Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2 философия древнего Востока




ФИЛОСОФИЯ

 

Методические указания к изучению дисциплины

для студентов очной формы обучения

 

 

Утверждено

на заседании кафедры

 

Издательский центр

Саратовского государственного социально-экономического

Университета


УДК1

ББК87

Ф56

 

Составители: д-р. филос. наук, профессор Н.И.Петров, к. филос. наук, доцент С. В. Балабай, канд. филос. наук С.П. Гурин, канд. филос. наук, доцент И.И. Гусева, к.ф.н., доц. Е.П. Спиридонова, к. филос. н., доц. Р.Б. Яковлев, к. филос. наук, доц. И.А. Афанасьев, ассистент И.Н. Буханова

 

Ф56 Философия: Методические указания к изучению дисциплины для студентов очной формы обучения / Сост. Н.И. Петров, И.А. Афанасьев, С. В. Балабай, С. П. Гурин, И.И. Гусева, Е.П. Спиридонова, Р.Б. Яковлев, И.Н. Буханова. – Саратов: Издат центр Сарат. гос. соц.-экон. ун-та, 2005. – 65с.

 

 

Рекомендует к печати:

учебно-методический совет СГСЭУ

2005 года

 

 

УДК1

ББК87

ÓСГСЭУ, 2005

 

Философия

 

Редактор Т.Козлова

 

Компьютерная верстка И. Бухановой

 

Подписано в печать 28.08.05 Формат 60х84 1/16

Бумага типогр. № 2 Заказ

Печать RISO Тираж 500 экз.

Уч.- изд. л. 4,1 Усл. печ. л. 4,0

410000, Саратов, ул. Радищева, 89. Издат. центр. СГСЭУ
В в е д е н и е

Одно из центральных мест среди гуманитарных дисциплин, изучаемых студентами в Саратовском государственном социально-экономическом университете, занимает философия. Философию можно понимать как особую форму позна­ния мира, вырабатывающую систему знаний о фунда­ментальных принципах и основах человеческого бы­тия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и ду­ховной жизни, во всех ее основных проявлениях. В таком модусе философия предстает как деятельность, устремленная к тому, чтобы рациональными средствами создать пре­дельно обобщенную картину мира и определить место человека в нем.

Многомерность философии, и ее несводимость к классическим идеалам фиксируется уже в ее названии. Если буквально перевести этот термин с древнегреческого языка на русский, то "философия" означает "любовь к мудрости", “любомудрие”. Название фиксирует специфику философствования как занятия любящих мудрость, отличающихся от увлечений невежд и тех, кто претендует на всезнание. Философия характеризуется не столько как определенный набор и качество знаний, сколько через соотнесение с неуловимым настроением: которое интерпретируется как любовь, благочестие, смиренномудрие. Ведь мудрость и тем более любовь не идентичны теории и не сводимы только к знаниям.

Зачем необходима философия современному человеку? В отличие от всех других областей человеческого знания, философия ставит и разрешает такие вопросы, дальше и глубже которых двигаться в познании мира просто невозможно. Как устроен окружающий нас мир? Как соотносятся в этом мире материальное и духовное? Хаотичен ли этот мир или каким-то образом упорядочен? Какое место занимают в мире закономерность и случай, устойчивость и изменяющаяся текучесть? Что такое покой и движение, пространство и время, что такое развитие и прогресс? Что есть истина и как отличить истину от заблуждений, от преднамеренных искажений и лжи? Что такое свобода, совесть, честь, долг, ответственность, справедливость, добро и зло, красота и безобразие?

В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры (представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и необходимости и т.д.) перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых обществу видов деятельности. Тогда возникают разрывы традиций и формируются потребности в поиске новых мировоззренческих смыслов. Социальное предназначение философии в том, чтобы способствовать этому поиску. Она стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоззренческих идей.

Естественно, что на философские вопросы каждый человек может отвечать и отвечает по-разному. Существуют ответы поколений, имеющих разный жизненный опыт, которые во многом предстают итогом и эстафетой передаваемой иными культурами, цивилизациями. Это не готовые рецепты, а способы вопрошания, которым соответствуют способы самоустановления человека в мире. Отметим, что философия - это не только собрание, не только библиотека великих истин, но и постоянное стремление к обретению истины, дух открытости, поиска, вопрошания. Это осмысление духовной паузы в прагматической и теоретической деятельности требует “труда души”- особого усилия понимания. Поэтому приверженность к философии выражает особый настрой души, ума и всего человека, помогающий обрести равновесие между самим собой и миром. Поэтому философия - это не только готовые знания и методы познания, но и способ обращения человека к собственной глубине.

