Семинарские занятия по курсу « социальная статистика»
Цель семинарских занятий по курсу «Социальная статистика» - более глубокое усвоение теоретических аспектов статистического метода и овладение технологиями, позволяющими собирать и анализировать статистическую информацию о экономической, социальной и политической ситуации в стране. При этом ставятся следующие дидактические задачи: · обозначить круг ключевых проблем, отражающих специфику сбора, обработки и анализа адекватной статистической информации; · помочь студентам освоить основные понятия, категории статистики как науки и отрасли практической деятельности; · научить студентов использовать полученные знания при анализе различных процессов и закономерностей в современном обществе; · научить студентов методике статистического анализа и расчету основных групп показателей общей теории статистики и ряда отраслевых статистик. Соответственно этим задачам строится методика проведения семинарских занятий. Их тематика, не дублируя лекции, углубляет и дополняет лекционный курс. Это позволяет на конкретном материале выявить специфику статистического анализа и описания ситуации в стране и регионе. В ходе семинарских занятий реализуется синтез репродуктивной и проблемной технологии обучения. Репродуктивное обучение включает фронтальные блиц-опросы (по контрольным вопросам и вопросам для самопроверки), тесты и индивидуальные опросы по вопросам к семинарам. Проблемная технология обучения реализуется через диалоговую форму семинарских занятий, специальные задания по выявлению проблемных вопросов, дискуссионное обсуждение этих вопросов, взаимное оппонирование в ходе дискуссий. Большое внимание при изучении курса в ходе семинарских занятий отдается освоению практических навыков решения задач и расчета показателей статистики. Для этого проводятся семинары-практикумы, в основном посвященные решению задач.
Тематический план прикладной части курса разработан с учетом вариативного проведения цикла семинарских занятий, адаптированного к особенностям содержания различных форм обучения и специфике конкретной студенческой аудитории. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ЧАСТЬ 1. (1 СЕМЕСТР) РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКЕ. ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И МЕТОДЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ СТАТИСТИКИ. СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА КАК ОТРАСЛЕВАЯ СТАТИСТИКА, ЕЕ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1. ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ. ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (2 ЧАСА). 1. История становления статистики как науки. Особенности формирования социальной статистики как особого направления основной науки 2. Объект, предмет, методы и основные разделы социальной статистики. 3. Современное состояние, проблемы, задачи и направления развития отечественной статистики 4. Органы государственной статистики Российской Федерации. 5. Основные источники статистической информации и требования к ней. 6. Организация получения статистической информации в России.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И САМОКОНТРОЛЯ. 1. От какого латинского слова происходит термин «статистика»? Что он означает? 2. К какому времени относится становление статистики как науки? 3. Каковы основные черты предмета статистики? Дайте его определение. 4. Назовите отличия предмета статистики и социальной статистики. 5. Назовите основные стадии статистического исследования.
6. В чем состоит сущность статистической методологии (статистического подхода) к описанию явлений и процессов, происходящих в обществе. 7. Перечислите специфические методы, присущие статистическому исследованию. 8. Назовите основные разделы (отрасли) статистики как науки. 9. Назовите основные разделы социальной статистики. 10. В чем заключается сущность реформирования статистики в РФ. Назовите основные направления развития современной отечественной статистики. 11. Что понимают под статистической информацией? 12. Для чего и кому нужна статистическая информация в современных условиях? 13. Перечислите принципы организации государственной статистики в Российской Федерации. 14. Опишите структуру органов государственной статистики в РФ. 15. Назовите основные специально организованные статистические наблюдения, которые проводят статистические органы России в настоящее время. 16. Назовите важнейшие информационные издания органов государственной статистики.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание 1. Назовите имена ученых, внесших большой вклад в рождение, становление и развитие статистики. Выделите временные периоды, когда работали эти ученые, и назовите основные труды.
Задание 2. Используя текст Федерального закона от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики Российской Федерации», опишите принципы организации государственного статистического учета, органы статистики разного уровня, задачи, которые они должны решать.
Аудиторный тестовый контроль по содержанию темы. Примеры вопросов теста. 1. К какому периоду можно отнести становление государственной статистики в России? А) к 1Х –Х11 векам (времена Киевской Руси) Б) конец ХУ11 – начало ХУШ века В) конец ХУШ – начало Х1Х века
2. Что является объектом изучения статистики? А) социальная жизнь общества Б) доходы и потребление населения В) общество во всем многообразии его форм и проявлений
3. Какое требование положено в основу организации работы Росстата (Федеральной службы государственной статистики)? А) соответствие административно-территориальному делению страны Б) соответствие отраслевой структуре экономики России
В) соответствие делению территории страны по федеральным округам
ЛИТЕРАТУРА: 1. Учебники по общей теории статистики и социальной статистике (см. список основной литературы). 2. Бессонов В.А. Взгляд на российскую статистику со стороны пользователя // Вопросы статистики. – 2009. - № 5. - С. 3. Кевеш А.Л. Российская государственная статистика в условиях развитого современного общества // Вопросы статистики. – 2012. - № 3. – С. 4 - 8 4. Костаков В.Г. Шаги прогресса современной статистики России // Вопросы статистики. – 2009. - № 4. – С. 3 – 7 5. Кузнецова Е.В., Масляненко А.П., Пашинцева Н.И. Использование современных коммуникационных каналов для повышения статистической грамотности общества // Вопросы статистики. – 2012. - № 7. – С. 6 - 9 6. Лайкам К.Э. Основные итоги и направления развития государственной статистики // Вопросы статистики. – 2009. - № 3. – С. 3 – 13 6. Лайкам К.Э., Голованов Ю.К. Внедрение современных информационных технологий распространения статистических данных // Вопросы статистики. – 2009. - № 11. – С. 47 – 7. Олейник О.С., Тарасова А.А. Об опыте работы по обеспечению качества статистической информации // Вопросы статистики. – 2009. - № 11. – С. 67 – 72 8. Пашинцева Н.И., Шашнов С.А. Об оценке удовлетворенности пользователей статистической информацией и деятельностью органов государственной статистики // Вопросы статистики. – 2009. - № 7. – С. 78 9. Пашинцева Н.И. Практические рекомендации по применению основополагающих принципов официальной статистики // Вопросы статистики. – 2010. - № 11. – С. 3 - 11 10.Соколов Я.В., Еременко Т.В. Первая научная парадигма статистики // Вопросы статистики. – 2011. - № 1. – С.71 - 74 11. Закон от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики Российской Федерации» 12..Шустова Е.А., Савочкина Е.А., Пашинцева Н.И. Основные принципы распространения Росстатом оперативных данных // Вопросы статистики. – 2010. - № 12. – С.5 – 12
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|