3. "Малая коалиция" у власти (1969-1982). Новая восточная политика.
На выборах в бундестаг 28 сентября 1969 г. блок ХДС/ХСС потерпел поражение. НДП не удалось преодолеть 5% баръер.
У власти оказалась " малая коалиция" СДПГ - СвДП, возглавляемая В. Брантом и В. Шеелем. Политический спектр сдвинулся влево.
В. Брандт представил себя как " канцлер внутренних реформ". Не отказываясь от рыночной экономики, лидеры СДПГ решили усилить ее государственное регулирование и внести в нее элемент плановости. Под давлением рабочих, служащих, ОНП была повышена зарплата, снижен пенсионный возраст - до 63 лет, повышены наиболее низкие пенсии, до 18 лет снижен возраст избирателей.
Был принят новый закон о статусе предприятия (1972 г. ), направленный на " социальный мир". Но в наблюдательном совете рабочим отводилась лишь треть мест. Закон о " перераспределении собственности" вдвое увеличивал " инвестиционную зарплату", выделяемую в " фонд накопления". Рабочие получали сертификаты и другие титулы собственности.
В центре внимания кабинета оказалась внешняя политика. Это была " новая восточная политика". 12 августа 1970 г. был подписан Московский договор с СССР о нормализации отношений и признании послевоенных границ всех государств в Европе. В декабре 1970 г. был заключен договор с Польшей, в декабре 1972 г. - с ГДР, в декабре 1973 г. - с Чехословакией. Попытки ХДС/ХСС сорвать ратификацию " восточных договоров" провалились.
Однако опасения правых сил ФРГ, США, что " малая коалиция" может зайти " слишком далеко" во внутренней и внешней политике обусловили попытки этих сил свалить правительство В. Бранта. Воспользовавшись " делом Г. Гийома" (сотрудник аппарата В. Бранта Г. Гийом оказался разведчиком ГДР), правые круги добились отставки правительства (май 1974 г. ).
Новое правительство Г. Шмидта (СДПГ) - Г. -Д. Геншера (СвДП) было более прагматичным. Был принят план развития народного хозяйства на 1975-1985 г., предусматривавший государственное стимулирование экономики и поддержание темпов роста не менее 5-6% в год.
Но кризис 1974-1975 гг. сорвал этот план. Промышленное производство сократилось на 7, 5%. Одновременно возросли инфляция и безработица. В декабре 1974 г. правительство приняло антициклическую программу, поощрявшую частные инвестиции путем сокращения налогов на корпорации; стимулировался внутренний спрос. Но частный бизнес не спешил расширять производство. В 1975 г. принят закон об улучшении структуры бюджета: сокращались расходы на социальные нужды. Уровень занятости к 1981 г. сократился на 4%.
Заработная плата в конце 70-х гг. впервые в истории ФРГ стала снижаться. Правительство принимало меры против стачек, более жестко относилось к безработным. В июне 1980 г. был принят закон, разрешающий локауты. В 1982 г. был введен более строгий порядок заполнения вакантных мест.
Под давлением СвДП правительство в 1980-1981 гг. более чем на четверть сократило налоги на предпринимателей, увеличило взносы рабочих в фонд страхования по болезни, безработице и старости.
В то же время закон о высшей школе позволил увеличить за 10 лет (к 1980 г. ) втрое численность студентов. Было открыто несколько новых университетов, увеличены расходы на образование. Но попытки создать единый тип государственной школы из-за сопротивления ХДС/ХСС был провален.
Забастовки 70-80-х гг. ослабили представления о ФРГ как о " цитадели классового мира". Сформировалось экологическое движение: в 1980 г. создана партия зеленых, требовавшая безотходной экономики, сокращения производства, 35-часовой рабочей недели, отказа от строительства АЭС, " базисной" (децентрализованной, прямой демократии).
Экономический кризис активизировал правые силы в СвДП. Новая программа (1977 г. ) переносила центр тяжести в экономической политике на рыночные силы. Нарастали настроения " сменить партнера", укреплялись контакты с ХДС.
На выборах 1980 г. " малая коалиция" одержала победу: сработал " антиштраусский эффект" (Ф. -Й. Штраус - лидер ХСС стремился стать канцлером). Но программа правительства Г. Шмидта не содержала крупномасштабных идей.
Экономический кризис 1980-1982 гг., увеличивший безработицу до 2, 5 млн. человек (более 9% работающих по найму), вызвавший волну банкротств (например, АЭГ-Телефункен), усилил настроения в пользу отказа от неокейнсианской политики. Г. -Д. Геншер и другие лидеры СвДП требовали уменьшения пособий по безработице, снижения госсубсидий семьям с низкими доходами. Призывы Г. Шмидта пойти навстречу СвДП не нашли поддержки на съезде СДПГ в апреле 1982 г.. Съезд показал, что партия не одобряет коалицию с СвДП.
Хотя в июле 1982 г., утверждая проект бюджета на 1983 г., СДПГ пошла на уступки партнеру, лидеры СвДП сочли их недостаточными. Министр экономики О. Ламбсдорф выступил с планом преодоления кризиса путем сокращения всех статей расходов (кроме военных) на 5-10%. Предложенная планом " экономия" означала сокращение государственных взносов в фонд социального страхования для пенсионеров, отказ от денежной формы помощи безработным и т. п. Лидеры СДПГ не могли пойти на эти шаги. Профсоюзы же в сентябре 1982 г. объявили о подготовке к стачке и походу на Бонн.
Воспользуйтесь поиском по сайту: