Оценка показателей рентабельности предприятия
Оценка показателей рентабельности предприятия
Еще одним важным пунктом финансового анализа предприятия является оценка его показателей рентабельности. Относительный показатель экономической эффективности. Они комплексно отражают экономическую эффективность использования ресурсов (материальных, трудовых, денежных и др. ) предприятия. Коэффициенты рентабельности, в основном, рассчитываются как отношение прибыли к активам или потокам, которые её формируют. Рентабельность оборотных активов является одним из наиболее значимых показателей прибыльности компании, так как именно они гарантируют непрерывность финансового оборота. Другими словами, это возможность организации обеспечивать удовлетворительный объем прибыли по отношению к величине оборотных средств. Показатель рассчитывается по формуле 2. 20:
РОА = ЧП / ОА, (2. 20)
где РОА – коэффициент рентабельности оборотных активов; ЧП – величина чистой прибыли; ОА – величина оборотных активов.
Рентабельность оборотных активов имеет значительное влияние на процесс производства. Увеличение объемов должно быть целесообразным, а оборотные средства должны использоваться рационально. Именно эти задачи включает в себя обеспечение рентабельности. Чем выше коэффициент, тем эффективнее работает предприятие. Коэффициент рентабельности внеоборотных активов показывает степень эффективности использования долгосрочных фондов предприятия (здания, сооружения и т. д. ). Аналогично предыдущему коэффициенту, данный показатель отражает возможность организации обеспечивать удовлетворительный объем прибыли по отношению к величине внеоборотных средств. Рассчитывается по формуле 2. 21:
РВОА = ЧП / ВОА, (2. 21)
где РВОА – коэффициент рентабельности внеоборотных активов; ВОА – величина внеоборотных активов. Коэффициент рентабельности собственного капитала отражает отношение чи- стой прибыли к собственному капиталу предприятия (формула 2. 22). Он является показателем отдачи и характеризует, эффективность использования вложенного в организацию капитала, причем, только той его части, которая принадлежит собственникам предприятия. РСК = ЧП / СК, (2. 22)
где РСК – коэффициент рентабельности собственного капитала; СК – величина собственного капитала.
Рентабельность авансированного капитала (общая рентабельность активов) – финансовый коэффициент, который характеризует отдачу от использования всех активов организации. Показатель отражает способность предприятия генерировать прибыль, не учитывая структуру его капитала (финансовый рычаг) и эффективность управления активами. В отличие от коэффициента рентабельности собственного капитала, данный показатель учитывает все активы организации, а не только собственные средства. Рассчитывается по формуле 2. 22:
РАК = ЧП / А, (2. 22)
где РАК – коэффициент рентабельности авансированного капитала; А – величина активов. Рентабельность продаж показывает доход компании на каждый заработанный рубль, то есть насколько стоимость товара окупает затраты на процесс производства (формула 2. 25). Рентабельность продаж характеризует способность предприятия контролировать издержки, а также его ценовую политику. Коэффициент рентабельности продаж полезен для экономических прогнозов в условиях ограниченного объема рынка, сдерживающего рост продаж.
РП = ЧП / В, (2. 25) где РП – коэффициент рентабельности продаж. Дать оценку способности вложенного в предприятия капитала приносить доход можно с помощью расчета рентабельности. Показатели рентабельности ООО «ЛУКОЙЛ Урал-нефтепродукт» представлены в таблице 2. 12
Таблица 2. 12 – Показатели рентабельности ООО «ЛУКОЙЛ Уралнефтепродукт»
Из таблицы 2. 12 видно, что рентабельность оборотных активов уменьшилась в 2019 году, а в 2020 году снова увеличилась. Это связано с увеличением доли оборотных активов в структуре баланса предприятия за рассматриваемые периоды.
