Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие платных образовательных услуг.




Понятие образовательных услуг современное российское законодательство связывает, прежде всего, с платной образовательной деятельностью. В связи с этим возникают вопросы урегулирования имущественных отношений, возникающих между образовательной организацией и обучающимися, оплатившими обучение, либо между образовательной организацией и плательщиком и третьими лицами – обучающимися. Действующее законодательство об образовании, в первую очередь, Закон об образовании, предусматривает договорную основу оказания платного образования, определяя существенные условия такого договора. В то же время за пределами законодательных норм оказались особенности поведения субъектов платной образовательной деятельности, в том числе регулирование ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, а также обеспечение правовой защиты обучающегося. В практической деятельности пришлось столкнуться с проблемой неопределенности в раскрытии правовой дефиниции «образовательные услуги».

Законодатель не дает четкого определения образовательных услуг, не раскрывает их правового содержания и специально не выделяет их правового регулирования. Лишь в отдельных случаях делается попытка такой квалификации, в частности, норма п. 1 ст. 45 Закона об образовании устанавливает, что под платными дополнительными образовательными услугами понимается обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги, т.е. в целом это - образовательная деятельность, не предусмотренная соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

Негосударственное образовательное учреждение вправе брать плату за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов.

Государственное или муниципальное образовательное учреждение может осуществлять платную образовательную деятельность в пределах государственных образовательных стандартов только при следующих условиях:

- это должны быть образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования;

- прием осуществляется только по ограниченному кругу определенных направлений (специальностей);

- доля такого приема составляет не более 50% приема обучающихся по каждому из указанных направлений (специальностей);

- прием осуществляется сверх финансируемых учредителем заданий;

- прием проводится на договорной основе.

В 2001 г. изданы Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505. В 2003г. постановлением Правительства Российской Федерации эти правила распространены и на отношения, возникающие при оказании платных образовательных услуг в области профессионального образования (начального, среднего, высшего профессионального) и дополнительных образовательных услуг (постановление правительства Российской Федерации от 1 апреля 2003г. № 181).

Названные Правила в части отнесения образовательной деятельности к платным образовательным услугам, предоставляемым государственными, муниципальными образовательными учреждениями, фактически повторяют положения п. 1 ст. 45 Закона об образовании. Государственные и муниципальные образовательные учреждения оказывают на платной основе лишь те образовательные услуги, которые не предусмотрены соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. В то же время названные Правила не допускают относить к платным услугам в государственных и муниципальных образовательных учреждениях снижение наполняемости классов (групп); деление на подгруппы при реализации дополнительных программ; реализацию основных программ повышенной сложности и направленности образовательными школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом; проведение факультативных, индивидуальных, групповых занятий, курсов по выбору, но за счет времени, предусмотренного для этого в основных образовательных программах. Плата за проведение подобных занятий не должна взиматься.

Установленные правилами ограничения на оказание названных видов платных образовательных услуг относятся только к государственным и муниципальным образовательным учреждениям.

Законодательство в области образования отождествляет понятия платных образовательных услуг, платного обучения, в том числе в пределах государственных образовательных стандартов, и платной образовательной деятельности. В то же время практически ни в одном международном правовом акте в области образования (конвенции, соглашения и т. п.) не используется понятие образовательной услуги.

Следует также подчеркнуть, что среди специалистов сферы образования и юристов не сложилось единого мнения относительно правомерности распространения понятия образовательных услуг на все виды, уровни образования, в том числе на основные образовательные программы.

Так, ученые-экономисты фактически отождествляют понятия образования, образовательного процесса, образовательной деятельности и образовательных услуг в условиях рынка, рассматривая образование в целом как объект рыночной экономики.

В экономической теории признается, что «образование и переподготовка кадров – это услуга, которая имеет стоимость, приносит выгоду ее потребителю за счет получения дополнительных знаний и повышения производительности труда; она может быть продана и куплена.

Структура правоотношения, возникающего из оказания образовательной услуги на возмездной основе, является сложной. Здесь налицо две группы правоотношений: обязательственные, по поводу совершения действий – образовательного процесса на возмездной основе, и педагогические – по поводу собственно обучения и воспитания.

