Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4 абсолютные и относительные статистические показатели




СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ 5. АБСОЛЮТНЫЕ И ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ В СТАТИСТИКЕ (2 ЧАСА).

1. Абсолютные величины: виды, единицы измерения, возможности использования.

2. Относительные величины: понятие, виды и формулы для расчета.

3. Решение задач

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Что такое абсолютные статистические величины и каково их значение? Приведите примеры абсолютных величин.
  2. В каких единицах измерения выражаются абсолютные статистические величины? Приведите примеры.
  3. Всегда ли для анализа изучаемого явления достаточно одних абсолютных показателей?
  4. Что называется относительными величинами?
  5. Каковы основные условия правильного расчета относительной величины?
  6. В какой форме могут быть выражены относительные величины? От чего она зависит?
  7. Какие виды относительных величин Вы знаете? Приведите примеры.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Учебники по курсу «Общая теория статистики» из общего списка литературы

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – решение задач

Задача 1.

По данным переписи населения 2002 года в РФ проживало 2,7 млн. человек в возрасте 80 лет и старше. Из них мужчин 0,5 млн. чел., женщин – 2,2 млн. чел. Определите структуру долгожителей по полу и относительную величину координации, приняв число мужчин за базу, равную 100.

 

Задача 2.

 

Имеются данные о ценах на ткани за отчетный период, руб. за метр:

 

Вид товара Отечественное производство Зарубежное производство
Ситец 17,0 35,0
Бязь 60,0 138,0
Трикотаж 120,0 380,0

 

Определите относительный показатель сравнения цен по каждому виду ткани.

ТЕМА 6. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ 6-7. СРЕДНИЕ ВЕЛИЧИНЫ В СТАТИСТИКЕ, ИХ ВИДЫ И РАСЧЕТ. СТРУКТУРНЫЕ СРЕДНИЕ (4 ЧАСА).

 

  1. Виды средних и их расчет.
  2. Структурные средние – мода и медиана, их расчет и графическое изображение.
  3. Порядковые статистики и их расчет (децили, квартили, квинтили)
  4. Показатели дифференциации и концентрации, их расчет.
  5. Решение задач по теме

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение средней величины.

2. Какова роль средних в регулировании действия случайных причин и определении среднего уровня явления?

3. Какие виды средних величин применяются в статистике? Какие средние величины используются чаще всего?

4. Как исчисляются средняя арифметическая простая и взвешенная и в каких случаях они применяются?

5. Для чего служит средняя гармоническая? Чем она отличается от средней арифметической?

6. Как исчисляются средняя гармоническая простая и взвешенная и в каких случаях они применяются?

7. Как исчисляется средняя геометрическая? Где она применяется?

8. Какие показатели относятся к структурным средним и как они рассчитываются?

9. Как графически можно определить моду и медиану? Поясните ответ.

10. Поясните принцип расчета порядковых статистик – децилей, квинтилей и квартилей. Поясните, в каких случаях эти показатели применяются и что характеризуют.

11. Поясните, что означает децильный коэффициент дифференциации и что он характеризует?

12. Поясните, как рассчитывается коэффициент Джини, что он характеризует

13. Поясните, как строится кривая Лоренца, что она характеризует.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

Задача 1.

Имеются следующие данные:

 

Урожайность озимой пшеницы по бригадам фермерского хозяйства в 2008 году

 

Номер бригады        
Урожайность, ц /га 22,6 31,0 24,5 21,1
Посевная площадь, га        

 

Определите среднюю урожайность озимой пшеницы по хозяйству.

Задача 2.

По данным таблицы определите удельный вес женщин по трем фабрикам

 

Численность работников трех фабрик на 1.01.2010 года

Номер фабрики Всего работников, чел Из них удельный вес женщин, %
     
     
     
Итого    

 

Задача 3.

