Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Философия эпохи Возрождения




1.Социокультурные основания эпохи Возрождения.

2. Основные черты ренессансной модели знания. Развитие естествознания

3.Теоцентризм и антропоцентризм в философии Н. Кузанского.

4. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Ренессансный идеал человека.

5. Политика и нравственность. Утопии.

 

Методические указания

 

Раскрытие данной темы, прежде всего, требует прояснения сущности самого понятия «Возрождение». Проанализируйте, почему поздний период развития феодального общества (XIV-XVI вв.) в Западной Европе называют эпохой Возрождения. Особое внимание уделите новым тенденциям в европейской культуре: упадок феодальных отношений и зарождение городов- республик, противостояние средневековой схоластике и духовному господству церкви, формирование светского свободомыслия и гуманистических идей, развитие естествознания, литературы, искусств.

При освещении следующего вопроса необходимо указать, что становление социально-экономического уклада и гуманистической культуры сопровождается изменением религиозного мировоззрения. Специфика ренессансной религиозности – в обращении к пантеистической традиции, имевшей широкое распространение в античности. Возрожденческий пантеизм (от греч. pan - все и theos - бог) отождествлял природу и бога и предполагал смену ценностных ориентаций. Один из крупнейших философов-пантеистов Николай Кузанский (1401-1464) утверждал, что природа бесконечна, а земля не является центром мира. Человеческое познание, с его точки зрения, достигается на основе чувственного опыта (включая эксперимент), а не вследствие схоластических рассуждений. Проанализируйте, как в философии Кузанского пересекаются теологические и антропоцентристские установки.

Ключевым фактором в культуре Возрождения стало развитие науки. Рассмотрение ренессансной модели знания подразумевает выявление специфических характеристик в методологии и предметной сфере исследовательских интересов мыслителей Возрождения. Крупнейшим достижением науки этой эпохи явилась гелиоцентрическая система Н.Коперника, подорвавшая религиозное представление о человеке как центре сотворенного богом мира и ставшая революцией в естествознании. Глубокое философское содержание и научное значение имели воззрения Дж. Бруно (1548-1600), который решительно выступал против принципа подчинения разума вере, считая неприемлемой идею «двойственности истины», т.е. признание сосуществования религиозной и научной «истин». Огромный вклад Бруно внес в развитие естествознания. При подготовке к семинарскому занятию рассмотрите подробно натурфилософские взгляды ученого. Выдающимся представителем научной мысли Возрождения был Г. Галилей(1564-1642), который сделал целый ряд астрономических открытий, ввел и обосновал понятие «закон природы», разработал основы механики и научной методологии.

Анализ гуманистических идей философии Возрождения позволяет выявить основные черты ренессансного идеала человека. Обратите внимание, что решающую роль в формировании этого идеала сыграли художники и поэты. В эпоху Возрождения происходит величайший расцвет искусства и литературы, создается культ творческой деятельности. Вспомните, какие темы затрагивают в своих произведениях Данте, Петрарка, Боккаччо, Мазаччо; каким изображается человек в творениях Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана, П. Брейгеля и др.

В эпоху Возрождения появляются социально-политические учения, отвергающие теократическую концепцию государства. Идея необходимости светского государства принадлежит Н.Макиавелли (1469-1527). Рассмотрите взгляды Макиавелли на природу человека и общества, проанализируйте теорию сильного государства. Социально-философская мысль эпохи Возрождения связана с именами английского гуманиста Т.Мора(1478-1535) и итальянского философа Т.Кампанеллы (1568-1639). Ознакомьтесь с утопическими концепциями этих мыслителей, поразмышляйте, что является причиной их возникновения.

 

Библиографический список

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.,1978.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1984.

История философии: Запад - Россия - Восток. Книга 2. М., 1996.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1976.

Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков. М., 1984.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные принципы философии Возрождения.

2. В чем проявилось утверждение силы человеческого разума? Поясните на примерах философских воззрений Н.Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея.

3. В чем выражается пантеистические тенденции философии Возрождения?

4.Каковы философские истоки ренессансного гуманизма?

5.Почему эстетическое начало играло доминирующую роль в ренессансном мировосприятии?

6. Как связаны идеи гуманизма с новыми социально-политическими теориями?

 

Тема 6. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)

 

Занятие 1.

1. Социокультурные основания философии Нового времени: эпоха Реформации и становление капитализма.

2. Гносеологические стратегии в философии Нового времени: эмпиризм Ф. Бэкона, рационализм Р. Декарта, сенсуализм Дж. Локка.

3. Субъективно идеалистические концепции Дж. Беркли и Д. Юма.