Таким образом, оценив финансовое состояние предприятия можно выявить сильные и слабые стороны финансовой деятельности предприятия, а также сформулировать решения по внесению изменений в финансовую модель компании. Такая оценка дает возможность не только констатировать улучшение или ухудшение положения предприятия, но и спрогнозировать тенденций роста и стратегического планирования предприятия. Анализ структуры совокупных активов показал, что наибольший удельный вес в балансе приходится на внеоборотные активы. Такая структура является абсолютно нормальной для АЗС. Имущество предприятия на каждую отчетную дату то прирастало, то уменьшалось. Но при сравнении 2018 и 2020 годов, виден ощутимый прирост, что свидетельствует о расширении масштабов хозяйственной деятельности предприятия. Основные средства имеют наиболее значительный вес во внеоборотных активах (и, соответственно, в совокупных активах), а их значение их абсолютного показателя увеличивается, что также свидетельствует о расширении масштабов производства.
Вертикальный и горизонтальный анализ пассивов показал, что основным источником формирования активов предприятия на 2018, 2019 и 2020 года является собственный капитал, причем его удельный вес в структуре пассива баланса увеличивается на каждую рассматриваемую отчетную дату. Увеличение нераспределенной прибыли из периода в период свидетельствует об эффективной работе предприятия. Анализ ликвидности показал, что на все три рассматриваемых периода предприятие не является абсолютно ликвидным, но в то же время оно имеет общую платежеспособность. В 2018, 2019 и 2020 годах предприятие имеет низкую степень финансовой устойчивости, но коэффициенты финансовой зависимости свидетельствуют об автономии предприятия, а также о снижении риска утраты платежеспособности. В 2020 году произошло увеличение продолжительности операционного цикла, снижение оборачиваемости запасов, что повлияло на снижение скорости получения прибыли по сравнению с 2018 и 2019 годом. Но уменьшение оборачиваемости дебиторской задолженности при увеличении оборачиваемости кредиторской задолженности, по сравнению с двумя предыдущими периодами можно охарактеризовать как положительную тенденции.
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ 3. 1. Предложения по совершенствованию на рынке стратегичкого менеджемента ООО «ЛУКОЙЛ»
Суть проекта заключается в следующем: расширить рынок сбыта, путем установки дополнительных резервуаров, в результате чего появится возможность увеличения объема продажи бензина различных марок и дизельного топлива. В рамках данного проекта будет устранена одна из самых часто встречаемых проблем, с которыми сталкиваются владельцы автомобилей. На автозаправочной станции постоянно осуществляется, налив топлива в стационарные емкости. Во время налива топлива, АЗС прекращает свою работу по продаже топлива своим клиентам. Клиенты, которые приезжают на АЗС оказываются разочарованными и по причине спешки вынуждены ехать на другое АЗС, что приводит к потере денежных средств. Для решения данной проблемы устанавливаются дополнительные резервуары, для того чтобы, во время подвоза и налива топлива в резервуары, АЗС не прекращала свою работу по подаче топлива для своих клиентов.
Предприятие для осуществления проекта имеет необходимое оборудование. Продуктами проекта являются: розничная торговля нефтепродуктами. Так как компания планирует увеличение объемов сбыта, то соответственно требуется введение дополнительного оборудования. Основная цель внедряемого проекта – повышение экономической эффективности деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» и увеличение объемов продаж, получение дополнительной прибыли за счет расширения рынков сбыта. Горизонт расчета проекта – 2 года. Источником инвестиций выступает нераспределенная прибыль предприятия, которая по данным бухгалтерского баланса на 2020 год составила – 1 550 921 рубль. Проект является актуальным для предприятия, решает задачи оптимизации ресурсных решений: временных и финансовых, что должно сделать функционирование предприятие более эффективным и рациональным.
