Договор об оказании платных образовательных услуг.
Закон об образовании прямо устанавливает договорную основу взаимоотношений негосударственной образовательной организации и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей). В то же время названный акт прямо не говорит о заключении договоров государственными и муниципальными образовательными учреждениями на оказание ими платных образовательных услуг. Рассмотрение в совокупности соответствующих норм Закона об образовании позволяет утверждать, что такая деятельность должна оказываться на договорной основе независимо от организационно-правовой формы и вида образовательной организации. В соответствии с правилом ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Взаимные права и обязанности возникают у сторон с момента заключения договора; оказание образовательной услуги сопровождается исполнением встречной обязанности, в данном случае – оплатить услугу; каждая из сторон имеет права и обязанности; обе стороны принимают обязательства в целях получения встречного исполнения от контрагента. В то же время на стороне заказчика может выступать собственно заказчик услуги, оплачивающий действия исполнителя, и непосредственно услугополучатель – обучающийся. На стороне исполнителя всегда присутствуют два субъекта – образовательная организация и собственно исполнитель услуги – педагог, преподаватель, за исключением случаев индивидуальной педагогической деятельности. Правда, в последнем случае Закон об образовании специально не оговаривает договорное оформление взаимоотношений обучающегося и лица, занимающегося индивидуальной педагогической деятельностью.
Для образовательной организации, независимо от её организационно-правовой формы, характер договора на оказание образовательных услуг определяется законодательно установленными гарантиями прав граждан на образование и нормативными правилами приёма граждан на обучение. Названные Правила оказания платных образовательных услуг устанавливают, что исполнитель обязан заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем услугу и не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами. Закон об образовании (п. 1 ст. 16) закрепляет за учредителем образовательной организации право самостоятельно вводить правила приема, не урегулированные законом, и которые должны утверждаться её уставом. В уставе могут быть сформулированы порядок приёма и требования к поступающим, в частности конкурсный отбор и его условия, например наличие определенных личностных способностей для обучения в музыкальной, спортивной школе. Отказ в заключении договора на оказание платных образовательных услуг может быть мотивирован в соответствии с законом в следующих случаях. 1. Несоответствие исходного уровня образования заказчика (выгодоприобретателя) образовательной услуги установленным законом требованиям. 2. Превышение организацией лицензионного норматива численности контингента обучающихся. 3. Отрицательный результат прохождения заказчиком или третьим лицом, студентом – выгодоприобретателем, конкурсных испытаний, обусловленных уставом образовательной организации; несоответствие иным требованиям, установленным ее уставом и не противоречащим закону.
Рассматриваемый договор следует отнести к договору присоединения (ст. 429 ГК РФ), так как в большинстве случаев его условия определяются образовательной организацией (исполнителем) в виде некоторого формуляра, а другая сторона – заказчик присоединяется к договору в целом. Каждая организация, как правило, разрабатывает свои договорные условия, которые не должны противоречить закону и иным правовым актам. С учетом повышенной правовой регламентированности отношений в сфере образования договор присоединения должен включать обязательные условия оказания образовательной услуги, права и обязанности сторон, обусловленные Законом об образовании, иными нормативными правовыми актами в сфере образования. В договоре исполнитель – образовательная организация закрепляет по своему усмотрению иные условия, в частности отражающие уставные положения, специфические особенности организации обучения, не противоречащие закону, другим правовым актам и не нарушающие законных интересов обучающегося. Интересы обучающегося, как услугополучателя, присоединившегося к условиям договора, защищены правом расторжения или изменения договора, если договор присоединения, хотя бы и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает его прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств, либо содержит другие ущемляющие интересы заказчика условия, которые бы он не принял в случае участия в определении этих условий (п. 2 ст. 428 ГК РФ). В отличие от конструкции собственно услуги, где её участниками выступают физические лица – педагог и обучающийся, в договорных отношениях, возникающих из возмездного оказания услуги, происходит своего рода «расщепление» субъектов. Так, на стороне исполнителя действий может выступать юридическое лицо, образовательная организация, или гражданин, занимающийся индивидуальной педагогической деятельностью и зарегистрированный в этом качестве в установленном законом порядке, а также педагог (преподаватель) как член педагогического коллектива организации (ст.ст. 8, 11, 12, 48, 53 Закона об образовании). Педагог является работником образовательной организации и осуществляет от её имени определенные функции, обусловленные законом, уставом, локальными актами образовательного учреждения. Его действия по обучению граждан признаются общественно значимыми. В соответствии с правилом ст. 402 ГК РФ действия работников организации-должника в исполнении обязательства по договору оказания образовательной услуги считаются действиями этой организации.
