Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перспектива развития алмазно-бриллиантового рынка России




 

Потенциал алмазоносности России весьма высок. По состоянию на 01.01.2008 г. прогнозные ресурсы категории Р3 сопоставимы с таковыми для всего остального мира. При этом ресурсы категорий Р1 и Р2 сконцентрированы главным образом в регионах с уже известными месторождениями, а ресурсы категории Р3 выявлены и на ряде новых территорий. Ресурсы категорий Р1 и Р2 составляют всего 16 % суммарных; они выявлены в основном в Республике Саха (Якутия) и Архангельской области.

Обозначенное соотношение прогнозных ресурсов, в первую очередь резкий дефицит прогнозных ресурсов категории Р2, вызывает существенную озабоченность, так как именно с этой категорией в определяющей мере связан конкретный прирост запасов алмазов как на традиционных территориях, так и в новых районах.

В данной ситуации положение России не очень благоприятно, поскольку при больших запасах и высоких суммарных содержаниях средняя стоимость алмазов из коренных месторождений Якутии ("годовой срез добычи") не превышает 50-70 дол/карат (ситуация очень напоминает ситуацию с нефтью - громадные запасы и сравнительно низкое качество). Месторождение им. Ломоносова в Архангельской области отличается еще более низкой средней стоимостью алмазов (не выше 40 дол/карат), сопоставимой со стоимостью наиболее низкокачественных алмазов из трубки Айхал в Республике Саха (Якутия).

Результаты экспертного прогноза добычи, потребления и экспорта алмазов в России на период до 2025 г. приведены в табл. 1

 


Таблица 1 Прогноз добычи, потребления и экспорта алмазов

Показатели

Изменение показателей по годам, млн. дол.

  2000 2001 2002 2003 2005 2010 2015 2020 2025
 

факт

прогноз

Добыча (прогноз по данным ЦНИГРИ) 1542,6 1665,4 1455,8 1560,0 1830,0 2263,0 2850,0 3360,0 3600,0
Добыча в Архангельской области - - - - - 13,0 130,0 140,0 150,0
Ювелирная промышленность 771,0 832,0 728,0 780,0 915,0 1125,0 1400,0 1680,0 1980,0
Экспорт 771,6 833,4 727,8 780,0 915,0 1138,0 1450,0 1680,0 1900,0

 

Для того чтобы переломить негативную тенденцию, по мнению специалистов АК "АЛРОСА", необходимо на территории Республики Саха (Якутия) открыть новое (новые) коренное месторождение с достаточно высокой стоимостью алмазов и с прогнозными ресурсами категории Р1 не менее 380 млн. карат (крупное месторождение по существующей геолого-промышленной классификации). К сожалению, сегодня, судя по имеющимся геологическим данным, реальные перспективы быстрого обнаружения такого объекта выглядят весьма проблематично.

Необходимо резкое усиление геолого-поисковых работ. Несмотря на то, что расходы АК "АЛРОСА" на производство ГРР (геолого-разведывательных работ) приближаются к уровню 3,5 % стоимости добытой продукции (соответствие среднемировому стандарту), собственно геолого-поисковые работы до сих пор проводились в недостаточном объеме, объясняющем отсутствие реальных результатов.

Таким образом, на период до 2010-2012 гг. вырисовываются два основных варианта развития МСБ алмазов России.

В оптимистическом варианте в период до 2010-2012 гг. будет открыто новое крупное коренное месторождение с ресурсами категории Р1 около 400 млн. карат и начата подземная добыча на месторождении Трубка Удачная, хотя бы частично компенсирующая спад открытой добычи. В этом случае переход предприятий в режим падающей добычи будет предотвращен, добыча в физическом и финансовом выражении будет плавно возрастать в соответствии с намеченными тенденциями.

Более того, в данном варианте при неизбежном прогнозируемом спаде мировой добычи к 2012 г. и соответствующем росте цен на сырые алмазы и бриллианты Россия получит великолепную возможность стать безоговорочным лидером мирового алмазно-бриллиантового комплекса.

В негативном варианте вышеперечисленные задачи решены не будут. В результате с 2012 г. начнется сокращение добычи, как в физическом, так и в стоимостном выражении, и предсказываемый мировой дисбаланс спроса и предложения приобретет резкие формы, что может привести к непредсказуемым сейчас последствиям в мировом алмазно-бриллиантовом комплексе.

К сожалению, исходя из имеющихся на сегодняшний день данных, второй (негативный) вариант развития МСБ алмазов России более реален.

