Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итак, согласно теории абсолютного преимущества каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом.




 

А. Смит не рассматривал ситуацию, когда какая-либо страна имеет абсолютное преимущество по всем товарам. Это сделал Давид Рикардо, который в своей работе "Начала политической экономии и налогового обложения" (1819) сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации.
Д. Рикардо, отметив специфику международных экономических отношений, создал модель, в которой показал, что несоблюдение принципа А. Смита не является препятствием для взаимовыгодной торговли. Д. Рикардо открыл закон сравнительного преимущества: страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное не преимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров).

 

США Другие страны

       
   


1трудозатрат
1трудозатрат
50 кг пшеницы 67 кг пшеницы

ИЛИ ИЛИ

25 м сукна 100 м сукна

 

1 кг пшеницы =25/50=0,5 м сукна 1 кг пшеницы=100/67=1,5м сукна

1 м сукна=50/25=2 кг пшеницы 1 м сукна=67/100=2/3 кг пшеницы

пшеница

 

Экспорт = 23

Импорт =16

 

С0= 71сукно и 16 пшено

Теория сравнительных преимуществ имела определенные недостатки, способствовавшие в дальнейшем ее свершенствованию. Среди них:

· теория исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров;

· подразумевает господство свободной торговли;

· исходит из постоянных затрат производства;

· предполагает отсутствие транспортных затрат;

· не учитывает действие НТР, технических изменений;

· исходит из наличия полной взаимозаменяемости ресурсов при их альтернативном использовании.

Тем не менее, значение этой теории трудно переоценить, т.к. она:

· впервые описала баланс совокупного спроса и предложения;

· доказала, что страна получает выигрыш от внешней торговли, не нанося ущерб другим странам, а изыскивая возможности развития торговли внутри страны и отказавшись от введения торговых барьеров;

· подвела научную основу под развитие дальнейших теорий.

 

Таким образом, свободная торговля ведет к специализации в производстве каждой страны, развитию производства "сравнительно преимущественных" товаров, увеличению выпуска продукции во всем мире, а также к росту потребления в каждой стране.
Согласно принципу международной специализации по Смиту и Рикардо, международная торговля являет собой средство, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.
Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Структура ресурсов и уровень технологических знаний каждой страны р азличны. Следовательно, каждая страна должна производить те товары издержки, производства которых в стране выше относительно других стран.

 

  1. Внешняя торговля в условиях роста издержек.

Дальнейшее рассмотрение ВТ потребовало отказаться от ряда условий несоответствующих реальности:

  1. отказ от полной специализации производства
  2. отказ от рассмотрения торговли в условиях неизменных издержек

 

Перевод ресурсов из одной отрасли в другую в условиях торговли означает возрастание затрат. Например, конверсия военного производства в РФ

 

Рынок сукна

Выигрыш производителя = -а = -30

Выигрыш потребителя = а+b+с = 40+10= 50

Выигрыш нации = b+c = 20

Выигрыш производителя = -а = -50/3

Выигрыш потребителя = а+b+с = 70/3

Выигрыш нации = b+c = 20/3

 

Рынок пшеницы

 

Выигрыш производителя = -22,5 = Sa Sb=2,5 Sc=7,5

Выигрыш нации = Sb+c=10

 

 

Sa = 34,5 Sb=4,25 Sc=5,75

50 пш. 40 с.

       
   
77 пш. 60 с.
 
 


S0=C0 S0=C0

                   
   
80 пш. 20 с.
     
 
 


S1= C1= S1= C1=

 

IMP=СПРОС EXP=ПРЕДЛОЖЕНИЕ

S1=60 C0=80

S0=80 C1=100

 

 

Рассматривая в предыдущей вопросе теорию сравнительных преимуществ, мы убедились, что в результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в виде прироста дохода, общего благосостояния. Однако этот выигрыш распределяется неравномерно как между странами, так и внутри страны, между потребителями и производителями, экспортерами и импортерами.

Распределение выигрыша от международной торговли как внутри страны, так и между странами в конечном итоге определяется тем, на каком уровне устанавливаются цены на те товары, которыми страны торгуют между собой, и каковы объемы торговли.

Чтобы показать, как устанавливаются мировые цены и определяются объемы взаимной торговли, рассмотрим условные примеры. Предположим, что мировая экономика состоит из двух стран, каждая из которых способна производить как пшеницу, так и кофе, с различной степенью эффективности. Допустим, что, линии производственных возможностей (ЛПВ) этих стран соответственно изображены на рис.3.1 и рис. 3.2.

