Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, предмет, система, источники административного права




ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

Современное админист­ративное право изучает государственное управление как особый вид социального управления.

Административное право — самостоятельная отрасль пра­ва, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государ­ственного управления.

В юридической науке общепризнанным является мне­ние, что отрасли права отличаются одна от другой прежде всего предметом и методом правового регулирования.

Предмет административ­ного права — это совокупность общественных отношений, складывающихся и функционирующих в государственно- управленческой сфере, т. е. в процессе организации и дея­тельности органов исполнительной власти.

В зависимости от субъектов административных право­отношений выделяют следующие виды таких отношений:

— между вышестоящими и нижестоящими органами го­сударственного управления (например, между Советом Министров и министерством);

— между органами государственного управления, обла­дающими одинаковой компетенцией, т.е. не связанными отношениями подчиненности (между двумя министерст­вами);

~ между органами государственного управления и под­чиненными им предприятиями, учреждениями, органи­зациями (Министерство промышленности и концерн «Беллегпром»);

— между органами государственного управления и не подчиненными им предприятиями, учреждениями, орга­низациями (например, исполком и предприятие, осуще­ствляющее свою деятельность на соответствующей адми­нистративно-территориальной единице);

— между органами государственного управления и гра­жданами Республики Беларусь, иностранными граждана­ми, лицами без гражданства.

Под методом административно-правового регулирования понимают совокупность приемов и способов, посредством которых административное право воздействует на общест­венные отношения, складывающиеся в сфере государствен­ного управления, с целью их регуляции и охраны.

В отличие от гражданского права, где характерно при­менение методов диспозитивности, автономии воли сто­рон, уравновешивающих субъектов имущественных отно­шений, предоставляющих им возможность самостоятельно устанавливать права и обязанности, административно-пра­вовому регулированию свойствен в основном императивный метод. Он закрепляет юридическое неравенство сторон, субъектов административно-правовых отношений, что обусловлено необходимостью подчинения одной стороны другой. Однако использование императивного метода в ад­министративном праве не является исключительным, по­скольку динамичное развитие данной отрасли позволяет также использовать в регулировании общественных отно­шений и другие методы, например рекомендаций, согласо­вания, взаимной ответственности.

Административное право, как и другие отрасли права, представляет собой систему — органически взаимосвязан­ную совокупность расположенных в определенной логи­ческой последовательности административно-правовых норм и институтов, объединенных едиными предметом и методом.

Система административного права состоит из четырех основных частей:

— в первую часть включены нормы, определяющие пра­вовой статус граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, государственных органов, негосударственных организаций, государственных служа­щих в сфере государственного управления; формы и мето­ды деятельности субъектов административного права, а так­же контроль и надзор за их деятельностью;

— вторая часть объединяет нормы, регулирующие от­ветственность по административному праву;

— в третьей расположены нормы административного процесса;

— четвертая часть представлена нормами, определяю­щими административно-правовые основы управления экономической, социально-культурной, административ­но-политической и иными сферами.

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Административное право — это самостоятельная отрасль права, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации решений органов исполнительной власти.

Предметом правового регулирования административного права являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов исполнительной власти, во внутри организационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций.

Методом правового регулирования административного права является совокупность юридических средств, приемов и способов, с помощью которых регулируются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

Административно-правовому регулированию свойствен в основном императивный метод. Данный метод регулирует отношения, одним из участников которых выступает государственный орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями.

Императивный метод закрепляет отношения субординации (прямого подчинения одной стороны другой), т.е. юридическое неравенство сторон.

Системой отрасли административного права является совокупность административно-правовых норм, институтов и отношений, которые объединены предметом и методом правового регулирования.

Система административного права, являясь сложной и многообразной, подразделяется на две основные группы, на Общую и Особенную части.

В Общую часть включаются правовые нормы, действующие одинаково во всех сферах организации и функционирования управления. К ним относятся: нормы права, определяющие основные понятия, принципы, источники административного права, правовое положение субъектов административного права, формы и методы деятельности органов государственного управления, способы и порядок обеспечения законности, закрепляющие основы административно-процессуальных действий.

Особенная часть административного права объединяет нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях государственного управления. К ним относятся:

1) нормы, регулирующие управление в административно-политической области (внутренние дела, юстиция, оборона, иностранные дела и др.);

2) нормы, регулирующие управление в хозяйственной области (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство и др.);

3) нормы, регулирующие управление в социально-культурной области (образование, наука, культура, здравоохранение и др.);

4) нормы, регулирующие межотраслевое управление (ценообразование, финансово-кредитная деятельность, стандартизация и др.).

Принципами административного права являются:

1) законность;

2) демократизм нормотворчества и реализации права;

3) равенство граждан перед законом и правоприменителем;

4) взаимная ответственность государства и личности;

5) гуманизм.

Источниками административного права являются:

1) Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями);

2) Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;

3) законы Республики Беларусь;

4) указы и декреты Президента Республики Беларусь;

5) постановлена Правительства Республики Беларусь;

6) нормативные правовые акты государственных комитетов, министерств;

7) межгосударственные соглашения и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...