Развитие МСБ алмазов на долгосрочную перспективу (до 2025 г.) во многом определится тем, будут ли достигнуты результаты, запланированные на конец 2012 г., т.е. будет ли создана надежная основа для устойчивого развития МСБ алмазов. В любых вариантах главная задача остается неизменной - открытие новых крупных месторождений как уже в выявленных алмазоносных регионах, так и на новых алмазоперспективных территориях. Так, в "Долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья" к 2025 г. предусмотрен прирост прогнозных ресурсов категории Р1 в объеме 1 млрд. карат, что эквивалентно обнаружению четырех крупных месторождений типа трубки Юбилейная.

Несмотря на высокие затраты и техническое перевооружение предприятий, результативность текущих ГРР очень низка для всех стадий процесса.

Низкая эффективность поисковых работ обусловлена использованием, особенно на поздних стадиях (подстадиях) поисков, так называемой "сокращенной" схемы ведения работ, которая предполагает равномерное опоискование комплексом относительно простых, "производительных" методов значительных по размерам территорий на объекты с повышенным уровнем контрастности индикационных характеристик в благоприятных ландшафтно-геологических обстановках. Как показали специальные исследования, фонд подобных объектов и территорий практически исчерпан в пределах как Сибирской платформы, так и других регионов РФ.

В Архангельской области в настоящее время практически все алмазоперспективные площади относятся к распределенному фонду недр, при этом основные объемы работ выполняются филиалом АК "АЛРОСА" - "АЛРОСА-ПОМОРЬЕ" и ЗАО "Архангельские алмазы".

Поиски алмазных месторождений проводятся только в сложных геолого-поисковых обстановках ("закрытые" территории) по принципу выделения территорий под лицензии. Какой-либо серьезной базы в виде современной карты прогноза алмазоносности не существует. Территории под лицензирование выделяются в основном на основе геологических данных, полученных 15-20 лет назад. Подобный подход ведет к распылению средств при проведении работ на площадях, недостаточно обоснованных по степени их перспективности на обнаружение алмазных месторождений. А такие перспективы в Архангельской области, несомненно, имеются, о чем свидетельствует открытие здесь в последние годы четырех новых слабоалмазоносных трубок.

Приведенные материалы позволяют сделать следующие основные выводы.

1. Разработка части запасов ряда месторождений не только для открытых, но и для подземных работ является убыточной. Очевидно, что при реализации только известных запасов алмазодобывающая отрасль существенно ухудшит свои экономические показатели при сохранении (или даже некотором увеличении) достигнутого валового уровня алмазодобычи.

2. С целью предотвращения возможного спада отечественного производства алмазов при высокой концентрации запасов и прогнозных ресурсов в сфере деятельности одного недропользователя (АК "АЛРОСА") первоочередными являются работы по выявлению и оценке ресурсной базы на новых территориях, а также по локализации уже выявленных прогнозных ресурсов для выделения объектов под разведку.

.   Практика ГРР на алмазы показывает, что в оптимальном случае от прогноза до начала разработки месторождения проходит 10-15 лет. Исходя из цифр обеспеченности запасами, очевидно, что работы по реализации прогнозных ресурсов должны резко усиливаться уже сейчас. Это в первую очередь подразумевает опережающее научно-методическое обеспечение ГРР и разработку новых высокоэффективных методов и методик их проведения на основе комплексного изучения эталонных полигонов.

.   На ближайшую перспективу для эффективного развития МСБ алмазов необходимо решение следующих основных задач:

ü опережающие прогнозно-минерагенические исследования новых территорий (Мурманская область, Республика Карелия, центральные районы европейской части РФ, Иркутская область, Красноярский край) с целью выявления алмазоносных районов и полей с перспективой создания альтернативных сырьевых баз;

ü локализация выявленных прогнозных ресурсов для подготовки их перевода в запасы;

ü 3) разработка новых эффективных технологий ведения ГРР на закрытых территориях.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

На период до 2025 г. возможны два основных варианта развития МСБ алмазов.

Условиями реализации оптимистического варианта являются благоприятная мировая конъюнктура цен на алмазное сырье и снижение инфляции (цены ощутимо большие, нежели удельные затраты на добычу).

При негативном варианте, когда цены на алмазы хотя и вырастут, но рост удельных затрат на добычу будет их опережать и инфляция не упадет до приемлемого уровня 3-5 %, а останется на уровне 7-11 %, группу забалансовых запасов должны пополнить запасы вышеперечисленных "критических" месторождений.

Для России, занимающей по праву ведущие позиции в мировом алмазном, чрезвычайно важно, чтобы российский алмазный бизнес был полностью легальным, шел исключительно в правовом поле, регулировался одинаково понимаемыми всеми правилами, а также полностью отвечал требованиям и уровню развития мирового алмазно-бриллиантового рынка.

