Итак, согласно теории абсолютного преимущества каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом.
А. Смит не рассматривал ситуацию, когда какая-либо страна имеет абсолютное преимущество по всем товарам. Это сделал Давид Рикардо, который в своей работе "Начала политической экономии и налогового обложения" (1819) сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации.
США Другие страны
ИЛИ ИЛИ 25 м сукна 100 м сукна
1 кг пшеницы =25/50=0,5 м сукна 1 кг пшеницы=100/67=1,5м сукна 1 м сукна=50/25=2 кг пшеницы 1 м сукна=67/100=2/3 кг пшеницы
Экспорт = 23 Импорт =16
С0= 71сукно и 16 пшено Теория сравнительных преимуществ имела определенные недостатки, способствовавшие в дальнейшем ее свершенствованию. Среди них: · теория исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров; · подразумевает господство свободной торговли; · исходит из постоянных затрат производства; · предполагает отсутствие транспортных затрат; · не учитывает действие НТР, технических изменений; · исходит из наличия полной взаимозаменяемости ресурсов при их альтернативном использовании.
Тем не менее, значение этой теории трудно переоценить, т.к. она: · впервые описала баланс совокупного спроса и предложения; · доказала, что страна получает выигрыш от внешней торговли, не нанося ущерб другим странам, а изыскивая возможности развития торговли внутри страны и отказавшись от введения торговых барьеров; · подвела научную основу под развитие дальнейших теорий.
Таким образом, свободная торговля ведет к специализации в производстве каждой страны, развитию производства "сравнительно преимущественных" товаров, увеличению выпуска продукции во всем мире, а также к росту потребления в каждой стране.
Дальнейшее рассмотрение ВТ потребовало отказаться от ряда условий несоответствующих реальности:
Перевод ресурсов из одной отрасли в другую в условиях торговли означает возрастание затрат. Например, конверсия военного производства в РФ
Рынок сукна Выигрыш производителя = -а = -30 Выигрыш потребителя = а+b+с = 40+10= 50 Выигрыш нации = b+c = 20 Выигрыш производителя = -а = -50/3 Выигрыш потребителя = а+b+с = 70/3 Выигрыш нации = b+c = 20/3
Рынок пшеницы
Выигрыш производителя = -22,5 = Sa Sb=2,5 Sc=7,5 Выигрыш нации = Sb+c=10
Sa = 34,5 Sb=4,25 Sc=5,75
S0=C0 S0=C0
S1= C1= S1= C1=
IMP=СПРОС EXP=ПРЕДЛОЖЕНИЕ S1=60 C0=80 S0=80 C1=100
Рассматривая в предыдущей вопросе теорию сравнительных преимуществ, мы убедились, что в результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в виде прироста дохода, общего благосостояния. Однако этот выигрыш распределяется неравномерно как между странами, так и внутри страны, между потребителями и производителями, экспортерами и импортерами. Распределение выигрыша от международной торговли как внутри страны, так и между странами в конечном итоге определяется тем, на каком уровне устанавливаются цены на те товары, которыми страны торгуют между собой, и каковы объемы торговли. Чтобы показать, как устанавливаются мировые цены и определяются объемы взаимной торговли, рассмотрим условные примеры. Предположим, что мировая экономика состоит из двух стран, каждая из которых способна производить как пшеницу, так и кофе, с различной степенью эффективности. Допустим, что, линии производственных возможностей (ЛПВ) этих стран соответственно изображены на рис.3.1 и рис. 3.2.
Рассчитаем для каждой страны относительные издержки:
Различия в соотношении издержек производства проявляются на рисунках в различных углах наклона прямых производственных возможностей этих стран. Допустим, что оптимальная структура производства для страны А 18т пшеницы и 12 т кофе, для страны Б – 4т кофе и 8 т пшеницы при отсутствии специализации и торговли между ними. Страны решили торговать между собой. Страна А, где издержки ниже для пшеницы (1п=1к, - в стране А, 1п=2к – в стране Б), будет специализироваться на производстве пшеницы. Страна Б, где издержки ниже для кофе (1к=0,5п - в стране Б, 1к=1п – в стране А), будет специализироваться на производстве кофе. И соответственно этими товарами страны будут торговать друг с другом.
Без специализации, без внешней торговли в мире было бы произведено: пшеницы – 26 т (18т – в стране А, и 8т – в стране Б) кофе 16т (12т – в стране А, 4т – в стране Б). При специализации: страна А потратит все ресурсы на производство пшеницы (30т), страна Б все свои ресурсы использует для производства кофе (20т). Подсчитаем выигрыш от международной торговли: 30т пшеницы – 26 т пшеницы = 4т пшеницы; 20т кофе – 16т кофе = 4т кофе, т.е. без дополнительного использования ресурсов в мире было произведено больше на 4т пшеницы и на 4т кофе, вслед за этим выросло благосостояние обеих стран. Но выигрыш распределился неравномерно: страна А получила дополнительно 2 т пшеницы и 3т кофе, страна Б – 2т пшеницы и 1т кофе. Необходимо определить условие торговли между странами, т.е. в каких пропорциях эти страны станут торговать указанными товарами. Страна А, имея относительные цены 1к=1п, должна получить за 1т пшеницы > 1т кофе, в противном случае ей торговля будет невыгодна. Т.е. страна А должна получить за свою пшеницу на мировом рынке, по сравнению с тем, что она получила бы внутри страны, большее количество кофе. Аналогично для страны Б: она должна получить на мировом рынке за кофе большее количество пшеницы, чем у себя внутри страны, т.е. за 1т кофе > 0,5т пшеницы. Таким образом, можно уверенно сказать, что коэффициент международного обмена, или условия торговли, будут находиться где-то между 1т пшеницы = 1т кофе и 1т пшеницы = 2т кофе (средние условия торговли: 1тП=1,5тК; 1тК=0,75тП). Фактически в реальных условиях коэффициент обмена, который располагается между верхним и нижним пределами, зависит от соотношения мирового спроса на эти два товара и их предложения. Если спрос на кофе (D1) меньше его предложения (S1), а спрос на пшеницу (D2) больше ее предложения (S2), то цена на кофе будет низкой, а на пшеницу – высокой. В этом случае коэффициент обмена установится на уровне близко к: 1тП=2тК.