 

По данным таблицы рассчитать средний возраст студентов заочного факультета вуза

 

Возраст студентов вечернего факультета

Возраст в годах Число студентов
До 20  
20 – 24  
25- 29  
30 – 34  
Старше 35  
Итого  

 

Задача 4.

 

Распределение населения РФ по размеру среднемесячного душевого денежного дохода в апреле 1993 года характеризовалось данными, приведенными в таблице:

 

Среднемесячный душевой доход, тыс. руб Численность населения, млн. чел.
До 5 6,6
5 – 10 39,8
10 – 15 45,6
15 – 20 33,4
20 – 25 21,6
Свыше 25 1,7
ИТОГО: 148,7
  1. Определите среднемесячный душевой доход в апреле 1999 года на основе средней арифметической, моды и медианы
  2. Рассчитайте коэффициент Джини и постройте кривую Лоренца
  3. Сделайте выводы по задаче.

 

Аудиторная контрольная работа. Студент письменно отвечает на один теоретический вопрос и решает две задачи.

 

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ 8. ПОКАЗАТЕЛИ ВАРИАЦИИ, ВАРИАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (2 ЧАСА)

1. Понятие вариации признака совокупности, значение исследования вариации в статистике.

2. Показатели вариации и их расчет:

- размах вариации;

- среднее линейное отклонение

- дисперсия

- среднее квадратическое отклонение

- коэффициент вариации

- эмпирический коэффициент детерминации

- эмпирическое корреляционное отношение

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

  1. Что представляет собой вариация признака, от чего зависят ее размеры?
  2. Что такое размах вариации, по какой формуле он исчисляется, в чем его недостаток как показателя вариации?
  3. Какой показатель вариации называется дисперсией? По каким формулам она рассчитывается?
  4. Почему дисперсия и среднее квадратическое отклонение не всегда являются достаточными для характеристики вариации признака в изучаемых совокупностях?
  5. На какие две большие группы делятся причины, факторы, вызывающие вариацию признака?
  6. Что собой представляет коэффициент вариации как показатель? Каковы формула для его вычисления и значение для экономического анализа?
  7. Что называется эмпирическим коэффициентом детерминации?, Каков его смысл?
  8. Что называется эмпирическим корреляционным отношением? В чем его смысл?

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

Задача 1.

 

По данным таблицы рассчитать все доступные показатели вариации:

 

Распределение рабочих по сменной выработке детали А

 

Группы рабочих по сменной выработке изделий, шт Число рабочих
170-190  
190-210  
210-230  
230-250  
ИТОГО:  

 

ТЕМА 6. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ.

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ 9. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РЯДОВ ДИНАМИКИ (2 ЧАСА).

1. Ряды динамики и привила их построения.

2. Решение задач на расчет показателей анализа рядов динамики.

3. Графические построения при анализе рядов динамики.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Для чего нужно изучать динамику явлений?

2. Дайте определение ряда динамики. Из каких элементов он состоит и каков их смысл?

3. Какие существуют виды рядов динамики?

4. Какие динамические ряды называются моментными и почему их уровни нельзя суммировать?

5. Какие ряды статистических величин называются интервальными? Почему их уровни можно суммировать? Приведите примеры.

6. Назовите важнейшее условие правильного построения динамического ряда.

7. Как исчисляются средние для моментного и интервального рядов? Приведите формулы.

8. Какая существует взаимосвязь между последовательными цепными коэффициентами роста и базисным коэффициентом роста за соответствующий период? Каково практическое применение этой взаимосвязи?

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задача 1 ( Расчет средней в моментных рядах динамики).

 

По следующим данным вычислите среднемесячные остатки материалов за полугодие:

 

Дата 1.01 1.02 1.03 1.04 1.05 1.06 1.07
Остатки материалов на начало месяца, тыс. руб 464,8 446,0 428,0 436,0 423,8 421,4 410,2

 

Задача 2.

 

По приведенным в таблице данным рассчитайте все возможные показатели динамики. Изобразите динамику изменения численности населения графически.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...