Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Курсовая работа. «IRT-модели: сущность, характеристика, сравнение с классической теорией тестов». Общая характеристика IRT




Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гродненский государственный медицинский университет»

Кафедра медицинской психологии и психотерапии

 

Курсовая работа

«IRT-модели: сущность, характеристика, сравнение с классической теорией тестов»

 

 

Выполнила: студентка 5 курса 2 группы

Медико-психологического факультета

Чистюхин Павел Андреевич

 

Руководитель: д. м. н., зав. каф.

Луговская А. А.

 

 

Гродно, 2022

Общая характеристика IRT

Согласно Б. Риив IRT представляет собой группу моделей, описывающих связь между ответом испытуемого на диагностический пункт и латентным конструктом. Математически латентная переменная выражается греческим символом «тета» (0). Латентная переменная является непрерывным одномерным конструктом, который объясняет дисперсию ответов испытуемых на пункт. Испытуемые, которые обладают высоким уровнем 0, имеют высокую вероятность ключевого ответа на пункт. Испытуемые, у которых низкая выраженность 0, имеют низкую вероятность предоставления ключевого ответа.

По другим преставлениям С. Эмбретсон и С. Рейз, IRT - строгий метод моделирования, поскольку в основу модели заложены строгие положения. Цель данного подхода — оценка взаимодействия испытуемого и конкретного пункта методики. Паттерн ответов испытуемого на определенный набор пунктов является основой оценивания выраженности конструкта.

В основе представления исходных данных в IRT-моделях лежит базовая матрица данных, которая содержит паттерны ответов и вероятности их появления среди испытуемых при каждом значении суммарной оценки по тесту. Данную матрицу можно представить в двух вариантах: таблица и график регрессии. На вертикальной оси откладываются вероятности появления паттернов, а на горизонтальной - тестовые оценки. Таким образом, в этой матрице сразу наглядно определяется такой параметр, как трудность пунктов.

Выделяются легкие и трудные пункты. Легкие пункты имеют большие вероятности при еще невысоких тестовых оценках. Вероятности паттернов имеют нелинейную связь с общей оценкой. Поэтому регрессионная кривая имеет S-образную форму. Характеристическая кривая пункта (ICC), рассмотренная выше, представляет собой пример регрессионой кривой, только построенной для одного пункта.

Существуют следующие свойства IRT- подхода:

1)Характеристики пунктов не зависят от группы испытуемых;

2)Оценки испытуемого не зависят от тестовой методики;

3)Диагностическая модель описывается в характеристиках пунктов, а не общей оценки по тесту;

4)Модель шкалы не требует параллельных форм теста для оценки надежности;

5)Модель показывает ошибку измерения для каждой меры выраженности конструкта;

6)Ответы испытуемого на диагностические пункты объясняются выраженностью психологического конструкта;

7)Взаимоотношения между ответом испытуемого на диагностический пункт и психологическим конструктом описываются монотонной характеристической функцией пункта. Данная кривая отражает следующую закономерность: увеличение выраженности конструкта сопровождается ростом вероятности предоставления ключевых ответов на диагностический пункт.

Все существующие модели IRT отличаются математическими формами характеристической функции пункта и количеством параметров, которые задействованы в модели. Каждая модель содержит один или несколько параметров, описывающих пункт, и один или несколько параметров, описывающих испытуемого (конструкт). Для реализации любой модели IRT в первую очередь оцениваются эти параметров.

 

Измерительные парадигмы в IRT

Согласно Д. Тиссен и М. Орландо выделяются две парадигмы измерения в IRT:

1. Первая носит описательный характер. Цель IRT состоит в построении модели для описания выраженности конструкта и параметров пунктов. Суть: анализ пунктов и объяснение наблюдаемых данных на основе параметров, которые были определены с помощью модели.

2. Вторая измерительная парадигма состоит в достижении определенных критериев измерения, которым должны соответствовать данные. Если оценки пункта в шкале или конструкта у испытуемого не обладают должным качеством, то они удаляются из анализа. Оценка качества проводится на основе анализа остатков.

Сравнительный анализ современной и классической теории тестов

Требования к психометрической методике

Для оценки возможности IRT-моделирования психометрических шкал в сравнении с другими подходами, особенно с классической теорией тестов, неоходимо перечислить конструктивные требования, которым должна удовлетворять эффективная измерительная методика:

1. Вес компоненты методик должны быть инвариантны.

*Инвариантность- независимость компонентов от конкретных данных, выборок испытуемых.

2. Методика измерения должна обладать свойством специфической объективности, означающей независимость оценок конструкта от диагностических пунктов, с помощью которых оценивался конструкт. Это позволяет рассматривать полученные данные независимо от методики ее получения и адекватно сравнивать оценки одного и того же конструкта, полученные разными методиками.

3. Методика измерения должна иметь показатели оценки ее конструктивного качества.

*Конструктивное качество - соответствие каждого пункта методики ее измерительно-диагностической направленности.

4. Методика измерения должна представлять оценки в интервальной шкале. Это дает возможность точного сравнения различных оценок конструкта на шкале.

5. Методика измерения должна обладать экономичным и обоснованным способом вывода результатов исследования для последующей интерпретации. Одним из распространенных способов вывода результатов исследования и получения шкальных оценок является суммирование ключевых ответов на пункты шкалы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...