В свою очередь, на стороне заказчика услуги могут выступать как непосредственно сам субъект услуги, обучающийся, так и два лица – собственно заказчик услуги (оказывающийся как юридическим, так и физическим лицом) и обучающийся, являющийся всегда физическим лицом (выгодоприобретатель). Закон, иные нормативные правовые акты, в частности типовые положения об образовательных учреждениях соответствующих типа и вида, уставы образовательных организаций устанавливают определенные требования к лицам, занимающимся педагогической деятельностью (ст. 53 Закона об образовании), закрепляют их права, социальные гарантии и льготы (ст. 55, ст. 56 Закона об образовании). К таким требованиям относятся (в зависимости от типа организации) наличие определенного образовательного ценза, соответствующего профессионального образования, необходимость прохождения конкурсного отбора и т. п. Закон об образовании (п. 3 ст. 46) называет в качестве условий договора оказания платных образовательных услуг негосударственной образовательной организации уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение. Утвержденные Правительством Российской Федерации Правила оказания платных образовательных услуг определяют обязательную письменную форму договора и устанавливают требования к договору: указание сведений об исполнителе, о потребителе образовательных услуг (фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя); сроки оказания услуг, уровень (предполагается - образовательный) и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень услуг, их стоимость и порядок оплаты. В договоре могут содержаться другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказания образовательных услуг. Договор подписывается, с указанием должности, фамилии, имени, отчества, представителем исполнителя и потребителем.
Под потребителем в указанных Правилах понимается организация или гражданин, имеющие намерение заказать, или заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично. Договор должен содержать права и обязанности потребителя и исполнителя. Эти права и обязанности различаются для аккредитованных и неаккредитованных организаций (если государственная аккредитация предусматривается): право выдавать дипломы государственного образца и обязанность соблюдать государственные образовательные стандарты – для аккредитованных организаций. Права и обязанности образовательной организации, преподавателя и обучающегося определяются, в первую очередь, законодательством об образовании, а также уставом организации, в части, не противоречащей нормативным правовым актам. В договор оказания образовательных услуг должны быть включены по соглашению сторон те права и обязанности, которые являются диспозитивными, т. е. устанавливаются по заявлению сторон и не противоречат законодательству и уставу организации. Вместе с тем, неурегулированным в правовом отношении остается соотношение прав и обязанностей педагогического работника и образовательной организации в договоре оказания услуг по обучению. В частности, это относится к порядку проведения промежуточных аттестаций, назначению критериев оценки знаний, правам преподавателя применять определенные санкции к нарушителям учебной дисциплины (удалять с занятий, снижать оценки за непосещение занятий и т. п.). Педагог не заключает договор об оказании образовательной услуги непосредственно с обучающимися и в связи с этим не вправе вводить самостоятельно иные, по сравнению с договором, условия проведения обучения. Предоставляемое Законом об образовании, иным правовым актом педагогу право свободы выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний обучающихся должно учитываться в регулировании договорных отношений исполнителя и потребителя по поводу оказания образовательной услуги. В высших учебных заведениях эти права преподавателей дополняются предоставлением возможности определять содержание учебных курсов в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования, выбирать методы и средства обучения, излагать учебный предмет по своему усмотрению. В то же время преподаватель, если исходить из смысла нормы п. 2 ст. 32 Закона об образовании, не вправе самостоятельно изменять в учебном плане данной образовательной организации виды учебных занятий, например, лекцию заменить практическим занятием. Такая трансформация должна расцениваться как произвольное изменение существенных условий договора, в частности, вида образовательной услуги.