Поскольку именно философское мировоззрение является основанием осмысленной, целенаправленной и ответственной деятельности исторического субъекта, особое значение философия имеет для представителей гуманитарных наук, - социологов, экономистов, историков, правоведов и др., которые пытаются понять и выразить общественные процессы. Это весьма актуально для экономистов, которые имеют дело с деньгами и людьми. В такой ситуации конфликты неизбежны и требуется особая культура мышления и поведения. Изучение философии - это школа, которая позволяет воспитать культуру разумного мышления, научиться свободно оперировать понятиями, выдвигать и подвергать критике те или иные суждения, отделять главное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями, выявлять и анализировать противоречия в окружающей действительности, видеть ее в изменении и развитии. Будущий экономист уже в вузе должен обратить внимание на свою мировоззренческую культуру. Философия открывает такие возможности, но не гарантирует их автоматической реализации.

 

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества

1. Специфика философских проблем и философского образа мышления.

2. Предмет философии и структура философского знания.

3. Функции философии и её значение для человека и общества.

 

Методические указания

 

При изучении первой темы необходимо иметь в виду, что мудрость, о любви к которой, говорит этимология понятия “философия”, оказывается чрезвычайно ёмким, многомерным феноменом, интерпретация которого во многом зависит от культурно-исторического контекста, персональной позиции мыслителя, от целей, которые он перед собой ставит и от представлений о возможных и приемлемых для достижения этих целей способах (методах).

Обратите внимание, на то, что в истории культуры одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы её утаить или приспособить к соответственным интересам, третьи делали предметом своих изысканий абстрактные, идеальные сущности. В общем виде можно выделить обыденный, сциентистский, феноменологический, экзистенциальный подходы к определению философии. При подготовке к семинару обратите внимание на специфику каждого из вышеперечисленных подходов.

Ключевой проблемой данной темы является вопрос о предмете философии. Имея в виду, что философию отличает многообразие подходов к пониманию собственного предмета, выявите и проанализируйте аргументы разных мыслителей. Поразмышляйте: можно ли говорить о наличии у философии специфического предмета исследования?

Раскрывая вопрос о природе и специфике философского знания, обратите внимание на характерные черты философии:

-философия является фундаментальным знанием, т.е. знанием о сути изучаемого явления. Если другие социально-гуманитарные науки исследуют прикладные аспекты природы, человека, общества и их взаимодействия, то философия, обращаясь к тем же явлениям, стремится ответить на вопрос “что это?”;

-философия существует, прежде всего, как теоретическое знание, т.е. рассмотрение различных проблем, происходит по преимуществу в виде построения концепций, разработки категорий и понятийного аппарата.

-специфика философского знания такова, что её законы, категории и принципы носят всеобщий характер и распространяются на природу, общество, человека и само мышление;

- философское знание имеет систематический характер, т.е. философия рассматривает наиболее важные проблемы в их взаимосвязи, обобщает частно-научное и обыденное знание. Кроме того, неотъемлемой частью философии является рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение её истории.

Переходя к вопросу о структуре философского знания, обратите внимание, на иерархичную взаимосвязь следующих учений:

- онтология – учение о бытии. Онтология является фундаментом философского знания, так как занимается исследованием оснований существования мира в целом, проблемой первоначал бытия, соотношением материального и идеального;

- гносеология – учение о познании. Она включает в себя эпистемологию – учение о различных формах знания (научных и ненаучных) и методологию – учение о способах познания (теоретических, эмпирических). В рамках гносеологии определяется, что человек может познать и каким образом он может это сделать;

- антропология – учение о человеке. Этот раздел философского знания занимается изучением сущностных оснований человека, соотношением биологического и социального, телесного и духовного;

- аксиология – учение о ценностях человеческого существования. Включает в себя этику – науку о моральном и эстетику – учение о прекрасном.

- социальная философия – занимается философским анализом общества, его структурой, историей развития.

Раскрыть значение философии для человека и общества, возможно проанализировав функции, которые она выполняет. Мировоззренческая функция заключается в том, что философия способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, играет адаптационную роль для человека. Методологическая функция выражается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как система конкретных методов познания и освоения действительности. Критическая функция является основной для философии и выражается в антидогматическом отношении к существующему знанию и социокультурным ценностям. Социальная функция является весьма многоплановой и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана объяснять социальное бытие и способствовать изменениям. В рамках философии формулируются коллективные цели и координируются коллективные действия по их достижению.

 

Библиографический список

Библер В.С. Что есть философия? // Вопросы философии. 1995. № 1.

История философии: Запад-Россия-Восток. М., 1996.

Козин Н.Г. Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Саратов, 1996.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990, 1992.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1993.

Хайдеггер М. Что это такое философия?// Время и бытие. М., 1993.

 

Контрольные вопросы

1. Уступает ли философия науке в рациональности, а искусству в образности?

2. Сравните обыденное и философское.

3. Обладает ли философия практической значимостью в современном мире?

 

Тема 2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 

1. Особенности древневосточной философии.

2. Древнеиндийская философия: Веды. Философские системы. Индуизм. Упанишады. Бхагавадгита. Философия Буддизма. Йога.

3. Философские школы Древнего Китая: И-Цзин. Даосизм. Чань-буддизм.

4. Социально-политические учения. Конфуцианство.

При изучении этой темы рассматриваются основные пути становления философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Особое внимание надо уделить цивилизационному "взрыву" середины I тысячелетия до н. э., кризису родовой морали и мифологического миропонимания.

