статусе движимых культурных ценностей, к которым относятся археологические находки, в Рекомендации содержатся следующие правила: "... каждому государству надлежит с точностью определить правила распределения по принадлежности обнаруженных на его территории археологических памятников". При этом следует исходить из следующих принципов.

Во-первых, найденные при раскопках предметы должны передаваться в распоряжение музеев страны, на территории которой ведутся раскопки, для составления полных, характерных для культуры, истории и искусства этой страны коллекций.

Во-вторых, в целях поощрения археологических исследований в распоряжение археологов после опубликования научных результатов их работы могут быть переданы обнаруженные ими при раскопках дублеты, но с условием, что по истечении определенного срока эти предметы будут переданы открытым для посетителей научным центрам. Причем если это условие не будет исполнено или перестанет соблюдаться, то данные предметы подлежат возврату властям стран, на территории которых они обнаружены.

В-третьих, временный вывоз обнаруженных предметов (за исключением предметов хрупких или имеющих особое значение для государств, на территории которых они были найдены) возможен лишь в случаях, когда за неимением надлежащего библиографического и научного оборудования их изучение оказывается невозможным на территории государства, в котором проводятся раскопки, или когда оно затрудняется малодоступностью данного археологического района.

В-четвертых, каждому государству - члену ЮНЕСКО рекомендуется предусматривать передачу, обмен или сдачу на хранение иностранным музеям предметов, не представляющих интереса для его собственных коллекций (п. 23 Рекомендации).

Каждому государству-члену рекомендуется принимать меры по борьбе с незаконно ведущимися раскопками, с повреждением памятников и археологически ценных местностей, а также с недозволенным вывозом найденных при раскопках предметов (п. 29 Рекомендации).

В Рекомендации выражено пожелание, чтобы государства - члены ЮНЕСКО принимали все надлежащие меры для возвращения таких предметов. Государствам-членам рекомендуется заключать двусторонние соглашения для урегулирования вопросов, представляющих общий интерес или могущих возникнуть в связи с проведением в жизнь настоящей Рекомендации.

Несмотря на все принимаемые меры по борьбе с варварскими раскопками частных кладоискателей и незаконным вывозом предметов за пределы страны с целью продажи, эти раскопки продолжаются. И более того, применение новых технических средств наносит существенный ущерб памятникам культуры < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Guintari A. M., Perticarari L. Fundort unbekannt. Raubgrabungen  das archeologische Erbe. , 1993 (пер. с итал. изд. 1986 г. в Милане).

 

Особой категорией археологических культурных ценностей, которая обычно приравнивается к священным ценностям, являются ценности, найденные в древних местах захоронения коренных народов. В США решением суда штата Луизиана было признано, что несколько могил индейцев туника-билоски принадлежат оставшимся в живых членам этого племени. Так был создан прецедент, в соответствии с которым в ряде штатов США были приняты законы об охране могил коренных народов. Затем на федеральном уровне был принят Закон об охране могил коренных жителей Америки и возвращении вывезенных предметов.

На международном уровне (в Конвенции УНИДРУА 1995 г. ) было выражено беспокойство невосполнимым ущербом, причиняемым культурному наследию племенных, местных и других общин, и специально предусмотрено (п. 8 ст. 3), что на требование о реституции священной или имеющей важное значение для общины культурной ценности, принадлежащей племенной или местной общине и используемой в государстве-участнике в ходе традиционных или ритуальных обрядов этой общины, распространяются временные ограничения, применяемые к публичным коллекциям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...