Тема 19. Философские альтернативы ХХI века
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
1. Структурализм и постструктурализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко). 2. Основные идеи философии постмодернизма. Концепции деконструкции и интертекстуальности (Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж. Лиотар). 3. Социальные концепции постмодерна: Политическая экономия знака Ж. Бодрийяра и теория «общества спектакля» Г. Дебора. 4. Концепции сетевого общества М Кастельс.
Методические указания
Рассмотрение первого вопроса можно начать с анализа методологических основанийнеоднородной сферы гуманитарных исследований, в которой предметом предстает совокупность инвариантных отношений (структур). В динамике различных систем структурализм может быть представлен как суперпозиция ряда определяющих философских стратегий: десубстанциализации традиционной метафизики, систематически начатой еще Кантом и наиболее драматично продолженной Ницше. Но, утверждая, что реляционные свойства элементов отличаются доступностью для гуманитарного познания и не меньшей, если не большей, гносеологической ценностью, чем субстанциональные, структурализм практически оставляет за пределами внимания кантовскую "вещь-в-себе"; экспликации внеразумных оснований цивилизаций, вехами развития которой стали работы Маркса и Фрейда. Различные понятийные конструкты – "ментальные структуры" Леви-Стросса, "эпистема" Фуко, "символический порядок" Лакана – претендуют на формализацию, развитие, прояснение взглядов на природу и функции бессознательного; неорационализма, полемизирующего с романтическими, интроспекционистскими философскими течениями. Доминантой структуралистского мышления выступает рассмотрение всего разнообразия культурных феноменов сквозь призму языка как формообразующего принципа.
В 1950-х г. Леви-Стросс пытается выполнить задачу переноса конкретно-научного метода структурной лингвистики на обширное поле культурологии в целях достижения в ней строгости и объективности по типу естественных наук на материале этнографии, формализуя в терминах бинарной оппозиции и теории коммуникации системы родства примитивных народов, ритуалы, мифы и т.д. М. Фуко в 70 –е гг. выявляет глубинные конфигурации языка различных эпох, анализируя в синхроническом срезе области языкознания, биологии и политической экономии. Р.Барт ищет структурно-семиотические закономерности в "языках" различных феноменов культуры (массовых коммуникаций, моды и т.п.), переходя впоследствии к описанию процессов означивания в литературных, преимущественно модернистских, произведениях. Лакан, исходя из гипотезы об аналогии функционирования бессознательного и языка, реформирует психоанализ, предлагая сосредоточиться на анализе и корректировке символических структур языка, терапевтически вмешиваясь тем самым в бессознательные аномалии. В 1970–1980-е гг. как извне, так и изнутри усиливается критика ограниченности структуралистского метода, обусловленная его аисторичностью, формализмом, а порой крайними формами сциентизма. Принципиальная бесструктурность целого региона человеческого существования становится отправным пунктом так называемой "философии тела". Положения "позднего" Р.Барта, Фуко периода "генеалогии власти", Дерриды, Эко, Делеза, Бодрийяра и др. об "открытости произведения", социально-политических контекстах "структур", переносе акцентов анализа с систем готового значения на процесс его производства с атрибутивными для них моментами разрыва и сбоя — определяют характер постструктурализма.
При рассмотрении первого вопроса мы обращаемся к общему философскому процессу «преодоления метафизики», в котором соединяются традиции, ведущие свою родословную от Г. Фреге (Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Дж. Остин, У. В. Куайн), с одной стороны, и от Ф. Ницше и М. Хайдеггера (М. Фуко, Ж. Деррида) – с другой. Если классическая философия в основном занималась проблемой познания, т. е. отношениями между мышлением и вещественным миром, то практически вся западная новейшая философия переживает своеобразный поворот к языку, поставив в центр внимания проблему языка, и поэтому вопросы познания и смысла приобретают чисто языковой характер. В результате и критика метафизики принимает форму критики ее дискурса. Постструктурализм задает образец отношения с метафизическим дискурсом. Выявляя во всех формах духовной деятельности человека признаки «скрытой, но вездесущей» метафизики, постструктуралисты выступают, прежде всего, как ее тотальные критики. Так, дляФуко знание не может быть нейтральным или объективным, поскольку всегда является продуктом властных отношений. Вслед за Фуко постструктуралисты видят в современном обществе, прежде всего, борьбу за «власть интерпретации» различных идеологических систем. Такая установка лежит в основе того способа социокультурного бытия, который маркируется как постмодернизм. При рассмотрении данного вопроса необходимо обратить внимание на то что постмодернизм прежде всего выступает как характеристика определенного менталитета, понимания возможностей человека, его места и роли в окружающем мире и самих понятий мир, человек, культура. Он складывается как реакция на тоталитаризм идеологии модерна. Теоретики постмодернизма постоянно подчеркивают кризисный характер постмодернистского сознания, считая, что своими корнями оно уходит в эпоху ломки естественнонаучных представлений рубежа XIX—XX вв. (или глубже), когда был существенно подорван авторитет как позитивистского научного знания, так и рационалистически обоснованных ценностей буржуазной культурной традиции. Сама апелляция к здравому смыслу, столь типичная для критической практики идеологии Просвещения, стала рассматриваться как наследие «ложного сознания» буржуазной рационалистичности. В результате все то, что называется «европейской традицией», воспринимается постмодернистами как традиция рационалистическая, или, вернее, буржуазно-рационалистическая, и тем самым как неприемлемая.