В то же время действующее законодательство об образовании, в том числе и названные правила, не полностью определяют условия и порядок заключения договора об оказании платного образования, его изменения и расторжения, признания недействительным. Образовательный процесс, независимо от своей продолжительности, содержания, имеет ряд общих специфических особенностей, отличающих его от иных видов деятельности. Это относится, в первую очередь, к основаниям прекращения педагогических правоотношений. Процесс заключения договора возмездного оказания образовательных услуг, на примере ВУЗов, состоит из следующих стадий: предварительные переговоры и согласование воли субъектов; подача абитуриентом заявления о допуске к вступительным испытаниям; проведение вступительных испытаний и конкурса по их результатам (в случае, если количество мест приема меньше количества поданных заявлений); оформление договора. Конкурс поступающих в высшие учебные заведения должен проводиться на условиях, которые гарантируют соблюдение прав граждан в области образования. Закон не устанавливает каких-либо скидок или льгот для приема граждан на обучение на платной основе и обязывает учредителя применять для всех поступающих единый принцип конкурсного отбора. По нашему мнению, к конкурсу, проводимому среди абитуриентов при поступлении в вуз, в определенной мере применимы нормы ст. 447-449 и гл. 57 ГК РФ "Публичный конкурс". По отношению к абитуриентам, выдержавшим испытания и конкурсный отбор среди претендентов, у образовательного учреждения возникает обязанность заключить договор возмездного оказания образовательных услуг. Моментом заключения договора является момент подписания сторонами его текста, даже если договор заключается на основании решения суда о понуждении вуза к заключению такого договора. Местом заключения договора является место нахождения образовательного учреждения. Сторонами договора возмездного оказания образовательных услуг являются: государственное, муниципальное либо негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования как исполнитель, с одной стороны, и студент, слушатель, и физическое или юридическое лицо как заказчик - с другой. На стороне исполнителя в рассматриваемом договоре выступает высшее учебное заведение, которое создается и действует в соответствии с гражданским законодательством и законодательством РФ об образовании на основании лицензии, Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г., и собственного устава. Статья 780 ГК РФ предусматривает обязанность исполнителя оказать услуги лично. Применительно к исследуемому договору это означает, что образовательные услуги должны быть оказаны обучающемуся именно тем образовательным учреждением, к которому он обратился. Вуз при выполнении заказа вправе прибегать к использованию любых специалистов, как собственных (состоящих в штате учреждения), так и привлеченных, в том числе докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов, осуществляющих преподавательскую и научную деятельность. Процесс систематического оказания образовательных услуг преподавателями вуза образует деятельность исполнителя. Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в Российской Федерации установлены следующие виды образовательных учреждений высшего профессионального образования: университет, академия, институт. Различаются они характером и масштабом решаемых образовательных, исследовательских и методических задач. Одной из сторон договора является обучающийся. В число обучающихся входят студенты или слушатели высших учебных заведений. Таковыми могут быть лица как достигшие 18 лет, так и не достигшие совершеннолетия. Согласно п. 1 ст. 26 ГК РФ, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей: родителей, усыновителей, попечителей. Это правило распространяется и на случаи заключения договора возмездного оказания образовательных услуг. Договор, заключенный несовершеннолетним, действителен также при его последующем письменном одобрении родителями, усыновителем, попечителем. Предельного максимального возраста обучающегося законодательством об образовании не установлено, что вполне справедливо. Заказчиками в рассматриваемом договоре выступают юридические, а также физические лица, в том числе граждане России, лица без гражданства и иностранные граждане. В числе граждан, выступающих в качестве заказчика, могут быть как сами обучающиеся (студенты, слушатели), так и иные граждане (например, родители, усыновители и другие родственники обучающихся). В роли заказчика по договору оказания образовательных услуг могут также выступать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. С учетом требований п. 1 ст. 162 ГК РФ договор возмездного оказания образовательных услуг заключается в простой письменной форме. Несоблюдение этой формы не влечет недействительности договора. Это обстоятельство лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение наличия договора и его условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. Такими доказательствами могут служить: заявление абитуриента о приеме в вуз по договору, приказ вуза о зачислении, ведомости о сдаче зачетов и экзаменов, бухгалтерские документы об оплате образовательных услуг и т.