рынок бриллиант алмаз потребитель


Заключение

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Открытие в 70-е гг. XIX в. коренных месторождений алмазов в Южной Африке и начало их промышленной добычи повлекло за собой радикальные изменения в сложившейся структуре рынка. К концу 30-х гг. XX века на мировом алмазном рынке был организован централизованный контроль за производством и распределением алмазов, принявший формы алмазного картеля (синдиката), созданный и контролируемый «Де Бирс»

В конце ХХ века произошли события, сыгравшие исключительно важную роль в алмазно-бриллиантовом бизнесе: Алмаз лишился статуса стратегического сырья для высокий (в т.ч. оборонных) технологий и перешел в категорию исключительно драгоценных камней; Крупнейшие в алмазном бизнесе структуры (Гохран России и DTC) утратили экономические стимулы для хранения своих запасов природных алмазов и постепенно вывели их на рынок; Завершились научные и технические разработки по выращиванию в лабораторных условиях крупных синтетических кристаллов алмаза; появилась возможность получения из таких кристаллов качественных бриллиантов.

Нынешний образ этого специфического рынка сформировался под влиянием следующих факторов: Обнародование De Beers своей стратегии Предпочитаемый поставщик (2000 г.) и отказ от монопольного регулирования рынка природных алмазов; Формирование и документальное оформление Кимберлийского процесса (2000-2004 гг.), в становлении которого самое активное участие принимала Россия, сформировавшего согласованное мнение мирового сообщества о необходимости наведения жесткого порядка в обращении на рынке алмазного сырья, исключающего возможность вовлечения в оборот так называемых конфликтных алмазов.

В относительно короткий период сформировался принципиально новый, значительно более конкурентный рынок природных алмазов и бриллиантов, который требует от всех его участников новых стратегий в бизнесе, совершенствования и обновления маркетинговых мероприятий.

Ситуация в мировом алмазном бизнесе, несмотря на целый ряд позитивных факторов, в целом остается крайне сложной и противоречивой. По сути, мы имеем дело с кризисом, который носит системный характер. Наряду с этим, разразившийся в настоящее время финансовый кризис еще больше обострил ситуацию.

Бриллиант останется бриллиантом только в том случае, когда его ценность не будет подвергаться сомнению в условиях любых кризисов и социальных катаклизмов. Этот принцип мы должны обеспечивать и защищать - он основа рынка. Малейшее отступление от этого принципа может быть фатальным, поскольку потерять доверие просто, восстановить - крайне тяжело, а может быть и невозможно. Образ бриллианта как «вечной ценности», создаваемый в течение многих десятилетий, не должен быть девальвирован или искажен в угоду каких - либо кратковременных выгод.

Алмазно-бриллиантовый комплекс (АБК) России сегодня включает предприятия в области геологоразведки, алмазодобычи, гранильного и ювелирного производства, оптовой и розничной торговли, а также научные и проектные организации. Годовой производственный потенциал АБК России в настоящее время превысил 4 млрд. долл. США, количество занятых в промышленных предприятиях превышает 100 тыс. человек.

Предприятия алмазно-бриллиантового комплекса (АБК) России в настоящее время в полной мере интегрированы в мировую экономику. Алмазно-бриллиантовый рынок представляет собой сложную систему каналов распределения и сбыта алмазов, бриллиантов и изделий из них и, по сути, является сетью взаимосвязанных региональных и глобальных рынков, для которых характерно значительное влияние государственных структур; высокая степень монополизации; относительная стабильность.

По мере становления вертикально-интегрированных российских корпораций и достижения ими с помощью государства институциональных преобразований, макроэкономического эффекта, который окажет благотворное воздействие на деятельность рынка драгоценных камней в целом, государство должно уступить свое место в акционерном капитале таких обществ частному бизнесу или создать условия для частно-государственного партнерства.

При этом государство сохранит возможность регулировать посредством законодательных установлений сферу недропользования, освободившись от излишнего регулирования вторичного рынка рассматриваемого природного сырья, а также право первоочередного обеспечения стратегических товарных запасов, направляемых для удовлетворения военно-промышленного комплекса страны.

Наша страна является признанным центром не только мирового алмазного бизнеса, но и мировой алмазной политики, но это не означает, что решены все задачи, которые необходимо решить для осуществления эффективного лидерства. Речь идет, прежде всего, о совершенствовании нормативно-правовой базы в направлении ее либерализации. С другой стороны, повышение эффективного государственного контроля и создание «умной бюрократии» позволит не только обеспечить конкурентоспособность российской бизнес среды, но и создаст условия для появления крупных национальных компаний наряду с компанией «АЛРОСА» по все вертикали алмазного бизнеса, включая производство бриллиантов и ювелирных изделий с их использованием. Кроме того, требует дальнейшего совершенствования деятельность национального лидера алмазного бизнеса - компании «АЛРОСА» во всех элементах ее деятельности и, в первую очередь, в области сбытовой стратегии.

