Тема 2. Источники статистической информации. Статистическое наблюдение
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (2 ЧАСА) 1. Наблюдение как первая стадия статистического исследования: общая характеристика, программа и методология. 2. Основные формы и виды наблюдения. 3. Основные проблемы организации наблюдения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Дайте определение статистического наблюдения. 2. Кем может проводиться статистическое наблюдение? 3. Что является целью наблюдения? 4. Что такое «объект наблюдения» и как он определяется? 5. Что представляет собой единица наблюдения 6. В каких формах осуществляется наблюдение? 7. Перечислите основные виды ошибок, возникающих при наблюдении, и поясните, какие приемы используются, чтобы избежать их появления.
ЛИТЕРАТУРА:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание 1. Для изучения состава студентов, поступающих на подготовительное отделение какого-то вуза, сформулируйте вопросы программы наблюдения и составьте проект первичного статистического бланка в виде карточки, в которой фиксировались бы основные социально-демографические характеристики поступающих.
Аудиторный тестовый контроль основных понятий темы. Примеры вопросов теста: 1. Объект статистического наблюдения – это: А) единица наблюдения; Б) статистическая совокупность; В) единица статистической совокупности; Г) совокупность признаков изучаемого явления.
2. Срок статистического наблюдения – это время, в течение которого: А) заполняются статистические формуляры; Б) обучается кадровый состав для проведения наблюдения; В) обрабатывается полученный в ходе наблюдения материал.
3.По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бывает: А) периодическое; Б) в виде отчетности В) документальное; Г) монографическое.
4. Ошибки регистрации возникают: А) только при сплошном наблюдении Б) только при несплошном наблюдении В) как при сплошном, так и при несплошном наблюдении.
5. При изучении продолжительности срока службы кинескопов целесообразно наблюдение: А) сплошное Б) методом основного массива В) монографическим методом Г) выборочное
ТЕМА 3. СВОДКА И ГРУППИРОВКА МАТЕРИАЛОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ. РЯДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИХ АНАЛИЗ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3. СВОДКА И ГРУППИРОВКА МАТЕРИАЛОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ. РЯДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИХ АНАЛИЗ (2 ЧАСА). 1. Сводка: основное содержание и задачи. 2. Метод группировок, его особенности и принципы построения группировок. 3. Статистические ряды распределения, понятие и виды. 4. Определение количества групп и величины интервала ряда распределения. 5. Построение и анализ вариационных рядов. 6. Графический анализ рядов распределения. 7. Статистические таблицы, их построение и использование в статистике.
8. Сущность и назначение графиков. Основные виды графиков. 9. Решение задач по теме занятия
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ И КОНТРОЛЯ. 1. Почему сводка и группировка считаются вторым этапом статистического наблюдения? 2. Какие виды сводки вы знаете? Дайте их краткую характеристику. 3. Что называется статистической группировкой и группировочными признаками? 4. В чем сложность выбора группировочного признака? 5. Какие задачи решает статистика при помощи метода группировок? 6. Дайте характеристику типологических, структурных и аналитических группировок. Какие задачи они решают? 7. В чем выражается взаимосвязь вышеуказанных группировок? 8. Дайте определение статистической таблицы. В чем основное отличие статистической таблицы от других таблиц? 9. Что такое подлежащее и сказуемое таблицы. 10. В чем состоит основное содержание графического метода анализа статистической информации? 11. Какие виды графиков по форме графического образа вы можете назвать? 12. Какие виды графиков выделяются по способу построения и задачам изображения? 13. Приведите примеры диаграмм сравнения. Чем они отличаются от других графических построений? 14. Что такое статистические карты, каковы их возможности? Приведите примеры. 15. Какие бывают интервалы группировок и как точно обозначить их границы? Приведите примеры. 16. От чего зависит решение вопроса об определении числа групп и границ интервала между ними? 17. Что представляют собой статистические ряды распределения и по каким признакам они могут быть образованы? 18. Как подразделяются вариационные ряды распределения и на каких признаках они основаны? 19. Какова методика построения дискретных и интервальных рядов распределения? Приведите примеры.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Задание 1. Используя сборники Волгоградского областного комитета по статистике (выдает преподаватель), найдите примеры: - простых группировок; - сложных комбинированных группировок. Поясните, в чем различие между ними. Определите возможность трансформации нескольких простых группировок в комбинированную.
Задание 2. Используя данные о численности постоянного населения Волгоградской области за период с 1979 по 2010 годы, постройте линейный график и столбиковую диаграмму. Поясните достоинства каждого из видов графических построений.
Задание 3. Отметьте в таблице, к каким группировочным признакам относятся признаки, перечисленные в таблице. Ваш ответ по строке обведите кружком.
Задание 4. Разработайте макеты таблиц для статистической характеристики населения Российской Федерации: 1) по полу и возрасту 2) по брачному состоянию 3) по образованию 4) по источникам доходов Задача 1. Имеются следующие данные об успеваемости 30 студентов: 5, 4, 4, 5, 3, 3, 4, 4, 4, 5, 5, 2, 5, 4, 4, 2, 3, 3, 4, 4, 4, 5, 4, 5, 4, 4, 3, 4, 5, 5. Постройте дискретный ряд распределения студентов по баллам, полученным в сессию. Постройте ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем две группы студентов: не успевающие и успевающие. Изобразите ряды графически.
Задача 2. Пользуясь формулой Стерджесса, определите интервал группировки сотрудников фирмы по уровню доходов, если общая численность сотрудников составляет 100 человек, а минимальный и максимальный доход соответственно равен 5 000 и 10 000 рублей.
Задача 3. Располагая данными об урожайности (ц / га) по группе колхозов области за отчетный год:
28 25 45 38 25 30 40 30 40 40 30 45 38 45 25 45 38 40 25 28 38 25 40 30 30 40 30 30 28 38 Построить: 5) дискретный ряд и полигон распределения 6) интервальный ряд распределения, образовав пять групп с равными интервалами. 7) Построить гистограмму распределения.
По теме проводится аудиторная контрольная работа. Студент письменно отвечает на один теоретический вопрос и решает одну задачу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|