3. 2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
Для осуществления проекта предприятие планирует установку резервуаров. Установка дополнительных резервуаров для подачи топлива позволит осуществлять бесперебойную работу автозаправочной станции. Реализация проекта включает в себя следующие этапы: выбор проекта для реализации, разработка проекта, переговоры с поставщиками оборудования, заключение контракта, монтаж оборудования и запуск проекта. Следующим этапом планирования является определение потребности в финансировании на каждом из этапов проекта. Для приема, хранения и выдачи топлива на данной АЗС приняты 2 двустенных двухсекционных резервуара (стальных горизонтальных подземной установки) вместимостью 50 м2 каждый. В каждом резервуаре будет храниться 2 вида топли- ва: Аи–92, Аи–92+; Аи–95, ДТ. Установка резервуаров производится подземно, верхняя отметка корпуса резервуара на глубине 0, 65 м от поверхности островка. Оборудование резервуаров монтируется в металлических колодцах прямоугольной формы с размерами в плане 1000 х 1200 мм, установленных на резервуарах. Корпус колодца приваривается к корпусу резервуара электродуговой сваркой. Для предохранения от коррозии поверхность резервуара и колодцев покрывается антикоррозионной усиленной изоляцией.
В целях предохранения от действия статических электро-зарядов и блуждающих токов резервуары оборудуются специальным заземлением.
Амортизацию будем начислять линейным способом, исходя из полезного срока использования по группам объектов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01. 01. 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Для оборудования срок амортизации составляет 5 года, для газопроводов срок полезного использования составляет 25 лет. Рассчитать норму амортизации линейным способом можно по формуле
НА = 100% / СПИ,
где НА – норма амортизации, СПИ – срок полезного использования оборудования
К постоянным затратам относятся затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды и прочие затраты. После того, как разработан производственный план, разрабатывается маркетинговый план реализации проекта. Для успешного продвижения нового товара необходимо провести ряд марке- тинговых мероприятий, направленных на стимулирование спроса у потребителей. Для продвижения АЗС будут использоваться дорожные рекламные указатели и предупреждения водителей о возможности заправиться. Также будут использо- ваны яркие вывески на дорожных полосах. Будет предложены различные акции и накопительная система скидок, фирменные карты, бонусы.
Далее проведем расчет себестоимости единицы продукции для каждого вида топлива. Ближайшая АЗС конкурирующей организации «Беркут» находится в 2 километрах от ООО «ЛУКОЙЛ Урал-нефтепродукт.
Ассортиментный перечень на АЗС «ЛУКОЙЛ Урал-нефтепродукт» шире, а цены у конкурирующей организации АЗС «Беркут» ниже, кроме ДТ, но качество топлива у ООО «ЛУКОЙЛ Уралнефтепродукт» выше (ЕВРО-5), вместе с тем АЗС расположена ближе, чем АЗС «Беркут», а также более широкий ассортимент.
Используя расчетные данные, полученные в плане маркетинга и данные отчета о финансовых результатах ООО «ЛУКОЙЛ Урал-нефтепродукт» сформируем форму № 2 (отчет о финансовом результате по проекту). Отчет о финансовом результате представим в таблице 5. 9.
Таблица 3. 1 – План прибыли и убытков
Далее составим отчет о движении денежных средств (Cash-flow). Он состоит из трех основных разделов: операционная деятельность, это денежные потоки, приносящие доход от основной деятельности компании; инвестиционная деятельность - расходы на ресурсы, предназначенные для генерирования будущего дохода; финансовая деятельность - денежные потоки, связанные с формированием капитала компании.
Далее проводился анализ и оценка эффективности проекта, который включает в себя несколько этапов: − обоснование ставки дисконтирования; − интегральные показатели эффективности проекта; − анализ чувствительности проекта; − расчет безубыточности; − описательный анализ рисков.
В рамках проекта планируется расширить рынок сбыта и увеличить объем продаж за счет установки дополнительного резервуара, для бесперебойной работы АЗС. Подготовка проекта занимает около 2, 5 месяцев. С апреля 2018 года начинается реализация продукта проекта. Финансирование проекта планируется за счет собственных средств – нераспределенной прибыли. Рассчитанные показатели эффективности проекта говорят о целесообразности реализации данного проекта. Так дисконтированный поток имеет положительную динамику больше нуля. Индекс доходности больше единицы, Внутренняя норма рентабельности составит 59%, простой период окупаемости будет составлять 1 год и 9 месяцев, а дисконтированный 1 год и 11 месяцев. Следовательно, проект принесет прибыль, так как он экономически эффективен. Данный проект может быть рекомендован для реализации.
ЗАΚ ЛЮЧЕНИЕ
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы: PEST- анализ, анализ конкурентных сил (модель М. Портера), SWOT-анализ, горизон- тальный анализ, вертикальный анализ, анализ ликвидности, анализ финансовой устойчивости, анализ деловой активности, анализ чувствительности и безубыточ- ности. При проведении PEST-анализа выяснили, что для предприятия положительное влияние оказывают технологические факторы, так как использование новых технологий позволяет продавать продукцию достаточно высокого качества, по характеристикам не уступающую импортной. Экономические и социальные факторы имеют отрицательную тенденцию в развитии предприятия, так как отмечает рост уровня инфляции, ведущий за собой увеличение цен на ресурсы, а как следствие на продукцию предприятия. Также зафиксировано падение реальных зарплат, это влечет за собой снижение покупательских способностей физических лиц и возможное снижение спроса. Данные факторы также влияют на ценообразование компании, а также на финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. При SWOT-анализе провели качественную оценку угроз и возможностей, сильных и слабых сторон. На основании количественной оценки выяснили, что для предприятия ООО «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» максимально значимой сильной стороной являются: высокое качество продукции и удачное месторасположение. Именно на эти сильные стороны необходимо обратить внимание для дальнейшего успешного развития компании. Достаточно весомыми слабыми сторонами являются факторы, связанны с высокой себестоимостью. Однако не стоит недооценивать существующую угрозу – появление новых АЗС на рынке. Усилия компании должны быть направлены по расположению ближе к потребителю позволит уменьшить транспортные расходы. При осуществлении перечисленных выше мероприятий, использованию гибкой ценовой политики компания позволит нейтраизовать такую угрозу как появления новых АЗС на рынке. Анализ структуры совокупных активов показал, что наибольший удельный вес в структуре приходится на оборотные активы. Это свидетельствует о формирова- нии достаточно мобильной структуры активов, что говорит о достаточно мобиль- ной оборачиваемости средств предприятия. Имущество предприятия на каждую отчетную дату неизменно прирастало. Рост этого показателя заслуживает позитивной оценки, поскольку свидетельствует о расширении масштабов хозяйственной деятельности предприятия. Основные средства имеют наиболее значительный вес во внеоборотных активов (и соответственно, совокупных активов), но значение их уменьшается, что связано с амортизацией основных средств. Доля основных средств в совокупных активах на 2019 год составляла – 2, 2%, а на 2020 год – 1, 9%. За период 2019 года доля запасов в структуре активов увеличилась на 1%, за 2020 год составили – (-0, 9%). Вертикальный и горизонтальный анализ пассивов показал, что основным источ- ником формирования совокупных активов предприятия на 2018, 2019 и 2020 года являются долгосрочные и краткосрочные обязательства, они имеют равную тен- денцию с собственными средствами предприятия, это дает основание говорить о возникновении риска финансовой неустойчивости. Увеличение нераспределенной прибыли из периода в период является результатом эффективной работы предприятия. Собственный капитал предприятия сформирован из уставного капитала и не- распределенной прибыли, причем уставный капитал абсолютно незначителен. Анализ ликвидности показал, что на все три анализируемых периода предприятие обладает текущей ликвидностью. Значения коэффициента абсолютной ликвидности значительно превышают нормативные значения на все три отчетные даты. Значение коэффициента промежуточной ликвидности, аналогично, не отвечает условиям норматива во всех трех периодах. Превышение значений коэффициентов ликвидности его нормативных значений свидетельствует о нерациональном вложе- нии предприятием своих средств и неэффективном их использовании. Значение ко- эффициента срочной ликвидности соответствует нормативам. Во всех трех анализируемых периодах предприятие имеет кризисную финансовую устойчивость. Наличие у предприятия достаточного объема собственных оборотных средств является одним из главных условий его финансовой устойчивости. Во всех трех периодах оно больше