 

Методические указания

 

В раскрытии первого вопроса следует особо остановится на том, что период XVI-XVII веков является временем больших перемен во всех сферах жизни западноевропейского общества. Поэтому необходимо четко проследить происходящие изменения и проанализировать их влияние на характер философии Нового времени.

Развитие естественнонаучных представлений о мироздании, становление капиталистического способа производства, стремительное изменение социально-классовой структуры общества Особое внимание следует уделить пониманию сущности Реформации и идеи М. Лютера, Ж. Кальвина, Цвингли, направленные против идеологического и экономического господства католической церкви. Особо следует остановится на проблеме божьей благодати в католицизме и протестантизме, а также проанализировать влиянии протестантской этики на развитие капиталистических отношений.

Приступая к раскрытию второго вопроса, необходимо отметить, что гносеологическая проблематика в философии Нового времени выходит на первый план, т.е. проблема методов и способов познания, а также вера в безграничные способности человеческого разума являются отличительными особенностями философии Нового времени. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление трех основных концепций познания: эмпиризма, рационализма и сенсуализма.

Основоположником эмпирического метода познания стал Ф. Бэкон(1561 - 1626). Он выступил с критикой схоластического, догматизированного познания, заявив, что разум человека захвачен «идолами». Охарактеризуйте, что такое «идолы» Бэкона, почему они мешают познанию? Выявите, какие критерии достоверности вводит Бэкон, что является источником истинностного знания. Рационалистические тенденции в философии связаны с Р. Декартом (1596 - 1650). Он полагал, что источник знания и истины находится в разуме человека. При анализе рационализма Декарта особое внимание уделите механизму получения достоверного знания, выраженного в афоризме «Мыслю, следовательно, существую»: чтобы достичь истины Декарт рекомендует сомневаться во всем, и тогда существование любого предмета может отрицаться. Единственное, что не отрицает сомнение – это существование сомневающейся мысли. Поэтому рациональность человека, его критическое мышление, по Декарту, есть единственная достоверная реальность. Учению Декарта во многом противостоит сенсуалистическая концепция Дж. Локка (1632 – 1704), который критикует картезианское учения о врожденных идеях. В противовес этому Локк придерживается концепции: «Нет ничего в сознании, чего не было бы в ощущениях», а также принципу Tabula rasa, свидетельствующий о том, что сознание младенца представляет собой «чистую доску», на которую затем с помощью чувственного опыта наносятся «знаки» или идеи сознания.

Переходя к третьему вопросу следует обратить внимание на идеалистические тенденции в гносеологии Нового времени. Джордж Беркли (1685-1753) в "Трактате о началах человеческого знания" (1710 г.) утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятий и мышления: бытие вещей состоит в их воспринимаемости. «Существовать, значит быть воспринимаемым», - это основное высказывание гносеологии Беркли. В несколько ином ключе продолжает развитие гносеологии Нового времени Д. Юм (1711–1776), который утверждает, что единственным объектом познания является опыт. Опыт построен из впечатлений (к которым относятся ощущения и эмоции) и идей (копий впечатлений). Впечатления и идеи разграничиваются по субъективным признакам живости и силы. При этом идеи (факты сознания) зависят от впечатлений (других фактов сознания) и следуют друг за другом по определенным правилам. В этом течении идеи, согласно Юму, нет никакой необходимости. Вера в необходимость — результат привычки, которая учит, что за одним феноменом обычно появляется другой.

 

Библиографический список

Бэкон Ф. Новый органон. Соч. В 2 т. Т.2. М., 1972.

Гайденко П.П. У истоков классической механики // Вопросы философии. 1996. № 5.

Декарт Р. Рассуждение о методе. Метафизические размышления. Начало философии // Избр.произв. М., 1950.

Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

Фуко М. Жизнь: опыт и наука // Вопросы философии. 1993. № 5.

Соколов В. Западноевропейская философия XV-XVII вв. М., 1994.

Современный философский словарь. М., 1996.

История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.

Контрольные вопросы

1. Каковы на Ваш взгляд основные предпосылки становления мировоззрения в Новое время?

2. Новое время: становление научной методологии и новые горизонты философствования.

3. Можно ли выделить в философских концепциях Ф.Бэкона и Р. Декарта общие черты?

4. В чем заключается гносеологическая программа сенсуализма?

5. Каковы отличительные особенности гносеологии Дж. Беркли и Д. Юма?

 

Занятие 2.

 

1. Проблема субстанции в философии Нового времени: монизм Б. Спинозы, дуализм Р. Декарта, плюрализм Г. Лейбница.

2. Социальная философия Нового времени: концепция общественного договора и ее развитие (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).

3. Философия эпохи Просвещения: общая характеристика и отличительные особенности.