На настоящем этапе решение актуальных вопросов мирового алмазного бизнеса, реализация национальных интересов нашей страны находятся в гармоничной взаимосвязи с ролью России как лидера мирового алмазного бизнеса.

На период до 2025 г. возможны два основных варианта развития МСБ алмазов.

Условиями реализации оптимистического варианта являются благоприятная мировая конъюнктура цен на алмазное сырье и снижение инфляции (цены ощутимо большие, нежели удельные затраты на добычу).

При негативном варианте, когда цены на алмазы хотя и вырастут, но рост удельных затрат на добычу будет их опережать и инфляция не упадет до приемлемого уровня 3-5 %, а останется на уровне 7-11 %, группу забалансовых запасов должны пополнить запасы вышеперечисленных "критических" месторождений.

Для России, занимающей по праву ведущие позиции в мировом алмазном, чрезвычайно важно, чтобы российский алмазный бизнес был полностью легальным, шел исключительно в правовом поле, регулировался одинаково понимаемыми всеми правилами, а также полностью отвечал требованиям и уровню развития мирового алмазно-бриллиантового рынка.

 


Список литературы

1. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.07.2008 № 151 «Об утверждении Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья» // http://www.mnr.gov.ru/part/?act=more&id=2823&pid=45.

2. «Алмазы и Золото России». 2008.- №25. - С.16

.   «Алмазы и Золото России». -2008. - №29.- С.21-22.

4. Андрей Евпланов Алмазный вариант Журнал "Российская Федерация сегодня".№16 2008 // <http://www.russia-today.ru/2008/no_16/16_Yalutia_02.htm>

.   Бауэр В.П. Грушин Д.Е. российские алмазы и бриллианты: что в перспективе? посткризисный алмазно-бриллиантовый рынок / Бауэр В.П. Грушин Д.Е. - 2009. - №10. - C. 96-101.

6. Бочаров А.А Фомченкова Л.В. Механизм управления инновацией опыта предприятий алмазно-бриллиантового комплекса РФ // Креативная экономика. -2009. - №01. - С.12-16

.  Годовой отчет АК «АЛРОСА», 2007 г // www.alrosa.ru

.  Данилов Ю.Г. Стратегия развития алмазодобывающих компаний России и мира на современном этапе развития алмазного бизнеса. 10-й юбилейный форум GEOMINEX: Сб. докл. - М., 2008. -С.112-118.

.  Левинский А. Не счесть алмазов там, где их не надо. // Аналитический деловой еженедельник «Smart money», 2006. -№25 (25). - С.93-95

10. Марактаев А.Н., Николаев М.В. Стратегия повышения конкурентоспособности алмазно-бриллиантового комплекса России - Проблемы современной экономики, 2005.- №3/4.- С.14-16

.   Михайлов Б.К. Проблемы воспроизводства минерально-сырьевой базы алмазов России и эффективность геолого-поисковых работ / Б.К.Михайлов, Ю.К.Голубев, В.И. Ваганов, В.А.Цыганов // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. - 2005. - № 4. - С.24-31

.   Нарышкина А. Благие намерения. // “Компания”, N26, 09.07.2001

.   Потоцкая Татьяна Типологический подход в исследовании мирового алмазно-бриллиантового рынка // Практический маркетинг. - 2007. - №1. - С. 2-9.

.   Потоцкая Татьяна Алмазно-бриллиантовый комплекс мира // География в школе. - 2004. - № 7. - С. 22-29.

.   «Продажи в Гохран - не уход в кубышку». Интервью с Сергеем Выборновым, президентом компании «АК АЛРОСА» // Ведомости, №17 (2287) от 02.02.2009.

.   Чертков А.С. российское золото, бриллианты…- достояние, но чье? институционализация рынка драгоценных металлов и драгоценных камней // Российское предпринимательство. - 2009. - 8. - C. 128-133.

.   Ю.К.Голубев, В.И.Ваганов Состояние, проблемы и перспективы развития минерально-сырьевой базы алмазов России. - М.:ЦНИГРИ. 2003.- 72с.

.   Supplier of Choice - программа «Предпочитаемый поставщик» (ППП) была обнародована в июле 2000 г. Основной целью программы является увеличение спроса на ювелирные изделия с бриллиантами, при этом, по мнению ее разработчиков, рост спроса на ювелирные изделия с бриллиантами должен соответствовать росту спроса на другие предметы роскоши. // М. Оверченко “Еврокомиссия осадила De Beers”, “Ведомости“, 26.07.2001

.   «Kimberley Process» - международная организация, созданная для борьбы с потоком так называемых «конфликтных алмазов», торговля которыми использовалась для финансирования вооруженных конфликтов в Африке.// «Алмазы и Золото России», №29 сентябрь 2008, с.22.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...