В работах теоретиков постмодернизма были радикализированы главные постулаты постструктурализма и деконструктивизма и предприняты попытки синтезировать соперничающие общефилософские концепции постструктурализма с практикой деконструктивизма. На нынешнем этапе существования как самого постмодернизма, так и его теоретического осмысления с уверенностью можно сказать лишь то, что он оформился под воздействием определенного «эпистемологического разрыва» с мировоззренческими концепциями, традиционно характеризуемыми как модернистские. Отказ от рационализма и осененных традицией и религией веры в общепризнанные авторитеты, сомнение в достоверности научного познания, т. е. картины мира, основанной на данных естественных наук, приводит постмодернистов к эпистемологической неуверенности, убеждению, что наиболее адекватное постижение действительности доступно не естественным и точным наукам или традиционной философии, опирающейся на систематически формализованный понятийный аппарат логики с ее строгими законами взаимоотношения посылок и следствий, а интуитивному поэтическому мышлению с его ассоциативностью, образностью, метафоричностью и мгновенными откровениями инсайта. Причем эта точка зрения получила распространение не только среди представителей гуманитарных, но также и естественных наук: физики, химии, биологии и т. д. Это специфическое видение мира как хаоса, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, мира децентрированного, предстающего сознанию лишь в виде иерархически неупорядоченных фрагментов, и получило определение постмодернистской чувствительности. Практически все теоретики постмодернизма отмечают то значение, которое имел для становления их концепций труд Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистский удел». Точка зрения Лиотара заключается в том, что «если все упростить до предела, то под «постмодернизмом» понимается недоверие к «метарассказам». Метарассказом он обозначает все те «объяснительные системы», которые, по его мнению, организуют буржуазное общество и служат для него средством самооправдания: религию, историю, науку, психологию, искусство (иначе говоря, любое «знание»). Для французского исследователя «век постмодерна» в целом характеризуется эрозией веры в «великие метаповествования», в «метарассказы», легитимирующие, объясняющие и «тотализирующие» представления о реальности. С его точки зрения, сегодня мы являемся свидетелями раздробления, расщепления «великих историй» и появления множества более простых, мелких, локальных «историй-рассказов». Смысл этих «крайне парадоксальных» по своей природе повествований — не узаконить, не легитимизировать знание, а «драматизировать наше понимание кризиса». Характеризуя науку постмодерна, Лиотар заявляет, что она занята «поисками нестабильностей»; например, «теория катастроф» Рене Тома прямо направлена против понятия «стабильная система». Детерминизм сохраняется только в виде «маленьких островков» в мире всеобщей нестабильности, когда все внимание концентрируется на «единичных фактах», на «несоизмеримых величинах» и «локальных» процессах. В результате господствующим признаком культуры «эры постмодерна» оказывается эклектизм, который «является нулевой степенью общей культуры.
Библиографический список Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. М., 1989. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.,1996. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998. Косиков Г. К. От структурализма к постструктурализму. М., 1998. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. М., 1997. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998. Рыклин М. К. Террорологики. Тарту. М., 1992. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. М., 1977. Фуко М. Воля к истине. М., 1996. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» //Иностранная литература. 1988. № 10. Контрольные вопросы 1 Чем характеризуется постклассическое философствование? 2. В чем суть модерна? 3. Какие новые темы и мотивы появляются в философии конца ХХ века? 4.Опишите постмодернизм как характеристику определенного менталитета, понимания возможностей человека, его места и роли в окружающем мире. 5. Как соотносятся понятия «провокация», «симуляция», «эпатаж». «перформативность».
Занятие 2 1. Человек в обществе риска 2. Гендерные поиски идентичности. 3. Религиозная философия ХХ века 4. Традиционализм и глобализм.
Методические указания При рассмотрении проблем кризиса идентичности необходимо иметь в виду общую ситуацию постмодерна в обществе и ее осмысление в философии. Как путь намечаемый Симоной де Бовуар и как и путь Р. Генона и Дугина – это попытки найти иной, минующий глобальность ситуации постсовременности путь. Под определение религиозной философии обычно попадают такие философские школы, как персонализм (центральная проблема: индивидуальность, личность), христианский эволюционизм (одна из современных версий синтеза креационизма и эволюционизма), неопротестантизм и неотомизм (Г. Марсель, Ж. Маритен, Э. Жильсон, П. Тиллих, К. Барт). Путь обновления современной религиозной философии многие ее представители видят в уходе от абстрактных учений о человеке и обращении к изучению целостной динамики жизни и цивилизации. Человеку надо показать вечные ценности и ценности вновь появившиеся, помочь их правильно понять и, если это возможно, синтезировать. Такой подход к задачам философии сделал религиозно-философские доктрины популярными в ХХ веке; в настоящее время на Западе, по оценке E. Trueblood’а это выражается в распространении так называемой смутной религиозности (vague religiosity) в светском обществе.
Библиографический список Деррида Ж. Позиции. Киев, 1997. Деррида, Ж., Гуссерль Э. Начало геометрии. М., 1997. Западная философия ХХ века. М., 1994. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996. Козловски В. Культура постмодерна. М., 1997. Современная западная философия. Словарь. М., 1991. Современное зарубежное литературоведение. Справочник. М., 1996. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2002. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1996. Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопр. филос. 1992. № 4. Козловский П. Современность постмодерна // Вопр. филос. 1995. № 10. Деррида Ж. Есть ли у философии свой язык? // Комментарии. 1993. № 2. Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте структурализм как направление мысли и тип метафизики. 2. Объясните отличия структурализма и постструктурализма. 3. Раскройте понятия: означаемое и означающее, синхрония и диахрония, структура и история. 4. Объясните концептуальные положения постмодернизма: теорию деконструкции, концепцию «смерти автора», положение об гипертекстуальной реальности. 5. Дайте оценку социально-философским взглядам Ж. Бодрийяра. В чем состоит сущность теории политической экономии знака?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|