 

Методические указания

Раскрывая сущность первого вопроса, отметьте, что задача науки и философии – содействовать увеличению власти человека над природой, вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных оснований, поэтому проблема субстанции занимала умы всех философов Нового времени. Новый подход к пониманию субстанции предложил Р. Декарт. Раскройте декартовское понимание дуализма субстанций, охарактеризуйте каждую из них («мыслящую» и «протяженную»). Иной подход к проблеме субстанции был предложен Б.Спинозой (1632 - 1677). Спиноза считал, что существует лишь одна материальная субстанция. Понимание специфики подхода Спинозы требует выявления атрибутов (свойств) и модусов (состояний) субстанции. Отдельно рассмотрите пантеизм Спинозы: мыслитель отождествил бога и природу, которая одновременно и творящая и сотворенная. Спиноза полагал, что природа является живой не только потому, что она бог, но и потому, что она обладает мышлением. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646 - 1716) к спинозовскому понятию субстанции присоединил принцип деятельной силы. В своем труде “Монадология” он объявил, что причиной материальных явлений выступают монады. Монады – это вечные, неизменные, нематериальные духовные центры деятельной силы. Непременным свойством монад является деятельность, причем деятельность целесообразная. По мысли Лейбница природу нельзя объяснить только законами механики, необходима цель существования. Поэтому каждая монада одновременно и основание своих действий и их цель.

Второй вопрос раскрывает сущность социально-философских представлений данной эпохи. Необходимо четко отметить, что новизна взглядов на природу государства проявляется в том, что в отличие от философии Античности и Средних веков, философы нового времени впервые выдвигают понимание государства и общества как сугубо человеческой образование, связанное с его активностью и разумной деятельность. Т. Гоббс (1588–1679) рассматривал человека как существо, наделенное от природы стремлением к самосохранению и собственной выгоде. Поскольку первоначально люди жили разобщенно, в состоянии «войны всех против всех», они, с целью обеспечения своей безопасности и достижения гражданского мира, добровольно согласились ограничить свободу каждого, перенеся индивидуальные естественные права на государя (государство, которому принадлежит абсолютный суверенитет). Дж. Локк продолжает идеи Гоббса и говорит о трех неотчуждаемых правах человека: права на жизнь, свободу мнения и собственность. По его мнению государство должно главным образом охранять данные права. Идеалом государственного устройства у Локка выступает конституционная монархия с принципом разделения властей на законодательную, федеральную и королевскую. Ж.-Ж. Руссо (1712 — 1778) напротив говорит о том, что естественное состояние не есть состояние упадка, упадок начинается тогда, когда появляется частная собственность, когда кто-то из людей однажды сделал что-то своим. Чтобы не допустить кровопролития из-за собственности люди учреждают государство. Следует отметить, что Руссо говорит о том, что народ в государстве является единственным источником власти, и в случае недовольства граждан правителем, они могут расторгнуть общественный договор и выбрать другого правителя.

Вопрос о философии эпохи Просвещения XVIII в. предполагает раскрытие феномена просвещения. Философия просвещения представлена двумя направлениями: деистским материализмом Вольтера, Монтескье, Руссо и естественнонаучными, механицистскими взглядами Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри. Укажите, что философия XVIII в. была неоднородной: в ней присутствовали материалистические и идеалистические взгляды, разрабатывались онтологические, гносеологические и социальные проблемы. Онтология существовала в виде философии природы, которая была версией физики и механики Ньютона. Пропагандистами этих взглядов были Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций. В плане гносеологии философы XVIII в. придавали равное значение как чувственному, так и рациональному в познании. Проблемы познания определили позицию французских мыслителей во взглядах на общественную жизнь. Проанализируйте важнейший фрагмент их социального учения – теорию о роли среды в формировании личности.

 

Библиография

Руссо Ж-Ж. Трактаты. М.,1969.

Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

Фуко М. Жизнь: опыт и наука // Вопросы философии. 1993. № 5.

Соколов В. Западноевропейская философия XV-XVII вв. М., 1994.

Современный философский словарь. М., 1996.

История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.

История философии: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Волкова, B.C. 7.Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; - М.: «Издательство ПРИОР», 1997.

Контрольные вопросы

1. В чем продолжение традиций европейского рационализма в творчестве Спинозы и Лейбница?

2. Каково теоретическое значение категории «субстанция»? Что нового внесли философы XVII- XVIII вв. в разработку этой категории?

3. Проследите эволюцию концепции общественного договора в философии Нового времени.

4. Каковы отличительные черты философии эпохи Просвещения?

5. Формирование «светскости» от Возрождения к Просвещению: охарактеризуйте основные темы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...