Понятие, предмет, система, источники административного права
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
Современное административное право изучает государственное управление как особый вид социального управления. Административное право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. В юридической науке общепризнанным является мнение, что отрасли права отличаются одна от другой прежде всего предметом и методом правового регулирования. Предмет административного права — это совокупность общественных отношений, складывающихся и функционирующих в государственно- управленческой сфере, т. е. в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. В зависимости от субъектов административных правоотношений выделяют следующие виды таких отношений: — между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления (например, между Советом Министров и министерством); — между органами государственного управления, обладающими одинаковой компетенцией, т.е. не связанными отношениями подчиненности (между двумя министерствами); ~ между органами государственного управления и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (Министерство промышленности и концерн «Беллегпром»); — между органами государственного управления и не подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями (например, исполком и предприятие, осуществляющее свою деятельность на соответствующей административно-территориальной единице); — между органами государственного управления и гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Под методом административно-правового регулирования понимают совокупность приемов и способов, посредством которых административное право воздействует на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, с целью их регуляции и охраны. В отличие от гражданского права, где характерно применение методов диспозитивности, автономии воли сторон, уравновешивающих субъектов имущественных отношений, предоставляющих им возможность самостоятельно устанавливать права и обязанности, административно-правовому регулированию свойствен в основном императивный метод. Он закрепляет юридическое неравенство сторон, субъектов административно-правовых отношений, что обусловлено необходимостью подчинения одной стороны другой. Однако использование императивного метода в административном праве не является исключительным, поскольку динамичное развитие данной отрасли позволяет также использовать в регулировании общественных отношений и другие методы, например рекомендаций, согласования, взаимной ответственности. Административное право, как и другие отрасли права, представляет собой систему — органически взаимосвязанную совокупность расположенных в определенной логической последовательности административно-правовых норм и институтов, объединенных едиными предметом и методом. Система административного права состоит из четырех основных частей: — в первую часть включены нормы, определяющие правовой статус граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, государственных органов, негосударственных организаций, государственных служащих в сфере государственного управления; формы и методы деятельности субъектов административного права, а также контроль и надзор за их деятельностью; — вторая часть объединяет нормы, регулирующие ответственность по административному праву;
— в третьей расположены нормы административного процесса; — четвертая часть представлена нормами, определяющими административно-правовые основы управления экономической, социально-культурной, административно-политической и иными сферами. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Административное право — это самостоятельная отрасль права, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации решений органов исполнительной власти. Предметом правового регулирования административного права являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов исполнительной власти, во внутри организационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций. Методом правового регулирования административного права является совокупность юридических средств, приемов и способов, с помощью которых регулируются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Административно-правовому регулированию свойствен в основном императивный метод. Данный метод регулирует отношения, одним из участников которых выступает государственный орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. Императивный метод закрепляет отношения субординации (прямого подчинения одной стороны другой), т.е. юридическое неравенство сторон. Системой отрасли административного права является совокупность административно-правовых норм, институтов и отношений, которые объединены предметом и методом правового регулирования. Система административного права, являясь сложной и многообразной, подразделяется на две основные группы, на Общую и Особенную части. В Общую часть включаются правовые нормы, действующие одинаково во всех сферах организации и функционирования управления. К ним относятся: нормы права, определяющие основные понятия, принципы, источники административного права, правовое положение субъектов административного права, формы и методы деятельности органов государственного управления, способы и порядок обеспечения законности, закрепляющие основы административно-процессуальных действий.
Особенная часть административного права объединяет нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях государственного управления. К ним относятся: 1) нормы, регулирующие управление в административно-политической области (внутренние дела, юстиция, оборона, иностранные дела и др.); 2) нормы, регулирующие управление в хозяйственной области (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство и др.); 3) нормы, регулирующие управление в социально-культурной области (образование, наука, культура, здравоохранение и др.); 4) нормы, регулирующие межотраслевое управление (ценообразование, финансово-кредитная деятельность, стандартизация и др.). Принципами административного права являются: 1) законность; 2) демократизм нормотворчества и реализации права; 3) равенство граждан перед законом и правоприменителем; 4) взаимная ответственность государства и личности; 5) гуманизм. Источниками административного права являются: 1) Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями); 2) Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях; 3) законы Республики Беларусь; 4) указы и декреты Президента Республики Беларусь; 5) постановлена Правительства Республики Беларусь; 6) нормативные правовые акты государственных комитетов, министерств; 7) межгосударственные соглашения и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|