Рисунок 3.1 - Производственные и торговые возможности страны А Рисунок 3.2 - Производственные и торговые возможности страны Б

Рассчитаем для каждой страны относительные издержки:

  1. Для страны А: 1п = 1к (30п/30к).
  2. Для страны Б: 1п = 2к (10п/20к).

Различия в соотношении издержек производства проявляются на рисунках в различных углах наклона прямых производственных возможностей этих стран.

Допустим, что оптимальная структура производства для страны А 18т пшеницы и 12 т кофе, для страны Б – 4т кофе и 8 т пшеницы при отсутствии специализации и торговли между ними. Страны решили торговать между собой. Страна А, где издержки ниже для пшеницы (1п=1к, - в стране А, 1п=2к – в стране Б), будет специализироваться на производстве пшеницы. Страна Б, где издержки ниже для кофе (1к=0,5п - в стране Б, 1к=1п – в стране А), будет специализироваться на производстве кофе. И соответственно этими товарами страны будут торговать друг с другом.

Без специализации, без внешней торговли в мире было бы произведено: пшеницы – 26 т (18т – в стране А, и 8т – в стране Б) кофе 16т (12т – в стране А, 4т – в стране Б).

При специализации: страна А потратит все ресурсы на производство пшеницы (30т), страна Б все свои ресурсы использует для производства кофе (20т).

Подсчитаем выигрыш от международной торговли: 30т пшеницы – 26 т пшеницы = 4т пшеницы; 20т кофе – 16т кофе = 4т кофе, т.е. без дополнительного использования ресурсов в мире было произведено больше на 4т пшеницы и на 4т кофе, вслед за этим выросло благосостояние обеих стран. Но выигрыш распределился неравномерно: страна А получила дополнительно 2 т пшеницы и 3т кофе, страна Б – 2т пшеницы и 1т кофе.

Необходимо определить условие торговли между странами, т.е. в каких пропорциях эти страны станут торговать указанными товарами.

Страна А, имея относительные цены 1к=1п, должна получить за 1т пшеницы > 1т кофе, в противном случае ей торговля будет невыгодна. Т.е. страна А должна получить за свою пшеницу на мировом рынке, по сравнению с тем, что она получила бы внутри страны, большее количество кофе.

Аналогично для страны Б: она должна получить на мировом рынке за кофе большее количество пшеницы, чем у себя внутри страны, т.е. за 1т кофе > 0,5т пшеницы.

Таким образом, можно уверенно сказать, что коэффициент международного обмена, или условия торговли, будут находиться где-то между 1т пшеницы = 1т кофе и 1т пшеницы = 2т кофе (средние условия торговли: 1тП=1,5тК; 1тК=0,75тП).

Фактически в реальных условиях коэффициент обмена, который располагается между верхним и нижним пределами, зависит от соотношения мирового спроса на эти два товара и их предложения. Если спрос на кофе (D1) меньше его предложения (S1), а спрос на пшеницу (D2) больше ее предложения (S2), то цена на кофе будет низкой, а на пшеницу – высокой. В этом случае коэффициент обмена установится на уровне близко к: 1тП=2тК.

Если на кофе спрос высокий, а на пшеницу низкий, то коэффициент обмена будет ближе к 1тП=1тК.

Рисунок 3.3 - Рынки телевизоров: а) - в США; б) - мировой; в) - в Японии

Покажем, как устанавливаются мировые цены и определяются объемы взаимной торговли, на условном примере.

Пусть две страны – США и Япония – производят один и тот же продукт – телевизоры. Кривые внутреннего предложения телевизоров в США и Японии - S США и S Я (см. рис. 3.3 и 3.4 соответственно), показывающие соотношение между объемами

производства и уровнем цен, определяется предельными издержками, динамика которых, в свою очередь, зависит от обеспеченности стран факторами производства, используемой технологии, квалификации рабочей силы и т.д.

Предположим, что при отсутствии внешней торговли характеристики спроса и предложения таковы, что равновесие на рынке телевизоров (пересечение кривых спроса и предложения) в Японии устанавливается при цене 200 долларов за 1 телевизор, а в США при цене 300 долл. за 1 телевизор.

Цена телевизоров выше в США, чем в Японии, поэтому японским производителям должно быть выгодно экспортировать свою продукцию, а потребителям в США – покупать более дешевые импортные телевизоры. Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но многое зависит от того, на каком уровне установится мировая цена. Важно подчеркнуть, что в условиях свободной торговли внутренние цены будут изменяться до уровня мировой цены.

