«Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра социально – педагогического образования
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
«28» августа 2015 г.
Протокол № 7
Зав. кафедрой _______.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика образования
(учебная и рабочая программы и методические материалы к ним)
Направление: 44.03.01 Педагогическое образование
(код, наименование)
Уровень образования: бакалавриат
Направленность (профиль):
Физическая культура
Челябинск, 2015
ГЛАВЛЕНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………….6
3 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 13
4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... …………………………………………………………………………………………………….14
5 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 15
6 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 16
7 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 19
8 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 19
9 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 19
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. Место дисциплины в образовательной программе. При изучении дисциплины студенты знакомятся с механизмом функционирования хозяйствования образовательных структур. Изучается имущественный комплекс учреждений, состав и источники их образования. Данная дисциплина (Б1.Б5) входит в гумманитарный, социальный и экономический цикл (базовая часть) дисциплин. Трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 10 часов - из них аудиторная (10 часов: 6 часов лекционных и 4 часов практически) и самостоятельная (89 час). Реализуется во II семестре. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в II семестре.
Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.
Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ экономической теории, издержек производства, понятия доходов и расходов, их видов. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.
Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.
При изучении дисциплины студенты знакомятся с базовыми теоретическими знаниями понятия имущественного комплекса учреждения, его состав и структура, доходы и расходы, источники их формирования и направления их расходования. Освоят механизм формирования калькуляций на образовательные услуги.
1.4. Цели дисциплины:
Цель и задачи освоения учебной дисциплины
Основная цель обучения дисциплине – формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в области экономических отношений, складывающихся в системе образования.
Задачи дисциплины «Экономика образования»:
1. Изучение теоретических основ экономики образовательного учреждения.
2. Выявление основных проблем образования как отрасль национальной экономики.
3. Управление и маркетинг как элемент управления в образовании.
4. Изучение рынка образовательных услуг.
5. Финансирование образовательного учреждения.
6. Изучить подходы к начислению заработной платы в образовательном учреждении.
7. Изучение материально – технической базы образовательного учреждения.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине. Планируемые результаты обучения
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п
Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)
Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать
уметь
владеть
способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2)
З.1 Экономическую систему образовательного учреждения.
У.1Сформировать состав имущества по активам и источникам их формирования.
В.1 Способами формирования калькуляций на образовательные услуги.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№
п/п
Наименование раздела
(формулировки изучаемых вопросов)
Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л
ЛР
ПЗ
СРС
Всего
Раздел 1. «Экономика образования и рынок образовательных услуг»
1.1.
Образование как отрасль национальной экономики и его структура
0,5
0,5
1.2.
Управление и маркетинг в системе образования
0,5
0,5
Раздел 2. «Доходы и расходы в системе образования»
2.1.
Финансирование системы образования и его источники
1,5
17,5
2.2.
Труд и заработная плата в системе образования
1,5
17,5
2.3.
Материально-техническая база образовательных учреждений
Форма контроля
экзамен
Всего
Итого – 108 часов
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
№
Тема
План
Методическое обеспечение
Раздел 1. «Экономика образования и рынок образовательных услуг» (36 час)
1.1
ОПК 2. З1.У 1. В1.
1.2
Содержание раздела. Понятие «система образования». Законы России о сущности и составных частях понятия «система образования». «Экономика образования» как научная и учебная дисциплина. Образование как приоритетная отрасль экономики. Экономические функции образования. Отраслевая структура системы образования. Образование как некоммерческая отрасль экономики: некоммерческие организации и некоммерческий сектор. Система органов управления образованием и её уровни. Компетенции федеральных, региональных и местных органов самоуправления в области образования. Оптимизация административных и экономических методов управления. Образовательные услуги как товар и их особенности. Рынок образовательных услуг и его характерные черты. Сектора рынка, виды платных услуг в образовании; цена услуг образования.
1.3
План лекционного курса
1.3.1
Тема 1 «Образование как отрасль национальной экономики и его структура»
1. Образование как отрасль.
2. Роль образования в экономике.
3. Вклад образования в занятость.
4. Вклад образования с подготовку рабочих кадров.
Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
1.3.2
Тема 2«Управление и маркетинг в системе образования»
1. Аппарат управления в системе образования.
2. Уровни образования.
3. Маркетинговая деятельность в ВПО и СПО.
Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
1.4
Планы практических/семинарских занятий
1.4.1
Тема 1 «Образование как отрасль национальной экономики и его структура»
5. Образование как отрасль.
6. Роль образования в экономике.
7. Вклад образования в занятость.
8. Вклад образования с подготовку рабочих кадров.
Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
1.4.2
Тема 2«Управление и маркетинг в системе образования»
4. Аппарат управления в системе образования.
5. Уровни образования.
6. Маркетинговая деятельность в ВПО и СПО.
Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
1.6.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Вариативная часть
Тема 1. Образование как отрасль национальной экономики и его структура.
Представить материал по вкладу системы образования в ВВП, занятость РФ.
3. балла
Система образования РФ. Уровни системы образования.
5 баллов
Тема 2. Управление и маркетинг в системе образования.
Основные направления маркетинговой деятельности в системе образования.
7 баллов
Обзор материалов по нормативному регулированию экономической деятельности в образовании РФ – 3.
Изучение локального нормативного обеспечения образовательного процесса – 3.
Формирование устава ОУ – 5.
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
Наименование оценочного средства
способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2)
тест
Раздел 2 Доходы и расходы в системе образования (49 часов)
2.1
ОПК 2. З 1. У 1. В 1.
2.2
Содержание раздела. Источники финансирования образования; классификация расходов на образование; сметное финансирование; позитивные и негативные моменты централизованного финансирования. Основные направления оптимизации финансового положения учебных заведений: изменения бюджетного финансирования; образовательные ваучеры; многоканальность финансирования образования. Внедрение методов самофинансирования и хозрасчетной деятельности. Особенности налогообложения в сфере образования. Смета бюджетного учреждения, бюджетная классификация. Особенности распоряжения бюджетными средствами. Труд работников образования и его особенности. Интеллектуальный и творческий характер данного вида труда. Аттестация работников образования как инструмент стимулирования труда. Квалификационные категории в качестве нормативных критериев уровня квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда в школах. Заработная плата и ее организация в учебных заведениях. Функции заработной платы. Законодательное регулирование заработной платы педагогов. Количественные и качественные параметры определения тарифных ставок и окладов педагогических работников. Новая система оплаты труда в системе образования (НСОТ) и ее значение. Основные критерии тарификации работников образования. Тарифные коэффициенты рабочих, учебно-вспомогательного персонала, учителей, профессорско-преподавательского состава учебных заведений. Доплаты и надбавки к зарплате работников образования. Методы мотивации и стимулирования труда. Власть, влияние и партнерство в образовании. Управление конфликтом в образовательном учреждении. Сущность, назначение и специфика материально-технической базы образовательного комплекса. Основные и оборотные фонды. Состав основных фондов. Состояние учебно-материальной базы сферы образования в России и за рубежом. Основные направления ее развития. Расширенное воспроизводство основных фондов, капиталовложения на цели образования. Расчет потребности в инвестициях на развитие общеобразовательных школ. Расчет потребности в основных видах оборудования для укрепления учебно-материальной базы. Материально-техническое снабжение и его роль в упрочнении этой базы.
2.3
План лекционного курса
2.3.1
Тема 1«Финансирование системы образования и его источники»
1. Понятие финансирования.
2. Источники финансирования образовательных учреждений.
3. Внебюджетное финансирование учреждений.
Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
1.Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
2.3.2
Тема 2 «Труд и заработная плата в системе образования»
1. Новая система оплаты труда в образовании.
2. ПКГ и КУ в образовании.
3. Состав стимулирующих и компенсационных доплат в образовании..
4. Эффективный контракт.
Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
1.Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
2.3.3.
Тема 3 «Материально-техническая база образовательных учреждений»
1. Имущественный комплекс образовательного учреждения.
2. Основы материально – технического обеспечения образовательного учреждения.
Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
2.4
Планы практических/семинарских занятий
2.4.1
Тема 1«Финансирование системы образования и его источники»
4. Понятие финансирования.
5. Источники финансирования образовательных учреждений.
6. Внебюджетное финансирование учреждений.
Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
2.Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
2.4.2
Тема 2 «Труд и заработная плата в системе образования»
5. Новая система оплаты труда в образовании.
6. ПКГ и КУ в образовании.
7. Состав стимулирующих и компенсационных доплат в образовании..
8. Эффективный контракт.
Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
2.Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
2.4.3.
Тема 3 «Материально-техническая база образовательных учреждений»
1. Имущественный комплекс образовательного учреждения.
2. Основы материально – технического обеспечения образовательного учреждения.
Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с.
Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с.
Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с.
Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с.
2.5. Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Вариативная часть
Тема 1. Финансирование системы образования и его источники
Построить таблицу по источникам и формам финансирования образовательного учреждения.
1 балл
Тема 2. Материально-техническая база образовательных учреждений.
Сформировать таблицу по основам закупок для нужд образовательных учреждений
3 балла
Изучение Состава и структуры имущественного комплекса образовательного учреждения – 3
Расчет заработной платы педагога – 3.
Формирование штатного расписания образовательного учреждения. Расчет штатов. – 5 балов.
2.5.
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
Наименование оценочного средства
способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2)
Решение задачи
Максимальное количество баллов по дисциплине 27 (задания инвариантной части) + 20 (выступления на практических занятиях) = 47 баллов