заданного значения, что позволяет говорить о удовлетвори- тельной структуре баланса, а предприятие является платежеспособным. Значение коэффициента маневренности на 2018 и 2020 годы попадает в нормативный интервал, что позволяет обеспечить достаточную гибкость в использовании собственного капитала. Анализ финансовых коэффициентов показал, что коэффициент оборачиваемости запасов увеличился. Фондоотдача характеризуется небольшими значениями, как в 2019 году, так и в 2020 году, причем этот показатель увеличивается. Чем выше значение показателя, тем эффективно используются основные фонды. Это означает, что с каждого рубля основных фондов организация получает больше продукции. Иными словами, на каждый рубль выручки предприятие затратило меньше основных средств. Показательным является и прирост рентабельности инвестиций. Показатель рентабельности инвестированного капитала выражает эффективность использования средств, вложенных в развитие данной организации. Его большое значение, а также прирост во треттем периоде, говорит о том, что предприятие эффективно использует свои средства. Все в совокупности позволяет говорить, о том, что предприятие имеет возможность повысить свою экономическую эффективность за счет установки дополнительных резервуаров. Первое место заняло решение о повышении экономической эффективности деятельности ООО «ЛУКОЙЛ–Уралнефтепродукт» за счет установки дополнительных резервуаров. Целесообразность принятия данного решения проанализирована и представлена в четвертом разделе выпускной квалификационной работы. В рамках проекта планируется установка дополнительных резервуаров, что обеспе- чит бесперебойную работу автозаправочной станции. Подготовка проекта займет около 2, 5 месяца, с апреля 2018 года начинается реализация продукта проекта. Финансирование проекта планируется за счет собственных средств – нераспределенной прибыли. Рассчитанные показатели эффективности проекта говорят о целесообразности реализации данного проекта. Так дисконтированный поток имеет положительную динамику больше нуля. Индекс доходности больше единицы, Внутрен- няя норма рентабельности составит 69%, простой период окупаемости будет составлять 2 года, а дисконтированный 2 год и 5 месяцев. Следовательно, проект принесет прибыль, так как он экономически эффективен. Данный проект может быть рекомендован для реализации. Цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
СПИСΟ Κ ИСПΟ ЛЬЗΟ ВАННЫХ ИСТΟ ЧНИΚ Ο В
1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21. 06. 2019 № ВК 599. 2. Преддипломная практика и выпускная квалификационная работа (проект): методические указания / составители: В. Л. Зонов, Е. Ж. Васильев, Л. А. Баев, А. С. Камалова, А. В. Маркина; под ред. Л. А. Баева. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2020. – 98 с. 3. Баев, Л. А. Основы анализа инвестиционных проектов: учебное пособие/ Л. А. Баев. - Челябинск: Каменный пояс, 2019. – 213 с. 5 4. Анализ хозяйственной деятельности. / Под ред. Белобородовой В. А. – М.: Анкил, 2018. – 256 с. 5 5. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений: справочное пособие / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 320 с. 6. Отварухина, Н. С. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 336 с. 7. Попов, С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение – цели – изменения: учебно-практическое пособие / С. А. Попов. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 447 с. 8. Голубков, Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры: учебное пособие / Е. П. Голубков. – М.: Дело, 2019. – 687 с. 6 9. Ефимова, О. В. Как анализировать финансовое положение предприятия: учебное пособие / О. В. Ефимова. – М.: Интел-Синтез, 2020. – 127 с. 6 10. Беленький П. Е. Управление техническим и организационным развитием предприятия. – М.: – Техника, 2020. – 412 с. 7 11. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий. / Под ред. Белобородовой В. А. – М.: Анкил, 2020. 12. Официальный сайт предприятия ООО «ЛУКОЙЛ – Уралнефтепродукт». - http: //uralnp. lukoil. ru/ru 13. Вигдорчик М. А. Пути повышения конкурентоспособности предприятий. – М.: Экономика, 2019. – 572 с. 16 14. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 500 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|