Древневосточная философия значительно отличается от привычного представления о философии. Особенности восточной философии связаны со спецификой мифологии и прафилософии на Востоке

В целом восточная философия манифестирует путь от мифа к рационально-теоретическому миропониманию, переход от пра-философии к философии.

.

 

Протофилософия Вед и Упанишад в Индии. Учение о Карме и Сансаре. Джайнизм. Буддизм. Бытие и небытие. Нирвана.

Второй вопрос посвящен индийской философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. Философское мышление возникало путем интериоризации ритуальной практики за счет усиления и автономного развития ментальной составляющей ритуала. Познавательный акт рождался как особое ритуальное действие ("жертва знанием"), основанное на аскетической отрешенности от мира и подвижничестве ("внутренней обрядности").

Первое место в ряду канонических текстов принадлежало Ведам — священному знанию, которое квалифицировалось как шрути ("услышанное", т.е. имеющее сверхчеловеческое происхождение). Ведийский канон в основном сложился в первой половине 1 тыс. до н.э. и включал самхиты (сборники гимнов мифологического содержания, заклинаний и молитв), брахманы (изложения и комментарии ритуала жертвоприношения), араньяки ("лесные книги" — наставления для отшельников) и упанишады (религиозно-философские произведения брахманизма).

Осноными понятиями философии были Брахман

Атман

сансара,

карма,

мокша

сансара, карма, мокша (буддийский аналог — нирвана)

Основные философские направления

Брахманихма

Джайнизм

буддизм

 

 

ортодоксальными индуистскими школами умозрения (даршанами) — ведантой, мимансой, санкхьей, йогой, ньяей и вайшешикой.

 

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, характеризуется ярко выраженной самобытностью. Радикальная демифологизация осуществлялась в древнекитайской культуре как бы изнутри мифосознания — через переосмысление мифологической модели мира при сохранении ее общей структуры, прежде всего, — принципа единосущности макро- и микрокосма, поэтому базисной интенцией китайского философского мышления была идея органического единства человека и мира. Органицизм мышления обусловил понимание вещей как подвижных, текучих образований: "ци", универсальный субстрат мира, трактуется как непрерывная среда динамических колебаний, поляризуемая действием противоположных сил — "ян" и "инь" (света и тьмы, напряжения и податливости); каждая вещь содержит в себе начала "инь" и "ян", поочередно доминирующие и обеспечивающие пульсацию перемен. Эмпирически наличное состояние дел постоянно должно приводиться в соответствие с изначальной гармонией великой триады Небо — Человек — Земля, поэтому китайское философское мышление характеризуется отчетливо выраженным практицизмом. Знание — "чжи" — предмета включает на только его описание, но и предписание к действию: обладать знанием значит прежде всего "знать свое дело". В центре внимания китайских мыслителей находились этико-политические проблемы, поскольку деятельность по упорядочению Поднебесной (социума) понималась как важнейший фактор поддержания вселенской гармонии. Уже в период Западного Чжоу (нач. 1 тыс. до н.э.) оформилась одна из центральных категорий китайской мысли — "дэ", обозначающая силу порождения и упорядочения. Благодаря силе "дэ" Небо (Небо-и-Земля) порождает и взращивает все сущее. Правитель — "ван", являясь Сыном Неба, приобщается к "великому дэ Неба и Земли" (космоса) и распространяет его на мириады людей, гармонизируя Поднебесную. В свою очередь, на мир и благополучие, царящие в Поднебесной, Небо отвечает правильным порядком природных процессов, хаос же в обществе вызывает природные катаклизмы. "Золотым веком" китайской философии является период 6—3 вв. до н.э. В это время возникли конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа натурфилософов и школа имен. В условиях, когда власть чжоуского вана стала чисто номинальной, состояние дел в Поднебесной осознается как зависящее от "дэ" каждого человека. Родоначальники двух основных течении китайской философии — Конфуций и Лао-цзы — вводят в связи с этим категорию "дао" — пути как мерила должного индивидуального поведения. Накопление "дэ" достигается познанием "дао" и следованием ему; обладание знанием оказывается важным средством гармонизации Поднебесной, Конфуций и Лао-цзы разрабатывают взаимодополнительные модели познания "дао". Для Конфуция характерна опора на формальную упорядоченность человеческого поведения посредством строгого следования правилам церемониала "ли". Воплощением знания выступает "благородный муж" ("цзюнь цзы"), посредством жесткого основных философских проблем и категорий, а преимущественными формами философского творчества являлись комментарии и компиляция канонических произведений.

 

 

Л и т е р а т у р а

 

Васильев Л.В. История религий Востока. М., 1988.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М.,1994.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. М., 1989

Малявин В. Конфуций. М., 1992.

Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993.

Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1988.

Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 1-2. М., 1993.

Степананц. М.Т. Восточная философия. М., 1997.

Тибетская книга мертвых. М., 1998

Фен Ю-Лань Краткая история китайской философии. С-.Пб., 1998.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Эррикер К. Буддизм. М., 1999

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...