Лекция 16. Тема: Гуманизм и социально-историческое значение творчества. Д. Д. Шостаковича (1906-1975). Время: 1,5 часа. 1. Д. Д. Шостакович - великий отечественный композитор, отразивший в музыкальном творчестве социальные конфликты эпохи.
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Лекция 16. Тема: Гуманизм и социально-историческое значение творчества Д. Д. Шостаковича (1906-1975) Время: 1, 5 часа Учебная цель: освоить особенности творчества Д. Д. Шостаковича и определить его социально-историческую значимость.
Вопросы: 1. Д. Д. Шостакович - великий отечественный композитор, отразивший в музыкальном творчестве социальные конфликты эпохи. 2. Жизненный и творческий путь композитора. 3. Симфоническая музыка Д. Д. Шостаковича. 4. Жанр оперы в творчестве Д. Д. Шостаковича («Игроки», «Нос», «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»). 5. Балетное творчество Д. Д. Шостаковича («Золотой век», «Болт», «Светлый ручей»). 6. Фортепианное творчество Д. Д. Шостаковича.
1. Д. Д. Шостакович - великий отечественный композитор, отразивший в музыкальном творчестве социальные конфликты эпохи.
Музыка Д. Д. Шостаковича всегда имела выраженную гуманистическую, социально-историческую, философско-психологическую, художественную, направленность. Его творчество проникнуто верой в разум, благородство и волю человека. Искусство Д. Шостаковича проникнуто гуманизмом и любовью к человеку, обличает враждебные ему силы и системы, подавляющие его достоинство: такие как фашизм, тоталитаризм и другие формы тирании. Б. В. Асафьев так отозвался о музыке Шостаковича: «Нервная, чутко отзывчивая к гигантским конфликтам действительности музыка звучит как правдивое сказание о волнениях современного человечества, - именно не отдельной личности и не отдельных людей, а человечества». Д. Шостакович говорил о событиях в стране и во всем мире, пропуская их через сильные личные переживания. Он был не спокойным летописцем, а напротив - глубоким, страстным драматургом и мыслителем. В своих многочисленных сочинениях он предстает именно таким. Эти сочинения посвящены и историческим событиям (например, Одиннадцатая симфония «1905 год», вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина»), и современным ему (Седьмая - «Ленинградская» - и Восьмая симфонии, созданные в годы Великой Отечественной войны).
В творчестве композитора по-своему обработано богатство традиций Бетховена, Баха, Малера и русских композиторов XIX и XX веков, включая Мусоргского, Чайковского и Прокофьева. О классиках прошлого Д. Шостакович положительно отозвался в одной из своих статей: «Искусство классиков было всегда ищущим, беспокойным. Они всегда поднимали целину, шли наперекор рутине и мещанству, смело ставя в искусстве животрепещущие, наболевшие проблемы своего времени, смело создавая для него новые средства художественного выражения». Эти же слова, однако, характеризуют и творчество самого Д. Шостаковича. Будучи автором ораториальных сочинений и симфоний, квартетов, концертов, вокальных циклов и опер, Шостакович сочинял музыку и к театральным спектаклям с фильмами. Его произведения требовали глубокого вслушивания и длительного «вчитывания» (подобно тончайшей психологической новелле). И у него же были сочинения, быстро ставшие популярными. Такие, как «Песня о встречном» - мелодия, относящаяся к романтике 30-х годов, - и «Ленинградская симфония», посвященная мужеству советского народа, проявленному в течение Второй мировой войны. Творчество Шостаковича, разнообразное и многоплановое по жанрам превратилось в классику мировой и советской музыкальной культуры XX-го века. Значение Шостаковича как симфониста особенно огромно. Всего он создал 15 симфоний и во всех них реализованы глубокие философские концепции, сложнейший мир человеческих переживаний, трагические и острые конфликты. В них звучит голос художника-гуманиста, который борется против социальной несправедливости и зла.
Д. Д. Шостаковичу удалось создать свой индивидуальный стиль, Черты стиля композитора, такие как полифонизация фактуры, динамика развития, тонкая лирика, часто окрашенная иронией или юмором, неожиданность образных перевоплощений тематизма и контрастов, проявились еще в Первой симфонии (1925). В развитие музыкального театра Шостакович также внёс значительны й вклад. На сценические произведения Шостаковича большое влияние оказал В. Э. Мейерхольд. Опера «Нос» - это оригинальное воплощение в музыке повести Н. В. Гоголя. Она отличается смелым использованием сложных средств современной композиторской техники, многопланово-контрапунктическим созданием ансамблевых и массовых сцен, быстрой сменой эпизодов. Главным ориентиром в истории отечественного оперного искусства, да и в творчестве Шостаковича тоже, стала опера «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», по Н. С. Лескову, 1932-й год). Сатирическая острота в обрисовке негативных персонажей сочетается в ней с возвышенным, суровым трагизмом, одухотворенной лирикой. О близости искусства Шостаковича к искусству М. П. Мусоргского говорят психологическая углублённость, сочность и правдивость музыкальных портретов, обобщение народно-песенных интонаций, особенно в финале, в изображении каторги. В эпической широте вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина» на слова Е. Евтушенко (1964) нашли отражение выразительные средства Мусоргского и его идейно-эстетические заветы. Есть они и в теме «маленького человека» в вокальном цикле «Из еврейской народной поэзии» (1948). Кроме того, именно Шостаковичу принадлежит заслуга осуществления оркестровой редакции опер «Борис Годунов» (1940) и «Хованщина» (1959), а также оркестровки вокального цикла «Песни и пляски смерти» (1962) Мусоргского. Для отечественной музыкальной жизни крупными событиями было появление нескольких концертов для скрипки, для фортепиано, для виолончели с оркестром и многих камерных произведений Шостаковича. К таковым относятся 24 прелюдии и фуги для фортепиано (кстати, это первый такой цикл в отечественной музыке), 15 струнных квартетов, фортепианный квинтет, трио памяти И. И. Соллертинского, циклы романсов на слова А. А. Блока, М. И. Цветаевой, А. С. Пушкина и Микеланджело Буонарроти.
Длительная работа композитора в кино характеризуется созданием музыкальных образов, использованием рабочей массовой революционной песни и городского фольклора. Это «Златые горы», «Встречный», трилогия о Максиме, «Человек с ружьём», «Молодая гвардия», «Овод». Музыке поздних фильмов свойственны симфонизированные принципы развития («Гамлет», «Король Лир»). Творчество Д. Д. Шостаковича завоевало всеобщее признание, оказало мощное воздействие на рост мирового и отечественного музыкального искусства. В музыке композитора отражены социальные, психологические и этико-философские конфликты, возникшие в современном ему мире, и раскрыты самые актуальные проблемы времени. Служение музе у Д. Шостаковича было неотделимо от служения человечеству, обществу и миру, в котором он жил. Композитор стремился быть услышанным многими людьми, активно воздействовать на их жизнь. Отсюда -- общезначимость большинства его произведений, отзывчивость к социальным запросам общества, открытая публистичность, гражданственность тематики, защита гуманизма. Для Д. Д. Шостаковича как художника характерны философский оптимизм, сочетание бесстрашного анализа тёмных, негативных сторон действительности с итоговым утверждением позитивного начала. Он национально самобытен. Но не только благодаря тесным связям с русской классикой, претворению народной песени и мелоса русской революционной песни, а и благодаря остроте реакции на важнейшие события духовной жизни нации, способности отражать прогрессивные процессы общественного сознания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|