Если на кофе спрос высокий, а на пшеницу низкий, то коэффициент обмена будет ближе к 1тП=1тК. Рисунок 3.3 - Рынки телевизоров: а) - в США; б) - мировой; в) - в Японии Покажем, как устанавливаются мировые цены и определяются объемы взаимной торговли, на условном примере. Пусть две страны – США и Япония – производят один и тот же продукт – телевизоры. Кривые внутреннего предложения телевизоров в США и Японии - S США и S Я (см. рис. 3.3 и 3.4 соответственно), показывающие соотношение между объемами производства и уровнем цен, определяется предельными издержками, динамика которых, в свою очередь, зависит от обеспеченности стран факторами производства, используемой технологии, квалификации рабочей силы и т.д. Предположим, что при отсутствии внешней торговли характеристики спроса и предложения таковы, что равновесие на рынке телевизоров (пересечение кривых спроса и предложения) в Японии устанавливается при цене 200 долларов за 1 телевизор, а в США при цене 300 долл. за 1 телевизор. Цена телевизоров выше в США, чем в Японии, поэтому японским производителям должно быть выгодно экспортировать свою продукцию, а потребителям в США – покупать более дешевые импортные телевизоры. Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но многое зависит от того, на каком уровне установится мировая цена. Важно подчеркнуть, что в условиях свободной торговли внутренние цены будут изменяться до уровня мировой цены. Японским производителям будет выгодно расширять производство и экспортировать телевизоры, если мировая цена будет выше первоначальной внутренней цены в Японии (Pw >200). Чем выше будет мировая цена, тем больше производителей в Японии будут расширять предложение телевизоров, но одновременно будет расти и внутренняя цена, и потребители Японии будут сокращать спрос на телевизоры. Таким образом, размеры предложения телевизоров на мировом рынке (Sх) будут определяться разницей между предложением и спросом на внутреннем рынке Японии, возникающей в условиях роста цен на телевизоры: Sх = Sя – Dя. С другой стороны, потребителям США будет выгодно приобретать импортные телевизоры, если мировая цена на них будет ниже первоначальной внутренней цены в США (Pw < 300). Чем ниже будет мировая цена, а следовательно, в условиях свободной торговли и внутренняя цена, тем больше потребителей США будут увеличивать спрос на телевизоры, а одновременно американские производители будут сокращать объем предложения. Таким образом, его величина будет определяться разницей между спросом и предложением на внутреннем рынке США, возникающей в условиях снижения цены на телевизоры: Dт = DСША – SСША.
На рис. 3.6 показаны кривые спроса на импорт и экспортного предложения телевизоров, которые пересекаются в точке, соответствующей цене равновесия. В нашем примере равновесие на мировом рынке достигается при цене 250 долл. за один телевизор. При такой цене избыточный спрос в США (80-20=60) соответствует избыточному предложению в Японии (90-30=60). При более высокой цене предложение телевизоров на мировом рынке превысит спрос, что будет соответствовать снижению цены. При более низкой цене, наоборот, спрос превысит предложение и мировая цена будет расти, пока не достигнет равновесного значения. В реальной жизни на уровень мировых цен, кроме действия законов спроса и предложения, оказывают значительное влияние и другие факторы. Общеэкономические факторы (они одинаковы и для внутренней и для внешней торговли):
Конкретно-экономические факторы, т.е. факторы, определяемые особенностями производства данной продукции, условиями ее производства и реализации:
Кроме того, на мировые цены большое влияние оказывает ценовая политика международных (транснациональных) компаний, которые стремятся держать эти цены на высоком уровне с целью получения максимально высоких прибылей. Одним из ключевых является вопрос, как распределяется выигрыш между странами и внутри каждой страны, участвующей в международной торговле. Рассмотрим эти проблемы на следующем примере. Скажем, в Украине дешевая пшеница, но дорогой текстиль, а в остальном мире дешевый текстиль, но дорогая пшеница. Следовательно, Украина будет продавать пшеницу и покупать текстиль, а мир – покупать украинскую пшеницу и продавать текстиль Украине. Результаты такой торговли можно отразить в следующей таблице:
Однако эти выводы относятся к краткосрочному периоду. Иначе происходит в долгосрочном периоде. В конце концов владельцы факторов производства приноровятся к изменившейся ситуации. Некоторые украинские рабочие-текстильщики перейдут на более высокооплачиваемую работу в сельское хозяйство, что приведет там к снижению ставок заработной платы и росту их в текстильном производстве. Часть пастбищ будет обращена в пахотные земли, так что арендная плата в различных регионах снова сравняется.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|