Японским производителям будет выгодно расширять производство и экспортировать телевизоры, если мировая цена будет выше первоначальной внутренней цены в Японии (Pw >200). Чем выше будет мировая цена, тем больше производителей в Японии будут расширять предложение телевизоров, но одновременно будет расти и внутренняя цена, и потребители Японии будут сокращать спрос на телевизоры. Таким образом, размеры предложения телевизоров на мировом рынке (Sх) будут определяться разницей между предложением и спросом на внутреннем рынке Японии, возникающей в условиях роста цен на телевизоры: Sх = Sя – Dя.

С другой стороны, потребителям США будет выгодно приобретать импортные телевизоры, если мировая цена на них будет ниже первоначальной внутренней цены в США (Pw < 300). Чем ниже будет мировая цена, а следовательно, в условиях свободной торговли и внутренняя цена, тем больше потребителей США будут увеличивать спрос на телевизоры, а одновременно американские производители будут сокращать объем предложения. Таким образом, его величина будет определяться разницей между спросом и предложением на внутреннем рынке США, возникающей в условиях снижения цены на телевизоры: Dт = DСША – SСША.

На рис. 3.6 показаны кривые спроса на импорт и экспортного предложения телевизоров, которые пересекаются в точке, соответствующей цене равновесия. В нашем примере равновесие на мировом рынке достигается при цене 250 долл. за один телевизор. При такой цене избыточный спрос в США (80-20=60) соответствует избыточному предложению в Японии (90-30=60). При более высокой цене предложение телевизоров на мировом рынке превысит спрос, что будет соответствовать снижению цены. При более низкой цене, наоборот, спрос превысит предложение и мировая цена будет расти, пока не достигнет равновесного значения.

В реальной жизни на уровень мировых цен, кроме действия законов спроса и предложения, оказывают значительное влияние и другие факторы.

Общеэкономические факторы (они одинаковы и для внутренней и для внешней торговли):

  • экономический цикл;
  • состояние совокупного спроса и предложения;
  • инфляция.

Конкретно-экономические факторы, т.е. факторы, определяемые особенностями производства данной продукции, условиями ее производства и реализации:

  • закон стоимости;
  • уровень издержек производства и реализации;
  • прибыль;
  • налоги и сборы;
  • предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости.

Кроме того, на мировые цены большое влияние оказывает ценовая политика международных (транснациональных) компаний, которые стремятся держать эти цены на высоком уровне с целью получения максимально высоких прибылей.

Одним из ключевых является вопрос, как распределяется выигрыш между странами и внутри каждой страны, участвующей в международной торговле.

Рассмотрим эти проблемы на следующем примере.

Скажем, в Украине дешевая пшеница, но дорогой текстиль, а в остальном мире дешевый текстиль, но дорогая пшеница. Следовательно, Украина будет продавать пшеницу и покупать текстиль, а мир – покупать украинскую пшеницу и продавать текстиль Украине.

Результаты такой торговли можно отразить в следующей таблице:

Украина Весь мир
Дешевая пшеница Дорогая пшеница
Дорогой текстиль Дешевый текстиль

 

Мировая торговля: пшеница→ ←текстиль

 

  Украина Весь мир
Реакция цен Рост цен на пшеницу. Снижение цен на текстиль Снижение цен на пшеницу. Рост цен на текстиль
Реакция объема выпуска продукции на изменение цен Увеличение производства пшеницы Сокращение производства текстиля Сокращение производства пшеницы Рост производства текстиля
Изменение спроса на факторы производства Прирост производства пшеницы требует больше земли и некоторого увеличения спроса на рабочую силу. Сокращение производства текстиля ведет к значительному сокращению количества занятых рабочих и некоторому сокращению занятой земли Отказ от производства пшеницы высвобождает много земли и некоторое количество (немного) рабочих. Прирост выпуска текстиля требует много новых рабочих и мало земли
Реакция цен на цены факторов производства Падение ставок заработной платы и рост арендной платы (в обеих отраслях) Рост ставок заработной платы и падение арендной платы в обоих секторах
Итого:
  1. Цены между странами выравниваются.
  2. Возрастает специализация.
  3. Обе страны остаются в выигрыше.
  4. Выгоды получают украинские землевладельцы и зарубежные рабочие.
  5. Убытки терпят украинские рабочие и зарубежные землевладельцы

Однако эти выводы относятся к краткосрочному периоду.

Иначе происходит в долгосрочном периоде.

В конце концов владельцы факторов производства приноровятся к изменившейся ситуации. Некоторые украинские рабочие-текстильщики перейдут на более высокооплачиваемую работу в сельское хозяйство, что приведет там к снижению ставок заработной платы и росту их в текстильном производстве. Часть пастбищ будет обращена в пахотные земли, так что арендная плата в различных регионах снова сравняется.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...