Отношения между образовательной организацией и плательщиком обучения (в качестве плательщика выступает либо сам обучающийся, либо его законный представитель, либо третье лицо), по поводу предоставления образования на платной основе, являются имущественными, т. к. одна сторона заказывает обучающую деятельность и платит за нее, а другая в обмен на передачу денежных средств осуществляет образовательный процесс, т.е. совершает обучающие действия, причем обе стороны юридически равноправны, свободны в изъявлении своей воли, имущественно обособлены. Договор, предметом которого являются отношения в платном образовании, носит гражданско-правовой характер, так как любая из сторон, в первую очередь обучающийся, свободна в его заключении.

Как следует из Конституции Российской Федерации, платное образование не является обязательным, вследствие этого у гражданина имеется выбор, скажем, получить бесплатное высшее профессиональное образование, но на конкурсной основе в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях или получить его на платной основе, но, как правило, без конкурса. В отношении же общего полного среднего образования конкурс вообще не предусмотрен, оно оказывается бесплатно в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях. Вследствие сказанного выбор платного образования не является вынужденным, обязательным, так как Конституцией Российской Федерации закрепляет право гражданина на получение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на конкурсной основе - высшего образования, на бесплатной основе среднего образования (основного среднего, среднего профессионального), а в соответствии с Указом Президента Российской Федерации - и полного среднего образования.

Принятые Правительством Российской Федерации Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного, общего, профессионального образования вводят ряд требований к организации и проведению платного образования.

Так, Правила включают:

– требования обеспечения оказания услуг в полной мере в соответствии с образовательными программами и условиями договора, а при наличии свидетельства о государственной аккредитации в соответствии с государственными образовательными стандартами;

– требования предоставления потребителю со стороны исполнителя достоверной информации об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, направленной на обеспечение их правильного выбора;

– содержание указанной информации, включая наименование исполнителя, его место нахождения, сведения о наличии лицензирования о государственной аккредитации; данные о реализуемых образовательных программах, перечне образовательных услуг, включенных в основную плату по договору, и дополнительных услугах по выбору потребителя, стоимости услуг; сведения о порядке приема и требованиях к поступающим, о форме документа, выдаваемого по истечении обучения.

Исполнитель обязан по требованию потребителя предоставить устав образовательной организации либо положение о её территориальном подразделении, лицензию, иные документы, регламентирующие организацию образовательного процесса, к примеру, положение о порядке приёма, условия внутреннего распорядка, положение о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, основные и дополнительные образовательные программы, в том числе учебный план, осуществляемые как в счет основной платы, так и только с согласия потребителя; перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот в соответствии с законодательством.

Следует обратить внимание на то положение одного из пунктов Правил, которым обязывают исполнителя сообщать по требованию потребителя и иные, относящиеся к договору и образовательной услуге, сведения.

Правило обязательности соблюдения утвержденных образовательной организацией учебных планов, годового учебного графика и расписания занятий, нормативное закрепление которого в правовом акте такого уровня можно только приветствовать, не получило своей дальнейшей правовой поддержки в виде основания ответственности за нарушение этой нормы. Другими словами, возникает неопределенность в случае несоблюдения образовательной организацией учебного плана, названого графика и расписания занятий, пусть и обоснованных. В соответствии с п. 21 Правил, исполнитель и потребитель несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору. При этом п. 20 подтверждает обязанность образовательной организации оказывать услуги, обусловленные следующими условиями:

• порядок оказания услуг определяется договором и уставом образовательной организации;

• сроки исполнения образовательной услуги должны быть установлены договором и уставом организации.

Проведенный анализ действующего правового регулирования платного образования в современной России позволяет сделать вывод, что отношения по поводу организованного, целенаправленного воспитания и обучения на платной основе имеют сложный состав, в который входят имущественные, имеющие гражданско-правовой характер, отношения.

Имущественные отношения, возникающие в результате товарно-денежного обмена в связи с образовательными действиями, регулируются нормами гражданского права и оформляются договором, имеющим гражданско-правовой характер. В то же время условия этого договора определяются высокой социальной значимостью образования и тем обстоятельством, что предметом договора являются действия по реализации конституционного права личности на образование. В силу этого содержание договора носит сильно регламентированный характер, а его условия в большой степени определяются законодательством об образовании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...