Cравнительный анализ интимно-семейного и профессионального самоопределения
Пряжников Н.С., докт.пед.н., профессор кафедры «Педагогическая психология» Актуальность данного анализа связана с недостаточной изученностью проблемы профессионального самоопределения, особенно в подростковом возрасте, когда ребенок фактически еще проживает в семье своих родителей. Также недостаточно осмысленна роль семьи как в оказании помощи своему самоопределяющемуся ребенку, так и в плане планирования собственных (семейных) перспектив развития. Кроме того, следует отметить глобальность данной проблемы, поскольку фактически в каждой семье, где воспитывается ребенок, один из наиболее важных, сложных и болезненных вопросов связан с тем, кем он будет, когда вырастет, и в плане профессиональном, и в плане личностном. Часто успехи ребенка в будущей карьере являются главной гордостью его родителей, а то и вообще смыслом существования некоторых семей. Есть основания полагать, что и в профессиональном самоопределении, и в плане построения собственно семейных (а шире — и интимных) отношений имеется много общего. Поэтому данный сравнительный анализ мог бы позволить лучше понять как специфику каждого из этих видов самоопределений (профессионального и интимно-личностного), так и их взаимосвязь и взаимозависимость. С самого начала следует уточнить понятия. Профессиональное самоопределение сводится к поиску (и постоянному уточнению в течение всей жизни) личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой трудовой (профессиональной) деятельности. Это ситуация, когда человек не просто что-то делает, производит или зарабатывает деньги, а может ответить для себя на вопрос, зачем он это делает? Не самоопределившийся человек в каком-то смысле напоминает «полезное животное» (или просто «явление природы»), которое не способно осознать смысл своих действий. При этом полезное животное может выполнять довольно сложные и важные функции (например, известно, что и настоящие домашние собаки и кошки могут быть прекрасными «психотерапевтами» и т.п.). Психологический парадокс состоявшегося профессионального самоопределения (когда человек все-таки находит смысл своего действования) заключается в том, что человек может выполнять свою работу даже не очень хорошо, но он при этом все-таки понимает, зачем он работает.
Интимно-семейное самоопределение проявляется в многочисленных выборах: в выборе спутника жизни, в выборе, стиля общения с супругом, в решении вопроса о рождении ребенка, вопроса о стиле его воспитания, о возможном варианте образования ребенка и его дальнейшего трудоустройства и т.п. Самоопределившаяся семья, с одной стороны, для себя пытается найти смысл таких выборов, т.е. ответить на вопрос, для чего все эти хлопоты (для самоутверждения родителей, для блага самого ребенка, следование традиции, конкуренция с другими семьями и т.п.). А с другой стороны, родители (в идеале) должны помочь найти смыслы своему ребенку, точнее — научить его искать эти смыслы самостоятельно. Что касается чисто интимного самоопределения, то не следует забывать, что понятие «интимное» значительно шире собственно эротических (сексуальных) отношений между родителями или разнообразными «друзьями» семьи. В исходном значении «интимное» — это затаенное, скрытное… В данном случае мы используем понятие «интимно-семейное самоопределение», делая акцент на тех затаенных мечтах родителей, которые связываются с будущей карьерой их ребенка. Хотя такие затаенные мечты могут быть связаны и с собственной карьерой, где ребенок является лишь условием очередных карьерных шагов (например, руководство очень недоверчиво относится к подчиненным, не имеющим детей). Затаенные мечты и даже страсти могут быть связаны с ситуациями, когда родители ревнуют своих взрослеющих детей (например, когда дети, продолжая дело своих родителей, достигают больших, чем родители успехов, а это фактически уже карьерное соревнование и т.п.). Интимно-семейное самоопределение, связанное с затаенными мечтами, не всегда в полной мере осознается, поэтому поиск и осознание смысла своих действий очень затруднены. И это порождает особые проблемы, с которыми может столкнуться, например, семейный психотерапевт, пытающийся понять причины неудачных супружеских отношений, или не сложившихся отношений между детьми и их родителями…
Сам сравнительный анализ профессионального и интимно-семейного самоопределения может проводиться в разных аспектах: 1) с точки зрения ценностных ориентаций; 2) с точки зрения самой структуры деятельности выбора профессии и выбора семейного партнера (по целям, средствам, условиям и т.п.); 3) с позиций культурно-исторических традиций как при выборе профессии, так и при планировании семьи (с учетом религиозных, этнических и прочих особенностей); 4) с точки зрения самой динамики (и соответствующих закономерностей) развития интимно-семейных отношений и отношения к своей профессии (это связано с постоянным поиском и уточнением смысла своих действий); 5) с точки зрения удовлетворенности жизнью, где интимно-семейные отношения и профессиональная деятельность являются особыми составляющими жизненного успеха и т.п. В итоге получается, что данная проблема является комплексной и многоаспектной. Понятно, что во всем многообразии эту проблему нам рассмотреть не удастся. А это означает, что необходимо выделить наиболее существенные позиции сравнительного анализа, которые могут стать «ключевыми» для лучшего понимания как профессионального, так и интимно-семейного самоопределения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|