д. Предмет договора - условие, являющееся существенным для любого договора, включая договоры оказания платных образовательных услуг, и, если стороны не достигли соглашения о нем, договор нельзя считать заключенным. Предмет договора должен обладать следующими признаками: определенность (наличие четко обозначенных качеств и признаков), возможность осуществления (т.е. осуществление прав и обязанностей, входящих в содержание обязательства, объективно возможно), дозволенность (отсутствуют запреты в законе). Предметом исследуемого договора являются образовательные услуги, характеризующиеся тем, что деятельность исполнителя не воплощается в овеществленном результате. Образовательная услуга как предмет исследуемого договора обладает всеми тремя перечисленными признаками, а именно: она носит четко определенный характер (наименование учебных дисциплин, объем занятий - в академических часах, сроки предоставления и ряд других характеристик установлены государственным стандартом высшего профессионального образования и могут быть определены в самом договоре со ссылкой на стандарт), она возможна (осуществление сторонами прав и обязанностей, составляющих содержание договорного обязательства, объективно возможно) и, наконец, она дозволена (нет запретов на право предоставления образовательных услуг; такое право закреплено, в частности, в ст. 41 Закона "Об образовании", а также в ст. 29 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"). Результат деятельности исполнителя проявляется в знаниях, умениях, опыте и навыках, приобретаемых обучающимся в процессе оказания образовательных услуг. В отличие от исполнителей иных услуг исполнитель образовательных услуг не может гарантировать достижение высокого результата своей деятельности, поскольку он зависит не только от него, но и от самого обучающегося, его способностей, внимательности, старания и трудолюбия. Соответствие качества образовательных услуг, а также качества подготовки специалистов существующим стандартам в определенной мере устанавливается путем лицензирования, аттестации и государственной аккредитации вуза. Обязательство по оказанию образовательных услуг исполняется, как правило, по частям - по учебным годам, состоящим из семестров, модулей. Выполнение обучающимся учебной программы по избранной специальности также происходит по частям. Каждый период обучения заканчивается сессией, результаты которой позволяют исполнителю контролировать качество усвоения обучающимся образовательных услуг. Заказчик, в свою очередь, обязуется исполнить денежное обязательство по оплате образовательных услуг либо единовременно, либо в рассрочку по частям, если это предусмотрено договором. Сроки исполнения обязательств исполнителем и обучающимся, так же как и сроки действия договора, устанавливаются нормативными актами Министерства образования и науки РФ, поэтому стороны могут установить произвольно в договоре лишь сроки исполнения обязательств заказчиком. Заказчик и обучающийся не вправе требовать от исполнителя оказания образовательных услуг в сроки, отличные от установленных. Анализ п. 2 и п. 3 ст. 781 ГК РФ, что при неисполнении договора возмездного оказания образовательных услуг по вине заказчика или обучающегося услуги должны быть оплачены в полном объеме, предусмотренном договором, а в случае, когда невозможность исполнения возникла по объективным причинам, исполнителю компенсируются лишь фактически произведенные расходы. Компенсация расходов образовательного учреждения не является формой ответственности. Изложенные правила имеют диспозитивный характер и могут быть изменены сторонами. Изменение и расторжение договора возмездного оказания образовательных услуг возможны по соглашению сторон либо по инициативе одной из них и подчиняется правилам, изложенным в ст. 450 и 451 ГК РФ. Расторжение договора возмездного оказания образовательных услуг возможно по соглашению сторон, а также по инициативе одной из них в судебном порядке в случае существенного нарушения условий договора другой стороной, а также существенного изменения обстоятельств. Представляется правильным применение к отношениям по договору оказания образовательных услуг положений ст. 782 ГК РФ об одностороннем отказе от договора, когда это не связано с нарушением обязательств по нему. Необходимо также законодательно закрепить право на односторонний отказ от договора возмездного оказания образовательных услуг и в случае, когда сторонами существенно нарушены его условия. Существенным нарушением условий договора возмездного оказания образовательных услуг следует признать: со стороны исполнителя - предоставление недостаточно качественных образовательных услуг, т.е. с нарушением требований государственных стандартов высшего и профессионального образования; со стороны заказчика - неоплату образовательных услуг, а при оплате по частям - неоплату услуг более двух раз подряд; со стороны обучающегося - невыполнение заданий, предусмотренных учебным планом. Контрольные вопросы: 1. Понятие и виды образовательной деятельности. 2. Понятие и характеристика услуги, как объекта имущественных отношений. 3. Понятие и характеристика платных образовательных услуг. 4. Понятие, принципы, значение договора. 5. Условия и порядок заключения договора о предоставлении платных образовательных услуг. 6. Прекращение и изменение договора о предоставлении платных образовательных услуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|