Администратино-правовые отношения
Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности. Они возникают в результате применения и действия административно-правовой нормы. Административно-правовые отношения обладают общими для всех правовых отношений чертами. Вместе с тем они обладают отличительными особенностями. Административно-правовые отношения складываются в сфере исполнительной деятельности, управления, т. е. в процессе повседневной деятельности по управлению (руководству) хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами, а равно осуществления иной управленческой деятельности. Административно-правовые отношения, как всякие другие отношения, включают: объекты, субъекты, их права и обязанности, а также юридические факты. Объект — это общественные отношения, поведение субъектов по поводу чего возникают правоотношения. Общим объектом административного права являются управленческая сфера, непосредственным объектом — взаимосвязи субъектов применительно к осуществлению конкретного вопроса, поведению субъектов. Субъектом административно-правовых отношений являются носители прав и обязанностей, а именно: — граждане Республики Беларусь; — иностранные граждане и лица без гражданства; — государственные органы, администрация предприятий, учреждений, объединений и иных государственных организаций; — служащие государственных органов и объединений; — общественные объединения, их представители, наделенные административными обязанностями и правами. Субъекты административно-правовых отношений наделяются определенными правами и обязанностями. Они обладают административной правоспособностью и дееспособностью.
Административная правоспособность — это способность субъекта административного правоотношения иметь права и нести юридические обязанности в сфере государственного управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности. Административная правоспособность должностного лица определяется компетенцией соответствующего органа, а также должностными полномочиями этого лица, которые устанавливаются законом, декретом Президента или другими правовыми актами. Административная правоспособность предприятий, организаций, учреждений устанавливается законами и уставами, положениями о них. От административной правоспособности не отделима административная дееспособность, а именно возможность субъекта административного правоотношения своими действиями приобретать права и принимать на себя обязательства в сфере управления, исполнительной (и распорядительной) деятельности. Административная дееспособность предполагает наличие у данного субъекта административной правоспособности. Административно-правовая норма определяет меру возможного поведения для одной стороны и меру должного поведения для другой стороны правоотношения. Однако это не означает, что в правовом отношении одна сторона наделяется правами, а на другую возлагаются обязанности. Так, гражданин, на которого наложено административное взыскание административной комиссией или другим уполномоченным органом, вправе обжаловать соответствующее постановление в суд (или вышестоящий исполнительный и распорядительный орган). Орган, наложивший административное взыскание на гражданина, в свою очередь, обязан в этом случае приостановить действие постановления о наложении штрафа. Административно-правовые отношения характеризуются рядом особенных черт.
Административно-правовые отношения как разновидность государственно-публичных по характеру взаимосвязей между субъектами являются отношениями власти-подчинения, а по форме взаимосвязей — «вертикальными»: нижестоящий государственный орган находится в соподчинении вышестоящему. В связи с этим административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон. Вместе с тем административно-правовые отношения нельзя рассматривать исключительно как властеотношения. Между государственными органами (министерствами, исполкомами) в процессе исполнительной и распорядительной, управленческой деятельности возникают отношения, основанные на согласовании их деятельности, (например, издание приказов, проведение совместных мероприятий). Что касается отношений с гражданами, то при реализации их законных прав и интересов (например, образование, получение пенсии, охрана здоровья и т. п.), отношения характеризуются равенством сторон. Государственные органы управления обязаны обеспечить реализацию гражданами их законных прав и интересов. В административно-правовых нормах (прямо или косвенно) выражается воля и интерес государства. Поэтому одной из сторон административно-правовых отношений является государственный орган либо общественная организация, призванная осуществлять исполнительные, управленческие задачи и функции от имени государства. Административно-правовые отношения могут возникнуть по инициативе любого субъекта административного права. Но в отличие от гражданско-правового отношения для возникновения административно-правового отношения не требуется согласие другой стороны. Административно-правовые отношения по своей сущности являются организационными. В процессе их реализуются функции исполнительной власти, осуществляется руководство экономической, хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами деятельности. Споры между сторонами административно-правовых отношений обычно разрешаются в административном порядке. В то же время законом предусматривается и судебный порядок разрешения некоторых споров (обжалование гражданами незаконных действий должностных лиц). В соответствии со ст. 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
Возникновение конкретного правоотношения между субъектами права обусловливается определенными событиями или действиями, которые приводят в действие правовую норму. Эти события, действия (правомерные или неправомерные) называются юридическими фактами. Юридическими фактами являются такие события, как рождение, смерть человека. В связи с достижением 16-летнего возраста у конкретного лица возникает право на получение паспорта. И оно вступает в административное правоотношение с органом по гражданству и миграции. К событиям относятся также стихийные бедствия (землетрясения, наводнение, эпизоотии, эпидемии, пожары и т. п.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|