Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место административного права в национальных правовых системах, его соотношение с другими отраслями права




Административное и конституционное право. Наиболее тесно административное право взаимодействует с консти­туционным, которое занимает ведущее по отношению к административному праву положение. Это определяется тем, что нормы конституционного права закрепляют ос­новные принципы организации и деятельности исполни­тельно-распорядительных органов, их место в механизме государственного аппарата, основы их взаимоотношений с органами законодательной власти, суда и прокуратуры.

Конституционное право закрепляет права и свободы граждан, практически реализуемые в сфере государствен­ного управления, устанавливает общие принципы, еди­ные для всех государственных органов, а административ­ное право, отправляясь от этих исходных начал, содержа­щихся в нормах конституционного права, детализирует, конкретизирует, формирует механизм их реализации. На­пример, Конституция Республики Беларусь содержит нор­мы, в соответствии с которыми члену Совета Республики запрещается быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь, которое состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В свою очередь административно- правовые нормы определяют административно-правовой статус заместителей Премьер-министра и министров

Между ними наблюдается наиболее тесная связь, по­скольку и та, и другая отрасли права регулируют отноше­ния, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они могут быть разграничены по предмету правового регулирования. Административное право регу­лирует отношения, возникающие в процессе повседнев­ной и многообразной исполнительно-распорядительной дея­тельности, содержанием которой является непосредствен­ное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Таким образом, ряд отношений регулируется консти­туционным и административным правом одновременно: различие можно провести по объему этого регулирования. Конституционное право закрепляет лишь общие принци­пы, единые для всех государственных органов; админист­ративное право, отправляясь от этих принципов, детали­зирует их применительно к системе органов исполнитель­ной власти. Следовательно, свои исходные начала оно берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы — в Конституции и законах.

Административное и гражданское право. Во взаимоотно­шениях этих отраслей права наблюдается также тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется об­щий предмет регулирования (например, отношения иму­щественного характера, возникающие в хозяйственной сфере). Имущественные отношения могут быть предметом регулирования как гражданского, так и административ­ного права. В таком случае различие между данными отрас­лями права следует искать в присущих им методах право­вого регулирования. Гражданским правом регулируются такие имущественные отношения, в которых стороны рав­ноправны (их большинство). Административное же право регулирует имущественные отношения, в которых сторо­ны неравноправны: одной из сторон выступает соответст­вующий орган управления. При этом он не является юри­дическим лицом, не участвует непосредственно в гражданско-правовом обороте, где используются товарно-денеж­ные формы. Орган управления воздействует на имущест­венные отношения в сфере государственного управления теми методами, которые имеются в его распоряжении. Соответственно данный вид имущественных отношений регулируется посредством властных распоряжений. Напри­мер, на основе акта министерства осуществляется безвоз­мездная передача зданий, сооружений от одной государ­ственной организации в ведение другой. Имущественная база возникающих здесь отношений бесспорна. Но одновре­менно организация, передающая указанные объекты, явля­ется подчиненной по отношению к министерству. На основе его акта у нее возникает административно-правовая, а не гражданско-правовая обязанность, связанная с передачей имущества. Следовательно, налицо управленческое отно­шение имущественного характера. Оно регулируется не на началах равенства сторон, а путем властного распоряже­ния полномочного органа управления.

Обе отрасли права порой регулируют сходные с внеш­ней стороны общественные отношения имущественного характера. Эти отношения являются по преимуществу пред­метом гражданского права.

В то же время Гражданский кодекс признает наличие имущественных отноше­ний, основанных на властном подчинении, которые регу­лируются административным правом.

Вместе с тем согласно п. 1 ст. 3 ГК органы исполнитель­ной власти, республиканские органы государственного управления, местные органы управления и самоуправле­ния издают правовые акты, содержащие нормы граждан­ского права. ГК предусматривает также, что гражданские права могут защищаться в административном порядке. Тесное взаимодействие норм гражданского и адми­нистративного права наблюдается в гл. 4 ГК, определяю­щей статус юридических лиц.

Административное и трудовое право. Эти две отрасли также имеют много точек соприкосновения и различаются по предмету правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие, связанные с ними общественные отношения (например, по государственному социальному страхованию, рассмот­рению трудовых споров).

Главное состоит в определении статуса рабочих и слу­жащих именно как участников того или иного вида трудо­вого процесса (например, регламентация права на возна­граждение за труд, на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается известное переплетение норм тру­дового и административного права.

В частности, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномо­чия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, так как представляют собой проявление управленческих функций. Административ­ное право непосредственно регулирует государственно-слу­жебные отношения (полномочия служащего, его ответствен­ность и т.д.); трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы).

Административное право определяет все властные пол­номочия администрации, используемые в процессе руко­водства производством и деятельностью государственных служащих. Так, после заключения в установленном поряд­ке трудового договора прием на работу оформляется при­казом (распоряжением) нанимателя..

Аналогичный порядок существует при юридическом оформлении субъективных прав, связанных с трудовой дея­тельностью (например, при реализации права на отпуск, при поощрении, при выходе на пенсию и т.п.). Наиболее тесное взаимодействие норм административного и трудового права наблюдается при регулировании государ­ственно-служебных отношений. Административное право определяет общие права и обязанности служащих, их ответственность, порядок присвоения классов, замещение должностей, проведение конкурсов и аттестаций и т.д.

Таким образом, трудовое право регулирует те общест­венные отношения, которые непосредственно связаны с ха­рактеристикой правового положения сторон в трудовом процессе; административное право регулирует отношения, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по организации трудового процесса, а также государственно-служебные отношения.

Административное и финансовое право. Для регулирова­ния финансовых отношений используется преимуществен­но властный административный метод. Финансовое право «отпочковалось» от конституционного и административ­ного в силу того, что объект правового регулирования имеет здесь свою специфику и большое общественное значение. Финансовое право призвано регулировать общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой дея­тельности государства, основным содержанием которой является мобилизация, распределение и использование де­нежных средств, составляющих часть национального дохода государства. В таком широком понимании финансовая дея­тельность включает в себя и деятельность исполнительно- распорядительного характера.

Нормы административного права широко используются для регулирования непосредственно управленческих отно­шений в области финансов (например, организация и пол­номочия финансово-кредитных органов). Но поскольку в них превалируют «денежные» элементы (например, бюджетные, кредитные, налоговые), в то же время они составляют и предмет финансового права. Следовательно, для финансово­го права характерна относительная самостоятельность.

Границы действия норм уголовного и административно­го права определяются характером и направленностью со­ответствующих запретов. Более 60 составов административ­ных правонарушений имеют, образно говоря, двойное подчинение — т.е. ответственность может наступать как по административному, так и по уголовному праву (например, в случае повторности, систематичности, превышения ми­нимального предела при мелком хищении и т.д.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...